Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя




Логика есть наука о законах и формах правильного мышления. Значительная часть учебного времени, отведённого на её изучение, будет посвящена основным формам мышления: понятию, суждению, умозаключению. Предусмотрено проведение занятия по логическим основам теории аргументации. Настойчивое и систематическое изучение логики, самостоятельно и совместно с преподавателем в ходе учебных занятий, позволит студенту повысить культуру мышления, приобрести профессионально необходимые знания и навыки логически корректного, правильного мышления.

Учебная дисциплина изучается на протяжении семестра. Она включает лекционный курс, семинарские занятие, рейтинговую систему оценки знаний студентов и завершается зачётом. В семестре в процессе обучения основными видами учебных занятий являются лекции, семинарские и практические занятия, а также индивидуальные консультации. Ряд занятий проводится в интерактивной форме в виде выполнения контрольных заданий и тестирования.

На лекциях рассматриваются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовки к семинарам.

В ходе семинарских занятий углубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на лекциях проблем (обычно ключевым), формируются навыки и умения публичной дискуссии с использованием правил логического мышления.

При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен:

- проработать соответствующие теме разделы рекомендованных учебных пособий и дополнить конспекты лекций;

- потренироваться в решении рекомендованных к теме задач, в выполнении примерных контрольных заданий, в ответах на тестовые вопросы;

- подготовить краткие схемы ответов на вопросы семинарского занятия, которыми студент имеет право воспользоваться, отвечая на поставленные преподавателем вопросы.

Как по согласованию с преподавателем, так и самостоятельно, студент может подготовить реферат, доклад или сообщение по теме семинара. В процессе подобной подготовки можно воспользоваться и консультациями преподавателя.

Студенту следует непременно пользоваться программой курса «Логика». В ней раскрывается объём изучаемого материала по каждой теме, указывается основная и дополнительная литература. Программа даёт целостное представление об учебном курсе, являясь основным учебно-методическим документом, определяющим содержание учебной дисциплины.

Самостоятельная работа обучающихся в высших учебных заведениях является важным условием глубокого усвоения учебных курсов. Она должна быть планомерной, систематической, хорошо организованной, по характеру близкой к исследовательской. Для самостоятельной работы учебным планом для студентов очной формы обучения предусмотрено выделение значительного времени. Сюда обычно выносятся вопросы, не рассмотренные на аудиторных занятиях, но включённые в программу. Контроль самостоятельной работы студентов над программными вопросами осуществляется частично в ходе семинарских занятий методом устного опроса и решения логических задач, а в основном – при рубежном и итоговом контроле знаний студентов.

В ходе самостоятельной работы каждый студент должен проработать рекомендованную литературу, дополнить свои конспекты недостающим материалом. В процесс самостоятельной работы входит и подготовка к семинарским занятиям, рубежному и итоговому тестированию, тренировка в решении логических задач и выполнении контрольных заданий, научно-исследовательская работа (НИРС).

Студент должен готовиться к предстоящему семинару по всем обозначенным в методическом пособии вопросам. Не прояснённые в ходе самостоятельной работы вопросы следует выделять и впоследствии прояснять на семинарских занятиях или индивидуальных консультациях.

Решение логических задач и выполнение упражнений, является необходимым и существенным условием успешного освоения курса логики. Без этого невозможно научиться правильно использовать логические правила, приёмы и операции в мыслительной деятельности, подобно тому, как нельзя научиться плавать, не залезая в воду. Выполнение упражнений и решение задач вырабатывает умения и навыки практического использования логических знаний в профессиональной деятельности, осознанного их применения в процессе мышления. А именно это, последнее, и составляет главную цель изучения логики как науки.

Опыт показывает, что желательно в одной тетради вести не только конспект лекций и семинарских занятий, но и словарь основных понятий изучаемой дисциплины, включать ответы на вопросы, вынесенные для самостоятельной проработки, варианты решения задач и выполнения контрольных заданий. Такое ведение записей позволит более полно и всесторонне фиксировать необходимый учебный материал, а в конце изучения курса – более эффективно подготовиться к зачёту.

 

 

7. Примеры контрольных заданий

В процессе обучения студентов очного отделения также предусмотрено выполнение контрольных заданий. Кроме приведённых примеров, контрольные задания могут быть заданы компъютерными вариантами тестов при рубежном и итоговом контроле знаний студентов.

Тема 1.

1. Дайте полную логическую характеристику понятиям: Судья; Прокурор; Адвокат; Социальная справедливость; Наказуемость.

2. Определите вид отношения между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью «кругов Эйлера»: а) «Правоохранительные органы»; «Суды»; «Прокуратура»; «Адвокатура». б) «Социальный институт»; «Институт семьи и брака»; «Образовательный институт»; «Российская академия правосудия».

3. Проверьте правильность деления понятий. В неправильном делении определите, какие правила нарушены: 3.1. Государственная власть в Росси включает в себя: а) законодательную власть; б) исполнительную власть; в) судебную власть; г) президентскую власть. 3.2. Россия, как федеративное государство включает в себя: а) республики; б) области; в) края; г) автономные области; г) города федерального значения; д) Калининградскую область как самостоятельную область (анклав).

Тема 2.

1. Установите структуру следующих суждений и укажите их вид согласно принятой классификации: а) Служба в Вооружённых силах России – священный долг каждого гражданина РФ; б) Катя Иванова – студентка РАП; в) Некоторые студенты активно участвуют в НИРС академии.

2. Установите структуру и определите виды суждений по следующим основаниям: а) по объёму субъект а: Некоторые студенты РАП активно изучают иностранный язык; Все граждане РФ имеют право на труд; б) по содержанию предиката: Международный право – мощный регулятор межгосударственных отношений; Успехи в учёбе зависят от способностей человека, а также от средств, используемых им для достижения цели.

3. Произведите логическую операцию обращения с предложенными суждениями: а) Все граждане РФ являются представителями рода человеческого; б) Ни одно правовое государство не может быть тоталитарным.

4. К каким видам модальности относятся следующие суждения: а) Ночное время устанавливается органами власти в зависимости от часового пояса, где находится субъект РФ; б) Разрешение соблюдать норму морали эквивалентно обязанности не нарушать то, что запрещено; в) Судья обязан информировать присяжных заседателей об их правах и обязанностях.

Тема 3.

1. Сохранят ли тождество суждения, если выделенное понятие заменить понятием в скобках? а) Преступник, скрываясь от преследования, свернул в глухой переулок (тупиковый, неосвещённый, закрытый); б) В деревне Теняково преступник был арестован (блокирован, помещён в изолятор временного задержания); в) Виновность гражданки Ивановой Кати обосновывалась путём демонстрации фактов, выявленных в процессе расследования противоправного деяния (логических обобщений, аргументов, свидетельских показаний).

2. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными оба суждения: а) Участником нападения на Катю Иванову был гражданин А. Петров. Участником нападения на Катю Иванову был гражданин С. Сидоров; б) Все государственные органы имеют право на управление; Некоторые государственные органы не имеют права на управление; в) Студенты прошли в аудиторию через парадную дверь; Студенты проникли в аудиторию через парадный вход.

3.Опираясь на закон исключённого третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными суждения: а) Всякое полезное для общества деяние не является опасным для граждан; Ни одно полезное для общества деяние не является опасным для граждан; б) Каждое противоправное деяние имеет свои особенности. Некоторые противоправные дела никаких особенностей не имеют.

4. Требование какого закона нарушено в следующем суждении: «Студенту Иванову И. были нанесены жизненно опасные повреждения. Через некоторое время была задержана гражданка Катя Иванова, заподозренная в совершении этого нападения, так как находилась в этом районе. Она была опознана Ивановым И. Следовательно, Катя Иванова виновна в нанесении жизненно опасных повреждений И. Иванову.

Тема 4.

1. Определите вид аналогии, проанализируйте и дайте характеристику следующему умозаключению по аналогии: «Из всех плоских фигур равной площади наименьший периметр имеет круг. Правительство предложило установить фундамент будущего здания на отведенном для застройки участке с наименьшим периметром. Архитектор выбрал в качестве фигуры установления фундамента круг».

2. Какие ошибки допущены в следующих индуктивных умозаключениях:

А) Во время доказательства всегда используются аргументы. Следовательно, аргументы есть причина аргументации; б) Всякий раз, когда исследуется какой-то объект, находят «существенные и отличительные признаки», характеризующие природу данного предмета. Значит, если «признаков» нет, то и нет и сущности предмета; в) Прежде, чем что-то изложить в процессе аргументации, человек это что-то создаёт в своей голове. Следовательно, сознание является первичным.

3. Определите, являются ли приведённые категорические силлогизмы правильными:

а) Прокурор не может участвовать в рассмотрении дела, если он является

родственником потерпевшего.

У прокурора И. Петрова потерпевший – родственник.

Прокурор И. Петров не может участвовать в рассмотрении данного дела.

б) Все студенты – учащиеся.

Учащиеся не занимаются самостоятельно.

Следовательно, учащиеся не студенты.

 

8. Литература

Основная

1. Гетманова А.Д. Логика для юристов: Учебное пособие. – М., 2007 *.

2. Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров АЛ. Краткий словарь по логике. – М., 1991.

3. Ивлев Ю.В. Логика для юристов. Учебник. – М., 2010*.

4. Ивлев Ю.В. Логика. Сборник упражнений. – М., 2010.

5. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. – М., 2001.

6. Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов. - М., 2011.

Дополнительная

1. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. – М., 1991.

2. Белоносов В.О., Громов Н.А. Критерии допустимости аналогии в уголовном процессе // Правоведение. – 2001. - №7.

3. Дегтярев Н.П. Фондовые лекции (Предмет и значение логики. Понятие. Суждение. Модальность суждений. Дедуктивные умозаключения. Основные законы логики. Теория аргументации.)* – Н. Новгород, ПФ РАП, 2007 – 2011 гг.

4. Ивин А.А. Основы теории аргументации. – М., 1997.

5. Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. - М., 2010.

6. Михалкин Н.В. Принятие решений в деловых беседах. – М., 2001.

_______________

* Литература, имеющаяся в библиотеке ПФ РАП.

7. Панов Н.И. Понятийные аппараты наук криминального цикла: соотношение и взаимосвязь // Государство и право. – 2001. - №5.

8. Поварнин С. Спор: О теории и практике спора // Вопросы философии. – 1990. - №3.

9. Треушников М.К. Судебные доказательства. – М., 1997.

10. Чернобель Г.Т. Правовые понятия и их применение в законах // Законодательная техника: Научно-практическое пособие. – М., 2000.

 

Вопросы для подготовки к зачёту

1. Понятие о логической форме мысли и логическом законе. Предмет логики.

2. Основные этапы развития логики. Значение логики для юристов.

3. Язык как знаковая система. Специфика языка права.

4. Учение логики об именах.

5. Основные семантические категории выражений языка.

6. Суждение. Простые суждения: атрибутивные и суждения об отношениях.

7. Сложные суждения.

8. Отношения между суждениями.

9. Отрицание суждений.

10. Логическая и прагматическая характеристика вопросов и ответов.

11. Аргументация и логическое доказательство (доказывание). Состав, виды.

12. Критика и опровержение. Состав и виды.

13. Основные стратегии аргументации и критики.

14. Тактические приёмы аргументации и критики.

15. Правила аргументации и критики по отношению к тезису. Ошибки и уловки.

16. Правила аргументации и критики по отношению к аргументам. Ошибки и уловки.

17. Условно-категорические и разделительно-категорические умозаключения. Дилемма.

18. Язык логики высказываний. Табличные определения логических терминов.

19. Способ построения таблиц истинности для формул логики высказываний.

20. Метод исследования рассуждений посредством таблично построенной логики высказываний.

21. Способ установления отношений между суждениями посредством таблично построенной логики высказываний.

22. Выводы из категорических суждений: умозаключения по логическому квадрату, обращение и превращение.

23. Выводы из категорических суждений: противопоставление предикату и противопоставление субъекту.

24. Категорический силлогизм. Состав, общие правила силлогизма.

25. Категорический силлогизм. Фигуры. Графический способ анализа. Энтимема силлогизма.

26. Обобщающая индукция: статистическая и нестатистическая.

27. Методы установления причинных связей между явлениями.

28. Умозаключения по аналогии.

29. Понятие. Объём понятия (логический и фактический). Содержание понятия (логическое и фактическое). Закон обратного отношения.

30. Виды понятий.

31. Отношения между понятиями по содержаниям и объёмам. Обобщение и ограничение понятий.

32. Определение. Виды определений и правила. Ошибки в определениях.

33. Деление: таксономическое и мереологическое. Правила деления. Ошибки. Классификация.

34. Проблема и теория.

35. Гипотеза и следственная версия.

 

 

Приложения

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...