Методы управления, применяемые фирмами при различных уровнях нестабильности рынка
Как следует из диаграммы рис. 46, методы управления, применяемые фирмами, зависят от рыночной ситуации и, главным образом, от степени ее нестабильности.
А. Методы управления, основанные на контроле:
- справочники, инструкции,
- финансовый контроль.
Б. Методы управления, основанные на экстраполяции:
- долгосрочное планирование,
- составление бюджетов текущих расходов и капитальных вложений,
- целевое управление.
В. Методы управления, направленные на предвидение изменений:
- стратегическое планирование (рис. 47),
- выбор стратегических позиций.
При стратегическом планировании добавляется еще одна петля управления (по стратегическим программам), экстраполяция заменяется развернутым стратегическим анализом.
Управление путем выбора стратегических позиций будет рассмотрено в следующем разделе.
Рис. 47. Схема стратегического планирования
Г. При управлении на основе гибких экстренных решений применяют:
- ранжирование стратегических задач (рис. 48),
- управление по слабым сигналам,
- управление в условиях неожиданных событий.
Рис. 48. Схема управления путем ранжирования стратегических задач
При уровне нестабильности порядка 4 - 5 баллов фирма, дожидаясь сильного сигнала, может опоздать с решением. Поэтому следует начать действовать уже при слабых сигналах по табл. 12.1.
При нестабильности внешней среды фирмы порядка 5 - необходимо создание в фирме системы чрезвычайных мер:
- коммуникационной сети связи для чрезвычайных ситуаций (невзирая на границы подразделений);
- перераспределения обязанностей высшего руководства: группы по контролю и сохранению здорового морального климата, обеспечению обычной работы с минимумом срывов и по чрезвычайным обстоятельствам;
- сети оперативных групп с обеспечением связи между ними с учетом заблаговременных тренировок по действиям в возможных ситуациях;
- разработки четкого сценария действий в предполагаемых ситуациях.
Таблица 12.1
Действия фирмы при слабых сигналах
Сила сигнала
| Характер мер
|
1. Опасность или новая возможность осознаются
| Наблюдение за внешней средой
Определение относительной силы слабых сигналов
|
2. Источники опасности или новой возможности становятся ясны
| Снижение внешней стратегической уязвимости
Повышение гибкости внутри фирмы
|
3. Масштабы явления принимают конкретные очертания
| Разработка подготовительных планов и осуществление предварительных мер
|
4. Пути решения проблемы определяются
| Планы практических мероприятий и их осуществление
|
Естественно, что характер руководства усложняется по мере повышения нестабильности внешней среды. Обычно такое повышение сложности управления стоит больших средств и может оказаться вредным, если фактически внешняя среда относительно стабильна.
Таким образом, одной из важных задач руководства фирмы является точное определение индекса нестабильности внешней рыночной среды и создание соответствующей оптимальной структуры управления. Если руководство не желает усложнять структуру управления, то оно должно упростить стратегические позиции, покинув опасные зоны бизнеса.
12.4. Контрольные вопросы по разделу 12
12.0. Бинарные вопросы. Если Вы согласны с утверждением или считаете, что нужно утвердительно ответить на вопрос, обозначьте ответ как «да». В противном случае – «нет». Постарайтесь обосновать свой выбор
12.0.1. Связаны ли между собою насыщенность рынка товарами массового спроса и затраты фирм на НИОКР?
12.0.2. Является ли объективной тенденцией развития мировой экономики интернационализация бизнеса?
12.0.3. Целесообразно ли применять управление на основе экстраполяции в отрасли телекоммуникаций в настоящее время?
12.0.4. Теряет ли свое значение бюджет фирмы как метод управления при использовании гибких экстренных решений?
12.0.5. Имеет ли значение сохранение обычного рабочего ритма в фирме в условиях принятия его экстренных решений?
12.0.6. Целесообразно ли при применении методов управления, основанных на предвидении изменений выделять в фирме менеджеров, ответственных за стратегические аспекты управления?
12.0.7. Определяется ли темп изменений в окружающей фирму среде методами ее управления?
12.0.8. Требуется ли для фирмы применение маркетинговых приемов деятельности в условиях предсказуемости будущего путем
экстраполяции?
12.0.9. Все ли фирмы работают сегодня на рынке в одинаковых условиях нестабильности внешней среды?
12.0.10. Целесообразно ли применять управление по слабым сигналам в отрасли, где индекс нестабильности 1,5?
Воспользуйтесь поиском по сайту: