Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ и статистические данные исследования сленга в речевой среде Мурманска




 

На основании полученных в ходе социолингвистического исследования методом анкетирования (Приложение 3), нами была составлена следующая таблица:

 

Распределение ответов по группам образования и пола

Таблица 1

Образование Без в\о В процессе получения в\о С в\о Пол
Вопросы анкеты
Знакомство с нормами языка да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да м м м м м ж ж ж ж ж
Степень отличия от литературного языка (по шкале от 1 до 10) 7,5 3,5 3,5 4,5 6,5 2,5 2,5 3,5 м м м м м ж ж ж ж ж
Принадлежность к групповому объединению да да нет нет да нет да нет нет нет да да нет нет да нет нет нет нет нет да нет да да нет нет нет нет нет нет м м м м м ж ж ж ж ж
Кол-во заявленных сленговых единиц -   - м м м м м ж ж ж ж ж

 

Как видно из таблицы 1, уровень знакомства с нормами русского языка составляет 100% по всем категориям.

На основании собранного материала можем получить следующие данные: путём высчитывания среднестатистического значения степени отличия речи обоих полов от норм литературного языка в зависимости от категории образования, получаем график зависимости (схема 2.1.), где наглядно выражен статистический факт большей степени отклонения от норм литературной речи у информантов без высшего образования (5,6 против 3,65 и 3,25 получающих высшее и с высшим образованием соответственно). На основании чего можно сделать вывод, что уровень образования влияет на соблюдение норм русского литературного языка.

Степень отличия речи от нормативной (мужчины и женщины) в зависимости от образования

Схема 2.1.

 

Так как было исследовано одинаковое количество лиц обоих полов, можно выяснить, какой пол в данной выборной совокупности в большей или меньшей степени пренебрегает нормами языка. Для этого путём высчитывания среднестатистического значения по категориям пола, было выявлено следующее: в среднем юноши склонны говорить на литературном языке больше, чем девушки приблизительно в полтора раза (1,4; схема 2.2.), что может свидетельствовать о более внимательном отношении лиц женского пола к вопросам правильной речи.

 

 

Степень отличия речи от нормативной в зависимости от пола

Схема 2.2.

 

Также, на основании данных таблицы, можно установить, что только треть опрошенных (10 из 30) причисляют себя к различным социальным группам (9 юношей, 1 девушка) Это свидетельствует о том, что сленг не имеет жёсткой социально-групповой ориентации: его носителями могут быть представители разных профессий, разного социального и образовательного статуса и даже различного возраста.

Важным моментом в анализе полученных в ходе исследования данных являются сведения о количестве употребляемых сленговых единиц. Пользуясь количественными данными таблицы, мы можем составить следующий график (схема 2.3.). Установлено, что те, кто не имеет высшего образования предъявили в общем количестве 62 сленговые единицы; те, кто находится в процессе получения — 45 единиц и получившие высшее образование — 40 сценизмов. Полученные количественные результаты наглядно свидетельствуют о влиянии уровня образования на употребление сленга в речи: чем выше уровень образования, тем выявлена меньшая склонность к употреблению социолекта. При помощи количественного подсчёта была выявлена незначительная разница в предъявленном количестве сленгизмов между мужчинами и женщинами (76 и 71 единиц соответственно).

 

Количество сленговых единиц в зависимости от уровня образования

Схема 2.3.

 

Согласно возрастным данным информантов, была составлена следующая таблица (таблица 2), учитывающая степень отклонения от речевой нормы и предъявленное количество сленговых единиц в зависимости от возраста.

В силу неравномерного количества информантов в разных возрастах мы образовали три группы в зависимости от возраста и количества опрошенных:

-группа 16-21 год:

-группа 22-26 лет.

Пользуясь среднестатистическими и количественными расчётами, было выяснено, что группа 16-21 год имеет среднее отклонение 4,2 и 86 сленговых единиц; группа 22-26 лет — 4,1 отклонения и 55 сленговых единиц. Расчёты показывают несущественные среднестатистические отклонения от речевой нормы между двумя группами (0,1) и о влиянии возраста на употребление сленгизмов: более «взрослая» группа по общему подсчёту употребила на 35 сленгизмов меньше.

 

Зависимость отклонений от речевой нормы и количества предъявленных сленгизмов от возраста

Таблица 2

Возраст, лет Степень отклонения от речевой нормы (по шкале от 1 до 10) Количество сленгизмов
     
  7,5  
     
  3,5 2,5  
  4,5 -
  6,5  
  3,5 2,5 -
     
     

 

Дополнительные вопросы анкеты позволяют установить меру понимания старшим поколением сленга в рамках общения с исследуемой выборочной совокупностью, ответы информантов на вопрос «В какой степени Вас понимают, когда Вы используете сленг, люди старшего поколения?» распределились следующим образом:

Понимают в полной мере - 7;

Не понимают - 4;

В большинстве случаев понимают - 6;

Редко понимают - 6;

Люди среднего возраста понимают, а старшее поколение нет - 2;

В последнее время лучше понимают - 1;

Не общаются со старшим поколением, используя сленг - 4;

Что свидетельствует о том, что сленговые выражения вполне доступны для понимания людям старшего поколения, и, возможно, сленг является предметом их употребления, что выводит социолект за рамки возрастных групп.

 

На вопрос анкеты «Встречали ли Вы примеры сленга в художественных произведениях, СМИ, речи интеллигентных людей?» подавляющее большинство информантов ответило утвердительно (26 из 30), что говорит об общеупотребительном характере использования сленговых единиц, об их проникновении во все сферы человеческой жизни, вытеснение прежде бытовавших строгих норм, исчезновении стилистических преград

Заключительный вопрос анкеты «Хотели бы Вы перестать использовать сленгизмы? (Если нет, то почему)» предполагал небольшой развёрнутый ответ информантов и полученные отрицательные ответы можно распределить по следующим категориям:

Простота, удобство общения, экспрессивность, ёмкость - 9;

Считают нормой - 3;

Используют, но редко - 3;

Не считают чем-то существенным - 2;

Считают языком обособленной среды - 2;

Без объяснения причины - 2.

Остальные опрашиваемые (9) выразили желание перестать использовать сленг. В силу разных причин, как можно увидеть из приведённых ответов, чуть более двух третей (21) информантов не пожелали расстаться с использованием сленговых единиц, что свидетельствует о широком употреблении сленга среди молодёжи, помогающем ей упрощать коммуникации, вкладывать разные смыслы и чувства, заниматься словотворчеством, обособлять себя в различные группы.

 

Таким образом, исходя из всех обработанных данных, можно сделать вывод, что уровень образования влияет на соблюдение норм русского литературного языка, т.к. среднестатистические данные об отклонении от норм больше у лиц без высшего образования.

Выяснено, что в среднем юноши склонны говорить на литературном языке меньше, чем девушки приблизительно в полтора раза, что может свидетельствовать о более внимательном отношении лиц женского пола к вопросам правильной речи.

Треть опрошенных (10 из 30) причисляют себя к различным социальным группам - это свидетельствует о том, что сленг не имеет жёсткой социально-групповой ориентации: его носителями могут быть представители разных профессий, разного социального и образовательного статуса и даже различного возраста.

Полученные количественные результаты наглядно свидетельствуют о влиянии уровня образования на употребление сленга в речи: чем выше уровень образования, тем выявлена меньшая склонность к употреблению социолекта. При помощи количественного подсчёта была выявлена незначительная разница в предъявленном количестве сленгизмов между мужчинами и женщинами (76 и 71 единиц соответственно). Также расчёты показывают несущественные среднестатистические отклонения от речевой нормы между двумя возрастными группами и о влиянии возраста на употребление сленгизмов: более «взрослая» группа по общему подсчёту употребила на 35 сленгизмов меньше.

Характер использования сленговых единиц стал общеупотребительным в нынешнее время, сленгизмы проникают во все сферы человеческой жизни, вытесняют прежде бытовавших строгих норм, исчезают стилистические преграды.

Большинство информантов не пожелало расстаться с использованием сленговых единиц, что свидетельствует о широком употреблении сленга среди молодёжи, помогающем ей упрощать коммуникации, вкладывать разные смыслы и чувства, заниматься словотворчеством, обособлять себя в различные группы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...