Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ситуация. Педагоги считают, что у детей раннего возраста не должно быть большого разнообразия игрушек.




? Как должна быть организована предметная деятельность детей раннего возраста?

Решение. Наиболее эффективно психическое развитие ребенка проходит при небольшом количестве игрушек, так как малышу нужно овладеть всеми свойствами и способами обращения с каждой из них. Каждая игрушка должна быть обыграна. Взрослый привлекает ребенка к разнообразным действиям с ней. Общая задача взрослого состоит в том, чтобы при малом количестве предметов (игрушек) была установка на поиск новых решений.

! Включая игрушку во все новые ситуации, вы развиваете творческое воображение ребенка, учите его играть с ней.

2.21

Ситуация. В раннем возрасте ребенку важно овладеть предметными действиями.

? Чем предметное действие отличается от манипуляций младенца?

Решение. При манипулировании ребенок использует лишь внешние свойства предметов. Он ложкой действует так же, как палочкой или совочком. Всякого рода манипуляции совершаются на основе простого подражания. Но главное при пользовании предметами – это их внутренние свойства, а не внешние. Этого ребенок сам уразуметь не может. Он может бесконечное количество раз двигать предмет, но не поймет, зачем он нужен. Необходима помощь взрослого, чтобы раскрыть его назначение, понять, что из чашки пьют, а лопаточкой копают песочек. Когда ребенок осваивает действия с предметами обихода, он вместе с тем постигает и некоторые правила обращения с этими предметами, а также правила поведения в обществе.

С новым предметом ребенок и ведет себя по–новому. Если младенец просто манипулирует предметами, то малыш 2 лет начинает интересоваться, для чего этот предмет служит, как его можно употребить. Но не все действия, которые ребенок усваивает, одинаково значимы для его психического развития. Все зависит и от предмета, и от способов действия с ним. Особенно полезны для развития психики ребенка соотносящиеся и орудийные действия. Так, например, сложить пирамидку можно различными способами.

2.22

Вопрос. Как организовать предметную деятельность ребенка, чтобы заложить в ней основы новых видов деятельности?

Ответ. В предметной деятельности создаются условия для ее новых видов: игровой и продуктивной (рисование, лепка, конструирование). Для этого предметная деятельность ребенка организуется определенным образом: он включается в активные действия с предметами, а взрослый показывает ему новые способы игры, поощряя подражательные и собственные действия малыша. Развивая знаковую функцию сознания, взрослый называет действие словом. На протяжении всего времени занятий важно, чтобы ребенок испытывал положительные эмоции.

2.23

Ситуация. Мама пишет, что ее сыну 3 года. У него появилась дурная привычка: стоит ему чего–то захотеть и не получить, как он голосит, будто его режут. Это происходит и посреди улицы, и в транспорте… Мальчик сам себя доводит до истерики, а наказывать его – рука не поднимается.

? Как должна вести себя мама в подобных ситуациях?

Решение. Обычно такая бурная реакция ребенка вызвана тем, что дома он ни в чем не знает отказа. Конечно же, в такой момент не следует его ругать и наказывать. Надо стараться не реагировать на плач, успокоить, переключить его внимание на что–то другое, не делать мелких уступок – дети очень остро чувствуют слабину и с еще большим упорством добиваются своего.

! Сохраняйте разумно–последовательное, ровное поведение с ребенком.

2.24

Ситуация. Мише (1 год 3 месяца) еще трудно даются слова, и он часто прибегает к жестам. Мать, поняв, что он хочет, тут же выполняет его желание.

? Влияет ли такой подход к ситуации на развитие речи ребенка?

Решение. Мгновенная реакция мамы на удовлетворение потребности ребенка, выраженной жестами, может затормозить развитие его речи. Взрослый должен побуждать малыша называть словами свои желания и действия для того, чтобы у него правильно формировалась собственная активная речь.

! Выполняя все потребности (желания) ребенка, мы тем самым лишаем его активных действий.

2.25

Ситуация. Наблюдения показывают, что малыши, которых учат играть на фортепиано и петь в хоре, быстрее научаются изображать геометрические фигуры и раньше начинают считать.

? Каким образом музыкальное образование влияет на интеллектуальное развитие ребенка? Объясните, почему это происходит?

Решение. Связь «эмоции – память» особенно активна между 6 и 12 месяцами жизни ребенка. В это время малыши устанавливают прочную чувствительную связь со своими родителями и другими близкими людьми. Опираясь на этот эмоциональный фундамент, дети успешно усваивают информацию, которая соответствует их уровню развития. Но не стоит принуждать детей к тому, от чего ребенок не испытывает удовольствия.

2.26

Ситуация. Мама Миши (2 года 5 месяцев) считает, что чтение сказок, рассказов, беседы на разные темы необходимы для психического развития ребенка.

Мама Коли (2 года 5 месяцев), наоборот, обращает внимание своего сына лишь на иллюстрации в книгах.

2 Правы ли мамы Миши и Коли?

Решение. Обе мамы не правы. Мама Миши забывает о необходимости сочетания словесного образа с наглядным. А мама Коли забывает о необходимости связывать видимые зрительные образы с обозначающим их словом. Обе мамы не правы и в том, что не придают значения развитию активной речи самих детей.

! Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное. Пусть при этом больше говорит ребенок.

2.27

Вопрос. Можно ли предположить, что няня Арина Родионовна сделала из Пушкина русского поэта?

Ответ. Да, можно. Рассказывая народные сказки и напевая колыбельные песни, няня «заложила» в будущего гения программу ритмики русского языка. Звук, слово и речь формируются в онтогенезе синхронно и последовательно на разных стадиях развития.

2.28

Ситуация. В некоторых детских учреждениях с круглосуточным пребыванием детей воспитатели и родители часто отмечают отставание в развитии активной речи малышей: небольшой запас слов и недостаточную эмоциональную выразительность.

? Назовите причины подобного явления. Как преодолевать такие недостатки речи у детей раннего возраста?

Решение. Причина данного явления – недостаточная речевая деятельность взрослых. Детям в среде своих сверстников не хватает в этом отношении примеров для подражания. Поэтому родители, забирая ребенка на выходные дни домой, должны больше разговаривать с ним, обращая внимание на понимание им речи взрослых и поощряя его стремление к развитию собственной активной речи.

! Говорите четко и ясно. Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.

2.29

Ситуация. Едва научившись произносить некоторые слова, ребенок предпринимает первые попытки кое–что разузнать. Неутомимо показывает он пальчиком на все вещи, которые его окружают, и спрашивает: «Это сьто?» Малыш еще не владеет речью, не может правильно произносить слова, а тем более точно сформулировать вопрос, а потому пытается высказываться на «своем» языке.

? Как взрослый должен разрешать подобные ситуации?

Решение. Взрослый, чтобы разрядить эту ситуацию, должен подсказать ребенку разные варианты вопросов, похожих на тот, который он безуспешно пытается задать взрослому. Может быть, один из них подойдет.

! Угадывая, прогнозируя, старайтесь (не поправляя) давать правильный вариант произношения слова («Это что?»).

2.30

Ситуация. Дима и Митя – однояйцовые близнецы. И общаются они с помощью сложившейся у них автономной речи.

? Сделайте прогноз развития речи Димы и Мити.

Решение. Если взрослый не будет давать образцов правильной речи, то автономная речь у братьев сохранится надолго.

2.31

Вопрос. Как надо разговаривать взрослому, чтобы автономную речь ребенка перевести в активную, правильную?

Ответ. Если ребенок, увидев птицу, произносит: «гули–гули», то взрослый должен поддержать его активно–радостное настроение и сказать: «Да, эта птица – голубь…», заостряя его внимание на названии птицы и правильном произнесении этого слова.

2.32

Вопрос. Как должно осуществляться общение с ребенком 2–3 лет во время умывания, чтобы расширялся его словарный запас и воспитывалось положительное отношение к водным процедурам?

Ответ. Во время умывания маме можно «озвучить» процесс умывания так, чтобы вызвать у ребенка положительные эмоции. Например: «Моем ручки водичкой тепленькой… Она журчит, льется… Мыло пенится… Ручки будут чистые…» и т. д. Так как это происходит регулярно, то словарный запас ребенка расширяется. А эмоционально окрашенная речь воспитывает положительное отношение к водным процедурам.

2.33

Ситуация. Ребенок слышит речь, но практически не понимает ее, поскольку не различает звуки, и в общем–то пропускает все мимо ушей.

? С чем это может быть связано? Ваши действия?

Решение. Это связано с ослаблением внимания. Чтобы развить внимание детей, можно выбрать игры с использованием звуков, шумов, например «показать» голосом, как лает собака, кричит петух, мяукает кошка и т. п. Это должно заинтересовать малыша и постепенно заставить его слушать более внимательно.

! Действия всегда сопровождают внимание.

2.34

Ситуация. Иногда сбивчивая, с паузами и перерывами, речь малыша, особенно если он взволнован или возбужден, может напоминать заикание. Это так называемое «ложное заикание», свойственное многим маленьким детям.

? Какой должна быть тактика поведения взрослого?

Решение. Взрослый в данной ситуации должен стремиться снять напряжение, слушать терпеливо и заинтересованно, не проявляя недовольства. Чтобы справиться с паузами, нужно использовать эффект наводящего вопроса, с помощью которого можно подсказать те слова, которые ребенок пытается подобрать. Не стоит торопить ребенка, подгоняя его фразами типа: «Ну, ну, говори!», «И что же было дальше?» и т. п.

! Будьте терпеливы и внимательны к ребенку.

2.35

Ситуация. Конечно, малыши начинают говорить с ошибками. Однако, исправляя ошибки, бойтесь переусердствовать в борьбе за чистоту языка. Нельзя требовать очень строго: «Не чинитый, а починенный». Категоричность может вызвать у ребенка напряжение и нервозность, речевые нарушения.

Решение. Чтобы развить память малыша на слова, следует использовать метод поручений. Например, можно сказать: «А сейчас пойди к бабушке и скажи: «Я хочу пить»», а можно и так: «Подойди к бабушке и скажи, что ты хочешь пить». В последнем случае малыш должен будет перестроить сказанную ему фразу.

! В разговоре с ребенком используйте метод поручений.

2.36

Ситуация. Один из братьев–близнецов, рассматривая картинку, на которой изображен взрослый, дающий ребенку шоколад, сказал: «Аха, папа, люся, нца, аха?» Брат ему ответил: «Лха, папа, люся, нца, аха».

? Определите возраст братьев, ведущих столь своеобразный диалог.

Решение. Братьям не 2–3 года. Им 5 лет. Ученые заметили, что у живущих вместе близнецов может наблюдаться тенденция к задержке развития речи. Основная причина этого – жизнь в паре («близнецовая ситуация»).

2.37

Ситуация. Лена (3 года) поет песенку «Елочка». Вместо фразы «Мороз снежком укутывал» она произносит «Мороз мешком укутывал».

Наташа (2 года 10 месяцев) поет эту песенку так: «Порою волк, сердитый волк с лисою пробегал» (вместо: «рысцою пробегал»).

? Закономерно ли это явление для детей раннего возраста?

? Дайте психологический анализ причин искажения слов.

? Как поступать взрослым в этих ситуациях?

Решение. Это явление закономерно. Оно связано с ориентацией ребенка на звуковую форму слова, с сопоставлением одних слов с другими, созвучными им, что приводит к ошибочному их использованию.

В приведенных примерах смысловое истолкование слова следует за звуковым сопоставлением. Взрослый в таких ситуациях поправляет ребенка и объясняет ему смысл словосочетания, а затем просит произнести слова правильно.

! Сообщайте ребенку смысловую сторону слов и словосочетаний.

2.38

Ситуация. Саша (2 года 11 месяцев) услышал, как папа сказал: «Работу закончил, гвозди забил молотком». Помолчав немного, мальчик произнес: «А я насыплю песок лопатком».

? С чем связаны словоизменения в речи детей?

? Как следует поступать родителям в подобных ситуациях?

Решение. Подобные словоизменения говорят о развитии мышления и речи ребенка, однако свидетельствуют о пока еще неосознанном усвоении грамматического строя языка.

В данной ситуации малыш уловил, что окончание «–ом» имеет орудийный смысл, и использовал его по подобию с «папиным» словом («молотком») применительно к «своему» («лопатком»).

! Родители должны исправлять речь ребенка и объяснять ему смысл падежных окончаний.

2.39

Ситуация. Мама, одевая Диму (1 год 1 месяц), говорит: «Сейчас наденем рубашечку. Где рубашечка? Подай ее мне. Дай колготки. Принеси мне сандалики» и т. д. А Дима, хотя и медленно, но выполняет указания мамы.

? Согласны ли вы с тем, как поступает мама?

? О воспитании каких сторон речи ребенка заботится мама?

? Как вы полагаете, охотно ли Дима будет одеваться?

Решение. Мама поступает правильно. Она заботится о том, чтобы ее сын понимал речь, ее звуковую сторону, ориентировался в окружающем мире предметов и выполнял действия по речевому указанию взрослого. Дима будет охотно одеваться, так как мама создает установку для развития этого действия.

! По возможности сопровождайте свои действия речью.

2.40

Ситуация. Миша, показывая на платье мамы, говорит: «Мама». Леша, собираясь на прогулку, говорит: «Тухи, какие, де?» Витя, рассматривая книжку с картинками, говорит: «Матик сегу бух!»

? Определите примерный возраст детей по их речевым высказываниям.

Решение. Мише – 1 год, Леше – 2 года, Вите – 2 года.

2.41

Ситуация. Проводился эксперимент. Перед детьми двух групп (1 год 6 месяцев – 2 года 6 месяцев) ставились 2 бумажных колпака: красный и синий. Под красным колпаком прятали конфету. Ребенок должен был ее найти. Местонахождение колпаков все время менялось.

Когда дети первой группы находили конфету, то взрослый называл цвет колпака: «красный». Детям второй группы цвет колпака не назывался. Выяснилось, что детям первой группы нужно было всего 8–10, а детям второй группы – 70–80 повторений для того, чтобы определить сигнальный признак колпака: красный цвет.

? Какой можно сделать вывод на основании этого эксперимента?

Решение. Результаты эксперимента показали, что включение слова в деятельность ребенка существенно изменяет его восприятие различных предметов. Освоение речи качественно изменяет ориентацию ребенка в окружающем мире и обеспечивает быстрое приспособление к среде именно потому, что слово позволяет обобщать сходные, хотя и разнообразные предметы (по цвету, форме и т. д.).

! Знакомьте ребенка с обобщающей ролью слова.

2.42

Ситуация. Папа принес Диме (2 года 3 месяца) цветные карандаши. Дима стал рисовать, но у него ничего не получалось. Он судорожно сжимал карандаш в руке, линии выходили слабые, и на листе бумаги никак не появлялась елка, которую мальчик решил нарисовать. Мама сказала, что сыну еще рано рисовать. Но папа настойчиво вкладывал карандаш в руку Димы и водил им по бумаге. «Давай сначала вместе нарисуем, а потом и у тебя получится», – предложил папа. Мальчик со временем полюбил рисование.

? Проанализируйте поведение родителей и укажите, кто из них прав и почему.

? Проанализируйте действие папы с точки зрения теории Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития».

Решение. Мама была не права, а папа поступил правильно, развивая у сына желание рисовать. Хорошо и то, что отец начал с совместных действий с ребенком. Такие действия папы соответствуют теории Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»

! Если ребенок сумеет выполнить задание вместе со взрослым, то завтра он сможет это сделать и самостоятельно.

2.43

Ситуация. Мама двухлетней Нади называла девочке все предметы желтого и оранжевого цвета одним словом «желтый», мотивируя тем, что дочка не может выговорить слово «оранжевый». Мама двухлетней Тамары старалась называть правильно все цвета, как ни трудно было девочке их произносить.

? Кто из мам поступает правильно и почему?

Решение. Мама Тамары поступает правильно, так как с самого начала следует формировать у ребенка адекватное представление о цвете.

2.44

Ситуация. Дети к 3 годам лучше начинают различать цвета как отличительные признаки предметов и явлений.

? Как взрослый должен использовать отличительные признаки предметов или явлений для обучения ребенка различению цветов?

Решение. Трехлетний ребенок еще не осознает, что морковку, например, можно определить по ее форме и цвету. Чаще всего он говорит о цвете моркови: «Она красненькая…» Для малышей характерно восприятие целостного образа предмета, поэтому взрослый при рассматривании предметов должен обращать внимание ребенка на их отличительные признаки.

! Старайтесь перечислять больше отличительных признаков предмета, сначала совместно с ребенком, а затем поочередно.

2.45

Ситуация. Первоначально дети не различают цвета.

? В какие периоды возрастного развития происходит процесс формирования цветоощущения?

Решение. Согласно научным исследованиям, процесс формирования цветоощущения у девочек и мальчиков протекает, как правило, в разные сроки (в несколько этапов): до 15 месяцев у девочек и до 16 месяцев у мальчиков наблюдается период полного невосприятия цветов, затем проявляется распознавание красного цвета, спустя 2 месяца – зеленого, а спустя еще 2 месяца – синего.

В период от 14 и 16 месяцев до 2 лет происходит резкое повышение цветоощущения, а после 20–24 месяцев цветоощущение нарастает медленно. Заканчивается процесс формирования цветоощущения в 7,5 года у девочек и в 8 лет у мальчиков.

2.46

Ситуация. На одном из родительских собраний мама рассказывает о поведении ребенка дома.

Миша (2 года 2 месяца) ни минуты не сидит на месте. Возьмет карандаш и бумагу, немного порисует и бросит на стол; схватит машинку, повозит ее и тоже бросит; побегав по комнате, тут же карабкается на стул, затем на диван и т. д.

? Чем объяснить быструю смену действий Миши?

? Что можно посоветовать маме?

Решение. Это можно объяснить преобладанием у мальчика процесса возбуждения над торможением. Но это может быть связано и с тем, что Мишу пока еще не приучили сосредоточенно заниматься одним делом довольно длительное время. Маме нужно действовать совместно с ребенком, объясняя при этом свойства отдельных предметов.

2.47

Ситуация. Коля (2 года 5 месяцев) охотно играет с такими игрушками, как пирамидка, матрешка, вкладыши. Мама, знакомя сына с пирамидкой, научила его различать кольца по величине и цвету, правильно их нанизывать. Научившись сначала играть с пирамидкой, затем Коля так же охотно стал играть с вкладышем. Он активен, эмоционален, радостен, произносит слова «больше», «меньше», «равно» и т. д. в соответствии с увиденным и происходящим.

А в семье Светы (2 года 8 месяцев) такие же игрушки даются все сразу. Девочка в первый момент на них реагирует активно, но быстро теряет к ним интерес.

? В чем причина разного отношения детей к одинаковым игрушкам?

? Попробуйте дать психологическое обоснование действиям Колиной мамы.

? Понаблюдайте за реакциями детей во время игр с автодидактическими (самообучающими) игрушками.

Решение. Разное отношение детей к одним и тем же игрушкам связано с разным развитием их умений. Дети охотно делают то, что они уже умеют.

Большое количество игрушек отвлекает внимание Светы, не дает ей возможности сосредоточиться на чем–то одном. Свету не учили «общаться» с игрушками. Самостоятельно же ребенок раннего возраста научиться этому не может. Первое проявление активности у девочки можно объяснить только новизной игрушки.

Колина мама поступает правильно. Она обучает сына действовать с предметами: не дает ему новую игрушку, пока он не научится разнообразным действиям с прежней, поощряет его действия и развивает речь.

! Чтобы ребенок действовал с игрушкой (предметом) самостоятельно, его надо первоначально этому научить.

2.48

Ситуация. Мама рассказывает воспитателю детского сада: «Мой Алеша (2 года 8 месяцев) с большим удовольствием смотрит передачу «Спокойной ночи, малыши». Однако я заметила: если перед показом мультфильма дается устный рассказ или проводится беседа, то сын быстро отвлекается. А если артист просто по книжке читает сказку, то Алеша совсем не слушает ее».

? Почему Алеша не любит устный рассказ?

? Как привлечь внимание ребенка к устной речи?

Решение. У Алеши не развито умение слушать. Это умение более сложное, чем умение воспринимать образы игровых фильмов со словесным сопровождением. Чтобы привлечь внимание ребенка к устной речи, необходимо составлять с ним короткие рассказы, в которых главным действующим лицом был бы он сам. Содержание рассказов должно включать в себя те действия, которые уже происходили с мальчиком или могут произойти в дальнейшем.

2.49

Ситуация. Воспитатель, разучивая с трехлетними детьми стихотворение Е. Благининой «С добрым утром», прочитал текст, держа флажок в руке. Затем флажок был предложен детям. Они ходили с ним по комнате, а педагог в это время повторял: «И вот этак, и вот так, и попарно, и кружком, и вприпрыжку, и шажком… Впереди Аленка наша машет аленьким флажком».

? Охарактеризуйте действия воспитателя и детей при разучивании стихотворения. Какие действия детей повышают эффективность восприятия и запоминания разучиваемого стихотворения?

Решение. Воспитатель поступает правильно, включая при разучивании стихотворения активные действия с флажком, которые развивают память, помогают лучше понять описанные в стихотворении явления и события.

2.50

Ситуация. В ходе эксперимента было установлено, что если дети 3 лет рассматривали картинку с изображением кролика, то этот процесс по времени составлял 7 минут при 136 речевых реакциях; если же они рассматривали живого кролика, то продолжительность наблюдения возрастала до 18 минут при количестве реакций, равном 525. Рассматривая живого кролика, дети произносили: «Он царапается», «Грызет», «Ой, испугался», «Прыг–скок» и т. д. Они гладили кролика, кормили его морковкой.

? Что способствовало повышению продолжительности процесса рассматривания и соответственно увеличению количества речевых реакций детей?

? Назовите основные приемы, которые помогут воспитателю активизировать деятельность ребенка во время занятий.

Решение. Продолжительность процесса рассматривания и количество речевых реакций детей связаны с их активными действиями с живым кроликом, с высказываниями детей об этом животном.

! Во время занятий необходимо вызвать у детей интерес к изучаемому предмету, эмоциональные реакции в его отношении, поощрять речевые высказывания детей. Следует оценивать их поведение, задавать вопросы, направленные на стимулирование их действий с кроликом, на выявление его основных признаков и особенностей поведения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...