Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социолингвистические методы




В настоящее время в области различных наук используется всё больше интегративных исследований, создаётся множество смежных дисциплин, привлекаются методы «соседних» областей знания, поскольку это детерминировано тем, что сегодня трудно рассматривать какой-либо предмет только с точки зрения одной науки. Так, языкознание тесно связано со многими другими науками: с историей, этнографией, психологией, социологией, физиологией, антропологией, семиотикой, философией, логикой, географией, математикой, генеалогией. Поэтому и данное исследование языковой среды предполагает не только лингвистические, но и социологические методы исследования, т. е. социолингвистические.

«Совокупность воспринятых и обработанных исследователями специфических методов социолингвистики разделяется на такие группы, как методы, применяемые в процессе сбора лингвистического материала, методы его обработки и методы оценки репрезентативности полученных данных. Первая группа включает методы, заимствованные из социологии, социальной психологии и диалектологии, вторую и третью составляют методы математической статистики» [19, c.149-155].

Проблема отбора информантов важна в любом социологическом исследовании.

Генеральная выборка (относительно языкознания) – это множество всех индивидов, чьи языковые особенности являются объектом конкретного социолингвистического анализа. В случаях, когда исследование всей генеральной выборки трудно для выполнения, формируется отбор некоторых типичных представителей, которые будут составлять так называемую выборочную совокупность. Для облегчения исследования генеральной выборки существует кластерная выборка с разбиением генеральной на кластеры и последующей выборкой из них.

Однако для исследования отдельных аспектов может потребоваться и целевая выборка, ограничивающаяся несколькими информантами с подходящими особенностями. Подобная выборка весьма эргономична, но не обладает особой достоверностью - для этого нужно увеличивать количество информантов.

В противопоставление целевой выборке существуют различные виды вероятностных выборок. Самая трудоёмкая - это случайная выборка, но случайная не значит бессистемная. При случайном выборе любой элемент генеральной совокупности имеет равную вероятность попасть в выборочную совокупность. Чтобы совершенно соблюсти требования простой случайной выборки, необходимо иметь полный список всех элементов генеральной совокупности и далее выбирать из него необходимое число элементов при помощи таблиц случайных чисел. На практике случайную выборку часто заменяют систематической, когда при необходимости выбрать i единиц из генеральной совокупности, содержащей п единиц, отбирают каждую n/i-ю единицу из общего списка [3, c. 271].

Еще один вид выборки - стратифицированная случайная выборка. Исследователь обычно имеет представление о структуре генеральной совокупности и может подразделить её на определенные страты. Для упрощения процесса подбора индивидов, подлежащих изучению, различные типы выборок могут совмещаться в многоступенчатую выборку. Многоступенчатые выборки особенно эффективны, если необходимо создать представительную выборку, элементы которой различаются по многим значимым параметрам.

Так как тема данного исследования — это сленг, активным носителем которого является молодёжная среда, генеральной выборкой в данном случае представляются все молодые люди города в возрасте от 16 до 30 лет в среднем. Подобный охват достаточно труден для обозрения, поэтому для анализа использована выборочная группа лиц, чья репрезентативность обеспечивается делением группы на такие категории, как возраст, пол, образование.

Методы сбора материала также различны. Первоначальным является метод наблюдения, эффективный при процессах, происходящих на глазах исследователя. Иногда производить наблюдение, делать записи, заметки открыто невозможно в силу различных обстоятельств (запрет, «парадокс наблюдателя», опасность открытого наблюдения), тогда возможен вариант скрытого наблюдения, при котором наблюдаются более объективные данные.

Одним из наиболее действенных способов преодоления «парадокса наблюдателя» является метод включённого наблюдения. Суть данного вида заключается в том, что исследователь сам становится участником исследуемой группы, что даёт ряд преимуществ: возможность вести наблюдение изнутри и возможность скрытого наблюдения. Это эффективно, когда у наблюдателя нет препятствий для внедрения (расовых, религиозных, возрастных, языковых и проч.) и отсутствует опасность разоблачения.

Как при простом, так и включённом наблюдении должна происходить фиксация речевого материала: либо вручную, либо инструментально [3, c. 283].

Однако исследованию должны подвергаться речевые фрагменты, а не весь поток речи, так как последнее требует больших временных затрат и сил, к тому же поток может не состоять исключительно из интересующего материала. Для этого методы сбора делают направленными. К направленным относятся устное интервью и анкетирование.

Устное интервью используется в языкознании не для выявления мнения по какому-либо явлению, как в социологии, а, в основном, ради исследования формы самих ответов. Интервью может быть формальным (по заранее спланированным вопросам) и неформальным (развивающимся по ходу естественной беседы). Интервью с подготовленными вопросами обычно используется, когда информанта необходимо спровоцировать на употребление интересуемых исследователя языковых фактов.

Анкетирование — один из самых широко употребляемых способов сбора материала. Данный метод представляет собой перечень вопросов закрытой (с возможными вариантами ответов) и открытой (ответ в свободной форме). Социолингвистический анкеты делятся на два типа: объективное оценивание функциональной способности языка и изучение речевого узуса. В первом случае исследуется, какому языку отдаётся приоритет в условиях многоязычного общества, какой язык предпочитают билингвы; во втором — направленность на изучение деталей языковой ситуации [3, c. 289].

Ещё одним методом сбора материала является тестирование. Тесты — это разнообразные по форме задания, предлагаемые информантам. Это могут быть списки слов, связные тексты, которые информант должен зачитать на микрофон, пропущенные фрагменты текста, которые опрашиваемый должен восстановить, ответы на вопросы исследователя и т. п. Информанту в начале тестирования сообщаются только общие сведения о цели исследования, дабы повысить объективность работы.

В сборе материала для данного исследования 30 информантам была предложена анкета следующего содержания:

1. Имя______________________________________________________________

2. Возраст___________________________________________________________

3. Образование (выделите нужное)

-общее

-среднее специальное

-в процессе получения высшего

-высшее

4. Знакомы ли Вы с нормами русского литературного языка?________________

5. Намного ли Ваша речь отличается от нормативной (по шкале от 1 до 10)?_________________________________________________________________

6. Принадлежите ли Вы к какому-нибудь профессиональному объединению или же к какой-либо субкультуре, группе по интересам?________________________

7. Какие сленговые единицы Вы обычно используете в речи?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. В какой степени Вас понимают, когда Вы используете сленг, люди старшего поколения?__________________________________________________________

9. Встречали ли Вы примеры сленга в художественных произведениях, СМИ, речи интеллигентных людей?___________________________________________

10. Хотели бы Вы перестать использовать сленгизмы? (Если нет, то почему)_________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Обработка статистических данных ведётся с целью обнаружения объективных закономерностей. Релевантность обеспечивается заранее очерченным кругом лиц, которые будут принимать участие в исследовании. В статистике способ упорядочения данных называется измерением. Они могут измеряться с различным уровнем точности.

Номинальная шкала только классифицирует данные, указывая, к какой группе они принадлежат.

При порядковой шкале данные получают оценку, указывающую на их иерархию.

Интервальные шкалы разделены на равные участки, имеющие весьма условный характер, поскольку вне исследования не функционируют.

Существуют также зависимые и независимые переменные, последняя из которых обуславливает степень выраженности первой. Зачастую наблюдается взаимодействие переменных, когда две (или более) независимых переменных влияют на зависимую. Зависимость переменных называется корреляцией, которая может быть как положительной (обе переменные движутся в одном направлении), так и отрицательной (в разных). Зависимость переменных может быть представлена в табличном и графическом видах. Начальной формой обычно является таблица, данные которой можно реализовать, как правило, в виде линейного графика или столбчатой и круговой диаграммы.

В исследовании сленга в языковой среде Мурманска использованы номинативная шкала и данные корреляции, информация представлена в виде таблиц, столбчатых и круговых диаграмм.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...