Деятельность классного руководителя в решении вопросов школьной дисциплины
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Дисциплина в школе - это твердая дисциплина. Она требует обязательного выполнения распоряжений старших, требований органов детского коллектива. Для нее характерно признание детьми авторитета учителей, родителей, четкая организация индивидуального и коллективного труда школьников. Нарушение дисциплины в школе затрудняет учебные занятия и мешает подготовке школьников к соблюдению правил. Недисциплинированные ученики нередко и после окончания школы нарушают трудовую дисциплину, становятся на путь хулиганства, правонарушений, приносящих вред обществу. Поэтому в школьные годы проводится большая воспитательная работа, направленная на предупреждение нарушения дисциплины и порядка. Учителю необходимо знать истинный мотив «плохого» поведения ученика, чтобы правильно строить свое собственное поведение. Знать истинный мотив поведения ребенка учителю нужно не только для построения своей реакции, но, и для понимания реакции ученика на то или иное педагогическое воздействие. Выбирая то или иное педагогическое вмешательство, необходимо помнить, что смысл истинного педагогического воздействия - не наказание. Педагогическое воздействие преследует две цели: остановить неприемлемое поведение в тот момент, когда оно имеет место, и повлиять на выбор учеником более приемлемого поведения в будущем. Чтобы достичь эффекта, воздействие должно быть быстрым и верным. «Быстрым» - не значит импульсивным, спонтанным. Это ни в коем случае не должна быть агрессивная реакция. Она просто должна остановить проступок здесь и сейчас. «Верным» - означает учитывающим истинную цель «плохого» поведения ребенка. Например, техника отсроченного реагирования подходит к ученикам, ищущим власти, но не подходит к ученикам, боящимся неудачи.
Еще одно свойство педагогического воздействия - оно должно быть неминуемым, обязательным, неизбежным. На практике, нет приемов худших и лучших. Каждый подходит для своих обстоятельств. Экстренное педагогическое воздействие не может изменить характер поведения в целом. А вот выстроенная стратегия поддержки - может. Самоуважение школьника в основном определяется чувством причастности, принадлежности к школьной жизни, школьной общности. Самоуважение школьника формируется, когда он ощущает свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальную состоятельность или ИС) или хотя бы не ощущает интеллектуальной несостоятельности; строит и поддерживает приемлемые отношения с учителем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность или КС) или имеет хотя бы какие-то отношения, пусть уродливые; вносит свой особый вклад в жизнь класса и школы (свой вклад или СВ). Стратегия повышения самоуважения строится на принципе замены неприемлемых способов участия в школьной жизни более приемлемыми. Поддерживающая, формирующая самоуважение ученика стратегия, не требует специального времени. Ее реализация занимает у учителя не больше сил и времени, чем традиционные воспитательные беседы, обличительные речи и выяснения отношений. К тому же для педагога это единственный способ хотя бы немного улучшить отношения с учениками, которые его откровенно не любят. Заменив свое традиционное поведение поддержкой, учитель изменяет свою установку по отношению к ученику. Теперь он ожидает от ученика хороших поступков и замечает его хорошие поступки. Поскольку отношение педагога к ученику становится позитивным, меняется и отношение ученика к учителю. Возрастание его самоуважения приятно удивит вас, просто ребенок станет получать то, что ему необходимо, нормальными приемлемыми способами.
Уровень сознательной дисциплины и общей воспитанности личности отражается в понятии культура поведения. Как специфический термин это понятие обозначает высокую степень отточенности, отшлифованности действий и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни. Содержание школьной дисциплины и культуры поведения учащихся включает в себя следующие правила: не опаздывать и не пропускать занятий; добросовестно выполнять учебные задания и старательно овладевать знаниями; бережно относиться к учебникам, тетрадям и учебным пособиям; соблюдать порядок и тишину на уроках; не допускать подсказок и списывания; беречь школьное имущество и личные вещи; проявлять вежливость в отношениях с учителями, взрослыми и товарищами; принимать участие в общественно полезной работе, труде и различных внеклассных мероприятиях; не допускать грубости и оскорбительных слов; быть требовательным к своему внешнему виду; поддерживать честь своего класса и школы и т.д.
Заключение Для понимания специфики дисциплины в системе нравственности необходимо иметь в виду, что одно и то же правило поведения в одном случае выступает как требование дисциплины, в другом - как обычная норма морали. Если, например, учащийся опоздал на занятие - это нарушение дисциплины, если же он опоздал на встречу с другом - это квалифицируется как отступление от моральных правил, как проявление неуважения или отсутствие точности. О том, что дисциплина как этическая категория связывается преимущественно с выполнением обязательных норм и правил поведения, диктуемых служебными обязанностями личности, свидетельствуют также те особенности, которые она имеет в различных общественных сферах. Существует, например, воинская дисциплина, дисциплина трудовая и т.д. Естественно, есть и школьная дисциплина. Она включает в себя целую систему обязательных правил и требований, предъявляемых к поведению и деятельности учащихся. Эти правила разрабатываются самими обучающимися и называются «Правила поведения в школе». Кроме этого правила являются частью правил внутреннего трудового распорядка. Они прописаны и в Уставе школы.
В этом смысле сущность сознательной дисциплины учащихся состоит в знании ими правил поведения и установленного в школе порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычке их соблюдения. Если эти правила закрепляются в поведении учащихся, они превращаются в личностное качество, которое принято называть дисциплинированностью. Дисциплинированность - это важнейшее моральное качество. Оно необходимо каждому человеку. Кем бы ни стали в будущем школьники, куда бы ни привел их жизненный путь, всюду им придется встретиться с требованиями дисциплины. Она нужна в учебном заведении и на производстве, в любом учреждении и в повседневной жизни, в быту. В школе, как и во всех областях жизни, необходимы организованность, четкий порядок, точное и добросовестное исполнение требований учителей. Школьная дисциплина должна быть сознательной, основанной на понимании смысла и значения требований воспитателей и органов детского коллектива. Учащиеся должны не только сами соблюдать требования школы, но и помогать учителям и руководителям школы бороться с нарушителями дисциплины. Дисциплина в школе - это твердая дисциплина. Она требует обязательного выполнения распоряжений старших, требований органов детского коллектива. Для нее характерно признание детьми авторитета учителей, родителей, четкая организация индивидуального и коллективного труда школьников. Нарушение дисциплины в школе затрудняет учебные занятия и мешает подготовке школьников к соблюдению правил социалистического общежития. Недисциплинированные ученики нередко и после окончания школы нарушают трудовую дисциплину, становятся на путь хулиганства, правонарушений, приносящих вред обществу. Поэтому в школьные годы проводится большая воспитательная работа, направленная на предупреждение нарушения дисциплины и порядка. Правовой нормы в отечественном законодательстве в отношении дисциплины труда учащегося пока не существует. При рассмотрении проблем соблюдения учащимися дисциплины опираются на локальные акты образовательного учреждения.
Ответственность учащихся за соблюдение дисциплины возникает при совершении ими дисциплинарных проступков. К ним относят: нарушение устава образовательного учреждения, хулиганство, жульничество, неуважительное отношение к взрослым, приводящее к неисполнению или ненадлежащему исполнению требований, предъявляемых к обучающимся. Уровень сознательной дисциплины может быть существенно повышен и станет адекватным потребностям общества и государства, если в образовательном процессе будет обеспечено выполнение следующих условий: актуализация ценностного содержания представлений о дисциплине для учащихся среднего звена и их ближайшего окружения, (семья, сверстники, педагоги); организация модельных ситуаций, предполагающих выбор учащимися стратегии поведения на основе творческой интерпретации социально-значимых ценностей; взаимосвязь внешнего социально-педагогического воздействия с внутриличностным процессом формирования самодисциплины. переосмысления проблемы школьной дисциплины в современных условиях.
Список используемой литературы 1. П.В. Стратилатов “О системе работы учителя”,- М.: Просвещение, 2008; . Р.Г. Клованов “Методика преподавания математики в средней школе”,- Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007. . Ю.К. Бабанский “Оптимизация учебно-воспитательного процесса”,- СПб.: Питер, 2004; . Т.И. Шамова, К.А. Нефедова “Воспитание и обучение”,- М.: Просвещение, 2009; . К.Д. Ушинский “Избранные педагогические сочинения”, - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010; . А.К. Маркова, А.Б. Орлов “Мотивация учения и ее воспитания у школьников”,- М.: Просвещение, 2008; . В.А. Онищук “Урок в современной школе” - М., 2010.- с. 110; . Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2008. - с. 217; . Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2004; . Воронин Г.Л. Конфликты в школе/ Г.Л. Воронин// Социологические исследования. - 2004. - №3; . Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии: учеб. / В.И. Журавлев; Рос. пед. агентство. - М., 2005; . Исайчева Н.Д. Школа глазами учеников и учителей / Н.Д. Исайчева // Вопросы психологии. - 2010. - №4; . Рыбакова М.М Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе / М.М. Рыбакова. - М.: Просвещение, 2011; . Сперанский В.И. Основные виды конфликтов: проблемы классификации / В.И. Сперанский // Социально-политический журнал. - 2005. - №4; . Степанов Е.Н. Методические разработки воспитательных дел в классе»192 с., 2010, Москва; . Сластенин В.А., Исяев И.Ф. «Педагогика» 362 с., 2007, Москва; . Внеурочная деятельность по правовому образованию школьников // Уколова И.Е., Друбочевская ИЛ. и др. - РФПР. 2001. // Основы государства и права. №5-7, 2002.
. Вакуленко В.А. Уколова И.Е. Интерактивное обучение на уроках права.// Право в школе. №1. 2004; . Дьячкова С. Игры по праву в школе. // Учитель. №5. 2001 г.20. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. - СПб., 2010; . Из опыта работы школ по методике Молодежного Центра прав человека и правовой культуры.// Государство и право: теория, история, современность. Под ред. Е.А. Певцовой. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011; . Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М. 2004; . Е.А. Певцова. Теория и методика обучения праву. М., «Владос».2003. с-214; . Е.А. Певцова. Учителю права: как организовать занятие - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011; . Певцова Е.А. Основы правовых знаний. - М.: Владос, 2010; . Методика преподавания прав человека в школе. И. Бочаров, О. Погонина, А. Суслов и др. - Пермь. 2010; . Максудов P.P., Антропов О.О. Знай свои права: Ты и милиция. - М.,2006; . Право человека. Книга для учителя. Ч. 1; ч. 2. Молодежный Центр прав человека и правовой культуры. - М., 2011;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|