Тема 1. Понятие. Определение, деление и классификация понятий
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Л О Г И К А УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС для студентов очной формы обучения Направление подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация «бакалавр»)
Нижний Новгород
Авторы: Дегтярев Н.П., кандидат философских наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» Приволжского филиала. Михалкин Н.В., доктор философских наук, профессор кафедры философии и социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия».
Рецензенты: Наумов М.Б., доктор технических наук, профессор, Нижегородская академия МВД РФ. Треушников И.А., доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» Приволжского филиала.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация «бакалавр»).
Одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» Приволжского филиала (протокол № от «» 2012 г.).
Утвержден Учебно-методическим советом ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» Приволжского филиала (протокол № от «» 2012 г.).
© Приволжский филиал ФГБОУ ВПО РАП, 2012. © Дегтярев Н.П., Михалкин Н.В., 2012.
СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение………………………………………………………………………4 2. Объём дисциплины и виды учебной работы ….. ………………...............6 3. Тематический план дисциплины……………………………………….……7
4. Программа курса……………………………………………………………..9 5. Планы аудиторных занятий ……………………………………………......17 6. Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя...23 7. Примеры контрольных заданий………………………………..…………..26 8. Литература…………………………….………………………………………29 9. Вопросы для подготовки к зачёту……………….………….………………30 10. Приложения................................................................................................32 10.1. Примерный перечень тем рефератов……………………..……………...32 10.2. Примерный перечень тестовых вопросов рубежного контроля (Вводная тема, темы 1 – 3)…………………………………………………………………32 10.3. Примерный перечень вопросов итогового тестирования.…………..….44
1. Введение. Логика, как учебная дисциплина, входит в вариативную часть учебного цикла подготовки студентов в Приволжском филиале Российской академии правосудия. Знание логики – важная составляющая общей культуры современного человека. В процессе изучения логики вырабатывается умение мыслить определённо, последовательно, доказательно, а, в конечном счёте – эффективно и адекватно, что и составляет сущностную характеристику Homo Sapiens – человека разумного. Применительно к другим учебным дисциплинам, логикапозволяет осмыслить формально-логические основания научного знания вообще. Каждая изучаемая в вузе наука есть прикладная логика, соответствующая своему предмету «…логия» - социология, криминология и т.п. Теория становится научной только тогда, когда, отвечая критериям научной рациональности, в число которых входят и логические критерии, использует точный и определённый понятийный аппарат, внутренне непротиворечиво объясняет явления в своей предметной области, а вытекающие из теории следствия соответствуют существующей практике и способствуют её совершенствованию.
Право и логику, как отрасли знания, сближает повышенное внимание к формальной организации собственного содержания. Формальная и логическая определённость права обеспечивает строгость и чёткость нормативных предписаний, однозначность толкования и применения юридических норм. Рационально построенная нормативно-правовая система должна удовлетворять логическим критериям непротиворечивости, сбалансированности, полноты. Для юриста как специалиста, главным инструментом которого является ум, интеллект, стихийной способности к правильному мышлению явно недостаточно. Трудно найти область практической профессиональной деятельности, где низкий уровень логической культуры, нарушение законов логики, бессистемность в законотворчестве, бездоказательность утверждений и отрицаний, построение неправильных рассуждений может принести вред больший, чем в правовой области. Изучение логики развивает ясность и чёткость мышления, способности оптимально уточнять предмет мысли, исключать предвзятость в рассуждениях, мыслить системно, последовательно и доказательно. Специалист, усвоивший знания по логике и их умело применяющий, всегда понятен для окружающих его людей, сознательно исключает расплывчатость в деловом разговоре, непонятность и непоследовательность в деловой документации, бессистемность в обработке информации. Он способен быстро выделить рациональное зерно даже в сбивчивой чужой речи, оценить доказательную силу высказываний в споре, дискуссии, находить короткие и правильные пути исправления ошибок в рассуждениях. Не случайно логику считают орудием истины и эффективным средством разоблачения лжи, заблуждений и дезинформации. Знание логики – необходимая составляющая профессиональной культуры судей. Их умение правильно понимать и применять законы, чётко, убедительно и доказательно излагать свои мысли, организовывать судебные прения, обнаруживать ошибки и уловки в рассуждениях сторон, оценивать доказательства, грамотно оформлять, в том числе с логической точки зрения, судебные решения и необходимые документы … - всё это прикладная логика в деятельности судей, в немалой степени определяющая эффективность правосудия и так необходимый в нашем обществе авторитет всей судебной системы.
Изучение логики направлено на овладение выпускниками учебного заведения следующими общекультурными (ОК) и профессиональными (ПК) компентециями: - владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору оптимальных путей её достижения (ОК-3); - способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); - способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2). 2. Объём дисциплины и виды учебной работы
3. Тематический план дисциплины
Программа курса
Вводная тема. Логика как наука и её роль в деятельности юристов Возникновение и основные этапы формирования логической науки. Диалектическая логика. Символическая логика. Логика традиционная и современная. Научное понимание процесса познания. Чувственное познание и абстрактное мышление. Основные характеристики абстрактного мышления. Логическая форма мысли. Основные типы логических форм: понятие, суждение, умозаключение. Понятие формально-логического закона. Истинность мысли и формальная правильность рассуждения. Формальная логика как наука о законах и формах правильного мышления. Роль языка в познании. Языки естественные и искусственные. Язык как знаковая система. Понятие знака. Виды знаков: знаки-индексы, знаки-образы, знаки символы. Основные характеристики знаков: смысл и значение. Семиотика. Основные разделы семиотики: синтаксис (синтактика), семантика, прагматика. Учение логики об именах. Смыл и значение имени. Виды имён: действительные и мнимые, единичные и общие, описательные и не описательные. Основные методологические принципы языка права: предметности, однозначности, взаимозаменимости. Парадоксы именования. Способы преодоления парадоксов. Семантические категории выражений языка. Предложения, выражающие суждения. Предложения, выражающие вопросы. Предложения, выражающие нормы. Язык логики высказываний. Логические термины. Дескриптивные термины: единичные имена, общие имена, знаки свойств и отношений, знаки признаков, знаки предметных функций. Специфика языка права.
Взаимосвязь логики и юриспруденции. Значение логики: познавательное, интеллектуально-развивающее, культурологическое, методологическое. Основные методологические принципы формальной логики: непротиворечия, тождества, исключённого третьего, достаточного основания. Основные методологические принципы диалектической логики: объективности и всесторонности рассмотрения, конкретности, историзма. Особенности изучения логики. Тема 1. Понятие. Определение, деление и классификация понятий Понятие как форма мышления. Способы выражения понятий в естественном языке. Понятие и смысл имени. Имена простые и сложные. Признаки предметов. Виды признаков: общие и единичные, существенные и несущественные, отличительные и неотличительные. Способы образования понятий. Содержание и объём понятия. Логическое и фактическое (основное и полное) содержание понятия. Логический и фактический (основной и полный) объём понятия. Содержание понятия и смысл имени. Закон обратного отношения между содержанием и объёмом понятия. Виды объектов мысли и виды понятий. Понятия конкретные и абстрактные, соотносительные и безотносительные, положительные и отрицательные, собирательные и несобирательные. Понятие юридического термина. Способы введения юридических терминов. Отношения между понятиями. Понятия сравнимые и несравнимые, совместимые и несовместимые. Виды совместимости и несовместимости понятий. Обобщение и ограничение понятий. Специфика правовых понятий. Логическая операция определения понятий. Номинальные и реальные определения. Явные и неявные определения. Определения выражений типа единичных имён, типа общих имён, типа предикатов и знаков предметных функций. Определения через род и видовое отличие: генетические, атрибутивно-реляционные и операциональные. Контекстуальные определения и определения через отношение к противоположному. Индуктивные определения. Логико-методологические требования, предъявляемые к определениям. Ошибки в определениях. Приёмы, сходные с определением: остенсивное определение, описание, характеристика, сравнение, разъяснение посредством примеров. Логическая операция деления понятий. Виды деления: дихотомическое, таксономическое и мереологическое, одноступенчатое и многоступенчатое. Правила таксономического деления, типичные ошибки. Классификация как логико-гносеологическая процедура. Структура и виды классификаций. Логические операции с классами: сложение, вычитание, умножение, дополнение. Роль классификаций в правовом познании.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|