Эффективность стиля управления
Успех стиля управления можно оценивать по воздействию на прибыль и издержки. При оценке надо также использовать критерии, относящиеся к задачам:
- по разработке продукции,
- организации,
- управлению персоналом (продолжительность отсутствия, удовлетворенность работой, готовность к перемене работы, чувство собственного достоинства, творческие качества, инициативность, готовность к учебе).
Наконец, применение стилей управления имеет определенные ограничения (правовые, этические, ценности предпринимательства).
Эффективность стилей управления нельзя оценивать вне конкретных ситуаций. При этом следует учитывать:
- личные качества (представления о ценностях, самосознание, основная позиция, отношение к риску, роль личных мотивов, авторитет, производственный и творческий потенциал, уровень образования);
- зависимость от предстоящих задач (содержат ли они творческие или новаторские элементы, степень сформулированности, наличие опыта их решения, решаются ли они планово или как внезапно возникающие, должны ли выполняться индивидуально или в группе, давление сроков);
- организационные условия (степень жесткости оргструктуры, централизованное и децентрализованное решение задач, количество инстанций принятия решения, четкость путей информации и связи, степень контроля);
- условия окружающей среды (степень стабильности, условия материального обеспечения, социальная безопасность, господствующие общественные ценности и структуры).
Предпочтительность стиля управления в зависимости от крайних (идеализированных) ситуаций показана в табл. 11.1.
Таблица 11.1
Характеристики авторитарного и сопричастного стилей управления
Характеристики
ситуаций
| Стили управления
|
Авторитарный
| Сопричастный
|
Личные качества
| Пессимистическое мировоззрение, большая крутизна, стремление к надежности, мало собственной инициативы.
Исполнение долга.
| Оптимистическое мировоззрение, малая крутизна, готовность к риску, высокая собственная инициатива.
Творчество/инновации.
|
Условия постановки задач
| Четко определенные, большой опыт, плановые задания, индивидуализированные задания, давление сроков.
| Слабо определенные, малый опыт, импровизированные задания, нет давления сроков.
|
Организационные условия
| Строгая организация,
формальные структуры,
централизованное распределение,
единичная инстанция,
вертикальная информация.
| «Рыхлая» организация, неформальные структуры, децентрализованное распределение, множественные инстанции, свободная информация.
|
Условия окружающей среды
| Кризисная ситуация, авторитарное доминирование ценностей.
| Процветание
Освобожденные ценности.
|
Если такие идеализированные ситуации присутствуют, то возникает воздействие на эффективность управления в соответствии с табл. 11.2.
В результате можно сделать вывод, что поведение менеджера должно соответствовать ситуации, гибкость стиля является важным признаком качества менеджера. Следует не только менять стиль управления, но и создавать соответственные ситуационные условия (формировать ситуацию через подбор кадров, изменять оргструктуры и организацию труда).
Таблица 11.2
Оценки эффективности различных стилей управления
Критерии
эффективности
| Стили управления
|
Авторитарный
| Сопричастный
|
Эффективность достижения цели
| Обеспечение выживания в случае кризиса
Снижение издержек в условиях дефицита времени.
Большие затраты на квалифицированного менеджера
Незаинтересованность сотрудников в экономии средств.
Частое отсутствие менеджера.
| Использование рыночных шансов через заинтересованных сотрудников.
Снижение убытков в отсутствие менеджера.
Большие затраты на координацию.
|
Эффективность выполнения заданий
| Быстрые решения.
Решения, приближенные к оптимальным.
Использование творческого потенциала только менеджера.
| Медленное решение.
Решение с пониманием дела
Использование творческого потенциала менеджера и сотрудников.
|
| Четкое распределение ролей.
Зависимость от менеджера.
Удовлетворенность авторитарно распределенных сотрудников.
| Нечеткое распределение ролей.
Независимость от менеджера
Удовлетворенность свободно распределенных сотрудников.
|
Гуманистические факторы
| Организационные требования к резерву.
Недовольство эмансипированных сотрудников.
Стихийность, потеря инициативы сотрудников
| Более высокие требования к резерву менеджеров.
Путаница, недовольство среди верящих авторитетам.
Заинтересованность, обязательность, инициативность
сотрудников.
|
11.4. Профессионалы советуют
Воспользуйтесь поиском по сайту: