Правовые основы работы социального педагога по защите прав детей
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Технология социально-педагогической защиты прав ребёнка
Содержание Введение . Правовые основы работы социального педагога по защите прав детей . Технология социально - педагогической работы по защите прав детей Заключение Список литературы Введение Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18 -летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это - непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями. И, тем не менее, ежедневно мы являемся свидетелями нарушения прав детей и молодежи. Сегодня, к нашему глубокому сожалению, в лицо к некоторым детям смотрят голод, болезни, социальное отчуждение - ужасные спутники нищеты, порождающие отчаяние и конфликт. Ответственность за радикальное решение проблемы социального отчуждения детей лежит на государстве. Права детей как общечеловеческая ценность являются главным ориентиром в работе социального педагога, что позволяет рассматривать социально-педагогическую работу как общественную и профессиональную деятельность, главная доминанта которой - защита прав ребенка, членов его семьи. Охранно-защитная функция социального педагога заключается в том, что он: использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов обучающихся (воспитанников) и их объединений; содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей.
Целью данной работы является: рассмотреть технологию социально-педагогической защиты прав ребёнка
Правовые основы работы социального педагога по защите прав детей
В начале ХХ века во многих странах стали предприниматься попытки к созданию действенной системы защиты прав детей. Основными предпосылками создания такой системы явились организационные и правовые меры Мирового сообщества, направленные на защиту права ребенка на полноценную жизнь. В 1924 году Лига Наций принимает Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного и физического развития. В 1945 году. Генеральная Ассамблея ООН создает Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). В 1948 год. Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи со стороны общества и государства, и что дети имеют право на особую заботу и помощь. В 1959 год. Генеральная Ассамблея ООН принимает Декларацию прав ребенка, где предусматривались наиболее важные принципы: • ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения; • равенство прав всех без исключения детей, без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи; • ребенок имеет права гражданские (право на имя, гражданство, обязательное и бесплатное образование), а также на первоочередную помощь и защиту - особенно от всех небрежного отношения, жестокости и эксплуатации;
• ребенок «… для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственность своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности». Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью; • на обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществления особой заботы о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию [1, с. 16]. В 1989 году принята Конвенция ООН «О правах ребенка», ратифицированная Съездом народных депутатов СССР в 1990 году. Конвенция занимает особое место: • во - первых, ее основные положения касаются общечеловеческих проблем. Не случайно ее называют «Великой хартией вольности для детей» или «Мировой Конституцией прав ребенка»; • во-вторых, она имеет особое значение для России - позволяет возродить понимание семьи как непреходящей ценности, а также изменить сложившееся веками патриархальное представление о подчиненном положении несовершеннолетнего в семье; • в-третьих, принципиальные положения Конвенции явились основой для разработки норм Семейного, Уголовного и Гражданского Кодексов некоторых государств - членов ООН, в частности - России; • в-четвертых, юридическая техника составления норм Конвенции настолько гибка, что позволяет государству любого уровня развития, учитывая свои особенности и возможности, обеспечивать права каждого ребенка[2, с. 29]. В 1996 году Конвенцию ратифицировали 90% всех государств - членов ООН. Конвенция обозначает круг лиц, обязанных защищать права ребенка: это родители, опекуны, а также те, кто по закону несёт ответственность за несовершеннолетнего. Устанавливается ответственность родителей, а в соответствующих случаях и других членов семьи, за ненадлежащее осуществление предусмотренных законом прав и обязанностей по отношению к ребенку. Конвенция прямо называет того, кто выступает гарантом любых прав несовершеннолетнего - государство. Государство обязано следить за тем, чтобы деятельность учреждений, служащих и органов, ответственных за заботу о детях или их защиту, соответствовала принципам безопасности, охраны здоровья детей.
В Российской Федерации существует аппарат Уполномоченного по правам ребёнка в РФ; уполномоченные по правам ребенка работают и в некоторых субъектах РФ. Кроме того, проблемами детства занимаются Общественная палата, Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, общественные фонды и организации. Впервые защита государством материнства и детства, семьи в нашей стране была провозглашена в Конституции СССР 1977 года. Конституция Российской Федерации 1993 года восприняла положения Конвенции о правах ребёнка [3]. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ этот документ имеет приоритетное значение. Основные принципы Конвенции закреплены в Конституции РФ. Строго говоря, вся глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» применима и к детям, поскольку «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ). Статья 38 этого документа посвящена материнству и детству: «1.Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. 2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Несмотря на краткость изложения, смысл этой статьи довольно широк. Прежде всего, это - подтверждение государственной политики в данной области, которая соответствует международно-правовым актам ООН. Государство признает огромное значение материнства и детства и вызывается их защищать, принимая разнообразные меры по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан. Однако основным средством государственного регулирования было и остается принятие законов. Выраженный в Конституции принцип защиты материнства, детства и семьи получил развитие в законодательстве об охране здоровья, по социальному обеспечению, о браке и семье, а также в ряде норм других отраслей права.
Таким образом, каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается в первую очередь предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются и обязанностями по воспитанию (ч. 2 ст.38 Конституции РФ). Конституция подчеркивает равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчин и женщин (ч.2 ст. 19 Конституции РФ). Семейное законодательство также предоставляет равные права и обязанности обоим родителям [4]. Особо следует подчеркнуть, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители, злоупотребляющие своими правами или осуществляющие родительские права в ущерб интересам ребенка, не только не могут рассчитывать на защиту этих своих прав, но могут по решению суда быть ограничены или полностью их лишены. Возможно привлечение к уголовной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка, соединенное с жестоким обращением с несовершеннолетним (ст. 156 УК РФ) [5]. Основным законом, регулирующим права детей в РФ, является Федеральный закон от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который вступил в силу 3 августа 1998 года [6]. Этот закон не только устанавливает гарантии прав и законных интересов ребенка, но и регулирует отношения, возникающие в связи с их реализацией. Закон особо выделяет детей: оказавшихся в трудной жизненной ситуации; оставшихся без попечения родителей; инвалидов, имеющих недостатки в психологическом и (или) физическом развитии; жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; из семей беженцев и вынужденных переселенцев; оказавшихся в экстремальных ситуациях; жертв насилия; отбывающих наказание в специальных учебно-воспитательных учреждениях; проживающих в малоимущих семьях; с отклонениями в поведении, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельствах и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. Закон признает необходимость обеспечения социальной адаптации и социальной реабилитации таких детей. Закон гарантирует права и свободы человека в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом и другими нормативно-правовыми актами. Закон устанавливает абсолютный запрет на ущемление прав ребенка в семье или любом учреждении (п.1 ст.9). Таким образом, в Российской Федерации принят необходимый комплекс нормативно - правовых актов, опирающихся на международное законодательство в области защиты прав ребёнка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|