Технология социально - педагогической работы по защите прав детей
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Защита прав ребенка - это защита его прав на «адекватное его природным задаткам развитие и реализацию его природных способностей в естественных условиях существования, на своевременное получение им всех необходимых видов помощи и поддержки на современном профессиональном уровне при адаптации микросоциума (со всей его инфраструктурой, государственными и общественными институтами) к потребностям ребенка с его конкретными психофизиологическими, этническими и культурными особенностями» [10, с. 94]. Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в интернатных учреждениях. Защита прав детей представляет собой целостный комплекс социально-правовой, социально-медицинской, социально-психологической, социально-педагогической помощи ребенку, членам его семьи, нацеленной на решение триединой задачи: ) полидисциплинарную профилактическую поддержку и коррекционно-реабилитационную помощь; ) контроль за соблюдением прав детей; ) собственно защиту детей[8, с. 34]. Специфика практической деятельности социального педагога по защите прав детей во многом определяется такими факторами, как: вид учреждения, в котором работает социальный педагог (образовательное, социальное, учреждения здравоохранения, культуры, правопорядка, общественная организация и др.); контингент обучающихся или воспитывающихся в общеобразовательном учреждении, школе-интернате, детском доме, социальном приюте, реабилитационном центре и др.; условия социальной среды, определяющей потребности и проблемы детей и их родителей (городская, сельская среда);
специализация деятельности социального педагога (школьный социальный педагог, семейный социальный педагог, социальный педагог-валеолог и др.); тип социума, в котором протекает жизнедеятельность ребенка (образовательное, социальное, специализированное учреждение, семья; семейно-соседская среда; общественные детские и юношеские организация и объединения; неформальные объединения подростков; улица; чрезвычайные ситуации; зоны вооруженных конфликтов) [9, с. 24]. Выполнение социальным педагогом охранно-защитной функции предусматривает: воспитание правовой культуры у детей, взрослых в условиях конкретного социума; просвещение родителей, детей, общественности по вопросам социально-правовой защиты детей; разъяснение детям, родителям, общественности законодательных и нормативно-правовых актов, касающихся семейно-правовой защиты, сущности, содержания правозащитной деятельности; организацию профилактической деятельности, направленной на предупреждение, недопущение нарушения прав детей; обеспечение взаимодействия и сотрудничества со специалистами различных служб, призванными в силу своей профессиональной деятельности решать проблемы ребенка, его родителей; оказание социально-педагогической помощи, направленной на минимизацию социальных последствий нарушения прав ребенка; обеспечение защиты прав и интересов ребенка в различных инстанциях (суд, органы опеки и попечительства, обращение к депутату, Уполномоченному по правам ребенка и др.). [9, с. 25] Рассмотрим методы работы социального педагога по наиболее важным направлениям защиты прав детей. . Каждый ребенок имеет право на образование. Социальный педагог должен обеспечивать реализацию этого права, если ребенок по каким-либо причинам не посещает школу (привлечение к этому вопросу родителей и других родственников, органов опеки, правоохранительных органов, общественности);
Социальный педагог призван обеспечить: оказание помощи детям с низкой мотивацией к обучению, их профессиональной ориентации, выявление дальнейших перспектив для таких детей; консультации по вопросам обучения по индивидуальному плану на дому, в других учебных заведениях, помощь в профессиональной ориентации и трудоустройстве; оказание помощи родителям в воспитании и развитии детей с ограниченными умственными или физическими возможностями [9, с. 25]. . Ребенок имеет право на защиту от любых форм насилия и эксплуатации В этом направлении социальный педагог осуществляет: профилактическую и воспитательную работу с родителями о методах -воздействия на ребенка; защиту прав ребенка совместно с правоохранительными органами (вплоть до отстаивания интересов ребенка в суде); просветительскую работу среди детей о вреде никотина, алкоголя, токсических и наркотических веществ; оказание помощи детям, попавшим в наркотическую зависимость [9, с. 26]. . Ребенок имеет право пользоваться всеми благами социального обеспечения. Социальный педагог организует: помощь малоимущим семьям в получении официального статуса (малообеспеченные, многодетные и т.д.); помощь малоимущим семьям в оформлении документов на предоставление положенных льгот; бесплатное горячее питание детей из малоимущих семей; помощь в получении бесплатных путевок на лечение и отдых, новогодние елки, праздничные представления и т.д.; если семья является беженцами, оказывает помощь в получении статуса беженцев, получении пособий и льгот [9, с. 27]. . Ребенок имеет право на защиту жизни, здоровья, чести и достоинства. Социальный педагог совместно с педагогическим коллективом школы, родителями и детьми: осуществляет работу по созданию в школе атмосферы доверия, уюта, защищенности; защищает права и здоровье ребенка в отношении режима работы учебного заведения; играет роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения; способствует взаимопониманию между детьми и их окружением;
играет роль адвоката, защитника интересов, законных прав ребенка, его семьи; помогает разрешать конфликтные ситуации между детьми, между родителями и детьми, между детьми и другими взрослыми [9, с. 27]. . Ребенок имеет право свободно формулировать и выражать свои взгляды, мысли, чувства; может добровольно вступать в различные ассоциации, исповедовать какую-либо религию. Социальный педагог осуществляет: привлечение детей к управлению школы; организацию (совместно с психологом и классным руководителем) диспутов, семинаров, классных часов по самореализации личности детей; вовлечение детей в различные детские сообщества, обсуждение с детьми жизненно важных для них вопросов [9, с. 28]. . Ребенок имеет право на полноценный отдых, культурный досуг. Данное направление включает: привлечение детей из неблагополучных семей к занятиям в кружках, секциях, имеющихся в школе и вне школы; вовлечение детей во внеклассные мероприятия (концерты, конкурсы, викторины, литературные гостиные и т.д.); организацию отдыха детей в летних лагерях; содействие в трудоустройстве детей по их желанию в летний период; организацию турпоходов, поездок по родному городу, краю, стране; посещение выставок, концертов, музеев. . Ребенок, лишенный родителей, имеет право на особую защиту и помощь. Социальный педагог: оказывает моральную поддержку ребенку, потерявшему родителей; содействует в оформлении опекунства; осуществляет контроль за соблюдением прав ребенка в новой семье, регулярное обследование таких семей [9, с. 28]. . Ребенок, совершивший правонарушение, сохраняет свои права и может рассчитывать на достойное и уважительное обращение. Социальный педагог осуществляет: выявление скрытых причин совершенного проступка и их устранение; укрепление в сознании ребенка мысли о том, что, несмотря на содеянное, он как человек, достоин уважительного обращения; помощь ребенку в реабилитации и адаптации в обществе [9, с. 28]. Таким образом, в рамках защиты прав детей социальный педагог осуществляет профилактическую поддержку и коррекционно-реабилитационную помощь; контроль за соблюдением прав детей; собственно защиту детей.
Заключение В соответствии со своим функционалом социальный педагог должен принимать активное участие в реализации положений Конвенции о правах ребенка совместно с педагогами, психологом, администрацией школы, правоохранительными органами, родителями и, конечно, детьми. Социально-педагогическая защита прав ребенка включает: выявление и поддержку учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве; защиту прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.); защиту и индивидуальную работу с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т. п. Социальный педагог образовательного учреждения должен следить за тем, чтобы соблюдались права и обязанности учащихся, воспитанников образовательного учреждения, которые определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами. Приоритетными задачами в области обеспечения личных прав детей в системе образования можно считать их защиту от всех форм насилия, оскорблений, небрежного обращения, создание условий, гарантирующих уважение к личной жизни ребёнка и его мнению, а также гарантирование выполнения всех других личных прав.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|