Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.
| Объем часов
(аудиторных)
| Уровень освоения
| | |
|
|
|
| | |
Естественнонаучная картина мира
| Естественнонаучная картина мира, ее эволюция.
Естественнонаучный метод познания окружающего мира.
| 3
| 2
| | |
Микромир, макромир, мегамир, их пространственно-временный характеристики.
| 2
| | |
Самостоятельная работа обучающихся:
подготовка докладов по биографиям И. Ньютона и Г. Галилея.
| 2
|
| | |
Дискретное строение вещества
| Атомно-молекулярное строение вещества, его опытное обоснование.
Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы.
| 14
| 2
| | |
Кристаллические и аморфные тела.
| 2
| | |
2
| | |
Строение атома. Опыты Резерфорда.
Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору.
| | |
2
| | |
Лазеры.
Строение атомного ядра. Ядерные силы.
Энергия связи атомных ядер.
| | |
Элементарные частицы. История развития физики элементарных частиц.
Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц.
|
| | |
Радиоактивность. α, β и γ – излучения.
Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада.
Ядерные реакции. Воздействие радиоактивных излучений на организм человека.
|
| | |
Практические занятия:
Решение задач по теме: «Фазовые переходы».
Семинар: «Использование физических свойств различных материалов в технике и быту».
Лабораторная работа: «Изучение заряженных частиц по фотографиям их треков».
Семинар: «Применение ядерной энергии. Воздействие радиоактивных излучений на организм человека».
| 5
| 2
| | |
Контрольные работы:
Контрольная работа по теме: «Дискретное строение вещества».
| 1
|
| | |
Самостоятельная работа обучающихся:
подготовка к написанию контрольной работы: повторение материала по изученной теме по учебникам, лекциям, решение задач.
Подготовка к семинарам по темам: «Использование физических свойств различных материалов в технике и в быту» и «Применение ядерной энергии. Воздействие радиоактивных излучений на организм человека».
| 7
|
| | |
Физические поля
| Гравитационное поле. Силы всемирного тяготения.
| 13
| 2
| | |
Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон Кулона.
| 2
| | |
Взаимодействие токов. Магнитное поле.
Сила Ампера. Сила Лоренца.
| 2
| | |
Открытие Электромагнитной индукции. Правило Ленца.
Закон ЭМИ.
|
| | |
Производство, передача и использование электрической энергии.
Проблемы энергосбережения.
|
| | |
Электромагнитные волны. Экспериментальное обнаружение ЭМВ. Использование ЭМВ различного диапазона.
|
| | |
Практические занятия:
Решение задач на закон Кулона.
Решение задач по теме: «Магнитное поле».
Семинар: «Использование ЭМВ различного диапазона. Электромагнитные явления в организме человека».
| 4
| 2
| | |
Контрольные работы:
Контрольная работа по теме: «Физические поля».
| 1
| 2
| | |
Самостоятельная работа обучающихся:
подготовка к написанию контрольной работы: повторение материала по изученной теме по учебникам, лекциям, решение задач.
Подготовка к семинару по теме: «Использование ЭМВ различного диапазона. Электромагнитные явления в организме человека».
| 10
|
| | |
Контроль знаний за I семестр.
| Подготовка к контрольной работе за I семестр.
| 1
| 2
| | |
Контрольные работы:
Контрольная работа за первый семестр.
| 1
| 3
| | |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к написанию контрольной работы за первый семестр: повторение материала по изученным темам по учебнику, лекциям, решение задач.
| 1
|
| | |
Световые кванты.
| Волновые и корпускулярные свойства света. Скорость света.
Законы отражения и преломления света.
|
| 2
| | |
13
| 2
| | |
Дисперсия света.
Интерференция света. Применение интерференции.
Дифракция света. Дифракционная решетка.
| | |
Постулаты теории относительности, их основные следствия.
Связь между массой и энергией.
|
| | |
Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Применение фотоэффекта.
Фотоны.
|
| | |
Виды излучений. Источники света.
Спектры. Виды спектров. Спектральный анализ.
| 2
| | |
| Практические занятия:
Решение задач на законы отражения и преломления света.
Решение задач по теме: «Элементы теории относительности».
Решение задач по теме: «Фотоэффект».
Лабораторная работа: «Исследование явления фотоэффекта».
Семинар «Шкала Электромагнитных излучений. ИФК, УФЛ и рентгеновское излучения».
| 5
| 2
| | |
| Контрольные работы:
Контрольная работа по теме: «Световые кванты».
| 1
|
| | |
| Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к написанию контрольной работы: повторение материала по изученной теме по учебникам, лекциям, решение задач. Подготовка к семинару по теме: «Шкала Электромагнитных излучений. ИФК, УФЛ и рентгеновское излучения».
| 13
|
| | |
Свойства и закономерности
природных систем.
| Энергия. Виды энергии.
Преобразование и сохранение энергии в природе и технике.
| 3
| 2
| | |
2
| | |
Случайные процессы и вероятностные закономерности. Энтропия.
| | |
2
| | |
Практические занятия:
Лабораторная работа «Изучение закона сохранения полной механической энергии».
Решение задач по теме: «Преобразование и сохранение энергии в природе и технике».
| 2
| 2
| | |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к написанию лабораторной работы: повторение материала по изученной теме по учебникам, лекциям, решение задач.
| 3
|
| | |
Элементы астрофизики
| Происхождение Вселенной. Теория Большого взрыва.
| 4
| 2
| | |
2
| | |
Звезды, их характеристики.
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.
| | |
Практические занятия:
Семинар: «Планеты и малые тела Солнечной системы».
| 1
| 2
| | |
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач; подготовка к семинару по теме: «Планеты и малые тела Солнечной системы».
| 3
|
| | |
Итоговый контроль знаний.
| Подготовка к контрольной работе за второй семестр.
| 1
| 2
| | |
Контрольные работы:
Контрольная работа №3: «Контрольная работа за второй семестр».
| 1
| 3
| | |
Самостоятельная работа обучающихся:
подготовка к написанию контрольной работы за второй семестр: повторение материала по изученным темам по учебнику, лекциям, решение задач.
| 1
|
| | |
| Лабораторный практикум - 10 часов
|
|
| | |
№ п/п
| Тема работы
| Кол. час.
|
| | |
| Исследование явления электромагнитной индукции.
|
| 2
| | |
| Измерение показателя преломления стекла.
|
| 2
| | |
| Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.
|
| 2
| | |
| Измерение длины световой волны с использованием дифракционной решетки.
|
| 2
| | |
| Наблюдение интерференции и дифракции света.
|
| 2
| | |
Химические свойства и превращения веществ
| Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Связь между строением электронной оболочки атома и химическими свойствами элемента.
Природа химической связи. Ковалентная связь: неполярная и полярная. Ионная связь.
Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь.
Водородная связь. Кристаллические решетки веществ с различными видами химической связи.
Химическая реакция. Скорость реакции и факторы, от которых она зависит. Биологические катализаторы – ферменты. Тепловой эффект химической реакции. Химическое равновесие.
|
| 2
| | |
Практические занятия:
Лабораторная работа.№1» Зависимость скорости химической реакции от различных факторов (температуры, концентрации веществ, действия катализаторов)».
|
| 3
| | |
Контрольные работы:
Контрольная работа №1. Химические свойства и превращение веществ.
|
| 3
| | |
Самостоятельная работа обучающихся:
Решение задач по теме: «Электронное строение атомов»
Выполнение индивидуальных заданий по теме: «Периодическая система химических
элементов»
Выполнение индивидуальных заданий по теме: «Химическая связь: ковалентная и ионная»
|
|
| | |
Неорганические соединения
| Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации.
Среда водных растворов солей: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. Роль рН в биологии.
Металлы. Общие способы получения металлов. Металлы в живых организмах.
Сплавы: черные и цветные. Коррозия металлов и способы защиты от нее.
Неметаллы. Общая характеристика главных подгрупп неметаллов на примере галогенов. Окислительно-восстановительные реакции.
Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности человека. Защита окружающей среды от загрязнения тяжелыми металлами, соединениями азота, серы, углерода.
|
| 2
| | |
Практические занятия:
Лабораторная работа №2». Реакции обмена в водных растворах электролитов». (2ч.)
Лабораторная работа №3.» Определение рН раствора солей». (2ч.)
|
| 3
| | |
Контрольные работы:
Контрольная работа №2. Неорганические соединения.
|
| 3
| | |
Самостоятельная работа обучающихся:
Выполнение заданий по темам: «Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации», «Окислительно-восстановительные реакции».
Решение задач по темам: «Оксиды, основания, кислоты», «Связь между классами неорганических соединений».
Составление таблицы «Роль неорганических веществ в живых организмах»
Подготовка сообщения на тему: «Воздействие тяжелых металлов на живые организмы».
|
|
| | |
Органические соединения
| Многообразие органических соединений. Классификация органических соединений.
Основные положения теории строения органических соединений. Изомерия: структурная, пространственная.
Углеводороды, их строение и характерные химические свойства. Метан, этилен, ацетилен, бензол. Применение углеводородов в органическом синтезе. Реакция полимеризации. Нефть, газ, каменный уголь – природные источники углеводородов.
Спирты, их строение и характерные химические свойства. Этиловый спирт. Глицерин.
Карбоновые кислоты. Уксусная кислота.
Мыла как соли высших карбоновых кислот. Жиры как сложные эфиры.
Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза. Азотосодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Синтетические полимеры: пластмассы, каучуки, волокна. Моющие и чистящие средства. Токсичные вещества. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.
|
| 2
| | |
Практические занятия:
Лабораторная работа №4». Качественная реакция на глицерин.» (1ч.)
Лабораторная работа №5». Химические свойства уксусной кислоты: взаимодействие с индикаторами, с металлами (Mg), с основаниями (Cu(OH)2) и основными оксидами (CuO).» (2ч.)
Лабораторная работа №6». Обратимая и необратимая денатурация белков.» (2ч.)
|
| 3
| | |
Контрольные работы:
Контрольная работа №3. Органические соединения.
|
| 3
| | |
Самостоятельная работа:
Выполнение заданий по темам: «Предельные углеводороды: структурные формулы, структурные изомеры», «Строение и свойства алканов, алкенов, алкадиенов и алкинов», «Номенклатура и свойства спиртов», «Номенклатура и свойства карбоновых кислот», «Генетическая связь между классами органических соединений», «Роль белков, липидов, углеводов в живых организмах».
|
|
| | |
Контроль знаний за 3 семестр
| Дифференцированный зачет
|
|
| | |
Клеточное строение организмов
| Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Клеточная теория строения организмов.
Строение клетки: основные органоиды и их функции.
Метаболизм, роль ферментов в нем.
Молекула ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код. Матричное воспроизводство белков.
Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов.
Одноклеточные и многоклеточные растительные и животные организмы.
Неклеточные формы жизни, вирусы. Профилактика и лечение вирусных заболеваний.
Размножение организмов, его формы и значение. Индивидуальное развитие многоклеточного организма (онтогенез).
|
| 2
| | |
Практические занятия:
Лабораторная работа №7» Строение растительной, животной и бактериальной клеток под микроскопом.» (2ч.)
Лабораторная работа №8». Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.» (1ч.)
Лабораторная работа №9». Ферментативное расщепление пероксида водорода в клетках растений.» (1ч.)
Практическая работа №1». Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам» (2ч.).
|
| 3
| | |
Контрольные работы:
Контрольная работа №4. Клеточное строение организмов.
|
| 3
| | |
Самостоятельная работа обучающихся:
Изучить тему и составить конспект «Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние».
Решение задач по теме: «Ген. Генетический код. Биосинтез белка»
Подготовка сообщений на тему: «Профилактика и лечение вирусных заболеваний».
|
|
| | |
Наследственность и изменчивость
| Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем и Т. Морганом (на примере наследования у человека).
Хромосомная теория наследственности и теория гена.
Изменчивость. Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Причины наследственных изменений. Мутагены и мутации. Влияние мутагенов на организм человека и оценка последствий их влияния.
Значение генетики для медицины. Биотехнологии. Генная, клеточная инженерия.
Клонирование. Оценка этических и правовых аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
|
|
| 2
| | |
Практические занятия:
Практическая работа №2». Составление схем моногибридного и дигибридного скрещивания» (1ч.).
Практическая работа №3.» Решение генетических задач.» (2ч.)
Лабораторная работа №10». Изучение изменчивости: построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).» (2ч.)
|
|
| | |
Контрольные работы:
Контрольная работа №5. Наследственность и изменчивость
|
|
| | |
Самостоятельная работа обучающихся:
Изучить темы и составить конспекты: «История генетики», «Значение генетики для селекции и медицины»
Решение генетических задач.
|
|
| | |
Многообразие и эволюция органического мира
| Система органического мира и ее основные систематические категории (классификация). Вид, его критерии. Проблема реального существования видов в природе.
Популяция – структурная единица эволюции. Теория эволюции органического мира Ч. Дарвина. Предпосылки и движущие силы эволюции (борьба за существование и естественный отбор).
Искусственный отбор, селекция.
Результат эволюции: адаптация, видообразование, многообразие органического мира, вымирание.
Проблема сущности жизни. Оценка различных гипотез происхождения жизни. Происхождение и эволюция человека.
|
|
|
| | |
Практические занятия:
Лабораторная работа №11». Описание особей одного вида по морфологическому критерию» (1ч.)
Лабораторная работа №12». Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.» (1ч.)
Лабораторная работа №13» Изучение способов адаптации организмов к среде обитания.» (1ч.)
Лабораторная работа № 14». Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство эволюционного родства.» (2ч.)
|
|
| | |
Контрольные работы:
Контрольная работа № 6. Многообразие и эволюция органического мира.
|
|
| | |
Самостоятельная работа обучающихся:
Заполнение таблицы «История развития эволюционных идей до Ч. Дарвина», «Адаптация организмов к окружающей среде».
Составление конспекта «Эволюция человека».
|
|
| | |
Итоговый контроль за 4 семестр
| Дифференцированный зачет
|
|
|
| | |
Надорганизменные системы
| Экологические факторы. Приспособление организмов к влиянию различных экологических факторов.
Экосистема, ее основные составляющие. Характеристика видовой и пространственной структуры экосистемы. Пищевые связи в экосистеме.
Саморегуляция в экосистемах, их развитие и смена. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Искусственная экосистема – агробиоценоз.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфере, живом веществе и его функциях в биосфере. Роль живого вещества в круговороте в Глобальные изменения в биосфере под влиянием деятельности человека. Проблема устойчивого развития биосферы.еществ в биосфере.
|
|
|
| | |
Практические занятия:
Практическая работа №4. Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе.
Практическая работа №5. Описание антропогенных изменений в естественных ландшафтах своей местности.
Практическая работа №6. Решение экологических задач.
|
|
| | |
Контрольные работы:
Контрольная работа №7. Надорганизменные системы.
|
|
| | |
Самостоятельная работа обучающихся:
Решение экологических задач, подготовка сообщений по темам: «Глобальные экологические проблемы», Подготовка сообщений по теме: «Глобальные экологические проблемы».
|
|
| | |
Итоговый контроль
| Дифференцированный зачет
|
|
|
| | |
Всего:
|
|
|
| 2
| |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)