Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Для того, чтобы освоить стилистику научной речи, необходимо при чтении научных источников и представленных в них исследований обязательно обращать внимание на язык, который в них используется.





НИЖЕГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

Методические указания

По написанию рефератов и курсовых работ

По всем направлениям бакалавриата

 

Нижний Новгород


МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

Утверждаю Директор НФ МГЭИ ___________А.Н. Штефан «30» апреля 2014 г.

 

 

Методические указания

по написанию рефератов и курсовых работ

по всем направлениям бакалавриата

 

Нижний Новгород


ББК: 65.5

 

Методические указания по написанию рефератов и курсовых работ. Для студентов очного и заочного отделения НФ МГЭИ, обучающихся по всем направлениям бакалавриата / НФ МГЭИ. Нижний Новгород. 2014. - 19 с.

 

 

Одобрено Советом филиала НФ МГЭИ. Протокол заседания Совета филиала №12 от 24 августа 2014 года.

 

 

© НФ МГЭИ, 2014


Учебными планами направлений обучения бакалавриата предусмотрены различные виды самостоятельной работы студентов, среди которых написание рефератов, а также подготовка и защита курсовых работ. Их общее количество определяется требованиями ФГОС, содержанием учебного плана, а предлагаемая тематика соответствует программам учебных дисциплин. Грамотное выполнение реферата и курсовой работы служит допуском студента к экзаменам. Для своевременной проверки преподавателем реферата или курсовой работы, они представляются студентом в деканат факультета за 7 – 10 дней до начала сессии.

Выполнение реферата направлено на совершенствование знаний студентов по определенной проблематике, всестороннее и детальное знакомство с конкретной темой, соответствующей программному содержанию учебной дисциплины. Основная задача работы над рефератом – углубленное изучение отдельной проблемы, получение по ней более полной научной информации. Кроме того, подготовка реферата позволяет студенту:

- определить область своих научных интересов в рамках изучаемой дисциплины;

- приобрести навыки работы с литературой, в частности: умения подбирать, анализировать, сравнивать и обобщать содержание первоисточников;



- освоить научный язык дисциплины, стиль и логику научного изложения материала, который будет служить раскрытию темы.

Темы рефератов предлагаются преподавателем, но могут быть сформулированы и самим студентом (при условии обоснования их целесообразности и согласия преподавателя руководить их выполнением).

Логика работы над рефератом следующая:

1) самостоятельный поиск студентом литературы по выбранной теме и ее изучение;

2) отбор существенной научной информации, необходимой для полного освещения проблемы;

3) продумывание содержания работы, логики изложения материала;

4) написание чернового варианта реферата, исправление и дополнение его отдельных частей;

5) итоговое оформление работы.

При необходимости студент может обратиться за консультацией к преподавателю.

Правила оформления рефератапредполагают обязательное наличие титульного листа (Приложение 1), плана (содержания работы), раскрывающего заявленную проблему.

Содержание реферата включает в себя следующие разделы: введение, основная часть, заключение, список литературы (не менее 10 источников), приложение (если есть).

При оформлении это должно выглядеть так:

Содержание

Стр.

Введение…………………………………………………………………………

1. (название)……………………………………………………………………

2. (название)……………………………………………………………………

3. (название)……………………………………………………………………

Заключение…………………………………………..………………………………..

Литература…………………………………………………………..…………………

Приложение…………………………………………………………..………………..

Во введении должны найти отражение: обоснование выбора темы, актуальность излагаемой проблемы, формулировка цели работы.

В основной части раскрывается содержание темы (2-3 параграфа, каждый из которых завершается кратким выводом). Здесь приводятся научные данные (со ссылками на исследования), анализируются, сравниваются различные точки зрения на изучаемую проблему, делаются выводы и обобщения. Важно, чтобы в тексте присутствовало не только описание фактов, а звучала их оценка, чтобы автор реферата высказывал свое мнение, формулировал собственное видение проблемы с опорой на научные взгляды. Текст работы должен быть грамотно построен, что предполагает логичное и последовательное раскрытие темы.

В заключении необходимо представить общие выводы по реферату, характеристику степени решения поставленной автором цели.

Завершает работу список литературы, которая приводится в алфавитном порядке, либо в порядке следования на нее ссылок по тексту реферата (Порядок его оформления см. в разделе Курсовая работа).

Общий объем реферата - 1 печатный лист (16 листов машинописного текста, набранного 14 шрифтом Times New Roman через 1,5 интервала, или 40000 печатных знаков с пробелами). Нумерация страниц осуществляется последовательно, начиная с 3-ей страницы, т.е. после титульного листа и содержания работы.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………..………………

I. (НАЗВАНИЕ)………………………………………………………………

1.1 (название)…………………………………………………………………….

1.2 (название)…………………………………………………………………….

1.3 (название)…………………………………………………………………….

1.4 (название)…………………………………………………………………….

II. (НАЗВАНИЕ)……………………………………………….……………………

2.1 (название)…………………………………………………………………..……….

2.2 (название)…………………………………………………………………..……….

2.3 (название)………………………………………………………………..………….

и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...……

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………………

В названии глав следует избегать формулировок, типа: «Основная часть», «Практическая часть» и т.п. Грамотнее использовать примерно следующие названия: «Анализ психологических исследований по проблеме самооценки», «Проблема мотивации в работах отечественных и зарубежных авторов», «Сравнительное исследование особенностей ценностных ориентаций у людей разного пола» и т.п.

Во введении должны найти отражение: обоснование выбора темы, постановка проблемы, ее актуальность с точки зрения теоретической и практической значимости, формулировка цели и задач работы (цель отражает основную идею работы в соответствии с заявленной проблемой, задачи конкретизируют цель, это те конкретные шаги, этапы, которые направлены на ее достижение).

В основной части раскрывается само содержание темы. Эта часть работы включает как минимум две главы, каждая из которых делится на 2-4 параграфа, завершающихся краткими выводами. В случае наличия эмпирического исследования в работе может быть 2-3 главы, также состоящих из 2-4 параграфов, при этом одна из глав предполагает изложение проведенного эмпирического исследования, первый параграф которой раскрывает программу исследования: цель, объект, предмет, гипотезу(ы), задачи, методы исследования, а последующие параграфы – полученные результаты их анализ и интерпретацию.

При написании главы, посвященной аналитическому обзору литературы, важно помнить, что анализ источников должен быть нацелен не только на описание полученных в психологии фактов, но и на выявление нерешенных и дискуссионных вопросов, критическое осмысление заявленной темы. Необходимо рассмотреть все проблемы, непосредственно связанные с ней, представить разные подходы, сравнить существующие в психологии мнения и взгляды, дать им оценку. Значимым аспектом курсовой работы является аргументированное изложение студентом(кой) собственной точки зрения с опорой на научные публикации. При этом тщательное изучение накопленного в психологической литературе исследовательского опыта может помочь студенту(ке) в выявлении актуальных научных и практических проблем для собственного эмпирического исследования.

Важно, чтобы содержание работы не было безличным, поэтому в тексте должны присутствовать пояснения, на каких авторов и на какие исследования студент(ка) опирается в процессе изложения материала. Это может выглядеть следующим образом: «П.Я.Гальперин считает, что…», «проблема идентичности рассматривалась в трудах многих зарубежных авторов, среди которых Э.Эриксон, Г.Тэджфел, Дж.Тэрнер и другие…», «как показано в работах А.А.Смирнова, А.Н.Леонтьева, память является…», «исследования В.С.Юркевич убедительно доказали, что…» и т.п.

После анализа теорий и фактов, содержащихся в изученных источниках, студент(ка) излагает собственное мнение и взгляды по проблеме. Для этого используются выражения, типа: «на наш взгляд,..», «по нашему мнению,..», «мы полагаем, что…», «согласно нашей точке зрения,..» и т.п. (Будучи разновидностью научного исследования, курсовая работа пишется от первого лица множественного числа.)

Заканчиваются параграфы формулировкой выводов по существу рассматриваемых вопросов, которые целесообразно помещать в последние абзацы. Выводы обычно начинаются оборотами, типа: «Таким образом,..», «На основе изложенного можно сказать, что…», «Итак, как показывает анализ психологической литературы по проблеме…» и т.п.

При наличии в работе эмпирического исследования ему посвящается последняя глава. В ней раскрывается программа исследования (его цель, объект, предмет, гипотеза(ы), конкретные задачи, методы и методики), дается описание, анализ и интерпретация полученных результатов, формулируются выводы по каждому фрагменту выполненного исследования, констатируется факт подтверждения или опровержения выдвинутых гипотез.

В заключениив сжатом и систематизированном виде излагаются основные итоги литературного обзора и эмпирического исследования (если оно предусмотрено), приводятся обобщающие выводы по всей работе и на этой основе дается характеристика степени решения поставленных автором цели и задач. При этом нумерация выводов придает им большую четкость и структурированность. Следует помнить, что именно заключение позволяет увидеть главные достижения проделанной студентом(кой) работы, поэтому его написанию должно уделяться особое внимание.

Завершает работу список литературы, которая приводится в алфавитном порядке (примерное оформление списка использованной в курсовой работе литературы представлено в Приложении 4).

Общий объем курсовой работы 2-2,5 печатных листа (30-40 листов машинописного текста, набранного 14 шрифтом через 1,5 интервала, или 80000-100000 печатных знаков с пробелами). Нумерация страниц осуществляется последовательно, начиная с 3-ей страницы, т.е. после титульного листа и содержания работы.

Если возникает необходимость в приведении дополнительных материалов, которые загромождают текст работы и затрудняют его восприятие, используется еще один раздел – приложение. В него могут быть вынесены схемы, рисунки, полное описание методик исследования, результаты первичной обработки полученных данных, таблицы и диаграммы, иллюстрирующие некоторые дополнительные результаты выполненного студентом(кой) эмпирического исследования. При наличии нескольких приложений, они нумеруются арабскими цифрами без знака «№» (например, Приложение 1, Приложение 2 и т.д.), и располагаются в порядке появления на них ссылок в тексте. Приложения не входят в общий объем работы, поэтому их размеры никак не регламентируются.

Окончательный вариант текста курсовой работы должен быть грамотно написан и построен, что предполагает:

1) его соответствие нормам литературного и профессионального языка;

2) сохранение научного стиля изложения;

3) логичное и последовательное раскрытие проблемы.

Для того, чтобы освоить стилистику научной речи, необходимо при чтении научных источников и представленных в них исследований обязательно обращать внимание на язык, который в них используется.

Итак, основой для написания рефератов и курсовых работ должны служить публикации научного, учебного и методического характера, среди которых монографии; статьи из журналов «Вопросы психологии», «Мир психологии», «Психологический журнал», «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология», «Дефектология», «Семейная психология и семейная терапия», «Журнал практического психолога»; тематические хрестоматии по психологии (например, Психология самосознания. Хрестоматия. Самара 2000; Психические состояния. Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Л.В.Куликова); научно-методические сборники; материалы конференций; тексты диссертационных исследований и их авторефераты; книги из серии «Мастера психологии»; научные труды, которые рекомендованы в качестве учебных пособий (например, Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. 1999; Гальперин П.Я. Психология. М. 2000; Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М. 1995); собрания сочинений классиков психологии (например, Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. М. 1982, 1983, 1984), избранные психологические труды (например, Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. М. 1980; Теплов Б.М. Избранные труды. В 2 т. М. 1985).

Материалы научно-популярных книг и журналов, публицистические статьи, художественная литература в процессе подготовки рефератов и курсовых работ используются только в качестве вспомогательных источников для раскрытия темы.

Знакомство с книгами и статьями в журналах целесообразно начинать с последних лет издания, чтобы в первую очередь познакомиться с современным состоянием проблемы и изучить последние библиографические обзоры по теме. В них также можно найти ссылки на других авторов, книги и статьи по теме, изданные ранее. Это позволяет студенту(ке) расширить сферу библиографического поиска, выяснить наиболее авторитетных специалистов в области собственного исследования.

Если при работе над темой студент(ка) обнаруживает, что по конкретной проблеме литературы недостаточно, ему(ей) необходимо основательно проанализировать публикации по общей и смежным проблемам. Это позволит повысить уровень профессиональной компетентности в изучении собственной темы, найти подходы к эмпирическому исследованию. При этом студент(ка) должен(на) последовательно переходить от изложения общих проблем к рассмотрению более частных, связанных с конкретной темой.

Количество используемых источников характеризует объем проделанной студентом(кой) работы, поэтому служит важным критерием ее оценки.Однако недопустимо помещать в список литературы, тем самым формально расширяя его, источники, ссылки на которые отсутствуют в тексте работы.

При внимательном аналитическом чтении литературы важно делать записи, которые будут полезны при дальнейшем написании работы. Такие записи могут иметь форму выписок, тезисов или конспекта (Приложение 5). Иногда студент(ка) предпринимает попытку написать работу «с ходу», разложив на столе перед собой несколько книг и переписывая из них отрывки текста, стараясь хаотично сгруппировать их. Однако подобное выполнение работы недопустимо. До окончательного оформления текста нужно осуществить тщательную предварительную работу.

Прежде чем делать выписки или конспектировать источник, необходимо зафиксировать его точное библиографическое описание. Это потребуется при оформлении списка литературы. Кроме того, до работы над выписками или конспектом студенту(ке) нужно понять содержание фрагмента или части текста, который записывается. Нецелесообразно выписывать или конспектировать что-либо без понимания содержания, в надежде на последующее прочитывание и осмысление материала. Важно руководствовать принципом: «сначала понять, а потом записывать». Это значительно облегчает работу. В то же время изучение и конспектирование литературы не следует превращать в самоцель, оно должно быть нацелено на поиск только той информации, которая имеет значение в плане раскрытия темы.

Иногда записи предполагают оформление прямых и косвенных цитат, которые впоследствии используются в тексте работы. Прямые цитаты – это дословное воспроизведение отдельных фрагментов литературного источника, в которых содержатся основные мысли, наиболее важные факты, статистические данные. Прямое цитирование целесообразно использовать тогда, когда студент(ка) хочет подчеркнуть точную формулировку мысли автора. Если прямая цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то она начинается с прописной буквы и заканчивается точкой. При этом текст заключается в кавычки с обязательным указанием в ссылке страниц, где находится цитируемый отрывок. Если же цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающихся кавычек или перед закрывающимися кавычками ставится многоточие. Например:

Д.А.Леонтьев писал: «Ответственность выступает как предпосылка внутренней свободы, поскольку, лишь осознавая возможность активного изменения ситуации, человек может предпринять попытку такого изменения». (Д.А.Леонтьев, 1993, С. 35)

Л.С.Выготский отмечал: «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других». (Л.С.Выготский, 1983, С. 144.)

Или:

Л.С.Выготский подчеркивал: «…высшая форма общения, опосредованная знаком, вырастает из естественных форм непосредственного общения…» (Л.С.Выготский, 1983, С. 143.)

Если цитата вводится в предложение и органически вписывается в его контекст, используется второй вариант ее оформления, например:

М.Палуди справедливо подчеркивает, что «переживания женщин очень разнообразны, однако в психологии женщины часто описываются в целом». (М.Палуди, 2003, С. 15)

При использовании косвенных цитат мысли автора излагаются в пересказе, при этом большие отрывки целесообразно записывать своими словами в сокращенной формулировке, стараясь сжато изложить содержание. В этом случае текст пишется без кавычек, однако, также приводится ссылка на литературный источник. Например: (С.Л.Рубинштейн, 1999). Такая ссылка означает, что информация взята из следующего источника: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. 1999.

В работе ссылки необходимо делать сразу после описания фактов, мысли, определенной точки зрения или при указании на соответствующее исследование в тексте. Ссылки выполняют две важные функции. Во-первых, это проявление уважения к авторскому праву, поскольку они дают понять, кому принадлежит та или иная позиция, определение, классификация, приведенные результаты исследований и т.п. Во-вторых, они доказывают факт тщательной работы студента(ки) с литературой и позволяют читателю сориентироваться, у каких авторов и в каких источниках может быть найдена информация по излагаемой проблеме.

Если ссылка делается сразу на несколько источников одного автора или ряд публикаций нескольких авторов, она оформляется следующим образом:

- (И.С.Кон, 1988; 2002) – это означает, что представленная информация встречается в двух работах исследователя: Кон И.С. Ребенок и общество. М. 1988; Кон И.С. Маскулинность как история // Гендерный калейдоскоп. М. 2002, при этом указание на источники дается в хронологическом порядке, т.е. сначала более раннее по времени издание, а после более позднее;

- (М.Палуди, 2003; К.Хорни, 1993) – это означает, что отмеченную мысль можно встретить у нескольких авторов: Палуди М. Психология женщины. СПб. - М. 2003; Хорни К. Женская психология. М. 1993, при этом фамилии авторов приводятся в ссылке в алфавитном порядке.

В контексте работы подобные ссылки могут выглядеть следующим образом:

В исследованиях ряда психологов самооценка чаще всего отождествляется с эмоционально-ценностным отношением к себе. (Е.Т.Соколова, 1989; В.В.Столин, 1983 и др.)

Ссылки в тексте делаются только на те источники, которые указаны в списке литературы в конце работы. Однако иногда, читая публикации с анализом литературы, студент(ка) встречает в них ссылки на другие источники, иностранные или отечественные, которые реально не доступны автору реферата или курсовой работы, но информация которых необходима для изложения проблемы. В этом случае приводится следующая ссылка: (цитир. по: Д.Майерс, 1998, С. 123), т.е. указывается тот источник, откуда студент(ка) получил(а) данную информацию.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.