ГЛАВА 3. Тема дороги в поэзии Николая Рубцова. Анализ стихов
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Тема дороги
Тема дороги достаточно часто встречается в произведениях русских поэтов и писателей. Например, у Н.А. Некрасова в стихотворении «В дороге» и поэме «Кому на Руси жить хорошо»; у А.С. Пушкина – образ зимней дороги; у Н.В. Гоголя в поэме «Мертвые души»: «Птица – тройка, куда несешься ты?» (кстати, Гоголь – любимый писатель Рубцова); у А.А. Блока в стихотворении «Россия»; у С.А. Есенина – «О красном вечере задумалась дорога», «Письмо матери» и др. Тема дороги звучит в поэзии Владимира Высоцкого и Ольги Фокиной как символ жизненного пути и судьбы. По мнению литературоведов, образ дороги имеет несколько толкований: 1. горизонт; 2. жизненный путь; 3. судьба; 4. путь к родному дому; 5. поиски себя и своего предназначения; 6. символ жизни, движения; 7. смена впечатлений, новые встречи; 8. бесприютность, отсутствие домашнего очага, одиночество. В творчестве Николая Рубцова тема дороги возникла неслучайно. Это связано, прежде всего, с его биографией. Рубцову пришлось много поскитаться по миру. В 1950 году, окончив семилетнюю школу, Николай Рубцов переехал из села Никольского в древнюю Тотьму и поступил в лесотехнический техникум. Но, едва получив паспорт, он отправился в свои странствия. Добравшись до Архангельска, он долго добивался права стать моряком, так как был еще мал ростом и слаб. Наконец, его взяли кочегаром на рыболовецкое судно. Более двух лет провел он на море, а затем его потянуло в большой город. В начале 1955 года Рубцов приехал в Ленинград и стал здесь рабочим на заводе. Затем армия: 4 года прослужил он на эсминце Северного флота. А потом снова возвращение в Ленинград, учеба в Москве, Вологда… Было у Рубцова даже путешествие в Ташкент! «Особенно люблю темы родины и скитаний», – писал Рубцов («Коротко о себе») [18, с.388].
Во вступительной статье к книге Вячеслава Белкова «Сто историй о Рубцове» есть такие слова: «Чтобы стать великим поэтом, надо все раздать и идти» [7,с.3]. На наш взгляд, эти слова очень точно соотносятся с Рубцовым. Почти безразличный к житейским благам, он обходился минимумом жилплощади, одежды, еды. И все время находился «в пути» – в поисках себя и новых поэтических образов и ощущений. Стихи создавались на ходу и большею частью в голове, и на бумагу заносились только готовые варианты. Наш вологодский поэт Виктор Коротаев вспоминал о Рубцове: «А жил он, действительно, как птица. Засыпал там, где заставала ночь. Просыпался от случайного шороха или дуновения ветра; легок был на подъем и неутомим в бесконечных перелетах с места на место» [24, с.6]. Тема дороги звучит у Рубцова во многих стихотворениях: «Старая дорога», «В дороге», «Памятный случай», «У размытой дороги», «Далекое», «Уж сколько лет слоняюсь по планете!», «Загородил мою дорогу», «Старый конь», «Два пути» и др. Надо отметить, что эта тема реализуется в стихах Рубцова через многие образы и имеет несколько значений: · Стремительное движение, свобода: Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны, Неведомый сын удивительно вольных племен! · Путешествие: Топ да топ от кустика до кустика – Неплохая в жизни полоса. Пролегла дороженька до Устюга Через город Тотьму и леса. · Поиски счастья: Мне бы снова вольным матросом Наниматься на корабли! Чтоб с веселой душой Снова плыть в неизвестность, – Может, прежнее счастье мелькнет впереди!.. · Конкретная дорожная зарисовка. В полях сверкало. Близилась гроза. Скорей, скорей! Успеем ли до дому? Тотчас очнулись сонные глаза, Блуждает взгляд по небу грозовому.
Возница злой. Он долго был в пути. Усталый конь потряхивает гривой,
А как сверкнет – шарахнется пугливо И не поймет, куда ему идти.
Скорей, скорей! Когда продрогнешь весь, Как славен дом и самовар певучий! Вон то село, над коим вьются тучи, Оно село родимое и есть…
В дороге, как и в жизни, встречается непогода. Хорошо, когда есть дом, где тебя ждут и есть певучий самовар…А если нет своего дома, родного, то приютом может стать любое село, где можно переждать грозу и снова – в путь! · Путь: С моста идет дорога в гору, А на горе – какая грусть! – Лежат развалины собора, Как будто спит былая Русь. · Стремление уйти от проблем: Плыть, плыть, плыть Мимо могильных плит, Мимо церковных рам, Мимо семейных драм…
Плыть, плыть, плыть Мимо родной ветлы, Мимо зовущих нас Милых сиротских глаз… Плыть, плыть, плыть…
· Дорога в гущу жизни, к людям: Я уплыву на пароходе, Потом поеду на подводе, Потом еще на чем-то вроде, Потом верхом, потом пешком Пройду по волоку с мешком – И буду жить в своем народе!
· Жизненный путь, судьба: -Как будто ветер гнал меня по ней, По всей земле – по селам и столицам! Я сильный был, но ветер был сильней, И я нигде не мог остановиться.
-Я брожу…Я слышу пенье… И в прокуренной груди Снова слышу я волненье: Что же, что же впереди? -Я повода оставил. Смотрю другим вослед. Сам ехал бы И правил, Да мне дороги нет…
-Уж сколько лет слоняюсь по планете! И до сих пор пристанища мне нет…
-Зима глухая бродит по дорогам, И вьюга злая жалобно скулит… Я ухожу до времени и срока, Как мне судьба постылая велит. · Тепло неожиданных встреч и свет добра: Спасибо, скромный русский огонек, За то, что ты, в предчувствии тревожном Горишь для тех, кто в поле бездорожном От всех друзей отчаянно далек, За то, что, с доброй верою дружа, Среди тревог великих и разбоя Горишь, горишь как добрая душа, Горишь во мгле – и нет тебе покоя… · Бренность бытия и встреча с другом: Нет, меня не порадует – что ты! – Одинокая странствий звезда. Пролетели мои самолеты, Просвистели мои поезда.
Прогудели мои пароходы, Проскрипели телеги мои. – Я пришел к тебе в дни непогоды, Так изволь, хоть водой напои!
Не порвать мне житейские цепи,
Не умчаться, глазами горя, В пугачевские вольные степи, Где гулял душа бунтаря. · Жизненные трудности: -Пусть завтра будет путь морозен, Пусть буду, может быть, угрюм, Я не просплю сказанье сосен, Старинных сосен долгий шум.
-Безжизнен, скучен и ровен путь, Но стонет ветер! Не отдохнуть… · Пейзажная зарисовка: -Песчаный путь В еловый темный лес, В зеленый пруд упавшие деревья. И бирюза, И огненные перья Ночной грозою вымытых небес!
-В святой обители природы, В тени разросшихся берез Струятся омутные воды И раздается скрип колес.
-Как далеко дороги пролегли! Как широко раскинулись угодья! Как высоко над зыбким половодьем Без остановки мчатся журавли!
-Въезжаем в рощу золотую, В грибную бабушкину глушь. Лошадка встряхивает сбрую И пьет порой из теплых луж. · Разлука, отъезд из родных мест: -И вдаль пошел…Вдали тоскливо пел Гудок чужой земли, гудок разлуки! Но, глядя вдаль и вслушиваясь в звуки, Я ни о чем еще не сожалел… Я уплывал…все дальше…без оглядки На мглистый берег юности своей. -И о том подумаю, что все же Нас кому-то очень будет жаль, И опять, веселый и хороший, Я умчусь в неведомую даль.
-Дорога, дорога, Разлука, разлука. И страшно немного Без света, без друга, Дорога, дорога, Разлука, разлука… · Расставание с любимой: Я уеду из этой деревни… Мы с тобою как разные птицы! Что нам ждать на одном берегу? Может быть, я смогу возвратиться, Может быть, никогда не смогу. Ты же знаешь, как ночью по тропам За спиною, куда ни пойду, Чей-то злой, настигающий топот Все мне слышится словно в бреду. · Радость перемен: - Над вокзалом – ранних звезд мерцанье. В сердце – чувств невысказанных рой. До свиданья, Север! До свиданья, Край снегов и славы боевой!.. Еду, еду в отпуск в Подмосковье!
-Я рад тому, что мы кочуем, Я рад садам монастыря И мимолетным поцелуям Прохладных листьев сентября. Еще он долог по селеньям, Мой путь к морскому кораблю, И, как тебе, цветам осенним Я все шепчу: «Люблю, люблю…» · Быстротечность и стремительность жизни:
За мною захлопнулась дверца, И было всю ночь напролет Так жутко и радостно сердцу, Что все мы несемся вперед. Что все мы почти под кюветом Несемся куда-то стрелой, И есть соответствие в этом С характером жизни самой! · Связь времен: -Однажды Гоголь вышел из кареты На свежий воздух. Думать было лень. Но он во мгле увидел силуэты Полузабытых тощих деревень.
-Он шляпу снял, чтоб поклониться Старинным русским каланчам… («Приезд Тютчева»). · Дорога как предназначенье: Идет старик в простой одежде. Один идет издалека… Не помнит он, что было прежде, И не боится черных туч, Идет себе в простой одежде С душою светлою, как луч.
Анализ стихотворений
1. Стихотворение «Старая дорога». Все облака над ней, все облака… В пыли веков мгновенны и незримы, Идут по ней, как прежде, пилигримы, И машет им прощальная рука. Навстречу им июльские деньки Идут в нетленной синенькой рубашке, По сторонам – качаются ромашки, И звон звенит во все свои звонки, И в тень зовут росистые леса… Как царь любил богатые чертоги, Так полюбил я древние дороги И голубые вечности глаза! То полусгнивший встретится овин, То хуторок с позеленевшей крышей, Где дремлет пыль и обитают мыши Да нелюдимый филин – властелин. То по холмам, как три богатыря, Еще порой проскачут верховые, И снова – глушь, забывчивость, заря, Все пыль, все пыль да знаки верстовые… Здесь каждый славен – мертвый и живой! И оттого, в любви своей не каясь, Душа, как лист, звенит, перекликаясь Со всей звенящей солнечной листвой, Перекликаясь с теми, кто прошел, Перекликаясь с теми, кто проходит… Здесь русский дух в веках произошел, И ничего на ней не происходит. Но этот дух пройдет через века! И пусть травой покроется дорога, И пусть над ней, печальные немного, Плывут, плывут, как мысли, облака…
В этом стихотворении можно выделить несколько пластов. Первый – конкретный и реальный. Это описание дороги, окруженной лесами, с ее пылью и верстовыми знаками, травой и ромашками по обочинам. Вдали видны полусгнивший овин и хуторок с позеленевшей крышей, три холма. Точно указано время – знойный июль. Второй пласт – человек, лирический герой, шагающий по этой дороге: «так полюбил я древние дороги». Поэт передает внутреннее состояние своего героя: «И оттого, в любви своей не каясь, / Душа, как лист, звенит, перекликаясь/ Со всей звенящей солнечной листвой». Человек шагает по пыльной дороге, но ему хорошо. Он ощущает себя частью окружающего мира, он видит филина, избы вдалеке, может насладиться прохладой леса и красотой ромашек. Ему хорошо, пока он идет. Но ведь он идет один! И куда он идет? И от чего уходит? Не потому ли мысли его все-таки печальны?! И не ему ли махала «прощальная рука»?
Третий пласт – философский, если можно так сказать. Раздвигается пространство и время. Дорожная пыль превращается в пыль веков. Появляются образы пилигримов и скачущих всадников, и русский дух. Интересно, что слово «пилигрим» имеет два значения: 1)странник, путешественник; 2)странствующий богомолец, паломник. Видимо неслучайно в стихотворении присутствует, пожалуй, только один звук – звон: «и зной звенит во все свои звонки» (прием аллитерация), «душа звенит». У читателя невольно идет ассоциация с колокольным звоном. Начинается и заканчивается стихотворение одной и той же картинкой – плывущими по небу облаками. Это тоже многозначный образ. Все в нашей жизни призрачно, изменчиво, непостоянно, и вместе с тем легко, прекрасно и проходящее. Облака – символ вечной природы. Как и дорога – «старая дорога» (именно этот образ вынесен в название стихотворения), много повидавшая на своем веку, бесконечная. Да и у июльских деньков «нетленная» синенькая рубашка. Рубцов в этом стихотворении часто использует прием олицетворения. Создается впечатление движения и смены картинок: июльские деньки идут, ромашки качаются, росистые леса зовут, облака плывут. Все глаголы стоят в настоящем времени, подчеркивая сиюминутность впечатлений. В одном ряду стоят характеристики природы и состояние человека: глушь, заря и забывчивость; у вечности есть глаза, а филин – «нелюдимый властелин». Много эпитетов: прощальная рука, росистые леса, древние дороги, солнечная листва, печальные облака. Цветовая гамма напоминает есенинскую: голубой, синий и алый. Стихотворение написано 5-стопным ямбом с пиррихием. Рифма – парная и опоясывающая, мужская и женская, точная. Поэт строкой выделил, на наш взгляд, ключевые, главные слова данного стихотворного текста: облака, вечность, мертвый и живой. Пространство замкнулось в единый круг жизни и смерти, «где каждый славен». Таким образом, в данном стихотворении дорога символизирует целый мир, с его прошлым и настоящим; мир природы и человека; мир, где царит русский дух.
2. Стихотворение «У размытой дороги …» Грустные мысли наводит порывистый ветер, Грустно стоять одному у размытой дороги, Кто-то в телеге по ельнику едет и едет – Позднее время – спешат запоздалые дроги. Плачет звезда, холодея, над крышей сарая… Вспомни – о родина! – праздник на этой дороге! Шумной гурьбой под луной мы катались играя, Снег освещенный летел вороному под ноги. Бег все быстрее…Вот вырвались в белое поле. В чистых снегах ледяные полынные воды. Мчимся стрелой…Приближаемся к праздничной школе… Славное время! Души моей лучшие годы. Скачут ли свадьбы в глуши потрясенного бора, Мчатся ли птицы, поднявшие крик над селеньем, Льется ли чудное пение детского хора, – О, моя жизнь! На душе не проходит волненье… Нет, не кляну я мелькнувшую мимо удачу, Нет, не жалею, что скоро пройдут пароходы. Что ж я стою у размытой дороги и плачу? Плачу о том, что прошли мои лучшие годы…
Это стихотворение объединено образом лирического героя, его чувствами и воспоминаниями. Оно называется – «У размытой дороги» (ср. «Старая дорога»). «Грустно стоять одному у размытой дороги…» – главная мысль стихотворения. Настроение меняется от «грустно» до «плачу». Плачет звезда, ей холодно, ветер порывистый, и плачет лирический герой. Природа созвучна его настроению. От чего же на душе волнение и от чего слезы? Наверное, самое главное все же не то, что прошли лучшие годы, а то, что дорога размыта. Нет пути, или герой не знает, куда идти дальше и зачем?! Все стихотворение построено, как диалог с самим собой. Есть восклицания, и есть риторический вопрос: «Что же стою у размытой дороги и плачу?» Здесь противопоставлены две картинки и два ощущения: праздник, лучшие годы, шумная гурьба людей, веселье и размытая дорога, печаль, одиночество. Рифма перекрестная и только женская. Трехсложный размер (четырехстопный дактиль) придает стихотворению мягкость и напевность. Таким образом, в данном стихотворении дорога – это как неизвестное будущее, в котором, по мнению лирического героя, уже не будет так хорошо, как раньше.
3. Стихотворение «Два пути». Рассыпались листья по дорогам. От лесов угрюмых падал мрак… Спите все до утреннего срока! Почему выходите на тракт?
Но мечтая, видимо, о чуде, По нему, по тракту, под дождем Все на пристань двигаются люди На телегах, в седлах и пешком.
А от тракта, в сторону далеко, В лес уходит узкая тропа. Хоть на ней бывает одиноко, Но порой влечет меня туда.
Кто же знает, может быть, навеки Людный тракт окутается мглой, Как туман окутывает реки… Я уйду тропой. 1950 г. с. Никольское Вологодской обл.
Это стихотворение интересно тем, что оно написано, когда автору было всего 14 лет. Но он определил уже для себя свой путь. Это не широкая дорога, по которой идет большинство людей, а узкая тропа. Для немногих. Рубцов понимал, что «на ней бывает одиноко, но порой влечет меня туда». В данном стихотворении путь, дорога – это судьба, которую ты выбрал и которой ты уже не сможешь изменить. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уже утвердилось мнение, что Николай Рубцов был одним из самых значительных лирических поэтов своего времени. Если еще недавно это мнение разделяли только приверженцы так называемой тихой лирики, сегодня о высокой ценности наследия Николая Рубцова говорят писатели и критики самых разных эстетических убеждений и пристрастий. Собственно литературная, так сказать, профессиональная деятельность Николая Рубцова длилось всего несколько лет, и он не успел обрести зрелость поэтического стиля. По мнению В. Кожинова, в стихах Рубцова можно обнаружить неточные, случайные и даже неуклюжие строчки, но в них нет и тени искусственности, фальши, сделанности [10]. Лирике Николая Рубцова присуща единственная в своем роде творческая подлинность и проникновенность. Поэзия его исполнена живой жизни, она уходит своими корнями в глубины личностного и народного бытия. В сложной, тонко разработанной структуре поэзии Рубцова, многообразной ритмически и лексически, привлекают свежесть и острота восприятия, сопоставимая с художественным видением раннего В.В. Маяковского, философичность, заставляющая вспоминать о лирике Ф.И. Тютчева, фольклорная образность в духе поэтики С.А. Есенина («Топ да топ от кустика до кустика…» — стихотворение «Подорожники»), субъективно-эмоциональное ощущение постоянной связи с природой, родственное фетовскому. Опора на традиции отечественной словесности не мешала яркой самобытности рубцовского стиха с его доминирующей «разговорностью», синтаксическими шероховатостями, необработанностью и впечатляющей непосредственностью почти лишенной эпитетов и метафор естественной речи, то задиристой, то приглушенно-плавной и раздумчивой («Высокий дуб. Глубокая вода. /Спокойные кругом ложатся тени. И тихо так, как будто никогда /Природа здесь не знала потрясений» — стихотворение «Ночью на родине»). Лучшие из не всегда ровных по мастерству стихов поэта-самородка ставят их автора в первый ряд русских поэтов 20 в. («Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны», «Прощальное», «Тихая моя родина», «Осенние этюды», «Вечернее происшествие» и др.) В критике (первым открыл и дал адекватную оценку его поэзии В.В. Кожинов) справедливо отмечалось, что постоянная тема деревни у Рубцова — не самоцель, а форма поэтического мышления о мире в целом («В деревне виднее природа и люди… Виднее… на чем поднималась великая Русь»). Национальный характер творчества Рубцова проявляется не только в том, что в его стихах звучат мотивы русской природы и русской истории (стихотворения «Видение на холме», «О Московском Кремле» и др.), встают образы А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского, А.А. Фета и С.А. Есенина, современных отечественных поэтов (стихотворения О Пушкине, «Последняя осень», «Сергей Есенин» — о Есенине, «Последняя ночь» — о Д.Б. Кедрине и др.). Национален сам лирический герой Рубцова, с его исповедальностью и мужественной самоиронией, удалью и нежностью, жизнелюбием и тоской, с всеохватностью приятия мира и катастрофическим ощущением непонятости и внутреннего одиночества, с неизменным при этом осознанием «корневой» связи своей судьбы с судьбой России. В своей работе мы пришли к следующим выводам: · Тема дороги проходит через все творчество Рубцова; · Образ дороги многозначен и глубок; · Как и у большинства русских поэтов 19 и 20 вв., чаще всего дорога играет роль символа, обобщения жизненного пути, судьбы. БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Бараков В.Н. Лирика Николая Рубцова. – 1993. 2. Бараков В.Н. «И не она от нас зависит»: Заметки и размышления о поэзии Н. Рубцова. – 1995. 3. Бараков В.Н. Поэтическая биография Николая Рубцова. – 2005. 4. Белков В. Жизнь Рубцова. – Вологда, 1993. 5. Белков В. Легенды о Рубцове. – Вологда, 1994. 6. Белков В. Рубцов сегодня: очерки и размышления. – Вологда, 2003. 7. Белков В. Сто историй о Рубцове. – М., 2005. 8. Зайцев В. Николай Рубцов. – М., 2002. 9. Киров А. Лирический роман в поэзии Н.Рубцова. – М., 2004. 10. Кожинов В. Николай Рубцов. – М., 1975. 11. Коняев Н.М. Николай Рубцов. Ангел Родины. – М., 2007. 12. Михайлов А. Посреди очарованных трав // «Дружба народов», 1969, №2. 13. Николай Рубцов: Вологодская трагедия / Сост. М.Коняева. – М., 1998. 14. Оботуров В. Искреннее слово:Страницы жизни и поэтический мир Н.Рубцова. – М., 1987. 15. Передреев А. Мир, отражённый в душе // «Литературная Россия», 1967, 22сентября. 16. Попов Н. Николай Рубцов в воспоминаниях друзей. Ранее не опубликованные стихотворения и материалы. – М., 2008. 17. Розанов Ф. Звездные трагедии:Загадки, судьбы и гибели. – М., 2007. 18. Рубцов Н. Зелёные цветы. – М., 1971. 19. Рубцов Н. Последний пароход. – М., 1973. 20. Рубцов Н. Избранная лирика. – Вологда, 1974. 21. Рубцов Н. Подорожники. – М., 1975. 22. Рубцов Н.М. Избранное. – М., 1982. 23. Рубцов Н. Стихотворения. – М., 1983. 24. Рубцов Н. Видения на холме. Стихи, переводы, проза. – М., 1990.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|