Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Максимум удовольствия: включение цепей страсти в здоровом режиме




 

В начале августа на обдуваемом легким бризом берегу кристально чистого озера Тахо проходила свадьба моего племянника Мэтта и его возлюбленной со школьных времен — Шарли. Им обоим было чуть больше 20, они только что закончили колледж и начинали совместную жизнь в надежде, что это навсегда. Когда приятная церемония закончилась, вместо традиционного заключительного свадебного песнопения они покидали церковь под музыкальную тему из фильма Рокки. Мэтт был чемпионом. Он получил девушку своей мечты.

Позже, когда мы сидели на банкете, глядя в окно на синее озеро, где солнечный свет сверкал бриллиантами на водной глади, Дасти, шафер, встал, чтобы произнести тост. Он читал по шпаргалке. Он произнес все те обычные слова, которые шафер на свадьбе говорит молодоженам. Затем он повернулся к Мэтту и сказал: «Ты однажды сказал мне, что начинаешь день с мыслей о максимальном количестве удовольствия, которое ты можешь получить от этого дня, а затем проводишь следующие 16 — или около того — часов, воплощая это в реальность. Я не мог забыть твоих слов. Максимум удовольствия. Именно так ты и живешь. Я уверен, что быть мужем Шарли станет максимальным удовольствием».

Что приносит вам максимум удовольствия в здоровом режиме? Что вы любите? Какова ваша страсть? Чего вы хотите? Что вам нужно иметь? В поисках чего вы готовы обойти мир? За что вы готовы умереть? Что в прошлом поднимало у вас уровень дофамина и двигало вас вперед? Если вы привели свой мозг — особенно кору лобных долей — в здоровое состояние, следующим шагом к достижению ясного разума будет пробуждение ваших цепей страсти. Вы активируете эти цепи сильными эмоциями, любовью. Чтобы возобновить эти цепи, важно знать, что включало их в прошлом. Это поможет вам понять паттерн возбуждения, который действует в вашем мозге. Кроме того, знание того, что в данный момент способно «включить» вас, позволит вам оценить ваш текущий уровень страсти и представить в своем воображении то, что сможет завести вас в будущем.

 

Запишите, по крайней мере, 3–5 примеров — общих или конкретных — из вашей прошлой и настоящей жизни, когда вы «включались» — приходили в эмоциональное возбуждение или получали максимум удовольствия физически, эмоционально, интеллектуально или духовно. Оцените каждую область вашей жизни: личные отношения, работу, финансы и т. п. Напишите также, что, по вашему мнению, может принести вам те же чувства и эмоции в будущем. Это поможет вам увидеть паттерн страсти, который уже присутствует у вас в мозге, и развить новые такие паттерны в будущем.

 

Будьте честны в отношении таких вещей как секс и развлечения, но загляните и глубже, чтобы понять, что является смыслом и предназначением для вас.

Я рискую показаться слишком откровенным, но вот мой список, касающийся личных отношений.

 

Взаимоотношения

Прошлое

1. Влюбиться, целовать мою первую любовь часами.

 

2. Быть частью большой семьи, семейные сборы, общие игры.

 

3. Соревнования по теннису, настольному теннису, баскетболу, чему угодно.

 

Настоящее

1. Любить, заниматься любовью, испытывать близость, говорить часами.

 

2. Быть родителем, вдохновлять, учить, защищать, помогать.

 

3. Поддерживать дружеские отношения по всему миру, быть готовым помочь тем, кого люблю.

 

4. Быть частью большой семьи, семейные сборы, общие игры.

 

Будущее

1. Любить, пребывать в состоянии физической и эмоциональной близости и связи.

 

2. Быть отцом и дедом, вдохновлять, учить, защищать, помогать.

 

3. Быть частью большой семьи, семейные сборы, общие игры.

 

4. Иметь друзей по всему миру, находя взаимную помощь и поддержку.

 

Первый раз, когда я проделал это упражнение, мне стало ясно, что мои страсти касаются близких отношений, секса, игры и взаимопомощи, что я вечный ученик и смыслом моей жизни является совершенствование этого прекрасного мира. Когда вы ищете спичку, чтобы зажечь цепь страсти в вашем мозге, важно определить, что для вас благо. Мои цели, скорее всего, не совпадают с вашими целями, а ваши цели не совпадают с целями кого-то еще. Определение ценностей, блага — дело личное, и оно может меняться со временем, по мере того, как вы проходите через различные стадии жизни. Лично вы как определяете свои ценности? Что для вас благо? Это очень важно понимать, поскольку, как мы увидим далее, ваш мозг нацелен на то, на чем он сфокусирован.

 

Глава 10

СОТВОРИТЕ СВОЕ ЧУДО

Используйте мозг для поиска своей мечты и воплощения ее в реальность

 

Если вы упорно работаете на свои цели, ваши цели будут работать на вас.

Если вы упорно работаете на свой план, ваш план будет работать на вас.

Все хорошее, что мы создаем, в конечном счете создает нас.

Джим Рон, психолог

 

Ваш мозг — самый мощный орган во Вселенной. Он способен двигать вашу жизнь в позитивном направлении или превращать ее в ад. Чтобы использовать мощь своего мозга необходимо видеть перспективу — задать ему направление. Мозгу нужен концептуальный план. Вы с гораздо большей вероятностью достигнете успеха, как вы его понимаете, если четко определите, что такое для вас успех — конкретно, письменно, со всеми подробностями.

Когда цепи страсти подают эмоциональное топливо для вашей жизни, префронтальная кора (ПФК) становится рулевым колесом и тормозами. Кору лобных долей называют исполнительным мозгом. Это — штаб управления вашей жизнью.

 

 

Как настоящий руководитель, кора лобных долей задает направление и помогает вам держать курс, несмотря на все препятствия, встающие у вас на пути.

 

 

Когда функции лобных долей в норме, мы вдумчивы, целенаправленны, сфокусированы, демонстрируем разумность суждений и способность контролировать побуждения. Если их активность низка, мы склонны к тому, чтобы отвлекаться, быть рассеянными и следовать сиюминутным прихотям, а не нашим целям. Мы испытываем трудности с контролем над собственными страстями. Именно тогда возникают обвинения в сексуальных домогательствах, долги из-за безумных расходов или лишение водительских прав за управление автомобилем в нетрезвом состоянии.

Если же кора лобных долей работает чересчур активно, мы начинаем заниматься «микроменеджментом» собственной жизни и тоже мало чего достигаем. Один из простых способов помочь префронтальной коре выполнять свои функции — это записать свои ясные и страстные цели — задачи, которые поддерживают и мотивируют вас.

 

КАК ВЫ ОПРЕДЕЛЯЕТЕ УСПЕХ?

 

Учитывая, что эта книга посвящена оптимизации работы вашего мозга, дабы вы достигли всего, к чему стремитесь, очень важно иметь четкое представление о том, что такое для вас «успех» в жизни. Большинство людей хотят быть успешными, не представляя точно, чего они хотят. Когда их подталкивают к тому, чтобы определить понятие успеха, или блага, большинство приравнивают его к счастью, богатству, известности, независимости, дружбе, достижениям или внутреннему спокойствию — всевозможным абстрактным концептам. Даже большинство словарей определяют успех в такой манере, которая содержит мало конкретики: чаще всего используют выражения такого типа: «благоприятный результат», «получение богатства, славы». Значит ли это, что успех — понятие неопределенное? Вовсе нет. Это просто означает, что он — очень индивидуальная вещь, которую надо определять в контексте собственной жизни. Что является благом для одного, может быть поражением для другого. Определение ваших жизненных ценностей зависит от многих факторов. Ниже приведены несколько аспектов, о которых следует подумать.

 

Стадии жизни

 

Успех в понимании 17-летних часто заключается в том, чтобы собрать спортивную команду, ходить на свидание почти каждую пятницу или иметь достаточно денег для того, чтобы купить машину. Те, кому чуть больше 20, обычно говорят, что стремятся получать от жизни максимум удовольствия. После 30 люди склонны измерять свои достижения, делая карьеру, приобретая дом, который им хочется (или считают успехом тот факт, что могут себе позволить взять ипотечную ссуду), способны оплатить своим детям посещение занятий музыкой или танцами. А в 65 лет? Для пожилых людей успехом, скорее всего, будет общее благополучие, здоровье, удовлетворенность своей жизнью и возможность разделять радости своих детей и внуков.

 

Семейная история

 

Семья, из которой происходит человек, — один из наиболее важных факторов, влияющих на то, как он понимает свой индивидуальный успех. Семейные ценности, традиции, цели и религиозная ориентация нередко служат здесь основой. То, что считается ценностью в одной семье, мало значит для другой или вообще считается поражением. Например, одна семья может наделять особой ценностью образование и достижения в учебе, в то время как другая семья больше признает спортивные успехи. Некоторые семьи могут определять успех в терминах социальной группы, например связывать их с браком, а другие более ориентированы на индивидуальность.

Семейные представления об успехе ребенок получает практически еще до рождения. Не так уж редко случается, что родители озвучивают свои амбиции в отношении малыша, который еще пребывает в утробе матери. Пока ребенок растет, эти посылы продолжают поступать. Они обычно бывают подспудными: воодушевление родителей, когда их чадо изображает врача или ловит свой первый футбольный мяч, либо — апатия и саркастические шуточки, когда «этот ботаник» бренчит на пианино или проявляет интерес к классификации жуков. Подобные посылы могут быть и более откровенными. Скажем, ученик приносит домой четыре пятерки и три четверки и получает выговор с указанием на приемлемость только отличных результатов. Или, например, ребенка хвалят, если он встречается с «подходящим» (с точки зрения семейных ценностей) другом, и ворчат или «не пущают» на встречу в противоположном случае.

Изначально дети очень заинтересованы в привлечении внимания своих родителей и постоянно находятся в поиске способов завоевать их расположение. Однако, если родительский посыл слишком жесткий, случается, что дети определяют для себя успех в противовес родительским идеям, закладывая тем самым семейный конфликт. Нереализованные цели или мечты родителей тоже передаются детям. Родитель, который всегда мечтал поступить в колледж, но не мог себе этого позволить, может ставить серьезный акцент на образовании своих детей. Мать, чувствующая себя в ловушке и уставшая от своего брака и детей, будет поощрять дочерей делать карьеру и быть самостоятельными, чтобы не повторить ее несчастливой истории.

Еще несколько важных факторов происходят из семейной истории. Они включают: отождествление себя с родителями или дедушками и бабушками; желание угождать родителям либо причинять им боль, соревноваться с ними; а также стремление дать своим детям те вещи, недостаток которых человек ощущал в собственном детстве. Тот, кто вырос в тяжелой обстановке семьи алкоголиков, может определять успех как полную любви семейную жизнь и возможность дать своим детям стабильность и эмоциональное спокойствие, которого у него самого никогда не было. Соперничество с братьями и сестрами или друзьями часто служит важным фактором в том, как человек определяет для себя успех. Нередко люди определяют свои ценности, основываясь на мыслях и действиях других.

Благодаря клиническому опыту я пришел к выводу, что дети, выросшие в обстановке любви и благожелательности, гораздо легче находят свой успех, в каких бы терминах они его ни определяли. Но если ребенок рос в доме, где родители всегда были им недовольны — как бы он ни старался, то, скорее всего, будет считать свой успех чем-то недостижимым.

 

Психологический склад

 

Психологический склад личности также оказывает влияние на восприятие успеха. Структура характера, внутренняя жизнь, взаимоотношения с людьми, психологическое здоровье и здоровье мозга, взаимодействуя, дают нам ощущение удовлетворения либо смятения. Личность, нуждающаяся в любви и восхищении, будет чувствовать себя более успешной когда обретает славу и признание, а не наживет богатство. Типичный одиночка получит удовлетворение от индивидуальных достижений, а не групповых.

 

 

Одним из самых успешных людей, которых мне приходилось встречать, оказался мой пациент, точнее — пациентка, Бэт. У нее было серьезное психотическое заболевание — шизофрения. Эта разрушительная болезнь охватывает многие аспекты жизни шизофреника. Однако для Бэт все было по-другому. Она сама обращалась за лечением, в котором нуждалась, принимала на себя ответственность за прием медикаментов и следила за соблюдением терапевтических мероприятий. Кроме того, Бэт доверяла мужу, который ее любил. Ее представление об успехе отличалось от того, что понимает под этим большинство людей. Оно состояло в том, чтобы не лежать в больнице и быть способной растить своих детей в разумной обстановке (такой, которая бы полностью отличалась от мучений ее собственной ранней юности). Я никогда не видел Бэт более гордой, чем в тот день, когда она сказала, что совершенно самостоятельно устроилась на работу в магазине пончиков.

 

 

Итак, успех — понятие индивидуальное. И ради реализации вашей мечты очень важно определить для себя это понятие как можно более конкретно. Существует 9 правил, которые полезно знать.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...