Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура учебной дисциплины ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ.




Наименование разделов и тем Макс. учебная нагрузка Количество аудиторных часов Самостоятельная работа студента
    всего лабораторные занятия практические занятия  
Естественнонаучная картина мира.     - -  
Дискретное строение вещества     -    
Физические поля.     -    
Контроль за первый семестр.     - -  
Световые кванты.     -    
Свойства и закономерности природных систем.     -    
Элементы астрофизики.     -    
Контроль за второй семестр.     - -  
Лабораторный практикум.         -
Химические свойства и превращения веществ       -  
Неорганические соединения       -  
Органические соединения       -  
Контроль за третий семестр     - - -
Клеточное строение организмов          
Наследственность и изменчивость          
Многообразие и эволюция органического мира       -  
Контроль за четвертый семестр     - - -
Надорганизменные системы     -    
Итоговый контроль         -
ИТОГО          

 


2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины Естествознание

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. Объем часов (аудиторных) Уровень освоения    
           
Естественнонаучная картина мира Естественнонаучная картина мира, ее эволюция. Естественнонаучный метод познания окружающего мира. 3 2    
Микромир, макромир, мегамир, их пространственно-временный характеристики. 2    
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка докладов по биографиям И. Ньютона и Г. Галилея. 2      
Дискретное строение вещества Атомно-молекулярное строение вещества, его опытное обоснование. Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы. 14 2    
Кристаллические и аморфные тела. 2    
2    
Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору.    
2    
Лазеры. Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер.    
Элементарные частицы. История развития физики элементарных частиц. Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц.        
Радиоактивность. α, β и γ – излучения. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции. Воздействие радиоактивных излучений на организм человека.      
Практические занятия: Решение задач по теме: «Фазовые переходы». Семинар: «Использование физических свойств различных материалов в технике и быту». Лабораторная работа: «Изучение заряженных частиц по фотографиям их треков». Семинар: «Применение ядерной энергии. Воздействие радиоактивных излучений на организм человека». 5 2    
Контрольные работы: Контрольная работа по теме: «Дискретное строение вещества». 1      
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к написанию контрольной работы: повторение материала по изученной теме по учебникам, лекциям, решение задач. Подготовка к семинарам по темам: «Использование физических свойств различных материалов в технике и в быту» и «Применение ядерной энергии. Воздействие радиоактивных излучений на организм человека». 7      
Физические поля Гравитационное поле. Силы всемирного тяготения. 13 2    
Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон Кулона. 2    
Взаимодействие токов. Магнитное поле. Сила Ампера. Сила Лоренца. 2    
Открытие Электромагнитной индукции. Правило Ленца. Закон ЭМИ.      
Производство, передача и использование электрической энергии. Проблемы энергосбережения.      
Электромагнитные волны. Экспериментальное обнаружение ЭМВ. Использование ЭМВ различного диапазона.      
Практические занятия: Решение задач на закон Кулона. Решение задач по теме: «Магнитное поле». Семинар: «Использование ЭМВ различного диапазона. Электромагнитные явления в организме человека». 4 2    
Контрольные работы: Контрольная работа по теме: «Физические поля». 1 2    
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к написанию контрольной работы: повторение материала по изученной теме по учебникам, лекциям, решение задач. Подготовка к семинару по теме: «Использование ЭМВ различного диапазона. Электромагнитные явления в организме человека». 10      
Контроль знаний за I семестр. Подготовка к контрольной работе за I семестр. 1 2    
Контрольные работы: Контрольная работа за первый семестр. 1 3    
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к написанию контрольной работы за первый семестр: повторение материала по изученным темам по учебнику, лекциям, решение задач. 1      
Световые кванты. Волновые и корпускулярные свойства света. Скорость света. Законы отражения и преломления света.   2    
13 2    
Дисперсия света. Интерференция света. Применение интерференции. Дифракция света. Дифракционная решетка.    
Постулаты теории относительности, их основные следствия. Связь между массой и энергией.      
Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Применение фотоэффекта. Фотоны.      
Виды излучений. Источники света. Спектры. Виды спектров. Спектральный анализ. 2    
  Практические занятия: Решение задач на законы отражения и преломления света. Решение задач по теме: «Элементы теории относительности». Решение задач по теме: «Фотоэффект». Лабораторная работа: «Исследование явления фотоэффекта». Семинар «Шкала Электромагнитных излучений. ИФК, УФЛ и рентгеновское излучения». 5 2    
  Контрольные работы: Контрольная работа по теме: «Световые кванты».   1      
  Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к написанию контрольной работы: повторение материала по изученной теме по учебникам, лекциям, решение задач. Подготовка к семинару по теме: «Шкала Электромагнитных излучений. ИФК, УФЛ и рентгеновское излучения». 13      
Свойства и закономерности природных систем. Энергия. Виды энергии. Преобразование и сохранение энергии в природе и технике. 3 2    
2    
Случайные процессы и вероятностные закономерности. Энтропия.    
2    
Практические занятия: Лабораторная работа «Изучение закона сохранения полной механической энергии». Решение задач по теме: «Преобразование и сохранение энергии в природе и технике». 2 2    
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к написанию лабораторной работы: повторение материала по изученной теме по учебникам, лекциям, решение задач. 3      
Элементы астрофизики Происхождение Вселенной. Теория Большого взрыва. 4 2    
2    
Звезды, их характеристики. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.    
Практические занятия: Семинар: «Планеты и малые тела Солнечной системы». 1 2    
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач; подготовка к семинару по теме: «Планеты и малые тела Солнечной системы». 3      
Итоговый контроль знаний. Подготовка к контрольной работе за второй семестр. 1 2    
Контрольные работы: Контрольная работа №3: «Контрольная работа за второй семестр». 1 3    
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к написанию контрольной работы за второй семестр: повторение материала по изученным темам по учебнику, лекциям, решение задач. 1      
  Лабораторный практикум - 10 часов        
№ п/п Тема работы Кол. час.      
  Исследование явления электромагнитной индукции.   2    
  Измерение показателя преломления стекла.   2    
  Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.   2    
  Измерение длины световой волны с использованием дифракционной решетки.   2    
  Наблюдение интерференции и дифракции света.   2    
Химические свойства и превращения веществ Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Связь между строением электронной оболочки атома и химическими свойствами элемента. Природа химической связи. Ковалентная связь: неполярная и полярная. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь. Водородная связь. Кристаллические решетки веществ с различными видами химической связи. Химическая реакция. Скорость реакции и факторы, от которых она зависит. Биологические катализаторы – ферменты. Тепловой эффект химической реакции. Химическое равновесие.     2    
Практические занятия: Лабораторная работа.№1» Зависимость скорости химической реакции от различных факторов (температуры, концентрации веществ, действия катализаторов)».     3    
Контрольные работы: Контрольная работа №1. Химические свойства и превращение веществ.   3    
Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач по теме: «Электронное строение атомов» Выполнение индивидуальных заданий по теме: «Периодическая система химических элементов» Выполнение индивидуальных заданий по теме: «Химическая связь: ковалентная и ионная»            
Неорганические соединения Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации. Среда водных растворов солей: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. Роль рН в биологии. Металлы. Общие способы получения металлов. Металлы в живых организмах. Сплавы: черные и цветные. Коррозия металлов и способы защиты от нее. Неметаллы. Общая характеристика главных подгрупп неметаллов на примере галогенов. Окислительно-восстановительные реакции. Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности человека. Защита окружающей среды от загрязнения тяжелыми металлами, соединениями азота, серы, углерода.     2    
Практические занятия: Лабораторная работа №2». Реакции обмена в водных растворах электролитов». (2ч.) Лабораторная работа №3.» Определение рН раствора солей». (2ч.)     3    
Контрольные работы: Контрольная работа №2. Неорганические соединения.     3    
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение заданий по темам: «Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации», «Окислительно-восстановительные реакции». Решение задач по темам: «Оксиды, основания, кислоты», «Связь между классами неорганических соединений». Составление таблицы «Роль неорганических веществ в живых организмах» Подготовка сообщения на тему: «Воздействие тяжелых металлов на живые организмы».        
Органические соединения Многообразие органических соединений. Классификация органических соединений. Основные положения теории строения органических соединений. Изомерия: структурная, пространственная. Углеводороды, их строение и характерные химические свойства. Метан, этилен, ацетилен, бензол. Применение углеводородов в органическом синтезе. Реакция полимеризации. Нефть, газ, каменный уголь – природные источники углеводородов. Спирты, их строение и характерные химические свойства. Этиловый спирт. Глицерин. Карбоновые кислоты. Уксусная кислота. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Жиры как сложные эфиры. Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза. Азотосодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки. Генетическая связь между классами органических соединений. Синтетические полимеры: пластмассы, каучуки, волокна. Моющие и чистящие средства. Токсичные вещества. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.   2    
Практические занятия: Лабораторная работа №4». Качественная реакция на глицерин.» (1ч.) Лабораторная работа №5». Химические свойства уксусной кислоты: взаимодействие с индикаторами, с металлами (Mg), с основаниями (Cu(OH)2) и основными оксидами (CuO).» (2ч.) Лабораторная работа №6». Обратимая и необратимая денатурация белков.» (2ч.)     3    
Контрольные работы: Контрольная работа №3. Органические соединения.     3    
Самостоятельная работа: Выполнение заданий по темам: «Предельные углеводороды: структурные формулы, структурные изомеры», «Строение и свойства алканов, алкенов, алкадиенов и алкинов», «Номенклатура и свойства спиртов», «Номенклатура и свойства карбоновых кислот», «Генетическая связь между классами органических соединений», «Роль белков, липидов, углеводов в живых организмах».        
Контроль знаний за 3 семестр Дифференцированный зачет        
Клеточное строение организмов Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Клеточная теория строения организмов. Строение клетки: основные органоиды и их функции. Метаболизм, роль ферментов в нем. Молекула ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код. Матричное воспроизводство белков. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Одноклеточные и многоклеточные растительные и животные организмы. Неклеточные формы жизни, вирусы. Профилактика и лечение вирусных заболеваний. Размножение организмов, его формы и значение. Индивидуальное развитие многоклеточного организма (онтогенез).     2    
Практические занятия: Лабораторная работа №7» Строение растительной, животной и бактериальной клеток под микроскопом.» (2ч.) Лабораторная работа №8». Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.» (1ч.) Лабораторная работа №9». Ферментативное расщепление пероксида водорода в клетках растений.» (1ч.) Практическая работа №1». Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам» (2ч.).     3    
Контрольные работы: Контрольная работа №4. Клеточное строение организмов.     3    
Самостоятельная работа обучающихся: Изучить тему и составить конспект «Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние». Решение задач по теме: «Ген. Генетический код. Биосинтез белка» Подготовка сообщений на тему: «Профилактика и лечение вирусных заболеваний».        
Наследственность и изменчивость Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем и Т. Морганом (на примере наследования у человека). Хромосомная теория наследственности и теория гена. Изменчивость. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Причины наследственных изменений. Мутагены и мутации. Влияние мутагенов на организм человека и оценка последствий их влияния. Значение генетики для медицины. Биотехнологии. Генная, клеточная инженерия. Клонирование. Оценка этических и правовых аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.       2    
Практические занятия: Практическая работа №2». Составление схем моногибридного и дигибридного скрещивания» (1ч.). Практическая работа №3.» Решение генетических задач.» (2ч.) Лабораторная работа №10». Изучение изменчивости: построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).» (2ч.)        
Контрольные работы: Контрольная работа №5. Наследственность и изменчивость          
Самостоятельная работа обучающихся: Изучить темы и составить конспекты: «История генетики», «Значение генетики для селекции и медицины» Решение генетических задач.        
Многообразие и эволюция органического мира Система органического мира и ее основные систематические категории (классификация). Вид, его критерии. Проблема реального существования видов в природе. Популяция – структурная единица эволюции. Теория эволюции органического мира Ч. Дарвина. Предпосылки и движущие силы эволюции (борьба за существование и естественный отбор). Искусственный отбор, селекция. Результат эволюции: адаптация, видообразование, многообразие органического мира, вымирание. Проблема сущности жизни. Оценка различных гипотез происхождения жизни. Происхождение и эволюция человека.          
Практические занятия: Лабораторная работа №11». Описание особей одного вида по морфологическому критерию» (1ч.) Лабораторная работа №12». Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.» (1ч.) Лабораторная работа №13» Изучение способов адаптации организмов к среде обитания.» (1ч.) Лабораторная работа № 14». Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство эволюционного родства.» (2ч.)            
Контрольные работы: Контрольная работа № 6. Многообразие и эволюция органического мира.        
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение таблицы «История развития эволюционных идей до Ч. Дарвина», «Адаптация организмов к окружающей среде». Составление конспекта «Эволюция человека».        
Итоговый контроль за 4 семестр Дифференцированный зачет          
Надорганизменные системы Экологические факторы. Приспособление организмов к влиянию различных экологических факторов. Экосистема, ее основные составляющие. Характеристика видовой и пространственной структуры экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Саморегуляция в экосистемах, их развитие и смена. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Искусственная экосистема – агробиоценоз. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфере, живом веществе и его функциях в биосфере. Роль живого вещества в круговороте в Глобальные изменения в биосфере под влиянием деятельности человека. Проблема устойчивого развития биосферы.еществ в биосфере.          
Практические занятия: Практическая работа №4. Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. Практическая работа №5. Описание антропогенных изменений в естественных ландшафтах своей местности. Практическая работа №6. Решение экологических задач.        
Контрольные работы: Контрольная работа №7. Надорганизменные системы.        
Самостоятельная работа обучающихся: Решение экологических задач, подготовка сообщений по темам: «Глобальные экологические проблемы», Подготовка сообщений по теме: «Глобальные экологические проблемы».        
Итоговый контроль Дифференцированный зачет          
Всего:       2  

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...