Возвышение ал-Хаджжаджа
Победа над главным соперником Абдалмалика неожиданно выдвинула на первый план политической жизни Халифата безвестного дотоле ал-Хаджжаджа ибн Йусуфа ас-Сакафи. Он был отмечен назначением на почетный пост наместника Мекки, а затем и Медины и в этом качестве два года руководил хаджжем, что при Му‘авии было прерогативой представителей рода Умаййи. Ал-Хаджжадж был деятелен и непреклонен в исполнении воли халифа, не был связан пиететом к мусульманской аристократии, мухаджирам и ансарам и их потомкам. В Мекке он сразу же принялся за возвращение Ка‘бе первоначального вида: разрушил до основания постройку Ибн аз-Зубайра, которая имела две двери в противоположных стенах, и восстановил старую квадратную постройку с одной дверью. Из-за этой перестройки во время хаджжа 73 г. х. таваф не совершался. К мединцам он проявил явную недоброжелательность и, как сообщают, распорядился отметить печатями и повешенными на шею свинцовыми бирками тех из них, кто был наиболее враждебен к Умаййадам. Есть свидетельства, что печать была на руке сподвижника пророка Джабира ибн Абдаллаха и на шее у Анаса ибн Малика, мальчиком прислуживавшего Мухаммаду во время похода к Бадру. Определенное обвинение мы знаем только относительно Сахла ибн Са‘да – ему была навешена свинцовая бирка за то, что в свое время не помог Усману ибн Аффану. Вряд ли ал-Хаджжадж решился бы сам заклеймить сподвижников пророка как рабов, – здесь явно чувствуется месть Абдалмалика, которого мединцы изгоняли вместе с отцом из города. Впереди ему предстояла гораздо более трудная задача наведения порядка на обширной территории Ирана, которая находилась либо под властью Абдаллаха ибн Хазима, остававшегося верным присяге Ибн аз-Зубайру, либо различных групп хариджитов.
Абдаллах ибн Хазим отверг предложение оставить за ним в кормление Хорасан на семь (или десять) лет, если принесет присягу Абдалмалику. Получив отказ Ибн Хазима, Абдалмалик предложил пост наместника Хорасана Букайру ибн Вишаху. управлявшему Мервом от имени Ибн Хазима. Букайр принял это предложение, и его поддержали арабы Мерва. Ибн Хазим отправился искать убежища у своего сына Мусы в далеком Термезе. Тамимиты преследовали его, настигли в 8 фарсахах от Мерва и убили. Глава тамимитов Бахир тотчас же сообщил об этой победе Абдалмалику, но не послал голову Ибн Хазима. Букайр ибн Вишах отобрал ее у него и заточил Бахира в темницу в Мерве. Недовольство тамимитов заставило его освободить Бахира, но это не принесло примирения с тамимитами. Нейтральная часть хорасанцев обратилась к Абдалмалику с просьбой прислать наместником какого-нибудь курайшита, который стоял бы над племенными пристрастиями. Абдалмалик поручил эту область Умаййе ибн Абдаллаху ибн Халиду. Он не стал преследовать Букайра и даже предложил ему пост начальника полиции, на что тот очень обиделся. А наместником Сиджистана в 74/693–94 г. он назначил своего сына Абдаллаха. Фарс, часть Кермана и области Исфахана, как мы видели, находились в руках азракитов. Керманом с 70/689–90 г. правил Атийа ибн ал-Асвад, правление которого хорошо зафиксировано для 70–75 гг. х. монетами с его именем. Судя по ним, в 75 г. ему принадлежал и самый восточный округ Фарса, Дарабджерд. Борьбу с азракитами возглавлял Бишр ибн Марван, назначенный наместником всего Ирака в конце 74 г. В зу-л-хиджжа этого года (апреле 694 г. ) он прибыл в Басру. Бишр не был человеком способным справиться с трудной ситуацией, вино заслоняло для него все, но ему хватило ума понять, кто в состоянии помочь ему, и он попросил брата назначить командовать войной с азракитами ал-Мухаллаба ибн Абу Суфру, предоставив ему право отбора воинов в Куфе и Басре.
Набрав воинов в Басре, ал-Мухаллаб не стал дожидаться подхода куфийцев и вышел к Рамхурмузу, став лагерем против азракитов. Позже подошли куфийцы во главе с Абдаррахманом ибн Михнафом и встали отдельным лагерем в миле от басрийцев. Не успел ал-Мухаллаб начать военные действия, как через десять дней после прибытия куфийцев пришло известие о смерти Бишра – пьянство в соединении с тяжелым климатом Басры доконало его. Он правил четыре или шесть месяцев и, следовательно, умер в июле – сентябре 694 г. Весть о смерти наместника вызвала массовое дезертирство куфийцев. Заместитель Бишра в Куфе пытался их образумить и вернуть к исполнению долга, но ничто не помогло. Оставшиеся в Куфе и Басре заместители Бишра явно не справлялись с ситуацией, тогда Абдалмалик решил поручить управление всем востоком Халифата ал-Хаджжаджу. Он прибыл в Куфу в раджабе 75/26 октября – 24 ноября 694 г. На первой же встрече с куфийцами в мечети он произнес грозную речь, не менее знаменитую, чем речь Зийада ибн Абихи, перемежая ее стихами. Мы приведем ее здесь полностью, кроме стихотворных цитат, ассоциации которых нам далеки, да и нет уверенности, что они не добавлены позже. В эти дни к нему пришел престарелый Умайр ибн Даби ат-Тамими, прося заменить его в этом походе сыном. Присутствующие пояснили, что этот человек прыгнул на тело убитого Усмана ибн Аффана и сломал ему два ребра. Ал-Хаджжадж приказал казнить его за это и тут же объявил через глашатая, что казнил его за задержку сверх трех дней. Толпы запаздывавших кинулись к мосту, чтобы успеть уйти из Куфы. Ал-Мухаллаб, узнав о решительных действиях ал-Хаджжаджа, сказал: «Ныне пришел в Ирак настоящий мужчина». В том же раджабе ал-Хаджжадж прибыл в Басру, где припугнул людей примерно такой же речью и приказал дезертирам немедленно вернуться к ал-Мухаллабу, а затем сам с дополнительным отрядом куфийцев и басрийцев направился в Ахваз и стал лагерем в Рустакабаде в 18 фарсахах от Рамхурмуза, прикрывая тыл ал-Мухаллаба и являясь на случай поражения ал-Мухаллаба надежным заслоном для Басры. Здесь он объявил, что отменяет добавку к жалованью в 100 дирхемов в год, введенную Мус‘абом, «прибавку лицемера и нечестивца». Абдаллах ибн ал-Джаруд возразил, что прибавка была подтверждена Абдалмаликом, но нарвался на грубый ответ. В связи с этим в среде басрийской знати возник заговор с целью изгнания ал-Хаджжаджа из Ирака.
Ал-Хаджжадж был ненавистен как безродный выскочка. Никогда еще иракскими центрами не правил такой человек, не курайшит, не представитель исламской или племенной элиты. Даже жесткий правитель Зийад ибн Абихи при всем его темном происхождении был более приемлемым представителем власти: он рос вместе с Басрой, до наместничества лет двадцать ведал ее финансами, стал местным богачом, словом, во многих отношениях, был своим человеком. А тут вдруг появился неведомый выходец из Таифа и сразу встал над знатными курайшитами. В отличие от пышно одетой иракской знати он демонстративно носил простой черный плащ и черную чалму. В этой одежде простого воина он являлся и во дворец к ал-Валиду, где жена ал-Валида Умм Банин говорила: «Приятнее мне было бы видеть тебя беседующим с ангелом смерти, чем с ним». Как черный ворон в стае павлинов был он в своем лагере в Рустукабаде, суровый, непреклонный и ненавистный. Ему ничего не стоило сказать при всех франту ал-Хузайлу ибн Имрану, недавнему компаньону и собутыльнику Бишра ибн Марвана, щеголявшему в одежде, волочащейся по земле и явно неуместной в военном быту: «Подбери одежду! » Обидевшийся ал-Хузайл огрызнулся: «Таким, как я, амир, такого не говорят! » – «Нет, клянусь Аллахом, говорят и даже рубят головы». Счет обидам, большим и малым, нарастал и через полгода стояния в Рустукабаде, в раби II 76 г. (19. VII-16. VIII 695 г. ) недовольство вылилось в открытый мятеж. Поводом стал вопрос о той же надбавке в 100 дирхемов в год. На новое требование ал-Хаджжадж также ответил отказом. Командная верхушка собралась у Абдаллаха ибн Джаруда и пришла к выводу, что терпеть ал-Хаджжаджа больше невозможно, необходимо изгнать его из Ирака и просить Абдалмалика назначить другого наместника, а халиф им не откажет в этом, так как нуждается в них для борьбы с хариджитами. Присутствующие присягнули Ибн Джаруду как вождю и даже составили соответствующий документ.
Ал-Хаджжадж узнал об этом и предпринял меры предосторожности: разделил расположение куфийцев и басрийцев, разместил между ними свою стражу (шурта) и перевез казнохранилище в свою ставку. Мятеж начался с того, что Абдаллах ибн ал-Джаруд поутру вывел в боевом порядке, со знаменами возглавляемую им группу абдалкайс, его примеру последовали другие вожди. Абдаллах разрушил мост, соединявший ставку ал-Хаджжаджа с казнохранилищем, и завладел им. Ал-Хаджжадж оказался блокированным с небольшим числом личной гвардии, родственников и приближенных. Он потребовал, чтобы Ибн Джаруд немедленно явился к нему с повинной, угрожая репрессиями родственникам. Тот ответил, что, если ал-Хаджжадж добровольно не покинет свой пост, то будет изгнан силой. Ал-Хаджжадж отказался подчиниться, тогда мятежное войско напало на его ставку, разграбило ее, были захвачены верховые животные и даже две его жены. Ал-Хаджжадж остался непреклонен и требовал, чтобы мятежники немедленно повинились. Видимо, он с оставшимися верными ему людьми укрылся в каком-то укреплении, иначе трудно понять, почему его не тронули во время разгрома ставки. Один из предводителей мятежников, ал-Гадбан ибн ал-Каб‘асар, посоветовал Ибн Джаруду немедленно напасть на ал-Хаджжаджа, пока он беспомощен: «Поужинай козленком, пока он не позавтракал тобой». Тот ответил, что дело близится к вечеру и начинать сражение поздно, лучше отложить до утра. В распоряжении ал-Хаджжаджа оказалась целая ночь и он ее максимально использовал. Вместо того чтобы последовать совету начальника полиции Басры сдаться под гарантию безопасности (аман) и уехать к халифу, он начал индивидуальные переговоры с главами отдельных групп об их немедленной сдаче. Это могло казаться странным в его положении, но такая непреклонность заставляла некоторых задуматься. Ему помогло и аристократическое высокомерие вождей мятежников: некий Аббад ибн ал-Хусайн ал-Хабати присутствовал, как равный, при разговоре Абдаллаха ибн ал-Джаруда с Абдаллахом ибн Хакимом и ал-Хузайлом ибн Имраном, и ему было сказано, что таким людям, как он, нечего делать, когда разговаривают о делах люди почтенные, Аббад оскорбился и с сотней своих воинов перешел к ал-Хаджжаджу. Это сразу изменило настроение в стане мятежников, колеблющиеся стали переходить на сторону наместника: за Аббадом последовал бахилит из Басры Кутайба ибн Муслим с 30 воинами, а за ним – амиры более крупных отрядов. Когда наутро Ибн Джаруд решил напасть на ал-Хаджжаджа, тот уже располагал примерно равными с ним силами. После непродолжительной схватки Ибн Джаруд пал, пронзенный стрелами, его воины утратили боевой дух, и ал-Хаджжадж объявил, что все сложившие оружие будут помилованы, кроме зачинщиков мятежа. Бой тут же прекратился. Знатные мятежники поспешили бежать: кто поспешил в Сирию, искать защиты у халифа, кто – укрыться в дальних провинциях. Ал-Хузайл был схвачен и, несмотря на заступничество Аббада и Кутайбы, обезглавлен.
Несмотря на одержанную победу, ал-Хаджжадж не стал искушать судьбу и поспешил в Басру, которая была охвачна восстанием черных рабов (зинджей) и городских низов. Его возглавил чернокожий раб, Рийан, прозванный его последователями за храбрость Шир-и-Зинджи (перс. «Лев зинджей»). Он объявил себя амиром верующих, а свою жену «матерью верующих», как величали жен Мухаммада. Начальник полиции Басры Зийад ибн Амр ал-Атаки послал на усмирение восставших своего сына, но тот погиб, а отряд разбежался. Вернувшись в Басру, ал-Хаджжадж выбранил басрийскую верхушку за трусость: «Ваши рабы и подметальщики восстали, а вы не можете с ними справиться! » Главам племенных объединений было приказано выделить определенное число воинов; командовать этим войском был назначен правитель ал-Фурата Кураз ибн Малик. Он вытеснил повстанцев из ал-Фурата и добил их около Даврака, в этом бою погиб и «Лев Зинджей». Ал-Хаджжадж продолжал расправляться с руководителями мятежа. Одни из них подверглись аресту другие поплатились имуществом. В частности конфисковано было поместье погибшего в бою Абдаллаха ибн Анаса, сына сподвижника пророка, который, будучи девятилетним мальчиком, прислуживал ему во время похода к Бадру. Отец Анас ибн Малик пришел к ал-Хаджжаджу и обвинил его в беззаконии, тот обругал его старым бунтовщиком и прогнал. Анас пожаловался халифу, и Абдалмалик резко выговорил ему в послании и велел впредь с уважением относиться к сподвижникам пророка (которых, заметим, к этому времени оставались считанные единицы). Ал-Хаджжаджу пришлось вернуть старику конфискованное имение сына. 20 ша‘бана/14 декабря 694 г. ал-Мухаллаб выбил азракитов из Рамхурмуза и в начале рамадана/конце декабря подошел к Казеруну. Ал-Мухаллаб с басрийцами сразу же окопал свой лагерь рвом, а куфийцы, гордясь перед басрийцами храбростью, проявленной под Рамхурмузом, заявили: «Наш ров – наши мечи». Ночью азракиты напали на лагерь басрийцев, наткнулись на ров и перенесли удар на неукрепленный лагерь куфийцев. Куфийцы сражались упорно, но понесли большие потери, среди убитых оказался и их командующий Абдаррахман ибн Михнаф. Несмотря на этот частный успех, азракиты не смогли переломить ситуацию и оттеснить ал-Мухаллаба. Наступательные действия Халифата разворачивались и на других направлениях. Широкомасштабные военные действия развернулись летом 692 г., когда Юстиниан с большим войском, в значительной части состоявшим из славянских переселенцев (будто бы 30 000), предпринял поход против арабов. Мухаммад ибн Марван, управлявший Джазирой и Арменией, встретил его у Севастополя в Киликии или у Кесарей в Каппадокии, сумел подкупить вождя славян и привлечь значительную часть их (около 7000) на свою сторону; Юстиниан вынужден был отступить, оставшихся ему верными славян он казнил на обратном пути за измену их собратьев. В том же году Усман ибн ал-Валид с четырехтысячным войском нанес византийцам поражение в Армении, после чего ишхан Армении Смбат Багратуни ради безопасности страны признал вассальную зависимость от Халифата. В 74/693–94 г. Мухаммад ибн Марван столкнулся с византийцами в верховьях Большого Заба, а затем нанес им поражение в Андарлии (? ). Летом 694 г. византийцы нанесли ответный удар из Мар‘аша в сторону Антиохии. Арабы под командованием Абана ибн ал-Валида ибн Укбы остановили их и в джумаде I 75/28 августа – 26 сентября 694 г. разгромили. В 695 г. Мухаммад ибн Марван совершил поход на византийцев из Малатийи, который только упоминается у арабских историков, поскольку доминирующим у них стал рассказ о восстании хариджитов в Месопотамии. Его поднял в Дара в начале сафара 76/двадцатых числах мая 695 г. суфрит Салих ибн Мусаррах. В отличие от азракитских вождей, питавших патологическую ненависть к инакомыслящим мусульманам, Салих призывал своих сторонников сражаться с мусульманами только если они нападают, и не захватывать их имущество. Число восставших было немногим более ста человек, но их выступление вызвало большое беспокойство в соседних городах Джазиры, хорошо помнивших недавнее восстание бедноты и рабов при ал-Мухтаре. Первый отряд, посланный Мухаммадом ибн Марваном на подавление восстания, несмотря на численное превосходство (в нем было 1000 человек), потерпел поражение. Второе, трехтысячное, войско одержало верх над хариджитами. Потеряв несколько десятков человек, Салих отошел к Ханикину и Джалула, встретил там сопротивление и возвратился в область Мосула. В очередном столкновении с правительственными войсками он был тяжело ранен и умер 13 джумады I или II/29 августа или 28 сентября 695 г. Во главе восставших встал Шабиб ибн Йазид, о борьбе с которым мы расскажем позже. На фоне ожесточенной политической борьбы в центре Халифата события в Северной Африке вызывали мало интереса у историков, и сведения о них для этого периода скудны и запутаны хронологически. Наместники Северной Африки за пределами Египта подчинялись непосредственно халифу и от него, а не от наместника Египта во многом зависела организация завоевательных походов в Северной Африке. В 68/687–88 г. Абдалмалик послал Зухайра ибн Кайса в поход на Ифрикию, подкрепив его деньгами и присылкой отряда сирийцев. При его приближении Касила покинул ал-Кайраван. Зухайр преследовал его, навязал сражение и разгромил. Касила погиб, арабы захватили большую добычу, но закрепиться в Ифрикии Зухайр не смог, так как узнал, что византийцы высадились в Барке, и поспешил туда. В сражении с византийцами он со своим отрядом погиб под Дарной. Все же, местные арабы совместно с фустатцами, бежавшими в Барку от чумы, сбросили византийцев в море. А в 68/688–89 г. Абдалмалик послал в Ифрикию Хассана ибн ан-Ну‘мана, который будто бы захватил Карфаген, разрушил его и, двигаясь на запад, в горах Аврас на вади Тарда встретился с берберами под предводительством Кахины («прорицательницы»), потерпел поражение и вынужден был отступить в Барку. В 72/691–92 или 73/692–93 г. он снова совершил поход на Ифрикию, захватил Карфаген, разрушил его, а затем в тех же горах Артас разгромил берберов и убил Кахину. Берберы должны были признать свою зависимость, принять ислам и обязаться поставлять 12000 всадников для участия в дальнейших походах арабов. Власть Хассана простиралась теперь примерно на 350 км к западу от ал-Кайравана, только в Баджа (Баджаия) осталось независимое христианское владение, куда укрылась часть карфагенцев. Далее до конца правления Абдалмалика Хассан занимался укреплением своей власти в Ифрикии и организацией сбора налогов, не предпринимая новых походов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|