Формы отчета о научно-исследовательской работе. Требования к содержанию и оформлению отчета
К отчетным документам о научно-исследовательской работе относятся: I. Отзыв о научно-исследовательской работе магистранта, составленный научным руководителем. Для написания отзыва используются данные наблюдений за научно-исследовательской деятельностью магистранта, результаты выполнения заданий, отчет о научно-исследовательской работе. II. Отчет о научно-исследовательской работе, оформленный в соответствии с установленными требованиями. III. Подготовленная по результатам выполненного научного исследования публикация или заявка на изобретение или полезную модель. Содержание отчета. Текст отчета должен включать следующие основные структурные элементы: 1. Титульный лист. 2. Индивидуальный план научно-исследовательской работы. 3. Введение, в котором указываются: - цель, задачи исследования, актуальность, методы исследования, ожидаемые научные результаты; 4. Основная часть, содержащая: - результаты теоретического исследования; - методику проведения эксперимента; - математическую (статистическую) обработку результатов; - оценку точности и достоверности данных; - проверку адекватности модели; - анализ полученных результатов; - анализ научной новизны и практической значимости результатов; - обоснование необходимости проведения дополнительных исследований. 5. Заключение, включающее: - обобщенные выводы по полученным результатам исследования; - анализ возможности внедрения результатов исследования, их использования для разработки нового или усовершенствованного объекта исследования; - сведения о возможности патентования и участия в научных конкурсах, инновационных проектах, грантах; - апробации результатов исследования на конференциях, семинарах и т.п.;
- индивидуальные выводы о практической значимости проведенного исследования для написания магистерской диссертации; 6. Список использованных источников. Итоги научно-исследовательской работы оцениваются на защите индивидуально по пятибалльной шкале с учетом равновесных показателей: отзыв руководителя; содержание отчета; качество публикаций; выступление; качество презентации; ответы на вопросы. Оценка по выполнению научно-исследовательской работы приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости магистрантов. Принятие отчета комиссией свидетельствует о сформированности у магистранта соответствующих компетенций.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА И ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ Рекомендуется разрабатывать и излагать методику исследований по следующей схеме: а) критерии оценки эффективности исследуемого объекта (способа, процесса, устройства); б) параметры, контролируемые при исследованиях; в) оборудование, экспериментальные установки, приборы, аппаратура, оснастка; г) условия и порядок проведения опытов; д) состав опытов; е) математическое планирование экспериментов; ж) обработка результатов исследований и их анализ. Рассмотрим отдельные методические и технические положения, которые будут полезны начинающим исследователям при подготовке и проведении экспериментальных работ. Чтобы оценить оптимальность того или иного технического решения (способа, устройства, технологического процесса) важно правильно выбрать критерии оптимальности. Обычно в магистерской диссертации по техническим направлениям в качестве критериев оценки эффективности исследуемого объекта, представляющих ту или иную целевую функцию, позволяющую определить оптимальный вариант этого объекта, принимают критерии качества (точность, надежность), производительности, экономической эффективности (например, наименьшая технологическая или приведенная себестоимость) и др. Эти критерии проще вычисляются, дают комплексную оценку исследуемого объекта по нескольким показателям и позволяют широко использовать методы оптимизации, например, минимизацию или максимизацию целевой функции.
Целевую функцию представляют в виде математической зависимости (модели) между критериями эффективности (оптимизации) и рабочими режимами исследуемого объекта. Если этот объект не поддается математическому описанию, то модель приходится создавать в ходе исследований путем установления вероятностной связи между входными xi и выходными (откликами) у параметрами на основе статистической обработки результатов измерения. Математическую модель (уравнение регрессии) представляют в виде уравнения или системы уравнений (для сложных плохо организованных систем). Коэффициенты модели (коэффициенты регрессии), оценки их значимости и степени адекватности модели находят методами регрессионного и дисперсионного анализа. В проекте принимают математическую модель (уравнение регрессии), наиболее полно и адекватно (точно) оценивающую качество процесса (объекта), так как одному и тому же процессу исследований могут соответствовать несколько математических моделей в зависимости от критериев оценки эффективности, вида исследуемых процессов (силовые статические или динамические, тепловые или электрические) и от типа уравнений модели (линейной или нелинейной, детерминированной или стохастической, стационарной или нестационарной), приближающих её к реальному объекту. При использовании современного математического аппарата для формализации объекта (процесса) исследования в магистерской диссертации следует дать краткое описание этого аппарата и ссылки на соответствующие литературные источники. В методике проведения эксперимента приводят описание оборудования, оригинальных экспериментальных установок, стендов, измерительных схем, аппаратуры, оснастки, использованных при проведении экспериментов. Весьма тщательно следует подходить к описанию условий и порядка проведения опытов (образцы, инструмент, режимы обработки или функционирования), выполнению расчётов погрешностей измерения исследуемых объектов или процессов. При описании параметров, контролируемых при исследованиях с применением стандартных методов измерения, приборов и устройств, достаточно указать, чем и как измеряется каждый параметр объекта (процесса) и указать в каждом случае погрешность измерения. Особое внимание следует обратить на разработку нестандартных методов измерения и оценки процесса (при необходимости).
Для получения максимума информации об исследуемом объекте (процессе) при минимально возможном числе трудоемких экспериментов необходимо определить состав опытов и выбрать методы планирования экспериментов. Достижение этого результата обеспечивается применением основных положений теории планирования эксперимента, которая подсказывает, как организовать эксперимент и обработку его результатов, чтобы извлечь из них максимум информации. В зависимости от способа организации экспериментального исследования оно может быть пассивным, т.е. не предполагающим организации специальных мероприятий, направленных на выбор значений входных переменных xi или активным, одной из главных задач которого является выбор диапазона значений этих переменных. Преимущество активного эксперимента над пассивным состоит в простоте и универсальности формул для расчёта коэффициентов модели и процедур анализа модели – они не зависят от физической природы факторов x 1, x 2 ,… xn, поскольку все операции производятся с кодированными факторами и только на последнем этапе производится переход к исходным переменным. Рассмотрим общий случай активного эксперимента, когда имеются n переменных x 1, x 2, … xn (будем называть их входными переменными или факторами) и выходная переменная y – отклик. Требуется выяснить, какой зависимостью связаны x 1, x 2, … xn и у. Эту задачу можно рассматривать как задачу построения модели устройства с x 1, x 2 ,… xn входами и выходом y. Простейшей является линейная модель вида y = a 0 + a 1 x 1 +...+ anxn нередко ее бывает вполне достаточно для достижения заданных целей. Для определения величин коэффициентов a 0, a 1,…., an необходимо провести опыты, в каждом из которых x 1, x 2 ,… xn факторы принимают определенные значения. Число таких значений зависит от поставленной задачи.
Получение модели объекта исследования преследует, как правило, следующие цели: - минимизировать расход материалов на единицу выпускаемой продукции при сохранении ее качества, т.е. произвести замену дорогостоящих материалов на недорогостоящие или дефицитных на распространенные; - при сохранении качества выпускаемой продукции сократить время обработки в целом или на отдельных операциях, перевести отдельные режимы в некритические зоны, повысить производительность труда, т.е. снизить трудовые затраты на единицу продукции, и т.д.; - улучшить частные показатели и увеличить общее количество готовой продукции, повысить однородность качества и надежности деталей, сборочных единиц; - увеличить надежность и быстродействие управления технологическим процессом; - снизить ошибки контроля за счет внедрения новых методов и средств контроля.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|