Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели и задачи научно-исследовательской работы




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»

Согласовано _____________________________ Руководитель ООП по направлению 220100.68 профессор Первухин Д.А. Утверждаю ___________________________ Зав. кафедрой Системного анализа и управления профессор Первухин Д.А

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Научно-исследовательская работа»

Направление подготовки: 220100 Системный анализ и управление

Магистерская программа:

«Системный анализ организационно-управленческой деятельности в больших

системах»

 

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Составитель: проф. Первухин Д.А.

 

 

Санкт-Петербург


УДК 22.236.002:622.232.8(075.83)

 

 

Научно-исследовательская работа: Программа и методические рекомендации для магистрантов по направлению 220100.68 – Системный анализ и управление/ Национальный минерально-сырьевой университет «Горный». Сост: Д.А. Первухин. СПб, 2012, 30с.

 

 

Представлены программа, цели и задачи, порядок прохождения магистрантами научно-исследовательской работы. Представлены методические рекомендации по проведению научного эксперимента и обработке экспериментальных данных. Рассмотрены другие формы проведения магистерской научно-исследовательской работы.

Программа и методические рекомендации предназначены для магистрантов направления 220100.68 - Системный анализ и управление.

Научный редактор: проф. Д.А. Первухин

© Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», 2012


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ МАГИСТРАНТОВ

 

Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению 220100.68 – «Системный анализ и управление» включает научно-исследовательскую работу. Целью научно-исследовательской работы является освоение магистрантом методики проведения всех этапов научно-исследовательских работ – от постановки задачи исследования до подготовки статей, заявок на получение патента на изобретение, гранта, участие в конкурсе научных работ и др.

Тематика научно-исследовательской работы определяется темой магистерской диссертации студента. Научно-исследовательская работа проводится на кафедре системного анализа и управления, в научно-исследовательских организациях, научно-исследовательских подразделениях производственных предприятий и фирм, специализированных лабораториях университета, на базе научно-образовательных и инновационных центров.

Научно-исследовательская работа осуществляется в соответствии с рабочим учебным планом магистерских образовательных программ направления 220100.68 – «Системный анализ и управление» и индивидуальным планом подготовки магистранта под руководством научного руководителя магистранта и руководителя научно-исследовательского подразделения.

Прохождение научно-исследовательской работы предусмотрено в девятом, десятом семестрах обучения в объеме четырех недель в каждом семестре и в одиннадцатом семестре обучения в объеме полутора недель. Время прохождения практики составляет четыре недели в девятом и десятом семестрах и две недели в одиннадцатом семестре. Результаты научно-исследовательской работы используются при подготовке магистерской диссертации.

Аттестация по итогам научно-исследовательской работы проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва научного руководителя. По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Цель научно-исследовательской работы: систематизация, углубление, расширение и закрепление профессиональных знаний, формирование у магистрантов навыков ведения самостоятельной научной работы, исследования и проведения эксперимента.

Задачи научно-исследовательской работы:

а) изучить:

− литературные и патентные источники по разрабатываемой теме с целью их использования при проведении научных исследований и выполнении выпускной квалификационной работы;

− методы исследования сложных систем, планирования и проведения вычислительного эксперимента и проведения других экспериментальных работ;

− математические модели сложных систем, процессов и явлений, относящихся к области исследования;

− методы анализа и математической обработки экспериментальных данных;

− информационные технологии в научных исследованиях, программные продукты, относящиеся к профессиональной сфере;

− правила эксплуатации приборов и установок и измерительной техники;

− принципы организации компьютерных сетей и телекоммуникационных систем;

− требования к оформлению научно-технической документации;

− порядок внедрения результатов научных исследований и разработок;

б) выполнить:

− теоретическое системное исследование и/или проведение вычислительного эксперимента в рамках поставленной задачи, включая разработку математической модели сложной системы и имитационный эксперимент;

− математическую и статистическую обработку полученных результатов исследования;

− провести анализ достоверности полученных результатов исследования сложной системы;

− провести анализ, систематизацию и обобщение научно-технической информации по научному направлению исследования;

− провести сравнение результатов исследования сложной системы с отечественными и зарубежными аналогами;

− провести анализ научной и практической значимости полученных результатов исследований, а также оценку технико-экономической эффективности прикладных результатов;

− подготовить заявку на изобретение, полезную модель или на участие в гранте.

в) приобрести навыки:

− постановки цели, задач и формализации научного исследования;

− обоснования и выбора методов научного исследования;

− работы с универсальными и специальными пакетами прикладных программ, используемыми при проведении научного исследования;

− оформления результатов научного исследования (оформление отчета о научной работе, подготовка и опубликование научных статей, тезисов докладов и др.);

− математической и статистической обработки полученных результатов исследования;

− работы на экспериментальных установках, приборах и стендах.

Научно-исследовательская работа предназначена для формирования следующих компетенций:

общекультурные компетенции

- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

- способность свободно применять русский и один из иностранных языков как средства делового общения (ОК-3);

- способность использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-4);

- способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-5);

- способность применять в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6);

- способность к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями магистерской программы) (ОК-7);

профессиональные компетенции

- способность вскрыть математическую, естественнонаучную и техническую сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, провести их качественно-количественный анализ (ПК-1);

- способность ставить задачи исследования, выбирать методы экспериментальной работы, интерпретировать и представлять результаты исследований (ПК-2);

- способность анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ПК-3);

- способность оформить, представить и доложить результаты выполненной работы (ПК-4);

- способность разработать практические рекомендации по использованию результатов научных исследований (ПК-5);

- способность организовать работу коллектива исполнителей, принятие исполнительских решений в условиях спектра мнений, определить порядок выполнения работ (ПК-6);

научно-исследовательская деятельность

- способность применять перспективные методы системного анализа и принятия решений для исследования функциональных задач на основе мировых тенденций развития системного анализа, управления и информационных технологий (ПК-7);

проектно-конструкторские компетенции

- способность формировать технические задания и участвовать в разработке аппаратных и/или программных средств экспертных систем поддержки принятия оптимальных решений (ПК-9);

- способность выбирать методы и разрабатывать алгоритмы решения задач управления сложными многомерными объектами управления (ПК-10);

проектно-технологические компетенции

- способность применять современные технологии создания сложных комплексов с использованием САSЕ-средств, контролировать качество разрабатываемых систем (ПК-11);

научно-педагогическая деятельность

- способность принимать непосредственное участие в учебной работе кафедр и других учебных подразделений по направлению «Системный анализ и управление» (ПК-12);

организационно-управленческая деятельность

- способность руководить коллективами разработчиков аппаратных и/или программных средств экспертных систем поддержки принимаемых решений (ПК-13).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: методы исследования сложных систем, планирования и проведения вычислительного эксперимента и проведения экспериментальных работ; математические модели сложных систем, процессов и явлений, относящихся к области исследования; методы анализа и математической обработки экспериментальных данных; применять глубокие базовые и специальные, естественнонаучные и профессиональные знания в научной деятельности для решения прикладных задач;

Уметь: применять информационные технологии в научных исследованиях, программные продукты, относящиеся к профессиональной сфере; проводить теоретические системные исследования; проводить вычислительные эксперименты в рамках поставленной задачи, математическую и статистическую обработку полученных результатов исследования; проводить анализ достоверности полученных результатов исследования сложной системы; эффективно работать индивидуально, в качестве члена и руководителя группы, состоящей из специалистов различных направлений и квалификаций; самостоятельно учиться и непрерывно повышать квалификацию в течение всего периода профессиональной деятельности;

Владеть: навыками постановки цели, задач и формализации научного исследования; обоснования и выбора методов научного исследования; работы с универсальными и специальными пакетами прикладных программ; математической и статистической обработки полученных результатов исследования; работы на экспериментальных установках, приборах и стендах; способами получения профессиональных знаний на основе использования оригинальных источников, в том числе электронных из разных областей общей и профессиональной структуры; навыками написания научно-технического текста, навыками научных публичных выступлений и ведения научных дискуссий.

Магистранты должны научиться самостоятельно организовывать и планировать научную работу, организовывать поиск необходимой информации, научиться управлять процессом научного творчества, выбирать оптимальные методы научного исследования.

 

СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Структура, содержание и порядок выполнения научно-исследовательской работы определяются руководителями программ подготов­ки магистров на основе ФГОС и отражаются в индивидуальном задании на научно-исследовательскую работу.

Работа магистрантов по выполнению научно-исследовательской работы организуется в соответствии с ло­гикой работы над магистерской диссертацией:

- выбор темы, определение про­блемы, объекта и предмета исследования;

- постановка цели и формулировка задач иссле­дования;

- теоретический анализ литературы и результатов исследований по проблеме, под­бор необходимых источников по теме (литературные источники, патентные материалы, научные отче­ты, техническая документация, информация из Интернета и др.);

- составление библиографического списка источников;

- формализация научной задачи и объекта исследования;

- обоснование и выбор методов исследования;

- проведение теоретического исследования

- проведение вычислительного эксперимента;

- анализ экспериментальных данных;

- оформление результатов исследования.

Магистранты работают с первоисточниками, монографиями, авторефератами и диссертациями, консультируются с научным руководителем и преподавателями.

За время научно-исследовательской работы магистрант должен сформулировать в окончательном виде тему магистерской диссертации по профилю своего направления под­готовки из числа актуальных научных проблем, разрабатываемых в структурном подраз­делении, и согласовать ее с руководителем программы подготовки магистров.

Важной составляющей содержания научно-исследовательской работы являются сбор и обработка фактического материала и статистических данных, анализ соответствующих теме характеристик объекта исследования.

Деятельность студента при выполнении научно-исследовательской работы предусматривает несколько этапов:

Этап 1. - Исследование теоретических проблем в рамках программы магистерской подготовки:

- выбор и обоснование темы исследования;

- составление рабочего плана и графика выполнения научного исследования;

- непосредственно проведение исследования (постановка целей и конкретных задач, фор­мулировка рабочей гипотезы, обобщение и критический анализ трудов отечест­венных и зарубежных специалистов по теме исследования);

- составление библиографического списка источников по теме научно-исследовательской работы.

Рабочий план представляет собой схему планируемого исследования, он состоит из перечня связанных внутренней логикой направлений работ. График исследования определяет конкретные сроки выполнения этих работ.

Рабочий план составляется магистрантом под руководством руководителя магистерской диссертации.

Этап 2. – Решение прикладных задач в соответствии с темой магистерской диссертации:

- описание объекта и предмета исследования;

- сбор и анализ информации о предмете исследования;

- изучение отдельных аспектов рассматриваемой проблемы;

- формализация и решение прикладных задач системного исследования;

- статистическая и математическая обработка информации;

- информационное обеспечение проведения исследования;

- анализ научной литературы с использованием различных методик дос­тупа к информации: посещение библиотек, работа в Интернет;

- оформление результатов проведенного исследования и их согласование с научным руководителем магистерской диссертации.

Магистрант проводит теоретические и прикладные исследования, используя знания по основам системного анализа и управления; по исследованию систем управления; по стратегическому и ин­новационному менеджменту; по организационному поведению и другим облас­тям знаний.

Этап – 3. Заключительный этап.

Данный этап является последним этапом научно-исследовательской работы, на котором магист­рант обобщает собранный материал в соответствии с программой; определяет его достаточность и достоверность. Магистрант оформляет отчет о научно-исследовательской работе, готовит публикацию и презентацию результатов проведенного исследования. Защищает отчет по научно-исследовательской работе.

Ожидаемые результаты от научно-исследовательской работы:

- знание основных положений методологии научного исследования и умение применить их при работе над выбранной темой магистерской диссерта­ции;

- умение использовать современные методы сбора, анализа и обработки научной информации;

- умение изложить научные знания по проблеме исследования в виде от­четов, публикаций докладов.

По итогам научно-исследовательской работы студент предоставляет на кафедру:

- список библиографии по теме магистерской диссертации;

- письменный отчет в виде главы магистерской диссертации (или реферат по теоретической части);

- текст подготовленной статьи (доклада) по теме диссертации;

- заявку на изобретение или полезную модель.

Отчет по научно-исследовательской работе, завизированный научным руководителем, представля­ется руководителю программы подготовки магистров.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...