Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пути реформирования России

Говоря о путях реформирования, необходимо подчеркнуть, что авторы рассматривают ключевые направления, по которым должна развиваться наша страна и ее регионы.

Е. Ясин, А. Яковлев считают, что «по завершению наиболее болезненного этапа рыночных реформ и после финансового кризиса 1998г. началось оживление Российской экономики. Вполне естественно, что с новой силой развернулась дискуссия о путях преодоления отставания российской экономики, о целях и методах ее модернизации».

Авторы считают, что государственную политику не следует привязывать к определенным теоретическим моделям: она должна основываться на здравом смысле, на анализе затрат и выгод любого решения, на уточненных прогнозах, включающих фактор неопределенности.

Единственно разумной целью модернизации российской экономики, по мнению авторов, является достижение высокой конкурентоспособности, выступающей в качестве масштабной национальной задачи стратегического характера. Ее решение поставило бы нашу страну по уровню благосостояния населения в ряд наиболее развитых стран и обеспечило бы ей достойные позиции в мире.

К этому следует добавить отвечающую современным условиям структурную политику, которая в соответствие с поставленной целью позволит определить методы и средства ее достижения.

Цель исследования другого автора - М. Дмитриева - проанализировать процесс экономических реформ в Российской Федерации, проходивших в 2004—2005 гг. и оценить перспективы их проведения в 2008г. Для этого использовалась система рейтингов продвижения экономических реформ Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР). При необходимости указанные рейтинги дополнялись оценками экспертов Центра стратегических разработок (ЦСР).

На рисунке 1 представлены рейтинги продвижения по основным направлениям реформ в России. В 2004г. ЕБРР констатировал замедление темпов реформ в РФ. Продвижение наблюдалось только по одному направлению — в области реформирования железнодорожного транспорта. Статья основана на материалах доклада, подготовленного в декабре 2004 Центра стратегических разработок. В ней затрагиваются проблемы долгосрочной экономической стратегии, связанной с вхождением России в число экономически развитых стран.

Используя рейтинги 2004 г. в качестве отправной точки, эксперты ЦСР оценили возможные последствия реализации проекта Программы социально-экономического развития Российской Федерации на 2005—2008 гг. по состоянию на конец 2004 г. (см. рис. 2). Если исходить из этого проекта, Россия в ближайшие три года должна достичь максимальных темпов преобразований относительно других стран с переходной экономикой. Нами были выделены шесть соответствующих направлений: динамика политических институтов; уровень концентрации ренты; бюджетная и кредитно-денежная дисциплина; эффективность институтов защиты прав собственности; уровень доверия к институтам; эффективность административной системы (вносились ежемесячные корректировки): На рис.1 показан достигнутый Россией уровень преобразований на 2004г. Наибольший успех достигается в приватизации, торговле, валютной и бюджетно-налоговой системах. На рис. 2 показаны перспективы реформ в РФ с 2005 по 2008гг., где отмечается успех в проведении социальной реформы и государственного управления.



Анализируется административная реформа. Даже если административная реформа в ближайшие годы будет проводиться успешно, ее воздействие на эффективность исполнительной власти проявится, скорее всего, за пределами среднесрочного периода, то есть после 2008 г. Быстрых результатов от административной реформы нельзя ожидать и в относительно компактных странах с небольшой бюрократией. В России же, в которой сформировалась многочисленная и глубоко эшелонированная бюрократия, процесс ее модернизации при самых благоприятных обстоятельствах затянется на длительное время.

На основе рейтинговой системы ЕБРР М. Дмитриевым и др. была проведена экспертная оценка реальных перспектив экономических реформ в период по 2008 г. Под влиянием последних ожидаемые темпы реформ по сравнению с декларируемыми существенно замедлятся. Согласно полученным оценкам, интегральные темпы преобразований в данный период не превысят темпов реформ, наблюдавшихся в России в 2004г.

 

Согласно предварительным оценкам, из всего списка реформ, насчитывающего по этой классификации 49 позиций, при самом благоприятном развитии событий в этот период устойчивого прогресса можно ожидать примерно по 15 направлениям. Еще примерно по стольким же направлениям возможности проведения реформ остаются неясными. По остальным направлениям дальнейшее продвижение реформ маловероятно. Таким образом, представленные оценки темпов реформ можно считать оптимистическими.

По материалам Х Экономического Форума, проходившего в Екатеринбурге, рассматриваются основные направления модернизации России, даются ключевые пункты ее развития.

Решение задач модернизации невозможно без усиления роли государства в экономике страны. Накопленный опыт позволяет говорить о необходимости развития индикативного стратегического планирования, основанного на разработке системных индикаторов социально-экономического развития страны и определение методов ее достижения.

Отметив, что «в российской экономике значительные незадействованные капитальные ресурсы – валовые сбережения, не использованные для инвестиций» и что «за счет маневра этими ресурсами от экспортно-сырьевых к обрабатывающим отраслям возможно в течение 3-4 лет резко увеличить конкурентоспособность конечных производств и исчислить емкость российского внутреннего рынка для поддержания темпов экономического роста на достаточно высоком уровне», авторы указывают на обязательные «для успеха реализации данной концепции» условия:

1. «осуществление промышленной политики, понимаемой как эффективное взаимодействие государства и бизнес - групп»;

2. «выстраивание качественно новых коммуникаций между «игроками» мирового рынка капитала и российским бизнесом»

К концу 2004г. процесс социально-экономических преобразований в РФ подошел к критической черте, которую можно охарактеризовать как «концептуальный кризис». Его преодоление и резкое повышение эффективности реформирования предполагают разработку государственной стратегии социально-экономического прорыва. Этот переходи проведение сильной социальной политики, реализуя главное преимущество современной России – потенциал человеческой личности, сделает достижимым рост ВВП темпами 8-9%, инвестиций – 15-17%, реальных доходов населения – 12-15% в год.

Ключевые направления дальнейшего реформирования:

1. В целях увеличения капитализации человеческого потенциала и накопления социального капитала, призванных стать главной движущей силой экономических преобразований и интенсивного развития производства, рекомендуют:

· Разработать национальную демографическую доктрину, способствующую консолидации усилий государственных структур и общественных объединений на решении главных проблем воспроизводства народонаселения.

· Сформировать преференциальный налоговый режим для всех социальных инвестиций независимо от источника.

· Отказаться от социально несправедливой шкалы налогообложения доходов физических лиц, к шкале прогрессивной.

· Развернуть рыночную реформу заработной платы в реальном секторе экономики и в социальной сфере, ориентированную на полное возмещение затрат на расширение воспроизводства рабочей силы.

· Определить и обеспечить государственные и социальные стандарты, соответствующие международным требованиям.

· Разработать программу мероприятий по восполнению кадрового потенциала в экономике и управлении. Введение новой системы бюджетного финансирования сферы профессионального образования, исходя из критериев оценки эффективности, а также широкомасштабное применение в этой сфере государственной заказа и образовательных кредитов.

· Усилить роль государства, систему образования и СМИ в воспитании духовности и нравственности нынешнего и будущего поколений.

2. Для формирования «институционального развития» и стимулирования инвестиционно - инновационного роста предполагается:

· Задействовать современную (учитывая лучший мировой опыт) модель частно - государственного партнерства, гармонизирующую интересы корпораций и государства в отношении инвестиций и инноваций.

· Формируя единое научно – технологическое пространство страны, образовывать в регионах центры науки и высоких технологий, технопарки и технополисы, способствовать развитию инжиниринга и заводской науки для оформления научных разработок и сопровождения их движения в промышленное производство.

· Принять действенные меры по минимизации «теневой экономики» и искоренению коррупции, существенно тормозящие информационные и инновационные процессы в народном хозяйстве.

· Повысить степень защищенности собственнических прав акционеров, усилить государственное регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности и ее коммерческого использования.

· Системно развернуть поддержку дееспособности малого бизнеса, стимулирование средних и малых предприятий, расширение практики «микрофинансирования».

3. Применительно к реализации новой государственной политики пространственного развития страны признается целесообразным следующее:

· Формируя благоприятную социально-экономическую среду для успешного функционирования региональных субъектов, стимулировать заинтересованность регионов в саморазвитии.

· Продолжать совершенствовать отношения государства и регионов.

· Реализуя принципы бюджетного федерализма, повышать эффективность механизмов финансовой поддержки субъектов РФ,

· Развивать межрегиональную корпорацию, распространяя импульсы экономической активности от регионов-лидеров к регионам-аутсайдерам.

· Принять ФЗ «О минимальных государственных социальных стандартах», необходимых для обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Федерации.

· Разработать генеральные схемы развития и размещения производительных сил страны в целом и ее регионов как индикативно-плановые документы, обеспечивающие сбалансированный и комплексный подход к перспективному развитию страны в целом, отдельных производственных комплексов, отраслей и территорий.

4. В отношении формирования новой национальной политики:

· Определить перечень товарных рынков и производств, находящихся под полным или частичным контролем государства.

· Разработать и принять национальную программу повышения качества продукции.

· Создать условия для строительства объектов производственной инфраструктуры и активизировать участие государства в создании инфраструктурных институтов.

· Ужесточить контроль за динамикой тарифов на услуги и за инвестиционной деятельностью «естественных монополий», в том числе посредством расширения конкурсной практики закупок оборудования, особенно отечественного.

· Осуществить ряд мер налогового характера (восстановить льготу по налогу на прибыль в отношении реинвестированной части последней; расширить сферу применения инвестиционных налоговых кредитов; подготовить перечень налоговых преференций, предоставленных по любому инвестиционному проекту, реализация которого позволит наладить новый канал для экспорта продукции с увеличением долей добавочной стоимости; предоставить дополнительные полномочия по определению форм налоговой и бюджетной поддержки инвестиционной и инновационной деятельности для субъектов РФ, бюджет которых на соответствующий финансовый год был сформирован профицитом).

· Разработать эффективную амортизационную политику, обеспечивающую нормализацию инвестиционных и инновационных процессов.

· Способствовать созданию «региональных корпораций развития» со смешанным капиталом, инвестирующих в высокотехнологичные объекты.

5. В финансово-инфраструктурной области рекомендуется:

· Продолжая совершенствование правовой базы, разворачивать систему эффективного регулирования финансовых рынков, обеспечивать их дальнейшее развитие, защиту прав и интересов потребителей финансовых услуг.

· Содействовать расширению ресурсной базы банковской системы РФ.

· Обеспечивать предпосылки слияния и соединения кредитных организаций.

· Стимулировать развитие банковской инфраструктуры, особенно на региональном уровне.

· Развивать финансово-кредитные механизмы поддержки малого предпринимательства, включая упрощение правил предоставления, резервирования и погашения кредитов, реализацию мер, направленных на перераспределение рисков.

· Способствовать внедрению на российский рынок хорошо известных в мировой практике производных финансовых инструментов.

· Создать условия для создания и успешного функционирования кредитных бюро в субъектах РФ.

· Обеспечить стабильную работу системы страхования вкладов и прозрачность страхового риска.

· Совершенствовать систему негосударственных фондов пенсионного обеспечения, развитие пенсионного страхования.

6. Разработка действенной национальной модели социальной политики является ключевой задачей для России.

Ключевые компоненты стратегии социализации экономической политики следующие:

· Обязательное введение социальной экспертизы государственных программ и проектов на федеральном и региональном уровнях;

· регулирование общих основ оплаты труда;

· реализация программ регионального развития за счет средств специального целевого фонда выравнивания социально-экономического положения регионов;

· дифференцированное налогообложение бизнеса в целях стимулирования прогрессивных сфер деятельности, где создаются качественные рабочие места.

Первым шагом в формировании активной социальной политики должен стать кардинальный пересмотр бюджетных приоритетов в направлении увеличения социальных инвестиций и улучшения общих условий занятости населения.

Увеличение государственных вложений в основные инвестиционные отрасли социальной сферы в соответствии с нормативами федерального законодательства позволит решить ряд ключевых задач в части создания условий для обеспечения устойчивого социально-экономического развития.

Во-первых, расширение доступа к образованию и здравоохранению обеспечивает накопление и, что не менее важно, равномерное распределение человеческого капитала и социального.

Во-вторых, это существенно улучшит ситуацию с занятостью и оплатой труда в бюджетных отраслях, где сосредоточено 20% совокупной рабочей силы, в основном обладающей высокой квалификацией.

В-третьих, повышая заработную плату в бюджетных отраслях, государство как крупнейший работодатель создаст импульс общему укреплению позиций квалифицированной рабочей силы на рынке труда, в том числе вне рамок бюджетного сектора.

Таким образом, будут запущены механизмы постепенного преодоления социального кризиса, восстановления доверия населения к государству и созданы предпосылки для нормального цивилизованного развития национальной экономики.

Сильная социальная политика должна быть направлена на создание условий для продуктивной занятости и эффективной защиты от безработицы, формирование у трудоспособных граждан здоровой системы мотивационных механизмов, обеспечение социальной защищенности населения.

По мнению участников РЭФ-Х (Г.А. Ковалева - Министр экономики труда, доктор экономических наук, Р.С. Гринберг – директор института экономических и политических исследований РАН, доктор экономических наук, заместитель председателя Правления Сбербанка России – А.В. Захаров). Предполагаемые меры могут быть востребованы при разработке и реализации любых серьезных стратегических документов, касающихся социально-экономического развития страны и ее регионов.


Заключение

 

Таким образом, данная тема актуальна и сложна. Преобразования нужно проводить во всех сферах и областях деятельности в нашей стране. Авторы называют много проблем перехода к новой модели развития России. А также рассматривают стратегии развития нашей страны и предлагают модели.

Можно выделить положительные стороны проводимых в РФ преобразований. Кардинально изменятся подходы к построению налоговой системы (системы обязательных платежей в целом) и содержание элементной базы многих налогов. Взимание ряда известных налогов будет прекращено либо их значимость как источников пополнения бюджета сведется к разумному минимуму например, группы косвенных налогов. Общая налоговая нагрузка на организации заметно ослабнет, состав налогов рационально сократится.

С упрощением налоговой системы повысится эффективность ее администрирования. Усилится целевая направленность взимания некоторых налогов. При этом не исключена возможность заметного возрастания роли неналоговых доходов государства.

Расширятся ресурсные и технические возможности системы финансовых институтов (банки, страховые компании, пенсионные фонды), поле их деятельности и спектр ими предоставляемых услуг. Такие факторы, как оперативность, гибкость, специализация, эффективность операционных расходов и качество клиентской базы определят результаты работы на рынках финансовых услуг. Дополнительную значимость в деятельности Центрального банка и других регуляторов приобретут функция обеспечения стабильной работы платежно-расчетных систем и надзорная, ужесточатся подходы к оценке надежности и качества работы финансовых институтов.

Уровень учетной ставки заметно понизится. Укрепятся гарантии, предоставляемые по банковским вкладам, усилятся защита прав всех групп потребителей финансовых услуг.

Преобразуются подходы к регулированию внешнеэкономической деятельности. Фискальная функция регулирования отойдет на второй план. Возрастет роль функция количественного учета и качественного контроля при строгом соблюдении требований экономической (национальной) безопасности. Расширится набор протекционистских мер для поддержания внутреннего производства наукоемких товаров. Произойдет дальнейшее усиление мер, отталкивающих экспорт товаров с низкой степенью переработки. Особым направлением деятельности уполномоченных государственных органов будет контроль за финансово-хозяйственными операциями.

Усилится значение антимонопольного регулирования, например, за счет создания системы превентивных мер, направленных на недопущение появления инфраструктурных, машиностроительных, фармацевтических и других монополий.

Повысится эффективность мер по выявлению картельных соглашений, а также мер по борьбе с нарушениями прав потребителей товаров и услуг. Существенно изменится состав субъектов антимонопольного регулирования. Инструменты регулирования будут значительно диверсифицированы с учетом технологических особенностей производства того или иного товара (услуги). В отдельных сферах естественных монополий возможно ожидать усиления позиций государства.

Более тесной станет взаимосвязь государственных институтов с научными организациями. В условиях ускоренного обновления технической базы производства и обостренной конкурентной борьбы на рынках высокотехнологичных товаров именно науке должна быть отведена приоритетная роль в отстаивании национальных интересов. Соответственно изменятся инструменты экономического регулирования деятельности научных и внедренческих организаций, включая: предоставление особых условий налогообложения, стимулирующих инноваций и инвестиции, а также введение специальной системы оплаты труда для бюджетных работников, занятых наукой и исследованиями;

Дополнительную значимость приобретет фактор качества профессиональной подготовки работников. Усилится государственный контроль за допуском организаций на рынок образовательных услуг. Особое внимание будет уделяться профессиональной ориентации (выявлению профессионального признания), причем в первые же годы обучения (работы) специалистов. Должное внимание получит подготовка сводных специалистов, способных объединить итоги узкоотраслевых работ и на этой основе добиться максимально высоких общих результатов (например, рост производительности труда, объем и глубина знаний об окружающем мире).

Справедливость тезиса о том, что научно-исследовательский и инновационный сектора призваны занять главенствующее место в экономике, очевидна. Именно в них может быть достигнут самый высокий уровень производительности труда и эффективности осуществленных инвестиций.

Чем качественнее будут созданы и эффективнее применены механизмы экономического регулирования, тем быстрее наука станет ведущей производительной силой российского общества. Воплощению перспективных замыслов призваны всесторонне способствовать государственные стратегические документы: концепции, прогнозы, программы и т. д.

Для того, чтобы модернизировать нашу страну и решить накопившиеся социальные проблемы, предстоит серьезно потрудиться над совершенствованием механизмов экономического регулирования. Результаты этого труда во многом определят перспективы развития российского государства и его конкурентоспособность в мире.


Список литературы

1. Е. Попов// К общегосударственной программе планово-индикативного развития // Ж-л. «Экономист» №3, 2007г.

2. Ф. Клоцвог, Л. Чернова, А. Сухотин //Главная альтернатива внешнеэкономической стратегии России // Ж-л. «Экономист»№8,2005.

3. Е. Ясин., А. Яковлев // Конкурентоспособность и модернизация российской экономики // Ж-л. «Вопросы экономики» №7, 2004.

4. В. Полтерович, В. Попов //Опыт быстрого развития. Стимулирование роста в 21 в.// Ж-л. «Вопросы экономики» №11 2006.

5. В. Кушлин // Государство и экономика. Переход к новой модели экономического развития // Ж-л. «Экономист» №10,2006.

6. Д. Львов // О стратегии развития России // «Экономист» №2 2007.

7. М. Дмитриев// Процесс экономических реформ в РФ и перспективы их проведения в 2008 г.// Ж-л. «Экономист» №6 2004.

8. А. Поршнев // Модернизация российской экономики и государственного управления// «Российский экономический журнал»№9-10, 2006.

9. Итоги реформирования экономики России и перспективы ее развития // «Российский экономический журнал» №5-6, 2005.

10. А. Амосов //Анализ, выводы, предложения // «Экономист» №6, 2004.

11. П. Быков//Перспективы либерального консерватизма в России// «Эксперт»,№13 (554),2007.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...