Электоральная коррупция и экономика
Электоральная коррупция существует не сама по себе, а в условиях и в системе связей с теневыми сторонами российской действительности, прежде всего, с теневой экономикой, которая в свою очередь неотделима от коррупции5. Теневой сектор экономики не может существовать без поддержки коррумпированных чиновников. Соответственно, есть и обратная связь: теневой бизнес поддерживает вовлеченных в него чиновников материально. Этот же бизнес формирует теневые выборные фонды, существенно превышающие легальные избирательные фонды, регистрируемые избирательными комиссиями. Помимо теневого и во многом незаконного характера этих процессов, в них всегда существенно ограничивается или полностью исключается участие граждан, избирателей. Тем самым разрушается развитие электоральных процессов по нормативной модели современной демократии. Очень часто у должностных лиц возникает желание использовать свои финансовые, материальные и организационные ресурсы для обеспечения победы на выборах себе или своему ставленнику с целью расширения коррупционного использования ресурсов, которыми в результате такой победы можно будет распоряжаться. Современные региональные выборы проходят в условиях активного передела собственности, поэтому именно финансовый, коммерческий и иные виды капитала определяют их итоги. Крупные корпорации готовы нарушать любые законы и нормы, подкупать любых чиновников для получения собственности в регионах. Раньше эту собственность они просто присваивали, в том числе и силовыми методами, а сейчас стали чаще действовать через суды, пытаться легитимировать свои права на владение и распоряжение собственностью через выборы. Часто в средствах массовой информации утверждается, что «бизнес рвется к власти», но это не совсем так. Бизнес пытается получить максимально широкий контроль над собственностью, а для этого использует установление и поддержание контроля над властью. Не всегда бизнес непосредственно управляет регионами, как Роман Абрамович Чукоткой, но он очень часто осуществляет теневое управление регионами, что очень близко или даже полностью совпадает с коррупцион-ным поведением, возможности которого формируются при подготовке и проведении региональных выборов.
Существует несколько основных региональных стратегий крупного бизнеса. Наиболее активен экспортный бизнес, в частности, в сфере добычи и поставки нефти и нефтепродуктов, добычи и поставки газа. производства и поставки черных и цветных металлов, в частности, алюминия, чугуна и стали. Обычно крупный экспортный бизнес в российских регионах стремится реализовать одну из следующих стратегий. 1. Поставить губернатора региона под контроль или сделать его своим ставленником, консолидировать ресурсы региона, под своей властью. Пример - выборы губернатором Тюменской области Сергея Семеновича Собянина, который фактически является ставленником нефтегазового комплекса региона. 2. Обеспечить полное владение регионом через введение в нем корпоративного управления. Этот подход в некотором смысле аналогичен ситуации советского периода, когда во многих регионах с крупными производствами именно их директора распоряжались ресурсами и фактически владели этими регионами с помощью связей, влияния, назначения секретарей партийных организаций - выходцев из своих производств и т.п. Обычно такую стратегию использует металлургический бизнес, хотя его не всегда можно считать достаточно крупным для введения полного корпоративного управления в среднем российском регионе. Лучше всего такая стратегия получается у крупного металлургического бизнеса в национальных округах. Примером может служить Таймырский автономный округ, недавно избранный губернатор которого Александр Геннадьевич Хлопонин до выборов руководил комбинатом «Норильский никель». Еще раньше такую стратегию на Чукотке начал реализовывать после победы на губернаторских выборах в декабре 2000 г. Роман Аркадьевич Абрамович, бизнес которого до этого момента в основном был связан с добычей и поставками нефти и нефтепродуктов. Но в Липецкой области председатель совета директоров Новолипецкого металлургического комбината Владимир Сергеевич Лисин отказался регистрироваться кандидатом на губернаторских выборах 2002 г. По-видимому, он еще до проведения выборов решил, что формирование региона-корпорации под его руководством может не получиться, поскольку действующий губернатор Олег Петрович Королев и его администрация имеют немалые собственные финансовые ресурсы от продажи водки, например.
3. Разделить сферы влияния с администрацией региона без антагонизма. Такая стратегия обычно используется, когда в регионе действуют несколько достаточно крупных бизнесов, но ни один из них не может стать победителем в конкуренции за ресурсы этого региона. В этом случае на территории региона для каждого относительно крупного бизнеса выделяется своя вотчина, своя сфера влияния, а губернатор становится нужен как гарант соблюдения такого неформального соглашения этих бизнесов. Примером реализации такой стратегии является Мурманская область, губернатор которой Юрий Алексеевич Евдокимов стал таким гарантом. Он обеспечивает согласование интересов нескольких корпораций, действующих в разных отраслях, и потому уверенно занимает свою должность. Перечисленные стратегии поведения крупного экспортного бизнеса в российских регионах реализуются практически без нарушений законов и являются вполне естественными с точки зрения развития этого бизнеса. И, тем не менее, такие стратегии прихода крупного бизнеса к управлению ресурсами регионов следует признать корруп-ционными, прежде всего потому, что все они основаны на теневых схемах влияния на региональную политику. В частности, при реализации таких стратегий избиратели исключаются из процедур принятия решений по развитию регионов после выборов, кандидатуры победителей региональных выборов определяются очень узким кругом лиц и задолго до назначения даты выборов, бизнес, приходя к контролю ресурсов региона, реализует обычно исключительно собственные интересы, не развивает, например, потребительские рынки и маю заботится о повышении реального жизненного уровня граждан и т.п. В итоге экономические факторы электоральной коррупции практически во всех российских регионах приводят к явному проявлению классического признака коррупции: доходы в обществе распределяются несправедливо, обогащают коррупционеров за счет остальных членов общества6.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|