Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая подготовка

 

Под психологической подготовкой следует понимать совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности и жизни спортсменов, направленных на формирование у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях. Психологическая подготовка включает:

1. Формирование личности;

 

2. Межличностные отношения; 3. Спортивный интеллект;

4. Психологические функции; 5. Психомоторные качества.


Основные задачи:

 

1. Привитие устойчивого интереса к занятиям спортом;

 

2. Формирование установки на тренировочную деятельность.

 

Главные методы психологической подготовки: беседы, убеждения, педагогические внушения, методы моделирования ситуации через игру и моделирование соревновательной деятельности, ситуации, требующие преодоления трудностей (страх, волнение, неприятные ощущения и т. д.). В этих ситуациях, как правило, не ставятся задачи проявить предельные мобилизационные возможности.

Психологическую подготовку принято делить на общую и специальную.

 

Общая психологическая подготовка направлена на развитие и совершенствование у спортсменов тех психологических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта, для достижения каждым спортсменом высшего уровня мастерства. Этот вид подготовки предусматривает также обучение приемам саморегуляции психических состояний с целью формирования эмоциональной устойчивости к экстремальным условиям спортивной борьбы (воспитания способности быстро снимать последствия нервного и физического перенапряжения, произвольно управлять режимом сна и т. д.).

Специальная психологическая подготовка направлена главным образом на формирование у спортсмена психической готовности к участию в конкретном соревновании.

Психическая готовность к соревнованиям характеризуется уверенностью спортсмена в своих силах, стремлением до конца бороться за достижение намеченной цели, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, высокой степенью устойчивости по отношению к различным неблагоприятным внешним и внутренним влияниям, способностью произвольно управлять своими действиями, чувствами, своим поведением в изменяющихся условиях спортивной борьбы. (А. Ц. Пуни).

Регуляция уровня эмоционального возбуждения юного спортсмена.

 

В процессе занятий с юными спортсменами важно учитывать особенности их эмоционального состояния. Подростковый возраст характеризуется повышенной


эмоциональной возбудимостью, преобладанием возбуждения над торможением, быстрой сменой настроения, склонностью к аффектам - страстному, резкому, бурному выражению переживаемых чувств. Регулирование эмоционального возбуждения юных спортсменов осуществляется как в процессе тренировки, так и перед выступлением в соревновании с помощью разных методов воздействия.

К числу приемов, способствующих достижению оптимального возбуждения, относятся в первую очередь словесные воздействия (разъяснения, убеждения, одобрение, похвала и др.). С их помощью снижается эмоциональная напряженность, неуверенность в своих силах, уменьшается чрезмерное чувство ответственности перед соревнованиями.

Воздействие словом рекомендуется проводить за несколько дней до начала соревнований. Практика показывает, что в день соревнований, особенно перед их началом, это воздействие не дает положительного эффекта, а иногда приносит вред.

Приемы самовоздействия, которыми овладел юный спортсмен в процессе круглогодичной подготовки, имеют, пожалуй, наибольшее значение в соревновательной обстановке. К ним относятся: переключение мыслей и внимания на формы и явления, вызывающие положительную реакцию (на спортивную технику, процесс спортивного совершенствования), самоубеждение, самоприказы типа «успокойся», «не волнуйся», «возьми себя в руки» и т. п.

Весьма эффективными являются и другие приемы снижения уровня возбуждения: произвольная задержка выразительных движений, свойственных возбужденному состоянию; произвольная регуляция дыхания путем изменения интервалов вдоха и выдоха, задержка дыхания; чередование напряжения и расслабления групп мышц (лежа, сидя); контроль за собственной мимикой, выражением лица, моторикой и другими внешними проявления и «приведение» их к уровню, соответствующему нормальному, спокойному состоянию; успокаивающие приемы массажа и самомассажа (легкое поглаживание, потряхивание и др.).

Для повышения уровня возбуждения с целью мобилизации перед предстоящим выступлением, настройка на максимальную отдачу в соревнованиях используются те же методы, которые, однако, имеют противоположную (по результатам


воздействия) направленность. Так, словесное воздействие тренера (убеждение, похвала, требование и пр.) должно способствовать повышению психического напряжения, концентрации внимания и т. д.

Из психопрофилактических методов влияния применяются, прежде всего, аутогенная тренировка, активизирующая терапия и впущенный сон - отдых.

Подбор средств и методов регуляции эмоционального состояния юных спортсменов должен осуществляться в соответствии с их индивидуальными особенностями (проявлением силы, подвижности и баланса нервной системы, уровнем эмоциональной возбудимости, характером его зрительных, мышечно-двигательных представлений, возрастом.

 

 

Воспитательная работа

 

Цель воспитательной работы — формирование личности занимающегося как гражданина, преданного своему любимому виду спорта. Отсюда — задачи, решаемые в процессе воспитательной деятельности тренера-преподавателя: воспитание стойкого интереса и целеустремленности в легкой атлетике, настойчивости, трудолюбия, формировании здорового интереса и потребностей; привитие необходимых гигиенических навыков, дисциплинированности.

Воспитательная работа проводится в соответствии с планом, утвержденным директором школы, в процессе учебно-тренировочных занятий, оздоровительных мероприятий, учёбы в школе, а также в свободное от занятий время.

Нравственное воспитание включает в себя формирование коллективизма, дружбы и товарищества, достоинства и чести, дисциплинированности, скромности и требовательности к себе, культуры поведения.

Трудовое воспитание направлено на формирование трудолюбия, в том числе спортивного, стремления добиваться высокого качества тренировки, активности и самостоятельности.

Правильное использование методов воспитания заключается в организации сознательных и целесообразных действий юных спортсменов. При этом тренер-преподаватель должен понимать, что направленное влияние на развитие личности спортсмена лишь тогда эффективно, когда оно согласуется с законами формирования личности.


В практике часто отдают предпочтение некоторым излюбленным методам, руководствуясь в первую очередь личными педагогическими знаниями и мастерством.

Эффективное использование средств воспитания, правильное применение воспитательно-методических мер зависят от многих условий. Важнейшее субъективное условие - это знание воспитательной ситуации и существующих в данном случае компонентов воздействия, а также педагогическое мастерство.


 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЁТ

 

Спортивно-оздоровительный процесс в каждой группе планируется на основе данной программы, учебного плана и годовых графиков расчета учебных часов.

Учебным планом предусматриваются теоретические и практические занятия. На теоретических занятиях учащиеся получают знания по анатомии,

физиологии, биомеханике физических упражнений, гигиене, врачебному контролю, восстановлению, методике обучения и тренировки.

Практические занятия состоят из следующих разделов: общая и специальная физическая подготовка; изучение и совершенствование техники и тактики легкой атлетики; судейская практика; испытания по выполнению контрольных нормативов.

Количество часов на соревнования учитывается по разделу «Изучение и совершенствование техники и тактики».

При планировании программного материала практических занятий средства подготовки определяются в зависимости от периода тренировки, уровня общефизической и специальной подготовленности и возраста занимающихся.

Планирование спортивно-оздоровительных занятий для новичков должно быть подчинено задачам всестороннего физического развития, изучения элементов техники легкой атлетики и тактики.

В спорте огромную роль играет мотивация спортсмена на достижение определенного результата на соревнованиях и в процессе подготовки. Поэтому развитие у спортсменов мотивов к высоким спортивным достижениям следует рассматривать как одну из важнейших сторон учебно-тренировочной работы, направленную на формирование спортивного характера.

Цель, которую тренер-преподаватель ставит перед спортсменом, должна быть реальной, основанной на знании его возможностей и объективных предпосылок для достижения запланированного результата. Только, при глубокой убежденности


спортсмена в том, что у него есть все возможности достичь намеченной цели в заданный промежуток времени, при осознании ее важности у юного спортсмена возникает внутренняя готовность бороться за ее достижение. Тренер должен умело поддерживать стремление и внутреннюю готовность спортсмена к достижению поставленной цели. Этот процесс обязательно предусматривает регулярную информацию тренера о достижениях юного спортсмена, о том, что еще ему осталось сделать, чтобы выполнить намеченную программу.

Выполнение сложных тренировочных заданий и освоение трудных упражнений вызывает у спортсмена положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения, дает уверенность в своих силах. Поэтому важно, чтобы спортсмены, сомневающиеся в своих силах, заканчивали определенный этап тренировки с выраженными положительными показателями.


 

 

5. ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА (Спортивно-оздоровительный этап) Теоретическая подготовка

1. Вводное занятие. История развития легкой атлетики. Российские легкоатлеты на Олимпийских играх.

Содержание работы секции. Краткие исторические сведения об Олимпийских играх. Российские легкоатлеты на Олимпийских играх. Виды легкой атлетики.

2. Техника безопасности на занятия легкой атлетики. Гигиена, закаливание, режим тренировочных занятий и отдыха. Питание, самоконтроль. Оказание первой помощи при травмах.

Поведение на улице во время движения к месту занятия. Выбор места для проведения занятий и соревнований. Помощь при ушибах, растяжении, обморожении. Личная гигиена спортсмена. Гигиенические требования к одежде и обуви спортсмена. Значения и способы закаливания. Составление рационального режима дня с учетом тренировочных нагрузок. Значение питания как фактора сохранения и укрепления здоровья. Недопустимость употребления алкоголя, курения при занятиях легкой атлетикой. Дневник самоконтроля.

3. Легкоатлетический инвентарь, выбор, уход за ним. Выбор специальной обуви (шиповок), кроссовок.

4. Основные виды легкой атлетики: понятие о технике каждого вида. 5. Правила соревнований по легкой атлетики.

Положение о соревновании. Выбор мест соревнований, оборудование старта и финиша. Организационная работа по подготовке соревнований. Состав и обязанности судейских бригад. Обязанности и права участников.

6. Основные средства восстановления.


Спортивный массаж, самомассаж и их применение в учебно-тренировочном процессе. Основные приемы самомассажа. Гидромассаж и его применение. Водные процедуры как средство восстановления.

7. Оценка уровня знаний по теории легкой атлетики.

 

В спортивно-оздоровительной группе осваивается большое количество различных двигательных действий, как из легкой атлетики, так и из других видов спорта (спортивные игры, спортивная гимнастика и т.д.). Успешность овладения новыми двигательными действиями во многом будет зависеть от сформированном представлении об изучаемом двигательном действии. Для формирования и контроля специальных знаний по теоретико-методическим основам рекомендуется использовать теоретические тесты, включающие вопросы истории легкой атлетики, гигиены, легкоатлетического инвентаря, техники выполнения различных видов легкой атлетики. На каждый вопрос теста приводится 2-3 варианта ответа, из которых один правильный.

ТЕСТ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ (СОГ) 1. Какое физическое качество характеризует 6-минутный бег?

а) скорость б) силу

в) выносливость

 

2. Контроль за физической нагрузкой на тренировках проводится? а) по ЧСС (частоте сердечных сокращений)

б) по измерению температуры тела

 

в) по измерению ЖЕЛ (жизненной емкости легких)

 

3. Какое физическое качество характеризует подтягивание на перекладине и отжимание?

а) гибкость б) силу

в) скорость и силу

 

4. Какое физическое качество характеризует прыжок в длину с места? а) быстроту

б) скорость и силу в) ловкость


5. Назовите порядок присвоения юношеских разрядов? а) 4 юношеский, 3 юношеский, 2 юношеский, 1 юношеский б) 3 юношеский, 2 юношеский, 1 юношеский

в) 1 юношеский, 2 юношеский, 3 юношеский

 

6. Какой вид старта применяют в беге на короткие дистанции? а) высокий

б) низкий

 

7. В каком городе состоялись Олимпийские игры в 1980 году? а) Москва

б) Лондон в) Монреаль

8. К какому виду легкой атлетики относится бег на 3000м? а) средние дистанции

б) длинные дистанции в) марафон

9. Сколько шагов необходимо делать между барьерами? а) 1 шаг

б) 2 шага в) 3 шага

10. Какие процедуры включает в себя закаливание водой? а) обтирание и обливание

б) питье воды в) купание

Оценка теста:

 

9-10 правильных ответов - отлично 8 правильных ответов - хорошо 7 правильных ответов - удовл.


 

Практическая подготовка

 

1. Общая и специальная физическая подготовка (ОФП и СФП).

 

Комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на развитие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости. Спортивные и подвижные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты, выносливости. Эстафеты и прыжковые упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей и быстроты. Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости.

2. Техническая подготовка.

 

Обучение техники бега на короткие, средние и длинные дистанции; барьерному бегу; легкоатлетическим прыжкам, легкоатлетическим метаниям.

Обучение специальным подготовительным упражнениям, совершенствование основных элементов техники отдельных видов легкой атлетики, обучение технике низкого и высокого старта, бега по дистанции и поворотах и т.д.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...