Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А как насчет генетики?. Нам не нужно подчиняться приказам своих генов. Отпуск мечты. На сцене и за кулисами




А как насчет генетики?

 

«Удивительно, но 40 % – в нашей власти»

 

Соединенные Штаты Америки

Соня Любомирски

 

У вас есть два друга. Назовем их Джоном и Майклом. У них нет настоящих проблем, и живут они в одинаковых условиях. Однако Джон хронически несчастен, а Майкл необыкновенно счастлив. Почему эти люди настолько разные? Профессор Соня Любомирски больше 20 лет занимается исследованием подобных случаев. Она может посоветовать Джону (и Майклу! ), как изменить ситуацию на 40 %.

 

Нам не нужно подчиняться приказам своих генов

 

Все больше исследований однояйцевых и разнояйцевых близнецов показывают, что каждый человек рождается с конкретной «заданной величиной счастья». Это исходная отметка, или потенциал счастья, к которой он вынужден возвращаться даже после значительных поражений или побед. Некоторым людям повезло родиться «не склонными к полноте». Они могут легко и без труда поддерживать свой вес. Другие же, напротив, должны прикладывать много усилий, чтобы поддерживать свой вес на желаемом уровне, и стоит им расслабиться, они сразу набирают килограммы. Во многом схожий принцип применим к Джону и Майклу. Возможно, у Майкла просто выше заданная величина счастья, выше потенциал благополучия. Ему не нужно прилагать особых усилий – он просто счастлив.

Итак, если счастье Майкла связано с генетикой, то что же делать бедняге Джону? Обречены ли мы постоянно выполнять приказы своих генов? Ответ: нет. Я специалист в экспериментальной социальной психологии, организовавший первые исследования с применением управляемого экспериментального вмешательства с целью повышения и поддержки уровня счастья человека выше заданной величины. В самом широком смысле, исследование предполагает, что устойчивое счастье достижимо независимо от генетики, если человек готов над этим потрудиться. Подобно постоянному похудению и поддержанию физической формы, продолжительное счастье требует некоторых постоянных перемен, ежедневных усилий и целеустремленности: придерживайтесь своих целей, избегайте ненужных размышлений, вкладывайтесь в отношения, учитесь прощать, пользуйтесь телом, заботьтесь о душе, делайте добрые дела, наслаждайтесь радостями жизни и благодарите судьбу.

Мы с двумя коллегами (Кеном Шелдоном из Миссурийского университета и Дэвидом Шкаде из Калифорнийского университета в Сан-Диего) разработали теорию, описывающую самые важные факторы, определяющие счастье. В целом, мы считаем, что заданная величина определяет только 50 % счастья, и лишь 10 % можно отнести к различным жизненным обстоятельствам у людей: богатые они или бедные, здоровые они или нет, женаты они или разведены. Удивительно, но в нашей власти остается 40 % способностей стать счастливыми. Это значит, что Джон может быть значительно счастливее, а Майкл может стать еще счастливее, чем сейчас.

 

Выводы:

✓ 50 % способности к счастью определяется изначально установленной величиной. Нам нужно это принять.

✓ 10 % можно отнести к жизненным обстоятельствам. Не уделяйте этому много внимания.

✓ В нашей власти изменить 40 %. Подобно похуданию, это требует некоторых постоянных перемен, ежедневных усилий и целеустремленности.

 

Профессор Соня Любомирски занимается экспериментальной социальной психологией. Более 20 лет занимается исследованием счастья. Она всемирно признанный авторитет, автор и лектор по этой теме. Училась в Гарвардском и Стэнфордском университетах, работает в отделении психологии Калифорнийского университета (США). Автор популярной книги «Психология счастья», где излагается научный подход к тому, как получить желаемое.

 

 

Отпуск мечты

 

Великобритания / Эстония

Елена Прувли

 

Счастливы ли мы, когда проводим лучшие дни своей жизни на превосходном курорте? И если да, то почему бы нам не привезти это ощущение домой? «Я раньше писала путевые заметки и исследовала туризм, встречаясь с прекрасными людьми со всех уголков мира. Проводя отпуск, они отдыхали, веселились. Но они не были счастливы», – сообщает Елена Прувли. Как люди принимают ложь об «отпуске мечты» за предполагаемую «жизнь мечты» и забывают о том, что действительно важно.

 

На сцене и за кулисами

 

Первый урок счастья, который я получила у туристов, заключался в том, что прекрасная обстановка, роскошные условия и замечательная компания не обязательно приносят удовольствие и удовлетворенность, что «отпуск мечты» – это, по сути, распространенное клише, навязывающее им социально сконструированный стереотип мечты. Обстановка и внешнее благополучие важны, но не первостепенно значимы для счастья. Таким же образом многие пытаются прожить и «жизнь мечты», занимаясь тем, что намеренно производит впечатление счастливого существования на реальных или воображаемых зрителей. Разрыв между тем, какой должна быть настоящая жизнь, и навязываемым общественно-одобренным стереотипом, и отдаляет нас от настоящего мира в душе и счастья.

Позже, когда я решила расширить свой разнообразный практический опыт теоретической базой, я вскоре обнаружила, что в каждой культуре есть позиция на сцене и за кулисами. Вероятно, нет счастливых или несчастных культур как таковых, но в некоторых культурах влияние показной, громкой, претенциозной сцены настолько сильно, что представители этих культур теряют способность узнавать, что лично им нужно в жизни, другими словами, как быть собой по-настоящему.

 

 

В прошлом десятилетии я зарабатывала на жизнь, преподавая межкультурную коммуникацию и обучая людей, как быть счастливее в зарубежной обстановке и во время интернационального общения. У каждой аудитории, с которой я работала длительное время – инженеров или кинематографистов, предпринимателей или руководящего персонала, китайцев или индийцев, – я и сама училась быть счастливее. Все дело в переменах, юморе и детях.

Мы здесь говорим не о счастье пастуха, любующегося на живописные закаты над нетронутыми горами вместе со своим стадом. Нет, мы говорим о занятых современных людях, живущих в больших мегаполисах или в небольших деревушках. Поэтому, если вы хотите стать счастливее, то, несомненно, важна способность принимать перемены и находить мотивацию «ближе к телу». Если вы желаете учиться, переживать что-то новое и не готовы почивать на лаврах, то вы воспринимаете перемены как вызов. Именно так можно улучшить внутреннюю и внешнюю жизнь. Никогда не жалейте о прошлом. Помните, вы уже сильнее, умнее, мудрее, и у вас больше воспоминаний и опыта, которыми вы можете поделиться с близкими.

На следующее место по значимости я поставлю юмор. Самоуничижение идет рука об руку с самоуважением. Не воспринимайте себя слишком всерьез. Разглядите веселое и смешное в любой ситуации. Читайте хорошие книги, смотрите веселые фильмы, слушайте добрые шутки, общайтесь с позитивными людьми, но избегайте и игнорируйте все саркастичное и ядовитое. Не поддерживайте издевки, колкости или шутки, унижающие незнакомую вам культуру. Вместо этого напоминайте себе о смешных и счастливых моментах своей жизни.

 

«Проживая жизнь мечты в глазах воображаемой аудитории»  

Не менее важно и то, как к нам относились на ранних этапах нашей жизни и как мы относимся к своим детям. Мы не способны критически проанализировать самих себя, но мы, несомненно, можем помочь своим детям стать счастливыми, давая им возможность понять себя, узнать свои настоящие потребности и желания и по-настоящему почувствовать себя ценной личностью. Я бы настоятельно рекомендовала родителям создать среду, побуждающую детей к формированию собственного мнения. Все детские мысли и мнения следует уважать и воспринимать всерьез, несмотря на их наивность. Их можно по-дружески обсудить, но всегда в связке с позитивным диалогом. Это привьет им непредвзятое отношение к жизни в будущем.

 

Выводы:

✓ Принимайте перемены как вызов и учитесь.

✓ Не воспринимайте себя слишком всерьез. Разглядите веселое и смешное в любой ситуации.

✓ Воспринимайте своих детей всерьез и побуждайте их формировать собственное мнение.

 

Елена Прувли окончила магистратуру гуманитарных наук в области коммуникации в Вестминстере (Великобритания), сейчас работает преподавателем и обучает межкультурной коммуникации. Много путешествовала и проводила межкультурные курсы для предпринимателей и студентов по всей Европе, а также китайских студентов магистратуры в Эстонской бизнес-школе в Таллине (Эстония), где сейчас и работает.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...