Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специальные конституционные гарантии правосудия. 2 глава




Разрешение этого вопроса, однако, означало бы, по существу, проверку конституционности указанного положения Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации". Между тем такая проверка не может быть осуществлена в процедуре толкования Конституции Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 25. Ст. 2728.

 

В новой редакции Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" нет упоминания о гражданах республик в составе Российской Федерации. Аналогичные нормы также были изъяты из большинства республиканских конституций. Исключение составляет Конституция Республики Татарстан, согласно ст. 21 которой Татарстан имеет свое гражданство, при этом гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории Республики Татарстан, является гражданином Татарстана, и все граждане Татарстана одновременно являются гражданами Российской Федерации. Конституционный суд Республики Татарстан дал официальное толкование указанных положений в своем Постановлении от 30 мая 2003 г. N 9-П "По делу о толковании отдельных положений статей 5, 21, 91 Конституции Республики Татарстан", указав, что нормы о гражданстве Республики Татарстан "представляют собой конституционное закрепление одного из существенных элементов правового статуса Республики Татарстан как республики (государства), объединенной с Российской Федерацией и являющейся ее субъектом" <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Конституционного суда Республики Татарстан от 30 мая 2003 г. N 9-П "По делу о толковании отдельных положений статей 5, 21, 91 Конституции Республики Татарстан" // Республика Татарстан. 2003. 7 июня.

 

Конституция Чеченской Республики, принятая на референдуме 23 марта 2003 г., также содержала положения о гражданстве Чеченской Республики, но эти нормы были изменены Конституционным законом Чеченской Республики от 2 декабря 2007 г. N 2-РКЗ.

 

§ 2. Принципы гражданства Российской Федерации

 

Принципы гражданства Российской Федерации - это основополагающие, руководящие начала, идеи, охраняемые и защищаемые государством, положенные в основу института гражданства.

Основные принципы гражданства закреплены в ст. 4 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Рассмотрим каждый из этих принципов гражданства.

1. Принцип недискриминации. Принципы и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать дискриминационных положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Такой подход представляется единственно приемлемым с учетом как исторического опыта нашей страны и имеющих место гуманитарных традиций, так и многонационального и многоконфессионального состава населения Российской Федерации.

2. Принцип единого и равного гражданства. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Рассматриваемый принцип применяется в конституционном праве большинства демократических государств.

3. Принцип устойчивости гражданства. Этот принцип закреплен в Конституции РФ (ч. 2 ст. 61). Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его российского гражданства.

4. Принцип невозможности лишения гражданства Российской Федерации. Российское гражданство не может использоваться в качестве механизма давления на человека. В частности, гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его. Конституционный Суд РФ указывал (в частности, в Постановлении от 16 мая 1996 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности пункта "г" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" в связи с жалобой А.Б. Смирнова" <1>), что лицо, имеющее российское гражданство, не может утратить его без своего волеизъявления без законных на то оснований. Важность данного принципа обусловлена наличием негативного советского опыта, когда лишение гражданства и высылка за пределы страны являлись распространенной формой "решения вопроса" в отношении политически неприемлемых, но достаточно (слишком) известных за пределами советского государства лиц с целью их "ненасильственного" устранения с внутренней общественно-политической сцены. Советское государство в разные годы лишало своего гражданства многих деятелей искусства и культуры, в частности писателя А.И. Солженицына (в 1974 г., гражданство СССР было возвращено в 1990 г.), театрального режиссера Ю.П. Любимова (в 1984 г.), виолончелиста, пианиста и дирижера М.Л. Ростроповича и его супругу оперную певицу Г.П. Вишневскую (в 1978 г., гражданство СССР было возвращено в 1990 г.) и др. Например, М.Л. Ростропович и Г.П. Вишневская, как официально было объявлено, были лишены гражданства за антипатриотическую деятельность, за то, что "порочили советский общественный строй, звание гражданина СССР", "систематически оказывали материальную помощь подрывным антисоветским центрам и другим враждебным Советскому Союзу организациям за рубежом" <2>.

--------------------------------

<1> Вестник Конституционного Суда РФ. 1996. N 3.

<2> Известия. 1978. 16 марта.

 

5. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству. Принцип недопустимости выдачи гражданина Российской Федерации другому государству закреплен в ч. 1 ст. 61 Конституции РФ и раскрыт в Федеральном законе "О гражданстве Российской Федерации".

Как отмечает С.В. Черниченко, комментируя соответствующие положения ч. 1 ст. 61 Конституции РФ, данный принцип не должен рассматриваться как поощрение безнаказанности преступных действий. Во многих международных договорах, посвященных борьбе с преступностью, в том числе и тех, в которых участвует Российская Федерация, предусматривается правило: "Или выдай, или суди". Согласно этому правилу государство-участник, не имеющее возможности выдать собственного гражданина другому участнику международного договора, обязано его судить по своим законам и проинформировать о результатах заинтересованную сторону. Таким образом, отказ в выдаче не означает освобождения от наказания и сокрытия государством преступника <1>.

--------------------------------

<1> См.: Конституция Российской Федерации: Комментарий / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М., 1994. С. 108.

 

6. Принцип поощрения приобретения гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации. Наше государство проводит политику поощрения приобретения российского гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации. Это отвечает интересам Российской Федерации и соответствует международной практике, направленной на сокращение числа апатридов в мире.

7. Принцип признания наличия гражданства в соответствии с актуальными актами. Согласно этому принципу наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

 

§ 3. Порядок приобретения и прекращения гражданства

Российской Федерации

 

Приобретение гражданства Российской Федерации. В соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" российское гражданство может быть приобретено: по рождению; в результате приема в гражданство; в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; по иным основаниям, предусмотренным данным Законом или международным договором Российской Федерации.

Рассмотрим каждое из указанных оснований.

1. Приобретение гражданства по рождению является основным и наиболее распространенным основанием пополнения числа граждан. Как указывают Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин, это основание исходит из сочетания двух принципов приобретения гражданства: "права крови", т.е. с учетом гражданства родителей, и "права почвы", т.е. в зависимости от места рождения. Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является ее гражданином независимо от места рождения. Если один из родителей ребенка на момент его рождения состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой представляет собой лицо без гражданства, ребенок является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения. При различном гражданстве родителей, если только один из них состоит в гражданстве Российской Федерации, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места его рождения определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если он родился на ее территории либо если иначе он стал бы лицом без гражданства.

Принцип "права почвы" применяется в отношении гражданства детей, родители которых неизвестны, а также детей, родившихся на территории Российской Федерации от лиц без гражданства, а также от родителей, состоящих в гражданстве других государств, если последние не предоставляют ему своего гражданства <1>. Кроме того, по сути, принцип "права почвы" был применен при признании гражданства Российской Федерации у граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя (ст. 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя") <2>.

--------------------------------

<1> См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. С. 168 - 169.

<2> СЗ РФ. 2014. N 12. Ст. 1201.

 

2. Приобретение гражданства в результате приема в гражданство. Прием в гражданство Российской Федерации осуществляется в общем, льготном или упрощенном порядке.

В общем порядке российское гражданство могут получить по их волеизъявлению, выраженному в форме соответствующего заявления, иностранцы, удовлетворяющие определенным требованиям (дееспособны и законопослушны; достигли возраста 18 лет; в течение пяти лет непрерывно проживают в России со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство (на непрерывность этого срока не влияют отлучки не более чем на три месяца в течение года); имеют законный источник средств к существованию; отказались от имеющегося у них иного гражданства (исключением из этого правила может быть международный договор либо ситуация, когда отказ невозможен в силу не зависящих от иностранца причин); владеют русским языком).

Льготное приобретение российского гражданства предполагает определенные изъятия из указанных выше общих правил. Так, необходимый срок непрерывного проживания в России для отдельных категорий лиц может быть сокращен с пяти лет до одного года (для обладателей высоких достижений в области науки, техники и культуры либо профессией (квалификацией), представляющих для Российского государства интерес; при предоставлении лицу политического убежища; для лиц, признанных беженцами). Более того, лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения указанных выше общих условий.

В упрощенном порядке гражданство предоставляется, если заявитель:

- имеет хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

- имел гражданство СССР, проживал и проживает в государствах, входивших в состав СССР, не получил гражданства этих государств и остается в результате этого лицом без гражданства.

3. Приобретение гражданства в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации. Согласно положениям ст. 15 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие российское гражданство, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации. При этом необходимый срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

4. Приобретение гражданства возможно по иным основаниям, предусмотренным законом или международным договором Российской Федерации. В качестве примеров могут быть приведены ситуации, когда лицо выбирает гражданство Российской Федерации при изменении государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором или обретает российское гражданство в порядке регистрации.

Напомним, что Закон о гражданстве 1991 г., действовавший до принятия в 2002 г. нового Федерального закона "О гражданстве в Российской Федерации", устанавливал и такое основание, как приобретение гражданства Российской Федерации в порядке регистрации. Необходимо отметить, что в настоящее время положения Закона о гражданстве 1991 г. о приобретении гражданства в порядке регистрации, об обстоятельствах, облегчающих прием в гражданство Российской Федерации, а также о восстановлении в гражданстве Российской Федерации действуют наравне с положениями нового Федерального закона "О гражданстве в Российской Федерации".

Регистрация представляет собой упрощенный порядок приобретения гражданства. Она не связана со сложными процедурами, сопутствующими решению о приеме в гражданство, которое оформляется указом Президента РФ. Поэтому регистрация осуществляется соответствующими органами внутренних дел.

Введение такой формы было обусловлено рядом обстоятельств, связанных с историей России.

Многие лица - граждане СССР, считавшие себя гражданами России или желавшие ими быть, ко времени распада Союза ССР проживали на территории других союзных республик, превратившихся в независимые государства. Вопрос об их гражданстве должен был быть решен исходя из их безусловного права на гражданство Российской Федерации. Поэтому Закон о гражданстве 1991 г. закрепил правило, согласно которому такие лица, проживающие в бывших союзных республиках, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 г. (день вступления Закона о гражданстве 1991 г. в силу), могут приобрести ее гражданство в порядке регистрации, если они до 31 декабря 2000 г. заявили о таком желании.

Правовая позиция Конституционного Суда РФ в данном случае состоит в следующем. Используемое законодателем применительно к указанным лицам выражение "считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации" означает, что такие лица считаются состоявшими в российском гражданстве по рождению не только в прошлом, до утраты ими гражданства бывшего СССР, но и после этой утраты. Они продолжали и продолжают сохранять российское гражданство вплоть до момента, пока оно не будет прекращено на основании их собственного волеизъявления. Они не утрачивают его в силу одного только факта проживания за пределами Российской Федерации на момент вступления в силу Закона 1991 г., так как проживание гражданина Российской Федерации за ее пределами не прекращает российского гражданства.

Факт нахождения гражданина бывшего СССР за пределами Российской Федерации в момент вступления в силу Закона о гражданстве 1991 г. может рассматриваться как одно из условий для приобретения гражданства Российской Федерации в порядке регистрации только в отношении лиц, которые не считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению. Иное понимание не соответствует ст. 27 Конституции РФ, согласно которой гражданин Российской Федерации имеет право свободно выезжать за пределы Российской Федерации, не утрачивая гражданства, и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

При этом Конституционный Суд РФ отметил, что придание рассматриваемому правовому предписанию в процессе правоприменительной практики смысла, фактически подтверждающего прекращение гражданства Российской Федерации по рождению без свободного волеизъявления гражданина, противоречит ст. 6 (ч. 3) Конституции РФ, в соответствии с которой гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Это конституционное положение согласуется с ч. 2 ст. 15 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., которая устанавливает, что "никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство".

Формулируя данный запрет, Конституция РФ и международно-правовые акты исходят из того, что в сфере любых правоотношений, в том числе связанных с гражданством, личность выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект, что обязывает государство обеспечивать уважение достоинства личности (ч. 1 ст. 21 Конституции РФ) при реализации права на гражданство. Произвольное, без учета волеизъявления гражданина лишение или даже временное прекращение законно приобретенного гражданства, нарушая ст. 6 Конституции РФ, умаляет достоинство личности, что в соответствии со ст. ст. 18, 21 (ч. 1) и 55 (ч. 2) Конституции РФ является недопустимым как при издании, так и при применении законов.

Установление для лиц, состоявших в российском гражданстве по рождению, каких-либо различий в праве на гражданство в зависимости от места жительства не соответствует Конституции РФ. Все состоявшие в гражданстве Российской Федерации по рождению, независимо от времени их возвращения в Российскую Федерацию, должны пользоваться равными правами, включая равное право на гражданство.

Определенные формы уведомления гражданином государства необходимы для подтверждения того, что гражданин бывшего СССР прибыл на территорию Российской Федерации именно для постоянного проживания, что он не изъявил желания прекратить принадлежность к российскому гражданству по рождению, а также что он не принадлежит к гражданству другого государства, входившего в состав бывшего СССР (п. 3 разд. II Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации <1>).

--------------------------------

<1> Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4571.

 

Необходимые формы уведомительной регистрации граждан Российской Федерации, проживавших за ее пределами и вернувшихся для постоянного проживания в Российскую Федерацию, должны быть согласованы с правом на гражданство, а также с равноправием граждан. Это возможно, если такая уведомительная регистрация имеет исключительно учетный характер и не является обстоятельством, от наличия или отсутствия которого зависит приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации. Процедура уведомительной регистрации при оформлении гражданства не противоречит Конституции РФ.

В связи с изложенным выше Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16 мая 1996 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности пункта "г" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" в связи с жалобой А.Б. Смирнова" <1> признал не соответствующим Конституции РФ положения Закона о гражданстве 1991 г. в части, распространяющей правило о приобретении гражданства путем регистрации на лиц, которые:

--------------------------------

<1> Вестник Конституционного Суда РФ. 1996. N 3.

 

- родились на территории, входившей на момент их рождения в состав территории Российской Федерации;

- являлись гражданами бывшего СССР, не изъявляли свободно своего желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации;

- выехали ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР;

- не являются гражданами других государств, входивших в состав бывшего СССР, и впоследствии вернулись на постоянное жительство в пределы Российской Федерации.

При этом Конституционный Суд РФ исходил из того, что право приобретения гражданства путем регистрации закреплялось и за лицами без гражданства, постоянно проживавшими на территории России или других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР, а также за иностранными гражданами и лицами без гражданства независимо от их места жительства, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению и если они в течение одного года после вступления в силу Закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

Таким образом, Закон 1991 г. исходил также из необходимости восстановления справедливости в отношении лиц, бывших граждан СССР, признанных состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, неправомерно лишенных гражданства СССР, а также из интересов восстановления семей. В этих целях для отдельных категорий лиц и был установлен упрощенный порядок приобретения гражданства Российской Федерации путем регистрации.

Прекращение гражданства Российской Федерации. В ст. 18 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" установлены следующие основания прекращения гражданства Российской Федерации:

1) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;

2) по иным основаниям, предусмотренным законом или международным договором Российской Федерации.

В зависимости от того, проживает ли лицо на территории Российской Федерации или за рубежом, различают две процедуры (порядка) выхода из российского гражданства.

Российский гражданин, проживающий на Родине, может выйти из гражданства Российской Федерации на основании добровольного волеизъявления в общем порядке.

Упрощенный порядок применяется, когда заявителем является российский гражданин, постоянно проживающий за пределами территории Российской Федерации, а также в отношении детей, когда один из родителей (или единственный родитель) - иностранец.

Выход из гражданства Российской Федерации невозможен, когда российский гражданин:

- имеет не выполненное перед Российской Федерацией установленное законом обязательство (например, уклонился от службы в армии по призыву <1>);

--------------------------------

<1> Поэтому, например, при рассмотрении ходатайства о выходе из гражданства для подтверждения достоверности сведений о том, что заявитель освобожден от исполнения воинской обязанности, в отношении лиц, состоящих на воинском учете, проводятся проверки по учетам военных комиссариатов по месту жительства этого лица.

 

- является обвиняемым по уголовному делу или в его отношении вступил в силу подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

- не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Иными основаниями прекращения российского гражданства могут выступать, например, выбор иного (не российского) гражданства (оптация) при изменении в соответствии с международным договором Государственной границы Российской Федерации или отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации.

 

§ 4. Порядок решения дел о гражданстве Российской Федерации

 

Рассмотрение вопросов, связанных с гражданством, отнесено к компетенции различных государственных органов, полномочия которых в рассматриваемой части определены Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации". Согласно ст. 28 указанного Закона такими органами выступают:

- Президент РФ;

- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы <1>;

--------------------------------

<1> Необходимо учитывать, что Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (СЗ РФ. 2016. N 15. Ст. 2071) была упразднена Федеральная миграционная служба; ее функции и полномочия, в том числе по рассматриваемым вопросам, переданы МВД России.

 

- Министерство иностранных дел РФ и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

Президент РФ, согласно Конституции РФ, решает вопросы российского гражданства (п. "а" ст. 89). При этом Президент РФ в данной области наделен следующими полномочиями:

1) решает вопросы приема в гражданство, восстановления в гражданстве и выхода из гражданства Российской Федерации (в общем порядке), а также отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации;

2) устанавливает порядок рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации;

3) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве;

4) издает указы по вопросам гражданства Российской Федерации.

При Президенте РФ функционирует специальный совещательный и консультативный орган, обеспечивающий реализацию конституционных полномочий главы государства по решению вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища, - Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ. Конституционно-правовой статус, задачи и реализуемые функции Комиссии установлены Положением о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1318 <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4570.

 

Основными задачами Комиссии являются:

1) информационное и аналитическое обеспечение деятельности Президента РФ по реализации возложенных на него полномочий по решению вопросов о гражданстве Российской Федерации и предоставлении политического убежища;

2) подготовка Президенту РФ предложений по совершенствованию государственной политики в области гражданства, развитию института российского гражданства, а также совершенствованию соответствующего законодательства.

При этом Комиссия выполняет следующие функции:

1) проводит предварительное рассмотрение заявлений о приеме в гражданство, восстановлении в гражданстве, прекращении гражданства, предоставлении политического убежища и готовит по ним предложения Президенту РФ;

2) анализирует и обобщает практику применения законодательства о гражданстве и предоставлении политического убежища;

3) осуществляет взаимодействие с международными организациями по вопросам гражданства;

4) участвует в подготовке международных договоров Российской Федерации по вопросам гражданства, а также материалов для проведения международных мероприятий по этим вопросам, в совещаниях, конференциях и иных мероприятиях по вопросам гражданства;

5) ежегодно готовит и представляет Президенту РФ доклад о деятельности Комиссии.

 

§ 5. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

в Российской Федерации

 

Распад Советского Союза и возникшие в связи с этим межнациональные конфликты определили процесс массового переселения большого числа граждан на территории России. В связи с этим возникла потребность в правовом регулировании статуса лиц, оказавшихся вовлеченными в данные процессы. Российское законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса: беженцы и вынужденные переселенцы.

Как известно, определение понятия "беженец" содержится в двух основных международных документах: Конвенции о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.) и Протоколе к ней 1967 г., касающемся статуса беженцев <1>. Поскольку Российская Федерация является участником обоих документов, постольку в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ указанные акты обладают прямым действием на территории Российской Федерации.

--------------------------------

<1> Принята 28 июля 1951 г. Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов, созванной в соответствии с Резолюцией 429 (V) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1950 г.; Конвенция вступила в силу 22 апреля 1954 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 13 ноября 1992 г. N 3876-1 Российская Федерация присоединилась к настоящей Конвенции с заявлением. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 1 февраля 1993 г. (Бюллетень международных договоров. 1993. N 9).

 

Принципы, закрепленные в международных правовых актах, нашли свою реализацию в положениях Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах" <1>.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 12. Ст. 425.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...