Методические указания по выполнению
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ № 1
Цель задания – научиться рассчитывать показатели экономической эффективности использования торговой площади магазина.
Для выполнения практического задания необходимо знание теоретического материала по теме «Устройство и планировка магазина».
Краткие теоретические сведения.
Площадь торгового зала должна эффективно использоваться. Эффективность ее использования определяется коэффициентами установочной и демонстрационной площади магазина.
Коэффициент установочной площади магазина определяется как отношение суммы площадей, занятых под оборудованием, к общей площади торгового зала.
Куст = Sуст: Sт.з.
Например: В торговом зале размещены горки пристенные– 18 шт. (длина 1 м, ширина 0,8 м), горки островные-10 шт. (длина 1,2 м, ширина 1,4 м), холодильные прилавки-витрины – 5 шт. (длина 1, 3 м, ширина 0,9 м).
Площадь торгового зала магазина «Мини-маркет» – 125 м2.
Расчет:
1). Определяем установочную площадь одной пристенной горки:
1*0,8 =0,8 (м2)
2). Определяем установочную площадь всех пристенных горок:
Sуст пристенных горок = 0,8*18 =14,4 (м2)
Таким же образом определяем установочную площадь, занятую под горками островными и холодильными прилавками-витринами.
Затем определяем установочную площадь, занятую всеми видами оборудования:
Sуст = 14,4 +16,8+5,85 =37,05 (м2)
Коэффициент установочной площади Куст = 34,65м2: 125м2= 0,30. (Если показатель имеет несколько знаков после запятой округление производим до сотых).
Сравниваем полученное нами значение с оптимальным значением для данного магазина, и делаем вывод.
Для магазинов, реализующих товары смешанного ассортимента, оптимальная величина Куст = 0,29-0,32; для магазинов, реализующих ассортимент непродовольственных товаров, Куст = 0,27-0,30; для магазинов, реализующих ассортимент продовольственных товаров, Куст = 0,30-0,32.
Магазин «Мини-маркет» - это магазин, реализующий смешанный ассортимент товаров.
Вывод: Куст =0,30. Он находится в пределах 0,29-0,32. Это значит, что торговая площадь магазина используется эффективно. В магазине достаточно торгового оборудования и площади для покупателей.
Краткие теоретические сведения.
Коэффициент демонстрационной площади магазина определяется как отношение суммы площадей всех плоскостей оборудования, на которых выкладывают товары к общей площади торгового зала.
Кд = Sд: Sт.з.
Например: В торговом зале размещены горки пристенные – 18 шт. (длина 1 м, ширина 0,8 м), горки островные -10 шт. (длина 1,2 м, ширина полки 0,65 м), холодильные прилавки-витрины – 5 шт. (длина 1, 3 м, ширина 0,9 м).
Площадь торгового зала магазина «Мини-маркет» – 125 м2.
Примечание: горки пристенные имеют 4 полки, островные по 2 полки с каждой стороны, шириной 0,65 м.
Расчет:
1). Определяем демонстрационную площадь одной пристенной горки:
1*0,8*4 =3,2 (м2)
2). Определяем демонстрационную площадь всех пристенных горок:
Sд пристенных горок = 2,4*18 =57,6 (м2)
Таким же образом определяем демонстрационную площадь, занятую под горками островными и холодильными прилавками-витринами.
Затем определяем демонстрационную площадь, занятую всеми видами оборудования:
Sд =57,6+31,2+5,85 =94,65 (м2)
Коэффициент демонстрационной площади Кд = 94,65м2: 125м2 = 0,76 (Если показатель имеет несколько знаков после запятой округление производим до сотых).
Сравниваем полученное нами значение с оптимальным значением для данного магазина, и делаем вывод.
Для магазинов самообслуживания со смешанным ассортиментом товаров, оптимальная величина Кд = 0,75-0,82; для магазинов, реализующих ассортимент непродовольственных товаров, Кд = 0,72-0,78; для магазинов, реализующих ассортимент продовольственных товаров, Кд = 0,70-0,75.
Вывод: Кд =0,76. Он находится в пределах 0,75-0,82. Значит, что демонстрационная площадь торгового зала для выкладки используется эффективно.
Однако данный показатель не рекомендуется выше значения 0,82. Результат выше этого значения говорит о том, что высокий показатель демонстрационной площади достигнут за счет использования высоких пристенных и островных горок, увеличения количества оборудования, что может привести к ухудшению обозримости товаров и торгового зала, вызвать неудобства при выкладке, а также затруднить отбор товаров покупателями.
Для расчета демонстрационной площади тары-оборудования применяют следующую формулу:
Sд контейнера = длина * ширина * высота: 0,3, где
0,3 – принятое среднее расстояние между полками, м.
Например: В торговом зале размещены контейнеры – 10 шт. (длина 0,87 м, ширина 0,67 м), количество полок - 2, высота укладки товаров – 0,5 м.
Расчет:
1). Определяем демонстрационную площадь одного контейнера
Sд контейнера = 0,87*0,67* 0,5:0,3 =0,97 (м2)
2). Определяем демонстрационную площадь всех контейнеров
Sд контейнеров = 0,97*10 = 9,7 (м2)
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Практическое задание № 2
ВАРИАНТ № 1
Покупательница приобрела на вещевом рынке брюки 10 февраля. 27 февраля она обратилась к продавцу с просьбой обменять брюки на такие же, но размером больше. Продавец ей отказала, сказав, что товары, приобретенные на рынке, обмену и возврату не подлежат, и ей следовало придти хотя бы на следующий день после покупки. Прав ли продавец в данной ситуации? Ответ обоснуйте.
ВАРИАНТ № 2
В магазине покупателю при расчете за 500 г сарделек «Свиные» продавец предложил полиэтиленовый пакет стоимостью 200 рублей для упаковки. Покупатель возразил, сославшись на то, что упаковочный материал должен предоставляться бесплатно.
Оцените ситуацию. Кто прав в данной ситуации? Ответ обоснуйте.
ВАРИАНТ № 3
Покупательница приобрела в магазине «Обувь» туфли летние на кожаной подошве 15 марта, а 20 мая этого же года она обратилась в магазин с заявлением обменять её туфли, т.к. в них отклеилась подошва.
Как должен поступить торговый работник? Ответ обоснуйте.
ВАРИАНТ № 4
В колбасном отделе супермаркета покупатель попросил взвесить батон сыровяленой колбасы «Любительская». При взвешивании покупатель потребовал освободить ее от обвязочного материала и обрезать концы оболочки, на что продавец возразила, мотивируя тем, что товар при приемке перевешивался с обвязочным материалом и так оприходован.
Оцените ситуацию. Как должен был проступить продавец в данной ситуации? Ответ обоснуйте.
ВАРИАНТ № 5
Купив детские мясные консервы, покупательница дома обнаружила, что у них истек срок годности. Вернувшись в магазин, она потребовала их замены или возврата денег. Продавец отказала, сославшись на то, что данный товар они только в этот день получили, а также мотивируя тем, что продовольственные товары обмену и возврату не подлежат.
Правильно ли поступил продавец? Ответ обоснуйте
ВАРИАНТ № 6
При продаже безалкогольного пива продавец потребовала у молодого человека документ, удостоверяющий его возраст. На что покупатель возразил, ссылаясь на то, что пиво безалкогольное.
Оцените действия продавца в данной ситуации? Ответ обоснуйте.
Продажа каких товаров ограничена возрастом?
ВАРИАНТ № 7
В магазине покупатель обратился с просьбой к продавцу продать ему половину хлеба «Гусарский» (без упаковки). Продавец отказала, сославшись на то, что осталось мало времени до закрытия магазина, и она продаст его при условии, если кто-то из покупателей купит другую часть.
Правильно ли поступил продавец? Ответ обоснуйте.
ВАРИАНТ № 8
Покупатель хочет вернуть в магазин часы, купленные неделю назад, т.к. ему подарили двое совершенно одинаковые часов. В качестве документа, подтверждающего покупку, предъявил паспорт на изделие, где указаны дата продажи, штамп магазина и подпись продавца.
Как должен поступить торговый работник? Ответ обоснуйте.
ВАРИАНТ № 9
В магазине покупатель приобрел две булочки «Ароматные». Через 15 минут он вернулся в магазин с просьбой обменять его на две булочки с маком. Однако продавец отказала, сославшись на то, что продовольственные товары обмену и возврату не подлежат.
Правильно ли поступил продавец? Ответ обоснуйте.
ВАРИАНТ № 10
В секции «Парфюмерия» покупатель приобрел туалетную воду. При продаже продавец подала ему товар в запечатанной упаковке. Вскрыв дома упаковку, покупатель обнаружил, что пульверизатор не работает. На следующий день он обратился в магазин, с требованием обменять ему товар на качественный.
Как должен поступить продавец в данной ситуации? Ответ обоснуйте.
ВАРИАНТ № 11
В магазине «Продукты» покупатель совершил покупку. Через 20 минут он вернулся в магазин с обвинением, что ему неправильно дали сдачу.
Как должен поступить продавец в данной ситуации? Ответ обоснуйте.
ВАРИАНТ № 12
Покупательница приобретает детскую панаму и спрашивает у продавца: «Если она не подойдет ребенку, можно будет ее обменять или вернуть?».
Дайте полный, обоснованный ответ покупательнице.
ВАРИАНТ № 13
При вскрытии ящика с конфетами, которые поступили с базы «Бакалея», обнаружена плесень.
Каковы действия торговых работников? Укажите сроки приемки товаров по качеству.
ВАРИАНТ № 14
Покупатель попросил у продавца продать дорожную сумку, выставленную в витрине. Продавец подал покупателю такую же сумку, находящуюся в отделе, объяснив, что не может нарушить композицию витрины. Однако покупатель не согласился с доводами продавца и потребовал книгу замечаний и предложений.
Кто прав в данной ситуации? Ответ обоснуйте. Каков порядок предоставления книги замечаний и предложений покупателям?
ВАРИАНТ № 15
Режим работы магазина 8.00-22.00. В 21.50 магазин был закрыт, т.к. в нем находилось большое количество посетителей.
Правильно ли поступили работники магазина? Ответ обоснуйте.
ВАРИАНТ № 16
Покупательница приобрела на распродаже костюм. После стирки костюм полинял и потерял внешний вид. На ярлыках вся информация была на иностранном языке. Покупательница обратилась в магазин с требованием вернуть деньги за некачественный товар, но ей отказали, ссылаясь на то, что изделие было неправильно постирано.
Кто несет ответственность за недостатки товара в данном случае? Каковы требования к информации о товаре, предоставляемой потребителю? Ответ обоснуйте.
ВАРИАНТ № 17
В магазине стройматериалов был приобретен плинтус. Через 3 дня покупатель обратился в магазин с требованием заменить плинтус, т.к. купленный не подошел по ширине и цвету. Когда на момент обращения в магазине не нашлось подходящей замены, покупатель потребовал вернуть деньги, но ему отказали.
Правильно ли поступил торговый работник, отказав в возврате денег? Ответ обоснуйте
ВАРИАНТ № 18
Покупатель купил мужскую сорочку. Через 30 минут вернулся, попросил взять ее назад и возвратить ему деньги.
Как должен поступить продавец в данной ситуации? Ответ обоснуйте.
ВАРИАНТ № 19
Магазин «Продукты» в сельском населенном пункте был закрыт на ремонт без предварительного извещения. Такая ситуация вызвала недовольство жителей, поскольку другой магазин, осуществляющий торговлю продовольственными товарами, в тот же день закрылся на санитарный день. Жители обратились с жалобой в вышестоящую организацию.
Оцените ситуацию. Правомерными ли были действия работников магазина? Каков порядок временного приостановления деятельности торговых объектов?
ВАРИАНТ № 20
Покупатель 2 марта приобрел в магазине сандалеты. 18 мая он обратился в магазин с просьбой обменять их, т.к. они не подошли ему по фасону.
Как должен поступить продавец в данной ситуации? Ответ обоснуйте.
ВАРИАНТ № 21
Покупатель приобрел телевизор «Горизонт» 10 июня. Гарантийный срок 24 месяца. С 20 по 30 октября телевизор находился в ремонтной мастерской по причине устранения недостатков. Укажите последний день действия гарантийного срока.
ВАРИАНТ № 22
Покупатель купил в универмаге набор корпусной мебели и попросил у продавца помочь ему погрузить набор на транспортное средство. Продавец отказал.
Правильно ли он поступил? Ответ обоснуйте.
ВАРИАНТ № 23
Покупатель попросил заменить крем увлажняющий для рук на крем питательный. Крем куплен вчера, о чем свидетельствует чек, товаром не пользовались.
Как должен поступить продавец в данной ситуации? Ответ обоснуйте.
Воспользуйтесь поиском по сайту: