Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Йоги. Предпочтение саттвической пищи. Практика голоданий




 

Аюрведические представления тесно переплетаются с практикой йогов. К сожалению, невозможно точно определить, когда возникло их учение. М. Л. Гарроте в книге «Техника йогов» (1999) утверждает, что йога возникла еще до появления вед, а затем вошла в них как мистическая практика, но проверить это невозможно. Изданная в Лондоне и Нью-Йорке «Энциклопедия азиатской философии» (2001) относит появление классического текста «Йога Сутра» к периоду между 200 годом до нашей эры и 400 годом нашей эры, иными словами, этот документ оказывается намного моложе вед.

В переводе с санскрита слово «йога» обозначает связь, соединение, сосредоточение, участие, порядок, усилие, а также глубокое размышление, созерцание. Это одновременно и учение, и метод управления психикой и физиологией человека. При этом йоги значительное внимание отводят питанию. Оно важно не только для формирования тела, но и с точки зрения медитационных практик. Чтобы понять отношение йогов к пище, еще раз обратимся к представлению о махагунах — качествах, или силах, природы. Их, как мы помним, три: саттва (упорядоченность), раджас (беспокойство) и тамас (постоянство). Эти три гуны соответствуют трем божествам индуизма — Вишне, Браме, Шиве.

Саттва заставляет предметы сохранять их взаимные отношения и реакции после того, как они установлены. Понятие «саттва» используют применительно к разуму, когда его деятельность направлена на установление порядка в природе. В человеке этот порядок проявляется в незаметных и согласованных функциях дыхания, кровообращения, пищеварения — непрерывных повседневных процессах, хорошо скоординированных и помогающих друг другу.

Раджас — это качество, или сила природы, заставляющая предметы следовать их склонностям. В человеке она проявляется в разного рода страстях и беспокойстве.

Тамас — качество, или сила природы, сохраняющая предметы неизменными во времени. В человеке она проявляется такими свойствами, как леность тела, вялость разума, апатия, склонность к предрассудкам. Тамас в переводе с санскрита означает «тьма»; «заблуждение», «ошибка». Эту гуну связывают с непригодной или испортившейся пищей.

Уже говорилось об аювердическом подразделении пищи на саттвическую, раджастическую и тамастическую. Этого же деления придерживается и йогическая практика. К саттвической, или чистой, пище относят фрукты, овощи, зерновые продукты, молоко и масло. Саттвическим считают сладкий вкус, тогда как острый, кислый и соленый вкусы относятся к раджастической пище, для которой вообще характерен яркий вкус. К раджастической еде относят мясо, рыбу, яйца, чеснок, лук, пряности и вина. Приверженцы современной аюрведы добавили сюда также перец чили, маринованные овощи, соленья, майонез, сметану, уксус, а также горячую и жареную пищу. Особенно возбуждающе раджастическая пища, как утверждается, действует на доши вата и питта.

Особняком стоит тамастическая пища, которую вовсе нельзя есть, — так называют пищу несвежую, либо как-то испорченную, либо такую, которая приводит, как считается, к образованию в организме вредных веществ. К тамастической пище поклонники аюрведы относят пищу после повторного разогревания, свинину, внутренности животных, консервы. По мнению Д. Фроули, даже молоко после пастеризации становится тамастическим; жирная и сладкая еда, в том числе кондитерские изделия, при определенных условиях тоже может попасть в разряд тамастической пищи.

В прошлом веке в Индии была издана книга Д. Бхагвана «Йога». Автор подробно рассказал о том, как заботятся йоги о своем здоровье, в том числе и о роли предпочитаемой йогами саттвической пищи. К исключительно саттвической пище он отнес, следуя аюрведе, гхи, фрукты и фруктовые соки, рис, семена сезама и пищу, наделенную сладким вкусом. К этому перечню часто добавляют пшеницу, маш, кокосы, апельсины, изюм, мед.

Д. Бхагван пишет, что голодание раз в неделю устраняет у йогов все нарушения, связанные с пищеварением. Западная медицина также рекомендует раз в неделю проводить разгрузочные дни или даже голодать.

Однако современные книги по аюрведе неодинаково толкуют оздоровительное голодание. Обратимся сначала к книге Матхуры Мандалы дасы «Панчакарма». Аюрведа, в его толковании, утверждает, что голоданием можно залечить болезни, но через некоторое время они проявляются вновь. Доши, гармонизированные голоданием, вновь выходят затем из равновесия. Для истинного выздоровления нужны очищение организма и гармонизация дош другими методами, в том числе правильным питанием. Иное мнение читатель найдет в уже упоминавшейся книге С. Ли «Введение в аюрведу». Она пишет: «В соответствии с учением аюрведы голодание позволяет решить все проблемы, так или иначе связанные с пищеварением».

В нашей стране высказано множество мнений, пропагандирующих длительные голодания якобы на основе аюрведы. В то же время авторитеты аюрведы не рекомендуют голодать подолгу. По мнению Д. Фроули, продолжительность голодания должна составлять для ваты три — пять дней, для питты пять — семь дней, для капхи до двух недель. Еще осторожнее С. Ли, которая рекомендует для ваты однодневные голодания, для питты — полуторадневные, а для капхи — двухдневные. К этому добавляются периоды подготовки и выхода из голодания с весьма скудным питанием. Подготовительный период обычно занимает три дня, выход из голодания — пять дней. Хотелось бы обратить внимание читателей голоданий на приведенные цифры и на то, что длительность голоданий должна, по аюверде, соответствовать психосоматическому типу человека.

Между прочим, Р. Баллентине весьма критично относится к попыткам американцев и европейцев воспроизвести опыт голодания, накопленный йогами. И дело не только в известных йогам противопоказаниях (возбудимый тип личности, базедова болезнь, туберкулез и др.), но и в том, что йоги начинали голодать после сбалансированного питания, богатого витаминами и минеральными веществами. Их же современные последователи обычно приступают к голоданию, накопив излишний вес на не самых полезных рационах.

Авторы российских книг по йоге не согласны с такими скептическими рекомендациями. Пример тому — книга Т. Э. Васильева «Начала Хатха-йоги» (1990). Правда, внимательно присмотревшись к рекомендациям Васильева, можно сделать вывод: он описал не опыт йогов, а разгрузочно-диетическую терапию, предложенную профессором Ю. С. Николаевым.

Д. Фроули рекомендует при голодании овощные соки и сок лимона в сочетании с имбирем, но только не фруктовые соки из-за их сладости. Матхура Мандала даса подчеркивает важность выпивать при голодании не менее двух литров жидкости, в том числе растительные чаи. Ю. С. Николаев говорит о необходимости пить при голодании щелочные воды типа «Боржоми». Содержащаяся в них щелочь помогает удалять из организма мочевую кислоту, образующуюся при отмирании клеток. Аюрведа не акцентирует внимание на столь существенном аспекте голодания; правда, заметим, что лимонный сок после окисления в организме составляющих его органических веществ обладает защелачивающим действием. Некоторые наши приверженцы чисток рекомендуют при голодании пить дистиллированную воду. Это якобы помогает очистить организм. Но дистиллированная вода не обладает щелочностью, нужной, чтобы поддерживать уровень очистки организма от мочевой кислоты. Соответственно мочевая кислота будет плохо удаляться, и это может вредно сказаться на почках.

Современные натуропаты подчас используют сухое голодание, иными словами, голодают без употребления напитков. В аюрведе о сухом голодании речь не идет. Это изобретение наших умельцев. Ю. С. Николаев выступал против этого метода, мешающего удалению из организма мочевой кислоты и других шлаков. Недавно один врач пытался доказать мне, что при сухом голодании жир интенсивно расходуется на образование воды, а с ней удаляются шлаки. Допустим, что за день голодания организм потерял 300 граммов жира (именно жира, а не веса за счет убыли воды). Расчет показывает, что при этом образуется около 330 миллилитров воды. А для нормального удаления шлаков человеку нужно вывести 1500–1800 миллилитров мочи. Так что сухое голодание очень опасно. Ни в коем случае не используйте его. Вы нанесете организму вред — и, возможно, непоправимый!

Предлагаемые аюрведой режимы голодания значительно мягче тех, которые используют российские энтузиасты голодания. Но даже если вы собираетесь голодать по аюрведе, хорошо бы заранее ознакомиться с обширным списком противопоказаний.

Кому же голодать не следует? «Панчакарма» дает весьма солидный список противопоказаний к голоданиям. Среди них дисбалансы вата-доши, пониженная масса тела, язва желудка, туберкулез, системные заболевания крови, малокровие, гепатиты, кровопотери, нарушения обмена веществ, выпадение волос и другие. Не рекомендуется голодать обладателям вата-конституции, детям до девяти лет, взрослым после пятидесяти, беременным и кормящим женщинам и никому — в холодное время года. В то же время показаниями к голоданию названы снижение силы «огня пищеварения», нарушенная пигментация лица, фурункулез, влажный кашель, пневмония, ринит, аллергия. Западная медицина вряд ли стала бы назначать голодание при пневмонии.

Есть люди, которым противопоказано не только длительное голодание, но и кратковременное, в том числе проведение «голодных дней». Речь идет о больных подагрой. Голодание уже в первые дни приводит к возрастанию у них в крови количества мочевой кислоты и, как следствие, к приступу подагры.

Большой перечень противопоказаний приводят в своей книге «Лечебное питание» (2002) доктора медицинских наук Б. Л. Смолянский и В. Г. Лифляндский. Дабы предостеречь энтузиастов самодеятельных голоданий, приведу его полностью и лишь с небольшими изменениями в группировке материала:

• выраженные проявления атеросклероза и ишемической болезни сердца;

• гипертензия II и III степеней;

• нейроциркуляторная дистония с гипотензией;

• активный туберкулез;

• гнойные воспалительные заболевания органов дыхания и брюшной полости; острые воспалительные процессы любой локализации;

• злокачественные опухоли;

• лейкозы, лимфогрануломатоз;

• выраженная анемия;

• инфекционные заболевания;

• язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки;

• гепатиты, циррозы печени;

• желчнокаменная болезнь;

• заболевания почек и мочекаменная болезнь;

• эндокринные заболевания (сахарный диабет первого типа, тиреотоксикоз и др.);

• подагра;

• гипо- и авитаминозы, белково-энергетическая недостаточность;

некоторые психические заболевания;

• беременность и лактация;

• возраст до 16 лет и старше 60–65 лет;

• при неясном диагнозе болезни;

• при необходимости постоянного приема лекарств.

По мнению авторов этого перечня, лечение голоданием не показано также и при алиментарном ожирении I–II степеней, поскольку после выхода из голодания вес тела быстро восстанавливается. Происходит это потому, что за две-четыре недели голодания организм, приспосабливаясь к нему, начинает экономно расходовать энергию, а при восстановлении питания усиленно запасает энергию пищи в составе жира.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...