Переосмыслите свои неудачи. Неудача, гибкость и счастье
Переосмыслите свои неудачи
Соединенные штаты Америки Роберт Бисвас-Динер
Роберт Бисвас-Динер широко известен как «Индиана Джонс позитивной психологии», потому что в своих исследованиях эмоционально-положительной жизни он добирался до таких отдаленных мест, как Кения, Индия, Гренландия, Испания и Израиль. Роберт – сын Эда Динера, ведущего мирового эксперта по счастью.
«Мое увлечение людьми началось в третьем классе, когда родители забрали меня из школы для путешествия вниз по течению в выдолбленном каноэ. Племена, живущие по берегам реки в деревянных домах на сваях, очень заинтересовали меня. Этот интерес в итоге привел меня к моей работе – я езжу по миру, изучая счастье. В каждой из этих стран я постепенно все сильнее проникаю в понимание того, что делает людей счастливыми, и пытаюсь применять полученные уроки в своей жизни, преподавании и обучении. Когда я садился за написание главы для этой книги, то на мониторе моего компьютера появлялось нечто неожиданное. Мне очень нравилось писать ее, но я не уверен, что она совпадет с тем, что вы хотите получить…»
Неудача, гибкость и счастье
Как исследователь счастья, я горжусь тем, что выбираюсь из университетской лаборатории на полевые исследования. Критики все время обвиняли психологов в том, что они слишком сильно опираются на выборку среди студентов колледжей в попытках заглянуть в человеческую природу. Разумеется, иногда в научных целях необходимо пользоваться контролируемым пространством лабораторий. Лично для себя считаю, что увлекательнее выходить на просторы мира в поиске счастья, что я и делал. Мне повезло посетить множество прекрасных мест и проводить исследования с замечательными людьми. Я работал с фермерами-амишами на американском Среднем Западе, племенами Восточной Африки и работницами секс-индустрии из трущоб Калькутты. Учитывая весь накопленный мной опыт научных исследований, вы, возможно, посчитаете, что главные уроки счастья я вынес из чего-то, имеющего отношение к культурным сходствам и различиям. Если да, то вы неправы. Главные выученные мной уроки счастья собраны не в опубликованных результатах исследований, а скорее заключены в неудачах и трудностях при проведении самих исследований.
Первую неудачу я потерпел в 2002 году, когда проводил исследования счастья с эскимосами Северной Гренландии. Среди прочего, меня интересовали данные, полученные при традиционной охоте и рыбалке вместе с местными жителями. Это было единственное место, где мне пришлось охотиться на собственный ужин, и, хоть у меня и совсем ничего не вышло, я смог увидеть, какое огромное удовлетворение приносит это занятие. Гренландия – это грандиозная пустынная местность, и я захотел немного приключений помимо своих академических обязанностей. Поэтому я решил пройти пешком примерно 40 километров от рыболовной стоянки до ближайшего поселка. Я отправился в путь под незаходящим солнцем и шел вдоль побережья. За мной следовала семейка тюленей. Как американец, я мыслю немного по-голливудски и представляю себя торжествующим героем, входящим в город после эпического перехода через кишащую белыми медведями местность. Я мог даже представить себе звуковую дорожку! Однако через 7 или 8 часов я обнаружил, что мне дорогу перегородила ледниковая стена. У меня был выбор: я мог попробовать взобраться на ледник и перейти через него – опасный трюк, или мог развернуться и, потерпев поражение, идти 7 или 8 часов обратно на стоянку, надеясь, что мои товарищи еще не ушли (иначе я, скорее всего, умер бы от переохлаждения). У меня была цель дойти до поселка, и я очень хотел, чтобы у меня получилось. Тем не менее я в итоге решил выбрать менее опасный вариант, развернулся и пошел к стоянке.
Когда я шел, с болью в ногах, и температура моего тела падала, я понял, что просто заменил одну цель другой. Новой целью стало безопасное возвращение, чтобы я остался в живых и вернулся домой к жене и детям – цель не менее важная, нежели первоначальная. Проявив гибкость мышления, я смог переосмыслить предполагаемую неудачу в новых условиях и заново представить себе, что прогулка прошла успешно.
«Я пользовался своей целью как дубинкой, чтобы ударить людей и получить то, что мне нужно»
Похожая неудача произошла со мной, когда я проводил исследования счастья с амишами. Амиши – это религиозная секта, отказавшаяся от современных технологий вроде телевидения или автомобилей. Поскольку они намеренно дистанцируются от общества, получить доступ к ним в сообщество весьма непросто. Я потратил месяцы, посещая семьи, чтобы они меня лучше узнали и чтобы завоевать их доверие. И даже тогда меня снова и снова расстраивало, что люди отказывались от участия в исследовании, зачастую в последний момент (у них нет телефонов, и они не могут «позвонить заранее»). Моей явной целью было привлечь к своему исследованию счастья как можно больше амишей, и мне казалось, что у меня ничего не выходит. Меня знают за способность работать с труднодоступными группами, но из-за неудачи в работе с амишами я разочаровывался в себе так же сильно, как я был удручен по поводу них. После нескольких отказов мне пришлось отступить и переосмыслить свою цель. Я осознал, что моя цель не обязательно совпадала с целями амишей, с которыми я работал. Скорее я пользовался своей целью как дубинкой, чтобы ударить людей и получить то, что мне нужно. Что же может быть действительно нужно амишам и что я им мог бы предложить? Я осознал, что вместо простого сбора данных о счастье – подобно тому, как берется кровь в процедурной, было бы взаимовыгодно обмениваться информацией. Начиная прямо со следующей недели я стал читать лекции о повседневной жизни других культур в магистратурах амишей. Местные массово приходили на эти выступления, и я понял, что, предоставляя столько же информации, сколько получал, я чувствовал себя лучше и добивался большего успеха в своем исследовании. Процент отвечающих значительно вырос.
В обоих случаях – при работе и с амишами, и с эскимосами – я столкнулся с одной и той же непростой истиной: иногда на пути к самым важным целям можно столкнуться с серьезными препятствиями. Иногда такие препятствия вызваны внешними обстоятельствами, иногда они связаны с тем, как цель сформулирована изначально. Когда такое происходит, мы обычно удручены и разочарованы. Однако научившись мыслить гибко по отношению к своим целям и корректировать их в случае неудачи, мы сможем в итоге чувствовать себя счастливее. Если вы представляете свою жизнь как повествование, развивающуюся историю, как в книге, вы также можете представить себя автором этой истории. Можно пересмотреть историю даже по ходу повествования, сделать небольшие поправки, которые историю улучшат и вас сделают счастливее. Не «у меня не получилось дойти до отдаленного гренландского поселка», а «мне удалось без вреда для себя прогуляться по пустынной местности и сделать непростой, но умный выбор, возможно, спасший мою жизнь». Не «мне не удалось привлечь много амишей к участию в своем исследовании», а «у меня получилось дать амишам что-то нужное: известия о других культурах». Непрестанная гибкость мышления в отношении своих неудач поможет учиться на них, расти над ними и даже превращать их в успехи. Я никогда не публиковал работ по этой теме, но думаю, что в Борнео, Монголии или на Мадагаскаре есть люди, которые хотели бы поучаствовать в исследовании!
Выводы: ✓ Иногда препятствия в первую очередь связаны с тем, как сформулирована цель. Ставьте цели четко: для себя и для других. ✓ Не стесняйтесь отступить назад и пересмотреть свою цель. Учитесь мыслить гибко. Постарайтесь переосмыслить воспринимаемую неудачу как успех. ✓ Представляйте свою жизнь как разворачивающуюся в книге историю, а себя – как автора.
Роберт Бисвас-Динер опубликовал свыше двух дюжин книг и статей о счастье. Член редакции журналов «Journal of Happiness Studies» и «Journal of Positive Psychology». Основатель «Услуг позитивной психологии» (США) и директор программ «Центра прикладной позитивной психологии» (Великобритания). Автор книги «Happiness: Unlocking the Mysteries of Psychological Wealth». Желая, чтобы каждый смог воспользоваться преимуществами позитивной психологии, он стал одним из основателей гуманитарной организации по позитивной психологии, проекта «Сильные стороны».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|