Правила диктуют права, а права предопределяют правила.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ ЛОВУШКА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, Или Путеводитель по внутренним пространствам В помощь Страннику Карта с нанесенными обозначениями троп и пейзажей ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПЕЙЗАЖ В этой книге я ничего не доказываю. Я просто досказываю. В последнее время как-то сама собой стерлась грань между тем, что я пишу, тем, что я говорю и тем, что я делаю. Слово начертанное стало продолжением слова сказанного. Один мой знакомый обозначил мои выступления как жанр устной книги. По прошествии некоторого времени часть этой книги воплотилась в письменную форму. Значит, пришло время. Впрочем, я никогда в классическом понимании не писал книг. Они случались сами собой. Я просто записывал. Так вот записалась и эта. Путь Тропы Я брел среди разводов ночной тьмы в поисках просветления. Монотонно-исповедально изливался нескончаемый позднеосенний дождь. Одиночество сопровождало меня. И мысли мои плыли где-то рядом. Тени, шурша, скользили, оживляя пространство, и выскакивали из-под ног, словно напуганные мыши. Одиозный странник, которым я ощущал себя в полной мере, пробирался сквозь нагромождение образов, звуков, запахов - этакую чащу собственного восприятия - хотя и не ведал, куда он, собственно, пробирался. И для чего? Фонарик памяти высветил одну из встреч с Мастером. Все наши встречи казались мне странными. Впрочем, если вдуматься как следует, разве сам мир не странен? Ветер тронул груду раскисших облетевших листьев, и мне почудилось чье-то присутствие: будто бы от ветхой кучи отделился некий облик и двинулся в мою сторону. Бомж или призрак? Или так себе, обман чувств - иллюзия? Как бы то ни было, но по непостижимой прихоти процессов, протекающих внутри черепной коробки, мне подумалось о том, что я совершенно напрасно пытаюсь провести разницу между бомжем и иллюзией. Такая разница надуманна и тавтологична, как масло масляное.
Ведь мир сам по себе иллюзорен. Фонарик памяти засветился ярче, и я медленно переместился в параллельное измерение, которое, как правило, называют прошлым. А на самом деле, есть ли оно, прошлое? Однажды я к нему обратился: - Мастер, обучи меня упражнениям, которые бы помогли мне овладеть искусством Жить. Мастер сказал: - Упражнения только в средней школе на дом задают. Если ты хочешь обрести Постижение, отбрось саму мысль о том, что выполнение каких-то упражнений приведет тебя к тому. К прозрению приводит осознание. И если у тебя есть желание воплотить в жизнь свои намерения и мечты, то никаким школярством ты этого не добьешься. Безусловно, душу свою можно тренировать с не меньшим успехом, чем тело, но дело здесь заключается вовсе не в том, что ты подсчитываешь вдохи-выдохи или узнаешь, как "правильно расставлять руки". Я не отрицаю действенность подобных мероприятий - в конце концов, они в какой-то степени могут способствовать внутренней дисциплине и организации, но первостепенно иное - познание тайной механики того, что мы называем нашей жизнью, ее потусторонней подоплеки, скрытой от повседневного взора нашего обыденного разумения. Если ты научишься думать и видеть, многое откроется тебе. А это расширит твои возможности. Правда, как тебе известно из классики, многие познания преумножают печаль. Однако, если ты готов принять, вместить и пережить настоящую печаль, ты сможешь обнаружить в себе истинную радость. Радость открывается только в печали. Лишь печаль - единственный источник радости. Все остальное - эйфория или экзальтация, всплески потревоженного ума, которые, утихомирившись, погружают тебя в еще более глубокую бездну тихого, но неумолимого отчаяния.
Итак, если ты готов пойти по Дороге Познания, приготовься к тому, что она не всегда будет прямой и ясной, хотя, в конечном счете, и приведет к предельной, а может быть, даже и запредельной ясности. И весьма часто придется сворачивать на потаенные тропы, где любой ложный шаг таит в себе непридуманную опасность. Путешествие исполнено риска, но и награды тоже. Вместе с тем, я не даю тебе никаких гарантий. Единственное, что я могу тебе предложить - это предложить... Пространство словно бы покачнулось, и я почувствовал, что внутри меня что-то изменилось. Мастер и Ученик покидают пространство обыденных значений и перемещаются в зону потаенных смыслов. Тут же обозначается первая тропа, которая ощущается как нечто зыбкое, даже чуть колышущееся, напоминающее затаившуюся дорожку посреди заболоченных пучин. Блуждание по извилистым и тревожащим тропам ропотом тихим наполнило душу мою. И смутное смятение заволокло сознание. - Мастер! - жалобно воззвал я. - Печаль моя уже преумножилась. Не пора ли сделать привал и отдохнуть? - Отдых смертельно опасен, - отозвалось пространство, уплотнившись в знакомые очертания моего спутника. - Учись у сердца своего. Оно никогда не отдыхает, и благодаря этому ты жив. Бери пример с дыхания своего - оно нескончаемо и устремлено в единый поток непрерывного движения. Если хочешь отдохнуть, сделай паузу и держи ее до тех пор, пока не исчезнет твое дыхание. И да живет имеющий мужество жить. Когда настанет твой последний вы-дох - он и обозначит твой от-дых. - Ну ладно, пошли, - молвил Мастер, и Ученик последовал за ним. Тропа 1. Прошлого нет Мастер сказал: Прошлого нет - потому что его уже нет. И будущего нет - потому что его еще нет. - Значит, есть только настоящее, Мастер, то, что мы называем "здесь и сейчас"? Мастер сказал: - Ты произнес эту фразу. Когда ты ее произнес? - Только что. - А где это "только что"? - Ага... мое "только что" только что ушло в прошлое. Оно - в прошлом. - Произнес ли ты эту фразу? - Разумеется, произнес. - Тогда где она, эта твоя фраза? - В прошлом. - Существует ли твоя фраза? - Конечно же. - Где она существует? - В прошлом?.. - Есть ли прошлое?
- Нет. - Есть ли то, что сказано тобой? Я не нашелся что ответить. Пространство словно бы покачнулось, и я ощутил, как во мне что-то изменилось. Мне не удалось понять, что именно, но, доверившись происходящему, я вошел в состояние нейтральности. Тропа 2. Говорит ли говорящий Мастер сказал: Говорит ли говорящий? Молчит ли безмолвствующий? Спит ли спящий? Существует ли существующий? Бодрствует ли бодрствующий? Происходит ли происходящее? Что происходит, когда ничего не происходит? Тропа 3. Невозможно прийти Мастер сказал: Невозможно прийти к Просветлению, будучи отягощенным собственным дерьмом, в том числе и ментальным. А потому прежде всего стремись к освобождению. Беда не в том, что в тебе есть это самое дерьмо, а в том, что ты не замечаешь его и продолжаешь себя вести так, будто его нет. Но оно есть. И если ты его не исторгнешь из себя, то отравления не избежать. Ты знаешь, к чему приводят длительные запоры? Наверно, догадываешься. Организм становится тяжелым и нездоровым. Он становится отравленным. Облегчение может явиться в виде простой клизмы. То, что происходит с тобой во время наших встреч, можешь считать духовной клизмой. Все проще, чем ты полагаешь. Однако в силу твоей загруженности ты думаешь, что мир коварен и озабочен тем, чтобы подстроить тебе очередную каверзу. Какой в этом смысл? - А что такое мое ментальное дерьмо, Мастер? - Это твои убеждения, суждения, концепции, предписания, установки, ожидания. Все то, что считается тобой истинным, незыблемым, непререкаемым и составляет предмет твоей веры, конечно же, истинно верной, по твоему разумению, не так ли? - Но как же без веры? Разве без нее возможно обойтись? - Жизнь не нуждается ни в какой вере. Более того, она не только возможна без веры, но и невозможна там, где вера. Неужели ты думаешь, что ребенок, впервые поднимающийся на ноги и делающий первые шаги, вынужден верить в то, что у него это получится? Да он вообще не знает, что такое вера, и, тем не менее, встает и идет! Птице не нужно никакой веры, чтобы взмахнуть крыльями и полететь.
Тропа 4. Твоя вера Мастер сделал паузу и сказал: Твоя вера - это всего лишь твое суждение. Но твое суждение о чем-то никак не может быть этим чем-то. Стало быть, оно не истинно. А, следовательно, все то, что ты проповедуешь или исповедуешь - ложь. Твоя вера не более, чем набор уловок твоего встревоженного, всуе блуждающего ума. Вера в любовь убивает любовь. Веря в свои возможности, ты убиваешь свои возможности, Вера в Бога уводит тебя от Бога. Вера. Надежда. Любовь. - У обывателя эти понятия, располагаясь рядом, даже отмечаются как светлый и романтический праздник. Надо же - измыслить такой абсурд! Где есть любовь, там нет сомнений, а потому и нет нужды ни в вере, ни в надежде. Если же ты надеешься и веришь, то ты - не в состоянии любви. Ибо любовь - это прежде всего переживание. И ты либо в нем, и тогда тебе уже нет дела ни до чего другого, либо вне его, и в таком случае ты начинаешь гипнотизировать себя различными представлениями, концепциями, в частности, такими как вера и надежда. Представление о реальности не заменит реальность. Мир не создан для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. Рано или поздно Реальность разбивает все твои иллюзии, и ты переживаешь мучительную боль. Освободись от них сам, и ты избежишь боли. Пространство словно бы покачнулось, и я ощутил, как во мне что-то изменилось. Мастер сказал: Невозможно прийти к Просветлению, будучи отягощенным собственным дерьмом. Мастер чуть задержался в паузе и спросил: - Каким понятием ты бы обозначил излишнюю привязанность к собственным мнениям? Мой ум споткнулся и свалился в паузу, но гораздо более длительную, чем та, над которой легко пролетел Мастер. Видя мое затянувшееся замешательство, он коротко произнес: - Кумирство. Придавая своему мнению статус истины и единственной правды, ты возводишь себя в ранг Всевышнего. В этой ситуации возможны три варианта. Первый - ты действительно Бог. Второй - у тебя проблемы с головой, ибо ты считаешь себя тем, кем в действительности не являешься. С не меньшим успехом ты можешь объявить себя Наполеоном или Светлейшим Гуру. Третий - ты нагл. Если ты полагаешь себя Богом, сверши чудо. Ты не можешь? Тогда посмотрим, быть может, ты болен? Нет, вроде бы ты адекватен. Тогда остается третье - твоя наглость. О ней и поговорим. И Мастер сказал: Наглость - это превышение своих полномочий. Для меня же это прозвучало несколько загадочно. И я остался в молчании. Мастер сказал: Я хочу, чтобы ты понял - здесь не идет речь об этике. Всякая мораль весьма условна и относительна. Она создается намеренно с целью более эффективного контроля над людьми. Подчас она имеет силу более действенную, чем власть законодательства. Иногда она сама принимает на себя функцию истинного закона, людского, разумеется. Поощряемое в одной стране карается или порицается в другой.
Мораль ничего общего не имеет ни с совестью, ни со здравым смыслом. Повторяю, ее назначение - сплачивать и управлять. Путь личного развития лежит вне морали. Потому такое явление, как наглость, нами рассматривается с позиций непредубежденных, беспристрастных, лишенных какой-либо эмоциональной окраски и уж тем паче не имеющих ничего общего с мнением молвы. Не вдаваясь ни в пафос, ни в поучительство, разберемся в необходимости определиться с данным понятием в том смысле, который предполагает глубокая, но конкретная духовная работа. Итак, наглость - это превышение собственных полномочий. Что есть полномочия? Набор неких предписаний относительно правил поведения той или иной личности. Иными словами, речь идет о праве на совершение того или иного поступка. Правила диктуют права, а права предопределяют правила. К примеру, ты едешь на машине и решаешь пересечь сплошную линию. Нарушение этого правила для тебя потенциально наказуемо, если у тебя нет права на подобное действие. И если инспектор засвидетельствует совершенное тобой, он тебя может реально наказать, В этом случае ты превысил полномочия. Ты в этом случае - нагл. Простая социальная модель, регулирующая варианты поведения, отражает некоторым образом универсальные закономерности саморегуляции мегагигантского механизма, или организма под названием Вселенная, Здесь же мы встречаемся с необходимостью прояснить некоторые положения, в общем-то требующие ясности, если мы хотим все расставить на свои места, без чего говорить о личностном развитии и движении не имеет никакого смысла. Вернемся к нашим нарушителю и инспектору. Я сказал, что последний может реально наказать первого. При этом, если быть строгим, то я высказался не совсем точно, употребив расхожее выражение обыденного языка. И я специально делаю на этом акцент, потому что подобные языковые вольности, как правило, создают большинство проблем и неприятностей в жизни людей. Рассудим же обстоятельно. В основе всякого взаимодействия лежит соглашение, договор. Он призван регулировать всю механику данного взаимодействия. В противном же случае вместо ожидаемой организованности, призванной контролировать и упорядочивать события, мы останемся в анархии и хаосе. Посему мы в наше общежитие вводим правила и принимаем их в качестве неких аксиом поведения - ради собственного же выживания. Однако соглашение остается неполным, если не оговаривает меры, предполагающиеся в случае его нарушения. Подойдем с другой стороны и задумаемся, а для чего, собственно, эти меры нужны и необходимы ли они? И какова степень объективной обоснованности их введения? Уместны ли они вообще? Ответ окажется явно положительным, если мы предположим, что функция подобных санкций не столько карательная, сколько компенсаторная. И это логично, постольку, поскольку стратегия выживания требует соблюдения принципа равновесия. Действие равно противодействию. Что посеешь, то и пожнешь. Что на входе, то и на выходе. - Око за око и зуб за зуб, Мастер? - Не обязательно. Может быть, и колено за зуб... Но принцип сохраняется. Тропа 5. В природе не существует Мастер прикрыл веки и сказал: В Природе не существует наказания. Мир не наказывает. Он только дает обратную связь и восстанавливает равновесие. Если ты нарушаешь это равновесие, то Мир реагирует. Его реакцию ты воспринимаешь как наказание. Хотя Мир никогда не наказывает - он просто восстанавливает нарушенное равновесие. Веки Мастера медленно приподнялись, обнаруживая несколько тяжеловатый взгляд. - Но вернемся к наглости, - чуть прищурившись, продолжил он. - Когда ты превышаешь свои полномочия, то тем самым нарушаешь равновесие Мира. Ты в этом случае преступаешь некую невидимую границу, очерчивающую территорию отведенного тебе бытия. А значит, ты вносишь в универсальное устройство Вселенной определенную порцию хаоса, что представляет несомненную опасность для Системы, частицей которой, хотя и ничтожно малой, ты, тем не менее, являешься. И весь этот глобальный организм реагирует, и как ты, наверное, уже догадываешься - способом, возвращающим тебя обратно. Но постольку, поскольку мы вынуждены принять во внимание принцип инерции, то возвращение твое происходит не на исходный уровень, а гораздо ниже. Тропа 6. Тебя понижают Тебя понижают ровно настолько, насколько ты возвысился сам. Тропа 7. Твоя наглость Мастер невесомо повис в паузе и плавно спланировал к следующей тираде: Твоя наглость - хорошо это или плохо? Это ни хорошо, ни плохо. Это просто ситуация, когда ты превысил собственные полномочия. И не жди за это наказания. Наказания не последует. Вселенная не карает. Вселенная только восстанавливает равновесие. И если ты при этом будешь убит так называемым несчастным случаем или так называемой болезнью - не обессудь, ибо ты сам призвал смерть из небытия - превышением своих полномочий. Впрочем, об этом уже было сказано давным-давно: если ты берешься судить, то ожидай суда и над собой. - Мастер, - тихо зашелестел мой ропот, - а как же мне узнать границы своих полномочий? И какие еще примеры наглости можно обнаружить в повседневном течении нашей жизни? - На первый вопрос ответить гораздо проще, чем ты думаешь. Твои полномочия - это то, что у тебя есть. Тропа 8. Ты имеешь Ты имеешь ровно то и ровно столько, чему ты соответствуешь. Назовем это принципом соответствия. Если приглядеться повнимательнее, его действие можно обнаружить повсеместно. Он многое объясняет. К примеру, распределение людей в соответствии с полярными состояниями качества их жизни: богатство - бедность, здоровье - немощь, успех - прозябанье, везенье - неудачи, активность - застой... Действительно, почему не существует равных? И от чего зависит наблюдающееся столь явное неравенство? Принцип соответствия раскрывает смысл имеющегося положения вещей: ты имеешь ровно то и ровно столько, чему ты соответствуешь. Денег у тебя не может быть ни больше, ни меньше того, сколько их у тебя есть. Имущества у тебя не может быть ни больше, ни меньше того, сколько у тебя его есть. Тебя окружают те люди, которые тебя окружают, и никакие другие тебя окружать не могут. Потому что другие тебя не окружают. Рядом с тобой только тот, кто рядом с тобой, и никто другой рядом быть не может. Не может - потому что его рядом нет. Тропа 9. Если ты ропщешь Если ты ропщешь: "почему у меня мало чего-то?", вспомни принцип соответствия. У тебя - ни мало, ни много, у тебя то, что у тебя есть. И у тебя есть то, чему ты соответствуешь. Так вот, твой ропот - одна из форм наглости. Замечал ли ты, что ропщущего неизбежно постигают неудачи? Я имею в виду поверхностный взгляд. Потому что в действительности Мир стремится улучшить положение его дел. И если бедолага это понимает, то через некоторое время не только выравнивает ситуацию, но и поднимается выше той планки, уровень которой занимал прежде. В случае отсутствия осознания происходящего он продолжает себя обрекать на усиление лавины негативных тенденций, заполнивших его существование. Возможно, ты поинтересуешься, почему я сказал о том, что мир стремится улучшить положение дел, если только что я говорил, будто речь идет лишь о восстановлении равновесия. На самом деле все противоречия здесь снимаются, как только мы уясним, что базовой программой Системы является выживание. И вся ее изощренная механика саморегуляции направлена на поддержание именно этой функции. Мудрость любого организма так устроена, что он просто-напросто расправляется с вирусом, несущим ему угрозу. Таким вирусом может стать собственная взбунтовавшаяся клетка, несущая заряд разрушительной агрессии. Целое уничтожает свою часть, дабы заменить ее новой. Но прежде этой части предоставляется возможность, в целях экономии, разумеется, а вовсе не из-за альтруистической филантропии, исцелиться, освободившись от агрессивной заряженности, оборачивающейся, в конце концов, против самой этой части. Вот почему понижение особи, проявляющей себя нагло, является на самом деле благом, ибо последняя получает возможность лечения с минимальной оплатой. Следуй принципу соответствия, и ты избежишь многих неприятностей. В каких еще ситуациях можно обнаружить проявления наглости? Первую мы уже отметили - убежденность в том, что ты достоин большего, нежели ты этому соответствуешь. Вообще же всякая наглость агрессивна. Поэтому ты можешь ее обнаружить там, где есть проявление агрессии. А что такое агрессия? Желание разрушить, уничтожить - символическое убийство. Рассмотрим следующий пример. Родитель наказывает ребенка. Вроде бы ситуация элементарна. Но в ее банальности скрыты такие глубинные подоплеки, что вся ее кажущаяся однозначность в действительности расслаивается на множество потаенных смыслов. Дело не в том, имеем ли мы право физически воздействовать на ребенка или нет, а в том, какая при этом подразумевается цель. Для прояснения ситуации выясним некоторые отличия, что позволит нам определить разницу между наказанием и вымещением собственной злобы - крайне бурного проявления агрессивности. Слово "наказывать" родственно таким понятиям, как "сказывать, рассказывать", и здесь мы видим, что оно воплощает в себе принцип Логоса, то есть смысла, оформленного в языке и призванного перетекать от одного разума к другому. И в этом случае, даже если я приложу руку или ремень к своему отпрыску, но с условием, что свершаемое мною произойдет безо всякой озлобленности, то мое действие можно расценить как наказание. Тогда его можно считать мерой воспитательной. Порядок гармонии не нарушается: я питаю, я же и воспитываю. Во всех остальных случаях приходится говорить лишь о символическом убийстве. Если мы имеем дело с наказанием, то последнее происходит в спокойном душевном состоянии, при ясном рассудке и понимании своей собственной и полной ответственности за происходящее. Чаще же мы наблюдаем обратное - преисполненность раздражением, злобой, ненавистью. И если ты бьешь ребенка в таком состоянии, то ты превышаешь свои полномочия. Потому что права атаковать другую личность, посягая на ее жизнь, тебе не дано. В итоге ты начинаешь атаковать Мир. Тогда жди обратной связи. И вовсе не обязательно, что она проявится сию же минуту. Только если через несколько, а возможно, и больше лет в твою семью или работу вторгнутся неудачи, катастрофы или беды - не слишком сильно удивляйся. Мир восстанавливает равновесие. Мастер сделался вдруг отрешенным, а чело его обрело вид ученый. И глаза обнаружили беспристрастную суровость пытливого естествоиспытателя. Переменив тон и манеру беседы, он не без академического металла в голосе, но в то же время с намеком на некие теплые интонационные нотки, тихо, но четко вымолвил: - Я расскажу тебе одну байку. Все про тех же детишек и тех, кто делает из них несчастных взрослых, - таких же несчастных взрослых. БАЙКА МАСТЕРА СТРАСТИ ПО УЧЕНИКУ Иногда я сам вспоминаю те чувства - возбуждения, ожидания и некоторой растерянности - которые сопровождали меня накануне знаменательного дня, открывающего двери в незнакомый и пока еще чужой мир. Первое сентября в конце концов наступает, и я пересекаю рубеж, отделяющий прошедшее детство с его безоблачными детсадовскими грезами, и настоящее, в котором мне приходится быть уже "взрослым". Страшновато. И в то же время лестно - краешком глаза наблюдать, принимая вид снисходительный, как провожают взглядами тебя твои младшие коллеги по вчерашней песочнице. Осознание того, что теперь мне не до этих шалостей, не до игрушек, что в школу надо, делает меня несколько важным и торжественным. И эта иллюзия собственной значимости, поддерживаемая участливо-заботливыми взрослыми, приглушает смутную тревожность, которая еще плеснется замиранием в груди на митинге на школьной площади (которая своим и двором пока не воспринимается). Как бы то ни было, а переживания малыша в этот период действительно являются непростыми. Ведь данная ситуация для него является настоящей психической травмой, и детская душа попадает в условия жесткого стресса, предъявляющего свои требования. Организм при этом просто вынужден подвергнуться перестройке - таковы обстоятельства и таков диктат реальности. Начинается новая эпоха новых отношений, и ничего не остается, как к этой реальности начать приспосабливаться и жить в соответствии с ее принципами. Последнее условие - следование именно принципу реальности - является свойством здорового и благополучного организма. Однако психический аппарат в детском возрасте еще только формируется и не обладает той структурированностью и завершенностью, которая характерна для взрослого. И несомненно, что фактором, решающим и определяющим, какие воздействия проникнут в душу ребенка, становится помимо семьи среда иная, поначалу искусственная и чужеродная, а именно школа. В общем-то, формально она действительно вырывает человека из привычного уклада жизни, изменяя его устоявшиеся связи и разрушая созданный им, быть может, безмятежный, но иллюзорный мир, предлагая, а точнее, навязывая иную систему ролей. В этом нет ничего парадоксального. Извечный конфликт между личными установками и социальной заданностью характерен и для такой ситуации. Человеческая душа сама по себе арена игры, подчас жестокой, подобных враждующих сил, и детская душа не исключение. Она обуреваема страхами, вожделениями и страстями не меньшими, чем душа повзрослевшая. И подобное положение дел никак не может быть уложено в систему оценок "хорошо" - "плохо", ибо это и не хорошо, и не плохо, но такова природа, такова данность, и с ней приходится считаться. Просто своевременное знание и принятие фактов, возможно, кажущихся и не самыми лицеприятными, помогает вовремя избавиться от многих проблем в настоящем и предотвратить появление их в будущем. К примеру, если учитель осведомлен о том, какой напряженной внутренней жизнью живет душа его ученика, то он организует свой подход и свое поведение более грамотным способом, предусматривающим большую корректность и психологическую проницательность, нежели обычно. Ведь раньше тревоги и страхи ребенка утихали во время родительского присутствия, внимательного участия со стороны последнего, способствовавшего переживанию и подтверждению того, что данное дитя любимо и значимо. Для нормального человеческого развития самым важным условием является чувство того, что тебя любят, и того, что ты значим. В случае же его отсутствия личность подвергается различным деформациям, вплоть до патологических. Но теперь родителей рядом нет, и нет заботливой воспитательницы, и нет утешающих игрушек, а есть лишь незнакомая ситуация, предполагающая наличие каких-то иных качеств личности, скажем, таких, как ответственность и необходимость осознанно совершать определенную работу. И ребенок инстинктивно, защищая себя подобным образом, начинает видеть в учителе родительскую фигуру. Тенденция психики перемещать на других людей чувства и отношения, проявляемые в детстве к родителям или другим близким и значимым для человека людям, называется переносом. На самом деле любое реальное человеческое отношение, даже такое, как любовь, начинается с переноса. Последний может быть положительным, когда проецируются такие эмоции, как симпатия, доверие, потребность в общении, или же отрицательным - в случае проявления скрытой или явной враждебности, агрессивности, тенденции к недоверию, настороженности. И поскольку фигура учителя становится для школьника практически центральной, именно их личностные отношения приобретают особенную значимость. Здесь мы подходим к моменту, осознание которого представляется весьма важным для понимания того, что ситуация так называемой информационной перегруженности - это миф. На самом же деле никакие информационные нагрузки не приводят к истощению нервной деятельности или снижению успеваемости. Счастливая душа не истощается. Нормальный организм адаптируется к восприятию информационного потока любого объема в силу того, что возможности мозга действительно это позволяют. Акцент смещается в иное - в систему взаимодействий и взаимоотношений. В этом смысле проблему, возникающую у ученика, можно трактовать как невротическую, то есть такую, которая связана с нарушением сферы эмоциональных отношений. К невротическим симптомам, встречающимся у школьников, можно отнести такое, на первый взгляд, безобидное свойство, как, скажем, лень. Человек не хочет учиться, теряет интерес к занятиям, пассивно ведет себя на уроках - такой признак сам по себе настораживает как сигнал переживаемого душевного неблагополучия. За так называемой ленью скрывается невротическое состояние, а это не вина человека, а его проблема, предполагающая понимание и участие со стороны того же педагога или школьного психолога. Не столь уж редко приходится встречаться с явлениями дневной сонливости, ощущением утомленности, вялости, и не только у школьников, но даже у студентов, чей организм, безусловно, уже наделен большей силой и зрелостью. За такими реакциями нередко может прятаться скрытая тревога, которая не всегда осознается самим человеком, подверженным ее влиянию. И своевременно обращенное внимание на подобный факт может способствовать выявлению внутрипсихических конфликтов и их разрешению, пока это сделать не так сложно. Другой распространенный симптом - депрессия - способен проявляться не только в снижении настроения, но и в менее уловимых для неискушенного взгляда признаках, обычно приписываемых другим причинам. Так, например, одним из знаков замаскированной депрессии является склонность к запорам (разумеется, если при этом не диагностируется органическое нарушение органов желудочно-кишечного тракта). Вообще в настоящее время наблюдается тенденция к более пристальному исследованию именно таких неявных, невыраженных форм, представляющих собой несомненную актуальность в силу того, что последние не сразу могут быть распознаны как признаки невроза. А здесь важно помнить, что невроз имеет склонность к развитию и усилению своих негативных проявлений, в то время как на ранних стадиях развития он легко поддается коррекции. Что касается особенности некоторых поведенческих реакций, таких как возбудимость, в сочетании с рассеянностью внимания, отвлекаемостью, они также могут указывать на психологические проблемы личности. Сама специфика психической деятельности индивида предполагает наличие ее некоторой зависимости от влияния других людей, и это свойство особенно касается душевной организации ребенка, которая формируется именно в межличностных отношениях. Поэтому главным целительным фактором, способствующим укреплению душевного здоровья и предупреждающим развитие невротических состояний, безусловно, следует считать человеческий фактор. В этом смысле учитель может выступать не только в своей прямой роли педагога и информатора, но и в качестве своеобразного психотерапевта, понимающего, что именно он, хотя бы в силу своей формальной позиции, закладывает в душу ученика то, что прорастет потом в характер и, возможно, даже в судьбу. Прежде чем рекомендовать оптимальные стратегии поведения в отношении тех, кто нам дорог, я бы хотел обратить внимание на несколько положений, увы, столь часто нами забываемых. И в числе первых нам следует помнить, что наши дети не являются в этот мир сами по себе и не напрашиваются к нам в гости. По крайней мере, они существуют на этом свете в силу нашего собственного намерения. Они действительно не просили нас о том, чтобы мы их зачали. Стало быть, наши дети - это прежде всего наш собственный выбор, за который мы сами и несем полную ответственность на себе. Они продолжают нас. Значит, все то, что с ними происходит, в первую очередь происходит с нами. Наши дети - такие, какими мы их создали. Наши дети - такие, какими мы их создаем. Если мой ребенок получил двойку, значит, эту двойку получил я сам. По меньшей мере абсурдно отчитывать дитя за ту вину, которой у него на самом деле нет. В случае плохих отметок следует, прежде всего, разобраться в отношениях, спокойно и вдумчиво обсудить подобное положение дел с учителем. Самое непродуктивное в данной ситуации - это наказание и укоры, которые исподволь, но напрямую ведут к формированию невротического состояния. Да, по сути, нам никто и не давал права унижать и оскорблять человека, даже если он еще несовершеннолетний. Здесь следует разобраться в себе самом, помня о том, что проблемы моего ребенка - это в первую очередь мои проблемы. И когда я это понимаю, то останавливаюсь перед необходимостью ответа на вопрос: а какую задачу я, собственно, ставлю - воспитать своего ребенка или на своем ребенке выместить собственные амбиции и властолюбивые комплексы? Если последнее, то, конечно, мне легче устраивать спектакли с упреками, экзекуциями, психическими или физическими, показательными судилищами и выспренними (или нудными) нотациями. Первое предполагает наличие четырех качеств, ожидаемых со стороны как родителя, так и педагога: уважение, ответственность, забота, знание. Значит, ругать - как за плохие отметки, так и за поведение, не укладывающееся в рамки ожидаемого - занятие, по крайней мере, бессмысленное, в худшем случае - опасное. Что касается учителя, то его в полной мере можно уподобить врачу. С точки зрения человеческих качеств, последний вовсе не обязан быть ангелом. Каким ему быть в личной жизни - его личное дело, и пушкинские строки "пока не требует поэта к священной жертве Аполлон, в заботы суетного света он малодушно погружен" вполне могут быть отнесены и к учителю, и к врачу. Почему бы и нет? Но - как только переступается порог кабинета, все личное остается на вешалке вместе с пальто. Страждущего не интересует, выспался ты или нет, радости у тебя или неприятности. Он обратился за помощью. И твоя работа - помочь. Разве придет в голову хорошему врачу обвинять пациента в том, что лечение складывается не так, как надо, потому что пациент нерадивый? Нет. Прежде всего, он задумается - а может быть, дело во мне? Что делаю неправильно я? Если у врача что-то не получается, это вовсе не значит, что он плох. Это значит, что он пока в чем-то не может разобраться, и это вовсе не порок. Для того и существуют консилиумы, где более опытные коллеги совместно обсуждают перипетии неординарного (впрочем, иного и не бывает) случая. Учитель в этом смысле может быть уподоблен целителю со всеми на то основаниями: ему дана власть над людьми, но не для того, чтобы использовать ее в собственных целях. И потому предполагается, что все свое личное человек, призванный учить, входя в класс, на время забывает. Работа превыше всего. И если кто-то из подопечных вдруг выходит из-под контроля, то на самом деле плох не ученик, а что-то плохо в деятельности учителя. Выводы из всего сказанного, в общем-то, просты, но если следовать им, то результат приятно поразит своей эффективностью. Представляемые рекомендации проверены опытом, и потому они работают. Если ваш ребенок получил двойку, осознайте, прежде всего, что эту двойку получили вы сами. И теперь решите - наказывать себя или подумать, почему так случилось. Если на ребенка поступила жалоба из школы за плохое поведение, разберитесь, что же в вас самих существует такое, что это поведение провоцирует. И если хотите, то прочтите себе нотацию или накажите себя. Если у ребенка поднялась температура, будете ли вы ругать его за это? Если да, вам вряд ли вам имеет смысл читать дальше. Так называемая лень - не то, что требует порицания за нерадивость, но такой же симптом неблагополучия организма, как и лихорадка. Внимательное участие в таком случае может предотвратить развитие недуга и в корне исцелить его. В этом смысле следует помнить, что ребенок всегда подражает тем, кто ему интересен и значим. А подражать - значит, учиться. Так мальчик, подражая отцу, узнает, что такое мужчина; девочка, отождествляясь с матерью, становится женщиной. Если ребенок склонен игнорировать учебу, значит, ему просто-напросто некому подражать. Об этом полезно помнить как родителям, так и педагогам. Приведенные принципы не так уж трудно исполнить, но как часто игнорирование простого приводит к возникновению сложного. Поэтому разумно делать то, что делается своевременно. А когда будет поздно, тогда уж действительно будет поздно. Вот такая вот байка, - тонко улыбнувшись, заключил Мастер. - И если в наших исследованиях быть последовательным, то можно прийти к следующему: большинство родителей ненавидят своих детей. Они ненавидят их, потому что завидуют им, хотя и не осознают того. Именно отсюда побои и унижения - фасад, за которым скрывается желание убить ребенка. - Но какова же причина зависти, Мастер? Призн<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|