Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология социально - педагогической работы по защите прав детей




 

Защита прав ребенка - это защита его прав на «адекватное его природным задаткам развитие и реализацию его природных способностей в естественных условиях существования, на своевременное получение им всех необходимых видов помощи и поддержки на современном профессиональном уровне при адаптации микросоциума (со всей его инфраструктурой, государственными и общественными институтами) к потребностям ребенка с его конкретными психофизиологическими, этническими и культурными особенностями» [10, с. 94]. Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в интернатных учреждениях.

Защита прав детей представляет собой целостный комплекс социально-правовой, социально-медицинской, социально-психологической, социально-педагогической помощи ребенку, членам его семьи, нацеленной на решение триединой задачи:

) полидисциплинарную профилактическую поддержку и коррекционно-реабилитационную помощь;

) контроль за соблюдением прав детей;

) собственно защиту детей[8, с. 34].

Специфика практической деятельности социального педагога по защите прав детей во многом определяется такими факторами, как:

вид учреждения, в котором работает социальный педагог (образовательное, социальное, учреждения здравоохранения, культуры, правопорядка, общественная организация и др.);

контингент обучающихся или воспитывающихся в общеобразовательном учреждении, школе-интернате, детском доме, социальном приюте, реабилитационном центре и др.;

условия социальной среды, определяющей потребности и проблемы детей и их родителей (городская, сельская среда);

специализация деятельности социального педагога (школьный социальный педагог, семейный социальный педагог, социальный педагог-валеолог и др.);

тип социума, в котором протекает жизнедеятельность ребенка (образовательное, социальное, специализированное учреждение, семья; семейно-соседская среда; общественные детские и юношеские организация и объединения; неформальные объединения подростков; улица; чрезвычайные ситуации; зоны вооруженных конфликтов) [9, с. 24].

Выполнение социальным педагогом охранно-защитной функции предусматривает:

воспитание правовой культуры у детей, взрослых в условиях конкретного социума; просвещение родителей, детей, общественности по вопросам социально-правовой защиты детей;

разъяснение детям, родителям, общественности законодательных и нормативно-правовых актов, касающихся семейно-правовой защиты, сущности, содержания правозащитной деятельности;

организацию профилактической деятельности, направленной на предупреждение, недопущение нарушения прав детей;

обеспечение взаимодействия и сотрудничества со специалистами различных служб, призванными в силу своей профессиональной деятельности решать проблемы ребенка, его родителей; оказание социально-педагогической помощи, направленной на минимизацию социальных последствий нарушения прав ребенка;

обеспечение защиты прав и интересов ребенка в различных инстанциях (суд, органы опеки и попечительства, обращение к депутату, Уполномоченному по правам ребенка и др.). [9, с. 25]

Рассмотрим методы работы социального педагога по наиболее важным направлениям защиты прав детей.

. Каждый ребенок имеет право на образование.

Социальный педагог должен обеспечивать реализацию этого права, если ребенок по каким-либо причинам не посещает школу (привлечение к этому вопросу родителей и других родственников, органов опеки, правоохранительных органов, общественности);

Социальный педагог призван обеспечить:

оказание помощи детям с низкой мотивацией к обучению, их профессиональной ориентации, выявление дальнейших перспектив для таких детей;

консультации по вопросам обучения по индивидуальному плану на дому, в других учебных заведениях, помощь в профессиональной ориентации и трудоустройстве;

оказание помощи родителям в воспитании и развитии детей с ограниченными умственными или физическими возможностями [9, с. 25].

. Ребенок имеет право на защиту от любых форм насилия и эксплуатации

В этом направлении социальный педагог осуществляет:

профилактическую и воспитательную работу с родителями о методах -воздействия на ребенка;

защиту прав ребенка совместно с правоохранительными органами (вплоть до отстаивания интересов ребенка в суде);

просветительскую работу среди детей о вреде никотина, алкоголя, токсических и наркотических веществ; оказание помощи детям, попавшим в наркотическую зависимость [9, с. 26].

. Ребенок имеет право пользоваться всеми благами социального обеспечения.

Социальный педагог организует:

помощь малоимущим семьям в получении официального статуса (малообеспеченные, многодетные и т.д.);

помощь малоимущим семьям в оформлении документов на предоставление положенных льгот;

бесплатное горячее питание детей из малоимущих семей;

помощь в получении бесплатных путевок на лечение и отдых, новогодние елки, праздничные представления и т.д.;

если семья является беженцами, оказывает помощь в получении статуса беженцев, получении пособий и льгот [9, с. 27].

. Ребенок имеет право на защиту жизни, здоровья, чести и достоинства.

Социальный педагог совместно с педагогическим коллективом школы, родителями и детьми:

осуществляет работу по созданию в школе атмосферы доверия, уюта, защищенности;

защищает права и здоровье ребенка в отношении режима работы учебного заведения;

играет роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения; способствует взаимопониманию между детьми и их окружением;

играет роль адвоката, защитника интересов, законных прав ребенка, его семьи;

помогает разрешать конфликтные ситуации между детьми, между родителями и детьми, между детьми и другими взрослыми [9, с. 27].

. Ребенок имеет право свободно формулировать и выражать свои взгляды, мысли, чувства; может добровольно вступать в различные ассоциации, исповедовать какую-либо религию.

Социальный педагог осуществляет:

привлечение детей к управлению школы;

организацию (совместно с психологом и классным руководителем) диспутов, семинаров, классных часов по самореализации личности детей;

вовлечение детей в различные детские сообщества, обсуждение с детьми жизненно важных для них вопросов [9, с. 28].

. Ребенок имеет право на полноценный отдых, культурный досуг.

Данное направление включает:

привлечение детей из неблагополучных семей к занятиям в кружках, секциях, имеющихся в школе и вне школы;

вовлечение детей во внеклассные мероприятия (концерты, конкурсы, викторины, литературные гостиные и т.д.);

организацию отдыха детей в летних лагерях;

содействие в трудоустройстве детей по их желанию в летний период;

организацию турпоходов, поездок по родному городу, краю, стране; посещение выставок, концертов, музеев.

. Ребенок, лишенный родителей, имеет право на особую защиту и помощь. Социальный педагог:

оказывает моральную поддержку ребенку, потерявшему родителей;

содействует в оформлении опекунства;

осуществляет контроль за соблюдением прав ребенка в новой семье, регулярное обследование таких семей [9, с. 28].

. Ребенок, совершивший правонарушение, сохраняет свои права и может рассчитывать на достойное и уважительное обращение.

Социальный педагог осуществляет:

выявление скрытых причин совершенного проступка и их устранение;

укрепление в сознании ребенка мысли о том, что, несмотря на содеянное, он как человек, достоин уважительного обращения;

помощь ребенку в реабилитации и адаптации в обществе [9, с. 28].

Таким образом, в рамках защиты прав детей социальный педагог осуществляет профилактическую поддержку и коррекционно-реабилитационную помощь; контроль за соблюдением прав детей; собственно защиту детей.


 

Заключение

В соответствии со своим функционалом социальный педагог должен принимать активное участие в реализации положений Конвенции о правах ребенка совместно с педагогами, психологом, администрацией школы, правоохранительными органами, родителями и, конечно, детьми.

Социально-педагогическая защита прав ребенка включает:

выявление и поддержку учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве;

защиту прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.);

защиту и индивидуальную работу с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т. п.

Социальный педагог образовательного учреждения должен следить за тем, чтобы соблюдались права и обязанности учащихся, воспитанников образовательного учреждения, которые определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами.

Приоритетными задачами в области обеспечения личных прав детей в системе образования можно считать их защиту от всех форм насилия, оскорблений, небрежного обращения, создание условий, гарантирующих уважение к личной жизни ребёнка и его мнению, а также гарантирование выполнения всех других личных прав.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...