Психическое развитие детей от года до 3 лет
Воспитывая ребенка от года до 3 лет, надо иметь знания по следующим направлениям: ♦ прямохождение и его роль в развитии ребенка; ♦ мышечное чувство как результат совместной функции зрения, кинестезии и осязания; ♦ ориентация в пространстве; ♦ орудийные действия, сензитивность развития речи; ♦ внешние и внутренние ориентировочные действия; ♦ наглядно–действенное мышление; ♦ знаковая функция сознания; ♦ слово – регулятор поведения; ♦ совместная деятельность ребенка и взрослого – главное условие для развития малыша; ♦ кризис 3 лет; ♦ самосознание и его проявление в раннем возрасте. Необходимо иметь в виду, что в рассматриваемый период ребенок в связи с происшедшими в его жизни важнейшими переменами: прямохождением, овладением предметными действиями и речью – проделывает очень большой путь в психическом развитии. В этом возрасте происходит развитие нового отношения к миру предметов: они становятся для ребенка не просто объектами, удобными для манипулирования, а вещами, имеющими определенное назначение и определенный способ употребления. Взрослый развивает у ребенка соотносящие и орудийные действия, с помощью которых можно оказывать влияние на окружающие предметы, изменять их. Овладение этими действиями создает условия для освоения новых видов деятельности: игровой и предметной (рисование, лепка, аппликация, конструирование). На основе накопленных впечатлений, почерпнутых в предметной деятельности, у ребенка происходит формирование и развитие активной речи. Наиболее эффективно активная речь формируется в совместной деятельности ребенка и взрослого, который должен развивать у малыша потребность говорить, ясно выражать свои желания, мысли, чувства.
При благоприятных обстоятельствах у ребенка в этом возрасте последовательно происходят развитие активной речи, переход от автономной к связной речи, пробуждение «чувства языка». Формирование активной речи в игровой и предметной деятельности служит основой для всего психического развития ребенка. Взрослым, имеющим дело с ребенком раннего возраста, надо: ♦ уметь распознавать, диагностировать особенности психического развития детей от года до 3 лет; ♦ создавать условия для правильного развития ребенка и разрешения кризиса 3 лет; ♦ быть посредником между ребенком и окружающим миром; ♦ повышать собственную педагогическую культуру. 2.1 Вопрос. Каковы основные особенности развития ребенка раннего возраста? Ответ. Для ребенка в этом возрасте характерны следующие особенности: связь физического и психического развития, индивидуальные темпы развития, большая ранимость, восприимчивость к обучению. Физическое и психическое развитие взаимосвязаны и взаимообусловлены. Любое отклонение в физическом развитии приводит к нарушениям психического развития. Чем младше ребенок, тем выше темпы его развития, а следовательно, и его ранимость. Это предъявляет к воспитанию малыша особые требования. Органы и системы организма ребенка развиваются с разной скоростью, но взаимосвязанно. Это обусловлено внутренними и внешними факторами развития ребенка. Нервная система малыша очень пластична, поэтому условные связи легко образуются, мозг активно развивается, что делает ребенка восприимчивым к обучению. 2.2 Вопрос. Каковы основные приобретения психического развития детей раннего возраста? Ответ. Основные приобретения психического развития детей раннего возраста – это овладение прямой походкой, предметными действиями и речью.
2.3 Вопрос. В чем значение овладения прямой походкой для развития ребенка? Ответ. Способность к передвижению прямой походкой позволяет ребенку свободно и самостоятельно общаться с внешним миром, достигать желаемой цели, развивает способность ориентироваться в пространстве. В процессе ходьбы ребенок испытывает эмоциональные переживания, у него совершенствуется мышечное чувство владения собственным телом. ! Эмоционально одобряйте первые шаги ребенка. 2.4 Ситуация. Жене 1 год. Она передвигается, держась за мамину руку, а самостоятельно ходить отказывается. 2 Что должны делать родители, чтобы помочь малышу преодолеть страхи, связанные с его первыми шагами (напряжением, потерей равновесия, падениями)? Решение. Родители не должны показывать ребенку своей тревоги, напряженности, страха, недовольства в случае неумелых движений малыша, его падений. Иначе у ребенка может возникнуть страх падения, и он длительное время даже не будет пытаться ходить. 2.5 Вопрос. Что должны делать родители, чтобы развивать самостоятельность ребенка при общении его с внешним предметным миром? Ответ. Самостоятельность ребенка при общении с внешним предметным миром будет развиваться при условии овладения им ходьбой, предметными действиями и речью. Родителям необходимо создать ребенку такие условия, которые позволяли бы включить его в активную деятельность, осуществлять ее совместно, постепенно предоставляя малышу все больше самостоятельности. В этом им помогут различные игрушки: пирамидки, матрешки, вкладыши разной величины, цветные наборы, формы, сделанные из разного материала, а также куклы, машинки, наборы строительного материала и др. 2.6 Ситуация. Маленькая Надя (1 год 8 месяцев) играет с куклами своеобразно – все время старается их раздеть, но никогда не одевает. ? В каком периоде развития находится Надя? Решение. Надя находится в том периоде развития сексуальности, когда дети начинают осознавать отличия и сходство своего тела с другими. Кукла похожа на детей, и девочка ее раздевает, чтобы понять, как кукла устроена. А не одевает просто потому, что это для нее пока достаточно трудно. Позже она научится и одевать своих кукол.
2.7 Ситуация. Молодая мама пишет: «Я стараюсь с самого детства приучать ребенка к порядку. Но иногда требование убрать перед прогулкой игрушки вызывает у моего полуторагодовалого сынишки бурю протеста. Я настаиваю на своем, и все заканчивается слезами. Может, следует иногда уступить?» ? Дайте совет маме. Решение. То, что маме кажется беспорядком, не всегда есть собственно беспорядок, возможно, это просто какой–то игровой момент. Необходимо проявить гибкость. Ребенку можно и после прогулки приступить к ликвидации, в мамином представлении, беспорядка. Тем более не стоит доводить его до слез из–за этого. Компромисс в данной ситуации полезнее. Но если ребенок все–таки примет участие в уборке, не забудьте поощрить, похвалить его за усердие и труд. А вообще–то маме надо учиться управлять активностью ребенка, предоставляя ему право выбора. 2.8 Ситуация. Проанализируйте взаимосвязь кинестезии, осязания и зрения в развитии мышечного чувства при овладении ходьбой. ? В процессе каких действий мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и положения предметов в пространстве? ? Как ребенок осваивает правильность направления и удаленность предметов в пространстве? Решение. Мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и пространственного расположения предмета в том случае, если ребенок подсознательно сопоставляет свои мышечные ощущения со зрительным восприятием предметов, до которых он может дойти, дотянуться. ! Учите ребенка действовать на основе выделяемых ориентиров, мерок, мер отсчета и т. п. 2.9 Ситуация. Малыш любит толкать перед собой игрушки или тянуть их. ? Чем взрослый может ему помочь? Решение. Взрослый, показывая игрушки, помогает ребенку их тянуть или толкать. Ребенок, пробуя двигать игрушки по–разному, пытается делать несколько шагов в разные стороны. Это помогает ему удерживать равновесие при ходьбе вперед, назад, боком. Привязывайте веревочки к игрушкам, которые ребенку нравится таскать по полу. 2.10 Ситуация. Постепенно малыш приходит к пониманию того, что добраться до предмета можно, совершив те или иные действия.
? Какие ситуации может создать взрослый для реализации этих целей? Решение. Взрослый может создать такие ситуации: а) закатывать мяч за стул, который ребенок должен обойти; б) положить за подушку игрушку, которую ребенок должен достать; в) поиграть в прятки (сможет ли ребенок найти взрослого?); г) во время прогулок менять направление и скорость движения по площадке, тропинке и др. Непременно успехи ребенка нужно поощрять радостной улыбкой и одобрительной фразой. ! Решая подобного рода практические ситуации, ребенок развивает свое мышление. 2.11 Ситуация. Малыш поднимается на ноги сам и пытается передвигаться. ? Как взрослый может помочь малышу? Решение. Взрослый может: а) предложить ребенку, держась за устойчивую тележку, толкать ее; б) протянуть малышу предмет (палку, обруч и др.), за который он мог бы держаться; в) стоя в двух шагах от ребенка, протянуть к нему руки, побуждая его идти к себе. И нужно обязательно не забыть похвалить ребенка за то, что он пытается ходить сам. 2.12 Ситуация. Мать с гордостью заявила: «А наш–то не ползал, а сразу пошел!» ? Можно ли это считать достижением? Решение. Желательно, чтобы малыш прошел все этапы своего психофизического развития: удерживание головы, подползание, ползание, сидение, стояние, ходьба. Развитие должно происходить постепенно, последовательно. Родителям следует способствовать тому, чтобы ребенок вначале овладел умением изменять положение тела в пространстве и перемещением, а затем уже движениями сохранения положения тела в статике. Это значит, что ребенку прежде всего необходимо овладеть ползанием, а затем уже сидением. Нельзя сажать его раньше, чем у него «созреет» способность удерживать позвоночник в правильном положении. Чтобы ребенок быстро научился ползать, он должен находиться на ровном, широком, твердом материале (на полу). Побуждать к двигательной активности и ползанию малыша будут расставленные забавные игрушки, шарики, кубики, мячики и пр. При достаточном внимании к ребенку он с 8 месяцев начнет сам вставать, держась за опору, затем переступать и делать первые шаги. 2.13 Вопрос. В чем ценность для ребенка ползания как самостоятельного перемещения в пространстве? Ответ. Ползание способствует: а) формированию правильной координации походки; б) укреплению мышц спины и живота. Особое место занимает развитие согласованных движений рук и ног. 2.14 Ситуация. Поначалу малышам трудно удержать тело в равновесии. Но как только они начинают чувствовать себя уверенно, тут же принимаются за поиски задачи посложнее: забираться повыше, балансировать на одной ноге, на подвижной опоре, ходулях, что–то держать в руках, пытаясь сохранить равновесие, и пр.
? Что это: игры–забавы или нужные занятия? ? Следует ли родителям бояться, с их точки зрения, «опасных» для детей занятий? Решение. Безусловно, существуют игры не только для забавы – они развивают ребенка и физически, и эмоционально, и интеллектуально, а также помогают детям освоиться в окружающем мире. Страх родителей по поводу «опасных» занятий может передаться детям. Поэтому родители не должны запрещать эти занятия, а напротив, помогать в их освоении, по возможности подстраховывая своих детей. Насколько уверенно ребенок чувствует себя, удерживая равновесие, можно судить по простой примете – он смотрит не себе под ноги, а перед собой. ! Для развития каких–либо качеств стоящие перед ребенком задачи должны все время усложняться. 2.15 Вопрос. С чем связан процесс перехода ребенка от свободного манипулирования вещами к предметной деятельности? Ответ. Этот переход, характерный для раннего детства, связан с развитием нового отношения к миру предметов: они выступают для малыша не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение, определенный способ употребления. В этом процессе большую роль играет взрослый. Он сообщает знания о предмете, показывает ребенку, как надо действовать с предметом в зависимости от его назначения. 2.16 Вопрос. Что побуждает ребенка к действию с предметами? Ответ. Д. Б. Эльконин отмечает: «Действия ребенка побуждаются новизной предметов и поддерживаются воздействием новых качеств этих предметов, открывающихся в ходе манипулирования ими. Исчерпание возможностей новизны ведет к прекращению действий с предметом». 2.17 Вопрос. Как можно классифицировать действия ребенка с предметами? Ответ. Действия с предметами разделяются на соотносящие (закрывание коробки крышкой, нанизывание колец пирамидок, складывание матрешки и т. п.) и орудийные (есть ложкой, рисовать карандашом, насыпать песок совочком и т. п.). 2.18 Ситуация. Студентка, наблюдая за действиями детей с игрушками в группах второго и третьего года жизни, отметила: ♦ Сережа (1 год 1 месяц), играя разными игрушками, действует примерно одинаково: стучит, катает, тащит, сжимает их и т. д.; ♦ Катя (2 года 1 месяц), играя теми же игрушками, действует по–другому: куклу качает, машинку везет, карандашом рисует и т. д. ? Как называются действия с игрушками Сережи и Кати? ? В чем их различие? ? Какова последовательность овладения детьми раннего возраста предметными действиями? Решение. Действия Сережи называются манипуляцией, при которой ребенок использует лишь внешние свойства предметов, независимо от их назначения. У Кати отмечаются предметные действия, то есть использование предметов по назначению. Этими действиями дети овладевают только под руководством взрослого, подражая ему. На втором году жизни ребенок усваивает информацию о назначении простых предметов, окружающих его, воспринимая ее буквально и соответствующе: куклу укачивает, расческой причесывается, из чашки пьет и т. д. К третьему году жизни связь действия с предметом становится более свободной, опосредованной: ребенок знает, для чего нужен предмет, но может использовать его и по–другому: причесываться палочкой и т. д. Такие действия служат началом для возникновения игры. 2.19 Вопрос. Какие из приведенных ниже действий называют соотносящимися, а какие орудийными? Действия детей: а) нанизывание колец пирамидки; б) закрывание коробки крышкой; в) манипулирование молотком; г) складывание матрешки; Д) действие ложкой. ? Придумайте по 4–5 соотносящихся и орудийных действий. Ответ. Соотносящимися действиями являются «а», «б», «г»; орудийными – «в», «д». 2.99
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|