Ситуация в Сирии. Начало династии Марванидов
Ситуация в Сирии Абдаллах ибн аз-Зубайр объявил себя халифом в момент совершенного безвластия, не имея соперников, поэтому не стоит называть его, как делают некоторые исследователи, «антихалифом». Он в этот момент никому не противостоял, и основной его проблемой было получить признание в провинциях, где шла борьба между амирами, опиравшимися на различные племенные группы. В Куфу после быстротечного правления двух амиров, 3 мая прибыл Абдаллах ибн Йазид, назначенный Ибн аз-Зубайром наместником. С этого момента Куфу можно считать признавшей Ибн аз-Зубайра, если не считать активизации шиитов Куфы, для которых он был сыном врага Али. Всего через неделю в Куфе появился ал-Мухтар, пять месяцев напрасно ожидавший от Ибн аз-Зубайра вознаграждения за поддержку. Теперь он решил искать поддержку в стане шиитов. В Басре, после того как Удайдаллах отстранился от управления и укрылся у аздитов, началась анархия. Басрийцы избрали своим амиром курайшита Абдаллаха ибн ал-Хариса, прозванного Бабба («Малыш») за малый рост, который не пытался вмешиваться в происходившее в городе. Вождь тамимитов ал-Ахнаф ибн Кайс взял под охрану бесхозную резиденцию. Тем временем глава южноарабского племени азд, набиравшего силу, Масуд ибн Амр, заручившись союзом с частью северных арабов, предложил Удайдаллаху ибн Зийаду захватить резеденцию и с нею власть. Тот предоставил Масуду действовать по своему усмотрению. В конце рамадана или начале шавваля (22 или 23 мая) Масуд захватил резиденцию и мечеть. Во время проповеди или присяги в мечеть ворвались его противники, убили его и несколько аздитов. В городе начались поджоги, а благочестивый Бабба бежал, захватив с собой из казны 40000 дирхемов. Ахнафу ибн Кайсу с трудом удалось навести некоторый порядок.
Басрийцы поняли, что без наместника, назначенного со стороны, навести порядок в городе невозможно и обратились к Ибн аз-Зубайру с просьбой прислать наместника. Назначенный им Малик ибн Анас прибыл в Басру в конце шавваля около середины июня. Вслед за этим наместником Хорасана был назначен Абдаллах ибн Хазим. Таким образом, значительная часть Халифата признала власть Ибн аз-Зубаййра. Единственными серьезными претендентами на халифский престол оставались Умаййады, собравшиеся в Сирии, где они могли надеяться на поддержку местных арабов, на которых всегда опирался Му‘авийа. Серьезных претендентов было двое: Амр ибн Са‘ид ал-Ашдак («большеротый» или «Болтун»), до того управлявший Мединой, и Марван ибн ал-Хакам, двоюродный брат халифа Усмана, более опытный и решительный человек. Сложность положения здесь заключалась в том, что после смерти Муавийи началась борьба между группировкой южноарабских племен, называвшихся по самому могущественному племени калбитами (бану калб), издавна занимавшими значительную часть сирийских степей, и прибывшими во время завоевания североарабскими племенами, объединяемыми общим наимениванием кайситов (бану кайс), которые занимали земли ушедших с византийцами арабских племен. Положение к началу лета 684 г было неоднозначным: амиры Киннасрина и Химса присягнули Ибн аз-Зубайру, и амир Дамаска ад-Даххак ибн Кайс ал-Фихри склонялся к тому же. В этой обстановке Марван не решался предпринять рискованных шагов. Единственной опорой Умаййадов был ал-Хасан ибн Малик ибн Бахдал, глава калбитского племени джузам в Заиорданье, двоюродный брат Йазида ибн Муавийи по материнской линии. Его поддержка и решила судьбу династии Умаййадов.
Начало династии Марванидов Когда стало ясно, что ад-Даххак готов признать Ибн аз-Зубайра, Хассан ибн Малик отправил ему послание, в котором порицал Ибн аз-Зубайра и доказывал исключительное право Умаййадов на власть, предложив огласить его в мечети во время пятничной молитвы. Еще один экземпляр остался у посланца, чтобы он огласил его, если ад-Даххак умолчит о послании. Ад-Даххак так и сделал; тогда гонец Хассана встал и зачитал свой экземпляр. Присутствовавший на молении ал-Валид ибн Утба закричал: «Верно! » – и стал бранить Ибн аз-Зубайра. Его поддержали один гассанит и один калбит. Тут же нашлись защитники Ибн аз-Зубайра, и в мечети завязалась драка с помощью сандалий. Ад-Даххак приказал стражникам схватить ал-Валида и двоих поддержавших его. Драку прекратил Халид ибн Йазид, обратившийся к присутствовавшим с убедительной красноречивой речью.
Конфликт не кончился на этом. Калбиты и гассаниты пошли к тюрьме и отбили своих товарищей вместе с ал-Валидом. Некоторое время спустя ад-Даххак позволил себе в мечети осудить Иазида ибн Му‘авийю, как можно думать, за побоище в Медине. Тут же нашлись и сторонники, и противники. Какой-то молодой калбит палкой ударил ад-Даххака. За него вступились. На этот раз в ход пошли мечи, пролилась кровь. Вероятно, верх в этой схватке одержали калбиты, потому что ад-Даххак укрылся в резиденции и утром не вышел в мечеть провести моление, а позвал к себе Умаййадов и, извинившись перед ними, заверил, что не замышлял против них ничего дурного. Он тут же предложил написать Хассану ибн Малику и встретиться в Джабии, чтобы выбрать из Умаййадов халифа и присягнуть ему. Сторонники ад-Даххака возмутились: еще вчера он доказывал, что нужно присягать Ибн аз-Зубайру, а теперь перекинулся на другую сторону, – и убедили его открыто заявить о признании Ибн аз-Зубайра и выступить против Умаййадов. Ад-Даххак вышел из Дамаска и стал лагерем в Мардж Рахит, в степном районе восточнее Дамаска. Решительный шаг ад-Даххака поколебал уверенность Умаййадов, и даже Марван ибн ал-Хакам заколебался, не присягнуть ли Ибн аз-Зубайру, чтобы покончить со смутой. В этот критический момент в Сирии появился Убайдаллах ибн Зийад, бежавший от распрей в Басре. Его прибытие можно датировать достаточно точно: покинув Басру 1 шаввала, он мог оказаться около Дамаска 20 шаввала/10 июня 684 г. Произошло это, кажется, до выступления ад-Даххака в Мардж Рахит, поскольку в одной из версий Убайдаллах оказывается инициатором его ухода из Дамаска. После встречи Марван и Амр поехали в Тадмур поднимать калбитов, и те будто бы присягнули Марвану как амиру.
В июне все противники Ибн аз-Зубайра собрались в Джабии, чтобы прийти к единому мнению относительно кандидатуры будущего халифа, которого можно было бы противопоставить Ибн аз-Зубайру. Источники дают нам две даты: среда 3 зу-л-ка‘да 64/22 июня 684 г. и понедельник в середине того же месяца, т. е. 4 июля. Весьма вероятно, что они не противоречат друг другу: первая может относиться к началу встречи, вторая – к ее завершению, присяге Марвану. Обсуждались три кандидата: Халид ибн Йазид, Марван ибн ал-Хакам и Абдаллах ибн Умар ибн ал-Хаттаб, но иногда, видимо, возникало и имя Ибн аз-Зубайра. Раух ибн Зинба сказал, что Ибн Умар полон достоинств, но человек слабый, а такой не может руководить общиной Мухаммада. За Марвана выступал ал-Хусайн ибн Нумайр, подчеркивая его возраст и опытность, защиту Усмана во время осады и борьбу вместе с Али ради отмщения за кровь невинно убиенного халифа. Малик ибн Хубайра ас-Сакуни, соплеменник Ибн Нумайра, пугал его тем, что многочисленные родичи Марвана припомнят ему наказания, которые он назначал им, будучи начальником шурты, и что они благодаря своей многочисленности всех обратят в рабов. Вероятно, в эти дни Марван взял в жены мать Халида, отодвинув его таким способом в родственном отношении на ступень ниже. Этот случай показывает, какую большую роль в общественном сознании арабов играло родство по женской линии. Этим объясняются многочисленные странные, на наш взгляд, женитьбы сравнительно молодых мужчин на пожилых женщинах. Спор о власти решился компромиссом. Хассану ибн Малику пришлось согласиться на признание Марвана халифом с условием, что после его смерти власть перейдет к Халиду ибн Йазиду Кроме того, он получил гарантии, что за калбитами сохранятся привилегии, установленные Му‘авийей и подтвержденные Йазидом: 2000 жалований их воинам по 2000 дирхемов в год, право занимать почетные места на приемах и участвовать в советах, невмешательство в дела племени на его территории и гарантия перехода власти в племени к его сыну или двоюродному брату. Ал-Хусайн ибн Нумайр выговорил себе за поддержку Марвана предоставление киндитам земель на восточном берегу Мертвого моря (ал-Балка) «для прокормления». Сторонники ал-Ашдака получили лишь моральное удовлетворение: им было обещано, что он будет преемником Халида.
Теперь Марвану предстояло завоевать обещанную ему власть. Прежде всего, надо было справиться с ад-Даххаком, за которым стояли все кайситы Сирии. На помощь ему пришли воины химсского и киннасринского округов. Говоря о битве на Мардж Рахит как о столкновении кайситов и калбитов, следует учитывать, что на стороне ад-Даххака сражались также калбиты (джузамиты во главе с Натилем ибн Кайсом) и другие южные арабы (например, Шурахбил ибн Зу-л-Кала, глава йеменцев Химса) – чисто политические соображения и локальная принадлежность могли оказаться сильнее полумифических генеалогических уз. Совершенно неожиданно в стане ад-Даххака мы находим сына Му‘авийи I, Абдаллаха. Средневековые историки объясняют его позицию слабоумием, хотя она могла быть вполне обдуманной, например как протест против предоставления власти Марвану. Численность обоих войск определяется очень различно: от 6 до 18 тысяч у Марвана и от 22 до 60 тысяч у ад-Даххака. Как всегда в таких случаях, меньшие цифры вызывают большее доверие. Первым успехом Марвана в этой борьбе был захват Дамаска со всеми находившимися там припасами и деньгами. О ходе самой битвы у большинства историков рассказ сводится к описанию отдельных эпизодов и цитированию стихов по их поводу. По-видимому, исход битвы решило коварство Убайдаллаха ибн Зийада, предложившего Марвану заключить с ад-Даххаком обманное перемирие, а затем неожиданно бросить на него кавалерию. Неожиданное нападение обратило кайситов в бегство. В бою погиб сам ад-Даххак и около 80 предводителей, ан-Ну‘ман ибн Башир бежал, но был настигнут и убит. В этой битве как будто бы погибло около 6000 кайситов. И эта битва проложила кровавую межу между кайситами и калбитами. Узнав о судьбе ад-Даххака и ан-Ну‘мана, Зуфар ибн ал-Харис покинул Киннасрин с группой преданных людей и ушел в Джазиру. Там он обманным путем вошел в городок Киркисийа и изгнал наместника Ибн аз-Зубайра. Теперь вся Сирия признала нового халифа. Власть над ней была поделена между новыми людьми: Палестина досталась старшему сыну Марвана Абдалмалику, Дамаском стал управлять ал-Ашдак, а Химсом – Халид ибн Йазид. Хассан ибн Малик остался в Урдунне.
Развивая успех, Марван начал готовиться к завоеванию Египта, овладение которым совершенно изменило бы соотношение сил в расколотом Халифате. Два обстоятельства определяли важность Египта для Абдаллаха ибн аз-Зубайра: значительные денежные поступления (Му‘авийа получал оттуда не меньше 600000 динаров) и, что не менее важно, доставка зерна морем в Мекку, ставшая особенно насущной после того, как Сирия и Палестина вышли из-под его контроля. Кроме того, Египет был бы постоянной угрозой для Марвана в случае попытки организовать поход на Мекку – удар через Айлу отрезал бы его от Сирии. Несмотря на всю значимость Египта, Ибн аз-Зубайр не предпринял усилий для удержания его. Вскоре после овладения Сирией Марван получил послание от верхушки египетских племен, недовольных политикой наместника аз-Зубайра и поведением пришедших с ним людей, в котором ему обещали помощь в овладении страной. Осенью Марван двумя колоннами двинулся в Египет. Сам он пошел по приморской дороге, а его сын, Абдал‘азиз через Айлу. Наместник Египта Абдаррахман ибн Утба поставил 30000 человек копать оборонительный ров с востока Фустата и отправил флот, чтобы высадить десант и отрезать Марвана от Сирии. Но осенняя буря разметала египетский флот. Жители Фустата упорно оборонялись, обе стороны несли потери, и племенная знать в лице Курайба ибн Абрахи (главы химйаритов), Абиса ибн Са‘ида ал-Муради (в разное время бывшего начальником полиции и судьей) и других выступила посредником в переговорах с Мерваном, выговорив Абдаррахману ибн Утбе почетное смещение. Марван вступил в Фустат 1 джумады I 65/14 декабря 684 г. принял присягу в мечети и распорядился о постройке для себя дворца. Многие из бану ма‘афир отказались нарушить присягу Ибн аз-Зубайру, за что 80 человек из них были казнены. В середине джумады II/27 января 685 г. был казнен вождь лахмитов ал-Акдар ибн Хумам (участник завоевания Египта), командовавший флотом, посланным против Марвана. Арест ал-Акдара вызвал возмущение в Фустате, тысячи воинов собрались у ворот дворца, требуя его освобождения, но было поздно: казнь уже свершилась. Продемонстрировав египтянам свою силу и непреклонность и выстроив дворец в Фустате, Марван вскоре возвратился в Сирию, оставив ведать всеми делами Египта – от молитвы до сбора налогов – своего сына Абдал‘азиза. Возвратился Марван очень своевременно, потому что Ибн аз-Зубайр воспользовался его отсутствием и отправил туда войско во главе с Мус‘абом Ибн аз-Зубайром. Марван выслал ему навстречу часть своих воинов во главе с Амром ибн Са‘идом, и они легко разгромили Мус‘аба на подходе к границам Сирии; место их встречи не упоминается. В ответ Марван послал отряд в 6400 человек под командованием Хубайша ибн Дулджи. Ибн аз-Зубайр выслал навстречу ему свои наличные вооруженные силы во главе с Масруком ан-Насри. Они явно были немногочисленны. На помощь им были посланы подкрепления из Куфы и Басры. Когда войско Хубайша подошло к Медине, ее наместник бежал. Немногочисленный отряд мекканцев был разгромлен на северной окраине города. Хубайш похоронил своих убитых, а мекканцы остались лежать в поле непогребенными. Марван предупредил Хубайша, чтобы тот не трогал мединцев, которые не поддерживают явно Ибн аз-Зубайра. Хубайш не нарушил этого распоряжения, но не скрывал своего презрения к мединцам. Как рассказывали, он, сидя на минбаре пророка, ел финики и бросал косточки в присутствующих, приговаривая: «Хочу этим дать вам понять, как мало вы для меня значите». Узнав о разгроме мекканцев, Мухаммад ибн ал-Аш‘ас с дороги вернулся в Куфу. Басрийцев же это не смутило, и они продолжили свой марш на Медину. Хубайш не стал ожидать их в Медине, а вышел навстречу к ар-Рабазе с 4000 воинов. Бой под ар-Рабазой был упорным, и перевес клонился на сторону Хубайша; исход его решила тысяча всадников, до последнего момента укрывавшихся в лощине. Неожиданный удар опрокинул палестинцев, Хубайш был убит, оставшиеся в живых бежали, их преследовали и брали в плен. Заместитель, оставленный Хубайшем в Медине, бежал из нее с остатками войска. Бой под ар-Рабазой датируется очень широко – от осени 684 до весны 685 г. Мединцы радостно встретили победителей. Семьи, пострадавшие в битве на харре, получили полное моральное удовлетворение: 800 пленных палестинцев были казнены на том же месте, где Муслим ибн Укба два с небольшим года назад казнил мединцев. Казнями руководил специально для этого приехавший Мус‘аб ибн аз-Зубайр. Сражения под Мединой показывают, что собственные вооруженные силы Ибн аз-Зубайра были невелики, навязать с их помощью свою волю какой-нибудь провинции, не признавшей его добровольно, было невозможно, только моральный авторитет Ибн аз-Зубайра и ненависть к Умаййадам обеспечивали ему признание. Особенно важно было для него укрепить свое влияние в такой богатейшей области, как Ирак, которому с конца 684 г. стал угрожать Убайдаллах ибн Зийад, вступивший во главе многочисленного войска в Джазиру, чтобы вернуть себе Ирак, 20 лет бывший вотчиной Зийада и его сыновей. С этой целью Ибн аз-Зубайр послал в Басру наместником своего брата Мус‘аба. Завоевание Египта и утверждение положения в Сирии и Палестине превратили Марвана в реального властителя. Наиболее опасный противник на сирийской почве, ад-Даххак ибн Кайс, погиб; Убайдаллах ибн Зийад, активно содействовавший успеху Марвана, был отправлен на поиски утерянной власти; легально признанные преемники не имели за собой силы, которая могла противостоять Марвану. И он решился объявить наследником своего сына Абдалмалика. Конечно, это было грубым нарушением обязательств, взятых на себя перед людьми, которые сделали его халифом на определенных условиях. Дата и обстоятельства проведения присяги Абдалмалику излагаются в источниках различно: одни говорят о проведении ее сразу после возвращения из Египта и называют местом проведения присяги ас-Синнабру, городок на Тивериадском озере в трех милях южнее Табарии, где любил проводить зиму Му‘авийа ибн Абу Суфйан, другие называют Дамаск. Если Марван покинул Египет в конце джумады II/5–10 февраля 685 г., то прибытие его к Тивериадскому озеру можно ожидать 15–20 февраля. Отсюда следует, что в ас-Синнабре присяга могла состояться не позже начала марта 685 г., а в Дамаске – не ранее апреля. Инициатором присяги Абдалмалику называют Хассана ибн Малика. По наиболее достоверной версии до Марвана дошел слух, что Хассан принес присягу ал-Ашдаку, потребовал от Хассана объяснения, и тому пришлось лично опровергнуть слух и предложить провести присягу Абдалмалику, а после него Абдалазизу. Присяга прошла в Иерусалиме. Марван ненадолго пережил это событие, скончавшись, скорее всего, 7 мая 685 г. Причины смерти Марвана не были ясны современникам: одни считали, что он умер своей смертью, другие объясняли ее чумой, наконец, в ней обвиняли мать Халида ибн Йазида, которая отомстила ему за оскорбление сына, отравив или задушив подушкой. Абдалмалик будто бы хотел ее казнить, но она остановила его, припугнув позором для него, если станет известно, что отец погиб от рук женщины. При всей развлекательности этой гаремной истории предпочтение, вероятно, следует отдать смерти от чумы, которая в 684 г. охватила весь Ближний Восток от Басры до Египта. Абдалмалик, по всей видимости, не присутствовал при смерти отца, хотя многие источники говорят, что он читал над ним погребальную молитву. Присяга Абдалмалику вызвала недовольство части сирийцев, и он поспешл в Дамаск. Ему удалось умиротворить ал-Ашдака, признав его своим наследником и пообещав привлекать к решению всех вопросов. Абдалмалику в ту пору было около 40 лет. В отличие от тучных Али и Му‘авии, он был строен, несколько выше среднего роста, большеглазый, с большим горбоватым носом. Живя в Медине, он посещал кружок передатчиков хадисов, любил поэзию, но был скуповат, а став халифом, проявил слабость к неумеренным восхвалениям и лести. Ко времени избрания халифом Абдалмалик приобрел большой военный и административный опыт, без которого вряд ли справился бы с труднейшей задачей восстановления единства Халифата. Основная опасность в этот момент грозила не со стороны Ибн аз-Зубайра (который был пассивен и лишь принимал присягу от провинций, где верх брали его сторонники или люди, предпочитавшие анархии хоть какую-то власть), а с севера, от Византии. Оправившись от удара, нанесенного болгарами на Дунае, Константин IV воспользовался безвластием, начавшимся после смерти Йазида, и повел наступление на Халифат по всему фронту. Изгнание арабов с Родоса, Крита и Кипра восстановило господство византийского флота в Восточном Средиземноморье; гибель египетского флота в ноябре 684 г. лишила арабов возможности противостоять нападениям византийцев на приморские города. В это смутное время, скорее всего уже в начале лета 685 г., византийцы напали на важнейшие приморские города Сирии и Палестины Аскалон, Кайсарию, Акку и Сур и разрушили их укрепления. Особенно болезненным был удар по Суру и Акке, главным верфям и базам военного флота арабов в Сирии после этого господство Византии на море снова стало абсолютным. Произошел перелом и в Малой Азии: в 684 г. арабы уже не вторгались на византийскую территорию, а затем были вынуждены покинуть Малатию и Мар‘аш, главные исходные базы арабских походов на Малую Азию. Константин IV перенес свою штаб-квартиру в Масису, явно намереваясь продолжить наступление на Сирию, в горных районах которой хозяйничали мардаиты, и захватил Антиохию. Выход был один – попытаться возобновить договор, заключенный Му‘авийей и нарушенный Йазидом. Все внимание Абдалмалика летом 685 г. было переключено на север. Он перебрался из Дамаска в Химс и, вероятно, перенацелил армию Убайдаллаха ибн Зийада с восточного на западное направление, иначе нечем объяснить ее пассивность в Джазире после сражения у Айн ал-Варды. Перемещение ее к Сумайсату может объяснить и готовность императора пойти на переговоры. Условия договора были крайне невыгодны для Абдалмалика: он обязывался платить по 1000 динаров, одному рабу и одному породистому коню за каждый день мира, т. е. лишался примерно четверти всех налоговых поступлений Сирии. Эти условия так точно совпадают с условиями мирного договора, будто бы подписанного Му‘авийей, что невольно закрадывается мысль, не приписан ли ему договор Абдалмалика. Договор был заключен 7 июля 685 г., а 18 июля (10 зу-л-хиджжа 65 г. х. ). Абдалмалик совершил в Химсе праздничное жертвоприношение. Пока Абдалмалик улаживал отношения с Византией, вождь джузамитов, поддерживавший сторонников аз-Зубайра, Натил ибн Кайс овладел Палестиной. Уладив дела с более сильным противником на севере, Абдалмалик занялся Палестиной. Решительное сражение, в котором вместе с халифом принимал участие ал-Ашдак, произошло у Аджнадайна; местоположение его неопределенно. Неизвестна и дата сражения. Натил был разгромлен и погиб. Палестина снова оказалась под властью Абдалмалика.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|