Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие таможенных услуг в России в рамках процесса формирования таможни как международной организации




 

Результаты ряда последних исследований показывает, что таможня по своей сути является международной организацией. Любая международная сделка имеет таможню страны экспорта и таможню страны импорта, при этом таможня единственная организация, которая постоянно дважды оказывает свои услуги. С 90-х годов мировое сообщество регулярно пересматривает или корректирует правила международной торговли товарами и услугами не только в рамках Всемирной торговой организации, но в соответствии с рекомендациями Всемирной таможенной организации и международных стандартов.

В условиях рыночной экономики взаимоотношения между таможней и участниками ВЭД значительно развились и усложнились. Это потребовало существенной перестройки таможни как международной организации и развития между клиентом и таможней не командно-директивных форм управления, а как равноправных партнеров во внешнеторговой деятельности. Благодаря этому отношения между таможней и участниками ВЭД приобрели подлинно нормативно-экономический характер. Как международная организация, оказывающая услуги участникам ВЭД в области регулирования внешнеторговой деятельности, таможни содействуют товарообменным процессам. Они оказывают услуги по таможенному оформлению, информационно-консультационным вопросам, хранению товаров на таможенных складах, сопровождению грузов на территории России и ряд других услуг и работ. Вместе с тем, как и на любую международную организацию, на таможню налагается ответственность за действие или бездействие в принятии управленческих решений, разглашения коммерческих тайн клиентов и материальный ущерб, нанесенный в результате неоправданных действий.

Современный этап характеризуется модернизацией таможенной службы в соответствии с потребностями России при переходе на рыночные отношения и адаптации таможенного дела к международным стандартам. Как пишут некоторые исследователи, в результате этой модернизации «в таможенном деле традиционные направления - регулирование внешнеторговой деятельности и таможенное администрирование - дополняются качественно новым направлением - таможенными услугами».

Реализация целей этого направления включает в себя решение целого комплекса задач. Одной из таких задач является обновление и дальнейшее развитие всей таможенной и паратаможенной инфраструктуры для оказания помощи и содействия внешней торговли. Как отмечают специалисты в области таможенного дела, приоритетным направлением при решении данной задачи является «развитие сферы услуг для участников внешнеэкономических связей». Намеченные меры имеют важное социально - экономическое значение. Среди этих мер, авторы отмечают следующие:

·         развитие объектов инфраструктуры на коммерческой основе (склады для таможенных грузов, магазины беспошлинной торговли и т.д.);

·         создание системы информационно - консультационного обслуживания;

·         оказание услуг по электронному декларированию, ускорению движения товаров;

·         услуги по защите интеллектуальной собственности экспортеров и импортеров и др.

Тем самым решается важная задача оптимального сочетания мер по обеспечению интересов государства и интересов участников ВЭД. Это направление является основным вектором развития таможенной практики. Выполнение этих мероприятий должно было создать условия, которые позволят ускорить таможенное оформление товаров, сократить простои транспорта на границе и так далее. То есть создать благоприятные условия для дальнейшего развития таможенной системы.

Обобщая современное представление о таможне как международной организации, можно сказать, что эта деятельность является весьма сложной и требует дальнейшего своего изучения. Это связано и с тем, что в определенном смысле таможенная деятельность в России в целом на современном этапе своего развития это еще не окончательно сложившаяся система и предстоит сделать немало усилий по ее дальнейшему совершенствованию. Особенно это касается развитию таможенных услуг и сервиса в рамках требований ряда международных организаций, в том числе в области их качества и стандартизации.

Современные проблемы формирования сервисной таможни в Российской Федерации. На сегодняшний день в научной и учебной литературе существует несколько различных мнений о соотношении понятий «сервис» и «услуга». В соответствии с этим можно выделить три подхода к анализу этих понятий, а именно:

·         Подход, отождествляющий термины «услуга» и «сервис»;

·         Подход, основанный на предположении, что понятие «сервис» шире термина «услуга»;

·         Подход, основанный на мнении, что «услуга», являясь более емким и широким понятием, включающим в себя категорию «сервис».

Услуга - это более обширное и фундаментальное понятие, чем сервис, однако, эти категории имеют столь тесную взаимосвязь, что в некоторых случаях не могут рассматриваться отдельно друг от друга. Примером этому как раз и служит таможенное дело Российской Федерации.

В англоязычной литературе услуги обозначаются термином «services», но как в английском, так и в русском языке существуют некоторые различия между понятиями «сервис» и «услуга». В соответствии с зарубежными экономическими словарями «сервис» (от англ. service - служба), с одной стороны это - обслуживание как в широком смысле этого слова, так и применительно к ремонту и наладке технических средств, бытовой аппаратуры, коммунальной техники, с другой стороны, «сервис» это обслуживание юридических и физических лиц в различных сферах повседневной жизни (напр., гостиничный сервис, автомобильный сервис).

Следует также отличать термин «сервисная таможня» и «таможенный сервис». В первом случае, используется термин в значении «государственный поставщик» (то есть организации, предоставляющей продукцию или услугу заказчику). Таким образом, под термином «сервисная таможня» авторы понимают государственную организацию, ориентированную на оказание качественных таможенных услуг как государству, так и участникам ВЭД. Во втором случае, под «таможенным сервисом» мы понимаем работу по оказанию услуг для удовлетворения чьей-либо потребности в области внешнеторговой деятельности, таможенного дела; комплекс услуг, связанных с перемещением, хранением товаров, транспортных средств через таможенные границы и т.д.

На сегодняшний день политика Федеральной таможенной службы ориентирована на создание таможенной системы как гибкого высокоэффективного инструмента регулирования внешнеторговой деятельности России. В результате этого в таможенном деле традиционные направления - регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенное администрирование - дополняются качественно новым направлением - таможенными услугами. Это главный вектор развития таможенной системы, ориентирующий ее на совершенствование существующих и создание нового типа организационно-экономических и технологических инструментов качественной и эффективной реализации политики государства в развитии экономики и внешнеторговой деятельности. В конечном итоге деятельность таможенных органов приобретает совершенно новую окраску, и становится целесообразным введение такого понятия как «сервисная таможня».

«Сервисная таможня» - это государственное учреждение, ориентированное на оказание качественных таможенных услуг как участникам ВЭД, так и государству. Помимо этого «сервисная таможня» - это государственное образование, главной целью которого является результативное содействие внешнеторговой деятельности, приводящее к ускорению и упрощению совершения таможенных процедур.

Результат деятельности «сервисной таможни» - это таможенные услуги, под которыми следует понимать комплекс мероприятий в сфере таможенного дела, направленных на удовлетворение потребностей государства и участников ВЭД, и большинство, которых, несмотря на свою разнородность строго регламентируемы законодательством. Иными словами, «сервисная таможня» выступает как государственное образование, результатом функционирования которого выступают таможенные услуги, составляющие систему таможенного сервиса. На данном этапе развития вся совокупность таких мероприятий укладывается в понятие «таможенный сервис», то есть организованное обслуживание потребителей такого рода услуг. Поэтому, сегодня наиболее часто встречающимся является термин «таможенный сервис».

Изучение нормативно-правовой базы в таможенном деле показывает, что в ней в основном перечисляются услуги, но не раскрывается специфическая природа таможенных услуг. Например, в Федеральном законе от 11.11.2004 №139-ФЗ «О внесении изменений в Таможенный Кодекс Российской Федерации» говорится об услугах в области таможенного оформления, таможенного сопровождения и хранения на складе таможенного органа и стоимость этих услуг, но не даются толкование этих услуг, их характеристик и свойств. Этот пробел таможенного законодательства не позволяет понять специфику таможенных услуг, отграничить услуги от работ и таможенных операций, что приводит к неправильному применению норм законодательства и к спорам, возникающим по этому поводу между таможней, таможенными посредниками и участниками ВЭД. Между тем, сегодня важным становиться задача формирования сферы таможенных услуг.

Возрастающее значение таможенных услуг и сервисного обслуживания участников ВЭД обусловлено следующими устойчивыми объективными тенденциями в таможенном деле:

·         возрастание сложности (наукоемкости и высокотехнологичности) перемещаемых через таможенные границы товаров, внешнеторговых поставок и вследствие этого появление дополнительных требований к квалификации таможенных служащих, таможенных посредников к качеству подготовки внешнеторговых документов, услугам по таможенному оформлению и организации инфраструктуры паратаможенной деятельности;

·         быстрое изменение нормативно-правовой базы, вызванное динамикой внешней и внутренних сред, которое приводит к необходимости адекватной адаптации к новым условиям ведения внешнеторговой деятельности;

·         повышение требований к качеству внешнеторговых, в том числе таможенных услуг вследствие изменения ситуации в отношениях между таможней и участниками ВЭД;

·         возрастание роли электронных услуги услуг на базе информационных технологий.

В настоящее время таможенный сервис является непременным условием рыночного успеха импорта или экспорта товаров. В отсутствие современного таможенного сервисного обслуживания особенно, например, в вопросах длительного таможенного оформления или некачественного хранения, товар теряет свою потребительскую ценность (или часть ее), становится неконкурентоспособным и может быть отвергнут покупателем. Формирование таможенного сервиса как системы обеспечения, позволяет импортеру / экспортеру выбрать для себя оптимальный вариант перемещения товаров, транспортных средств через таможенные границы, определить вид таможенного декларирования, возможности предварительного информирования или электронного декларирования, а также экономически выгодно выбора таможенного режима, диктуемого интересами потребителя.

Частью таможенного сервиса является эксплуатационно-техническое обслуживание таможенных пунктов пропуска, пограничных зон, то есть совокупность всех элементов, необходимых для обеспечения эффективного обслуживания участников ВЭД продукции на всех этапах таможенного оформления и перемещения грузов, выполнения ремонтных работ и в течение всего предусмотренного срока деятельности таможенного органа.

Таким образом, подводя итог, можно отметить, что понятия «таможенный сервис» и «таможенная услуга» являются родственными. Однако, понятие «таможенные услуги» является более широким, нежели понятие «таможенный сервис». Можно даже сказать, что сервисное обслуживание входит в понятие услуги, ведь сервис - это, в первую очередь, работа по оказанию услуг или комплекс определенных таможенных услуг. Вместе с тем, сервис является понятием, по большей части неразрывно связанным с реализацией таможенных работ, эксплуатационно-технической поддержкой таможенной деятельности.

Таким образом, в международных и национальных законодательно-нормативных документах проговорено о том, что таможня имеет право заниматься не только государственной работой, вести таможенные операции, но и оказывать комплекс услуг как внутри страны, так и за ее пределами. Все это будет способствовать формированию «сервисной таможни» функционирующей в фазе развития «таможня для участников ВЭД».

 


 

Заключение

 

Таможенные услуги относятся к важной сфере услуг, обслуживающих внешнеторговую деятельность экспортеров и импортеров. Кроме того, таможенные органы предоставляют услуги не только субъектам внешнеэкономической деятельности на определенном этапе внешнеторговой сделки, но и государству, выполняя функцию по регулированию, а также возможности защиты экономики, здоровья населения и охраны окружающей среды.

Сегодня таможенные органы России находятся в стадии активного институционального развития, на которое оказывают влияние два важных фактора. Первый - предстоящее присоединение Российской Федерации к Всемирной торговой организации, в рамках которого российское таможенное законодательство и таможенное администрирование должны быть гармонизированы в соответствии с общепризнанными нормами в области таможенного дела. Именно данные обстоятельства вызвали необходимость принятия в 2009 г. нового Таможенного кодекса РФ (далее - ТмК РФ), создавшего необходимые предпосылки для формирования практически новой, соответствующей мировым стандартам правовой базы таможенного дела и организационно-правовых основ деятельности таможенных органов России.

Второй важный фактор, вызывающий кардинальные изменения в деятельности таможенных органов, - реформирование системы государственного управления в соответствии с утвержденной Правительством РФ Концепцией административной реформы в Российской Федерации.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...