Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Демократизм школьной системы




Японская школа движется по пути демократии. Этот многоаспектный и многопроблемный процесс происходит в особых социальных, политических, экономических, этнических условиях.

В теории и практике японской школы сталкиваются два взаимоисключающих подхода. Один основан на идее эгалитаризма и единообразия, другой – на идее плюрализма.

Первый подход традиционен для Японии послевоенных лет. «Японцы ошибочно полагают, что все учащиеся рождены равными. Это приводит к сдерживанию преуспевающих, отказу от поощрения творчества и выдвижения одних учеников в сравнении с другими».

Однако второй подход к демократизации школьной системы находит все больше сторонников. Один из них – профессор Иоширо Канемацу из Кобе - пишет о том, что любая система образования выполняет две функции – собственно обучающую и социально-селективную. В первом случае речь идет о приобретении знаний, умений, формировании характера. Во втором – об отборе и распределении по различным общественным группам и стратам.

Профессор из Хоккайдо Таеда Масанао называет несколько признаков системы образования демократического общества. Первый признак – равное право членов общества на образование, т.е. его доступность независимо от социального положения, пола, национальности, религиозной и политической принадлежности.

Второй по значимости признак – децентрализация школьной системы, означающая право местных органов распоряжаться финансами и заниматься отборами педагогических кадров.

Следующий признак демократизма – открытость системы, т.е. преемственность всех ее ступеней. Важная черта демократической школы – право родителей и учеников на выбор учебных заведений.

И, наконец, в демократической школе учебный процесс организуется так, чтобы воспринимать свободно мыслящего человека, способного ставить и решать альтернативные задачи, критически мыслить, творчески работать.

До прихода в первый класс юный японец должен обладать определенным минимумом знаний: уметь производить два-три арифметических действия, знать около 80 канджи (иероглифов).

Программа начальной школы детально расписана по годам, вплоть до того, в каком классе и какие иероглифы изучать.

На родной язык и арифметику отводится до половины учебных часов. Это приоритеты в начальном образовании. Выпускник начальной школы должен знать около тысячи канджи.

У каждого канджи не менее пяти значений. Переходя из класса в класс, ученик должен усвоить эти значения. На выходе из средней школы следует знать втрое больше иероглифов.

В университете можно пополнить запас знаний. Не желая расставаться с иероглифами, они пользуются и фонематическим письмом: катаканой и хираганой. Для тех, ому трудно понять и написать канджи, придуманы особые электронные пишущие машины. Они переводят катакану и хирагану в рисунчатое письмо, и наоборот, канджи – в фонетическое письмо.

Изучение иероглифики развивает зрительную память, приучает к строгому и законченному изложению мысли, формирует абстрактно - конкретное мышление (ведь каждое канджи означает множество понятий). Бесконечное переписывание иероглифов воспитывает аккуратность и трудолюбие.

Обучение в начальной школе рассматривается, прежде всего, как путь к приобретению в разумных пределах обязательных знаний.

Этому в значительной мере способствует реализация идеи интегративного обучения. С введением новой программы в учебном плане (сейацу), согласно которому элементы естественных и общественных знаний изучаются в тесной связи. Сейкацу занимает прочное место в программе первого и второго классов. На него ежегодно отводится свыше 100 часов.

Интегративный курс знакомит с повседневными явлениями, фактами из соответствующих наук, дает навыки классификации и измерения изучаемых явлений, развивает научную интуицию.

На уроках музыки дети часто поют хором. Все овладевают нехитрым музыкальным инструментом – дудочкой. На уроках рисования и труда изготавливают художественные аппликации; практикуются этюды на отрытом воздухе.

С изучением учебной программы в начальной школе не спешат. Установка делается на то, чтобы все ученики в достаточной мере усвоили материал, без чего двигаться дальше не следует.

Обстановка в классе весьма вольная. Дети свободно ходят с места на место, переговариваются. Так, что шум стоит неимоверный. Учитель не пытается перекричать детей. Он дает свои объяснения, и те, кто хотят, прислушиваются. Те, кто этого не делает, очень скоро будут поступать так же. Ведь дополнительных занятий в начальной школе не предусмотрено. Чтобы восполнить пробелы, надо будет больше заплатить репетиторам.

 

Младшая и средние школы

Учащиеся проводят в школе практически весь день – с 8 до 16 часов. В выходные подростки снова в школе, здесь их ждут спортивные секции и различные клубы. Для 70% выпускников школ – заключительный этап обучения. Остальные продолжают учиться в университетах и иных учебных заведениях. Такой расклад типичен для Японии.

В школе для повышения результативности преподавания прибегают к специальной системе тестов, чтобы выяснить мотивы негативного и положительного отношения ученика к тем или иным учебным предметам. В тестах заложены варианты ответов: трудно – не трудно, люблю – не люблю, нужен – не нужен для поступления в ВУЗ, нравится – не нравится учитель. После изучения ответов в организацию обучения вносятся коррективы.

Учебное заведение, входящее в систему среднего образования, которое состоит из двух этапов: обязательная бесплатная младшая школа (муниципальная или общегосударственная) и необязательная платная старшая школа. Первый этап – поступление проводится без экзамена, но в старшую среднюю школу – после экзаменационных испытаний. Такая двухступенчатая система была создана в 1948г.

Бум при поступлении в старшую среднюю школу потребовал значительных дополнительных ассигнований для создания новых учебных заведений. В постоянную проблему превратилась переполненность классов – в среднем 45 учащихся. Специалисты, однако, отмечают, что бум уже прошел и началось постепенное снижение числа учеников в старшей средней школе.

Младшая школа (7-9 классы) дает неполное общее образование. Программа по преимуществу обязательная. Число обязательных дисциплин такое же, как в программе начального образования. Предметы по выбору предусматривают подготовку к продолжению образования либо трудовой деятельности.

Старшая школа (10-12 классы) дает академическое образование (для подготовки к университету), общее (для завершения образования) и профессиональное (для подготовки работников средней квалификации).

Общенациональными стандартами предусмотрен учебный план старшей средней школы, состоящий из восьми концентров:

· японский язык

· обществоведение

· математика

· естественные науки

· физическое воспитание и гигиена

· искусство

· иностранный язык

· домоводство

· экономика

На освоение этого плана отводится 90% учебного времени, остальное – на специальное элективное обучение. В пределах обязательного элективного обучения и внеклассной деятельности отдельные учебные заведения вправе вносить свои коррективы. Элективный цикл предоставляет здесь возможность изучать домоводство, коммерцию, работать на компьютере.

Национальные стандарты старшей средней школы предусматривают таким образом, две категории программ:

общеобразовательные программы адресованы тем, кто планирует поступать в университет или работать, не выбрав какого-либо вида деятельности

специальные программы, ими предусмотрено профессионально-техническое обучение тех, кто предпочел сельское хозяйство, промышленность и т.д.

В каждой старшей школе ученикам предлагают сочетать обязательную и специальную подготовку. Пропорции могут быть вариативными. Во всяком случае, надлежит приобрести определенный минимум обязательного образования.

Юноши и девушки, которые не идут или не попадают в университет, нуждаются в специальном образовании на уровне средней школы. Помимо дневных старших школ есть вечерние и заочные. Обучение здесь длится в течение трех лет и более.

В старшей средней школе число отводимых на каждый предмет часов обозначено в так называемых кредитах (это заимствовано у американцев). Один кредит засчитывается за 35 классных уроков. Каждый предмет оценивается в определенное число кредитов: японский язык – 17, обществоведение – 20, математика – 19 и т.д. Выпускник старшей средней школы должен набрать не менее 80 кредитов.

Содержание отдельных учебных дисциплин постоянно корректируется с учетом достижений национальной и мировой науки и культуры. В средней школе уроки обычно состоят из двух частей: объяснения учителя и упражнения учеников. Чрезвычайно популярны различные тесты.

В средней школе приняты традиции вербального обучения, что имеет свои достоинства: приучает рационально и экономно планировать время. Кроме заданий на ближайший урок ученики готовят письменные рефераты, доклады, на что им дается месяц, четверть или даже полугодие.

Япония добилась в последние годы впечатляющих технических достижений. Бурными темпами внедряются новейшие технологии и в школу. К этому подталкивают технико-экономические перспективы. Ведь недалеко время, когда 70% занятого населения станет прибегать к использованию компьютера.

Новейшие технические средства заняли в Японии прочное место. С ними школа приобретает мощный ускоритель социального развития. Современная наука и техника открыли невиданные перспективы. Компьютеры, лазерная, видео-, галотехника, информационные сети, спутниковая связь устраняют множество сложностей, помогая улучшать организацию учебного процесса и повышать его эффективность.

В Японии намечается стратегия подготовки подрастающего поколения к использованию новых средств связи и информации. Это рассматривается как необходимость не только в трудовой деятельности, но и в повседневной жизни. Это означает, что в школе будут сформированы базовые знания и умения, которые позволят грамотно выбирать и использовать любую информацию.

В кармане японского школьника всегда найдется что-нибудь техническое: видеоигра, аудиоплейер, микрокалькулятор. На школьника обрушивается поток информации. В Японии хорошо понимают роль такой «параллельной школы». По всем каналам столичного и провинциального телевидения предлагаются различные образовательные передачи для детей от дошкольного до старшего школьного возраста.

Все школы Японии оснащены компьютерной техникой. В специально оборудованных классах многих средних заведений учащихся ждут различные компьютерные программы. Они составлены с таким расчетом, что неверный ответ корректировался машиной. Учение превращается в увлекательную игру: чем больше правильных ответов дает школьник, тем азартнее игра, острее желание познать новое, чтобы ответить машине.

Новая техника выполняет в школе две основные функции. Во-первых, ее освоение является одновременно приобретением общего и специального образования. Во-вторых, она предназначена для преподавания различных дисциплин. В японской школе реализуется чаще первая из названных функций.

Новые технические средства уже доказали свою незаменимость в японской школе. Это одна из гарантий модернизации и улучшения учебного процесса.

 

Культ учителя

Традиция почитать наставника, учителя (сенсея) в крови у японцев. Если хотят подчеркнуть уважение к человеку независимо от профессии, его называют учителем.

Труд учителя, престиж профессии преподавателя в японском обществе расценивают весьма высоко. У школы нет особых проблем с кадрами: ежегодно на каждую свободную ставку учителя претендуют четыре-пять специалистов.

Для основной массы учащихся, особенно начальной школы, уважительное отношение к учителю остается безусловным. Когда преподаватель входит в класс, все ученики дружно кланяются, приветствуя своего наставника.

Однако культ учителя не столь безоговорочен, как прежде. Если он проходит сквозь толпу подростков, редко кто-то поклонится ему, как того требует традиция. Сказывается стремление школьной молодежи преодолеть ограничения старых обычаев. Но при этом она плохо представляет себе, как вести себя за их пределами. Отсюда случаи – хотя и не частые – невнимания, неуважительности к учителю.

Каждый народ гордится своими великими педагогами – носителями национального идеала учителя. У нас в России это К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, А.С.ж Макаренко… У японского народа тоже есть педагоги. Один из них – Жигоро Кано (1860-1933).

Основатель современной школы дзюдо, глава одного из первых учебных заведений для подготовки учителей, Ж. Кано сформулировал четыре принципа, которым и сегодня стремятся следовать наставники юного поколения. Вот эти принципы:

· воспитание – наиболее ценное, что есть в мире

· воспитание – самое главное для человека, так как определяет его жизненный путь

· воспитание становится благом, если формирует жажду знания

· наслаждение от учения произрастет при заботливом взращивании желания учиться

Ж. Кано, размышляя о подготовке будущего учителя, предлагал иметь в виду три основные цели:

· молодой учитель должен осознать возможности в результате образования

· наставнику следует источать и возбуждать удовольствие от процесса обучения

· учителю надо постоянно помнить, что он является носителем национальной культуры и традиций.

 

Первые учителя – родители

Первые учителя малыша – родители, а в Японии, прежде всего мать. Когда ребенок поступает в школу, учитель не учит его началам чтения, письма и арифметики – этому уже обучила дома мать. Она ежедневно обменивается записками с преподавателем, чтобы всегда знать, как идут дела. Киеки-мама, помешанная на образовании, делает еще больше. Если ребенок болен, она занимает его место за школьной партой, тщательно записывая учебные задания.

Родители никогда – во всяком случае, в присутствии ребенка – не оспорят мнение учителя, поскольку оно вне критики. Но это уважение взаимное. Родители, обычно мать, знают, что всегда могут рассчитывать на обстоятельную беседу с учителем после занятий.

Япония – одна из немногих стран, где нет серьезных конфликтов между семьей и школой, где сотрудничество постоянно и интенсивно.

В обществе царит убеждение, что у семьи и школы свои, особые педагогические функции: семья – важнейшая ячейка воспитания, учителя – основные ретрансляторы образования.

В семье, прежде всего, формируется национальное самосознание японца. Говоря об этом, профессор Эндо из университета Уцуномия утверждает, что ребенок развивается под воздействием социальной среды, но выбирает в результате самопознания свой собственный путь. Такой процесс происходит в конкретной социокультурной семейной атмосфере.

В японском обществе господствует убеждение – главный очаг воспитания ребенка. Школа, будучи инструментом воспитания, выполняет при этом задачи семьи. Это делается при организации школьных завтраков, обучении правилам уличного движения, медицинских осмотрах, половом воспитании, привитии навыков общественного поведения и прочее.

В сегодняшней Японии идет активная переоценка педагогических функций общества, школы, семьи.

Родители – полноправные и активные участники детской жизни. На перекрестках дорог, ведущих в школу, утром и вечером дежурят озабоченные мамы с желтыми флажками в руках. Они регулируют поток школьников, спешащих в школу, или домой. Родители становятся персональными тренерами детей, готовят их к соревнованиям.

Спортивные секции действуют наподобие семейной общины. Во главе – родитель, члены секции – учащиеся от малолеток до студентов. Занятия всегда совместные.

Жизнь родителей после поступления ребенка в школу решительно меняется. Они вливаются в новую социальную ячейку – содружество учеников. Это налагает на семью много новых обязанностей. Родителям надлежит систематически исполнять различные поручения школы: участие в экскурсиях, уборка двора и здания школы вместе с детьми, генеральные субботники, приобретение школьной формы и учебных принадлежностей, проведение спортивных состязаний и праздников.

Есть зона в школе, куда вход родителям закрыт. Это все, что касается учебного процесса (программы, формы, методы обучения). В остальных сферах жизни школы за родителями признается особая роль. При этом учителя регулярно прибегают к помощи родителей.

Школа – центр жизни ребенка в будни, выходные и каникулы. Здесь назначаются встречи, здесь можно соревноваться, устраивать фестивали.

Уроки начинаются в 9 часов утра. Но приходить надо на час раньше. Это время уборки, школьники моют класс. Никто не может уклониться.

Кроме ежеутренней уборки в ходу различные субботники: расчистка школьного двора, сбор тары, макулатуры, благотворительные акции.

Пожизненное воспитание имеет древние национальные корни. Еще в начале века японское общество стало приводить в действие кроме школьных структур иные рычаги воспитания и образования, иначе говоря, внешкольное обучение. Идеи внешкольного обучения, или социального воспитания, получили развитие вскоре после второй мировой войны в виде создания «классов молодежи», курсов при библиотекарях, музеях, культурных центрах.

Традиции внешкольного обучения, социального воспитания удачно влились в концепцию пожизненного воспитания, которая была сформулирована в конце 60-х годов мировым сообществом. В настоящее время эта концепция – один из краеугольных камней школьной политики Японии.

 

Заключение

Итак, школа рассматривается как база и стартовая площадка пожизненного воспитания. Вне школы создаются иные воспитательно-образовательные структуры.

Пожизненное воспитание рассматривается как ответ на радикальные сдвиги в последнее время. Среди таких сдвигов называются изменение структуры промышленного производства, интернационализация общественной жизни, движение к информационно-ориентированному миру.

В условиях резких социальных изменений усиливается потребность в непрестанном приобретении новых знаний и умений и использование новейших технологий.

Теоретики пожизненного воспитания в Японии исходят из того, что нужно создавать такое общество, где человек любого возраста сможет свободно выбирать новые возможности образования.

Школьное обучение следует использовать прежде всего для развития способностей к обучению в течение дальнейшей жизни. Чтобы школьное обучение сделалось таким, надо пересмотреть содержание образования.

Целью данной курсовой работы ставилось:

показать на фоне национальных, социокультурных, педагогических особенностей многоцветье воспитания и обучение, проанализировав основные идеи современной японской педагогики.

Цель данной курсовой работы достигнута, так как раскрыты основные моменты, на которые японцы делают большой акцент, организовывая процесс воспитания и образования.

Задачи курсовой работы:

· выявить отношения японцев к воспитанию и образованию

· показать специфику работы японской школы

· проанализировать систему воспитательной работы

В процессе курсовой работы мы старались придерживаться поставленных задач. Итак, делая общий вывод можно сказать следующее, что школа воспитания в Японии играет роль мощного ускорителя общественного прогресса по следующим причинам:

· всеобщность достаточно качественное базовое образование

· регулярные реформы, обеспечивающие эволюцию школьной системы

· мощная структура вне государственного компенсирующего обучения

· финансирование

· обеспеченность квалифицированными кадрами преподавателей

· изучение и использование мирового опыта в образовании и воспитании

· опора на лучшие национальные педагогические традиции.

 

Библиографический список

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. «Педагогика», Санкт-Петербург 2001г., 304с.

2. Вульфсон Б.Л. «Сравнительная педагогика», Москва 2003г., 232с.

3. Джуринский А.Н. «История педагогики», Москва 2000г., 432с.

4. Джуринский А.Н. «Чему и как учат школьников в Японии», Москва 1997г., 84с.

5. Джуринский А.Н. «Сравнительная педагогика», Москва 1998 г., 176с.

6. Джуринский А.Н. «Японское чудо: мифы и реальность. Школьное образование и воспитание в Японии», Москва 1998г., 64с.

7. Латышина Д.И. «История педагогики», Москва 2002г., 603с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...