Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3: Государственные программы.




Каким будет влияние на агропродовольственный рынок присоединения

к ВТО, можно судить по ситуации, сложившейся на нем в конце 2007 г. –начале 2008 г. Конечный результат – высокая инфляция. Но это была лишь «мягкая тренировка» перед вхождением в ВТО, реальные последствия будут еще более ощутимыми.

Какие вызовы наиболее опасны для аграрного сектора России?

Первый. Огромная сельскохозяйственная территория и низкий уровень

производства. Кто ее займет?

Второй. Достаточная сырьевая база, в том числе энергоресурсов, и низкая технико-технологическая оснащенность производства и экономическая конкурентоспособность продукции. Кто будет хозяином на рынке?

Третий. Высокая потребность в квалифицированных кадрах и одновременно безработица на селе, в том числе среди молодежи. Кто будет обеспечивать «устойчивое экономическое развитие», конкурентоспособность и т.д.?

Изменяющаяся ситуация вызывает необходимость поиска подходов к аграрной политике. Правда, основные ее принципы изложены в Федеральном

законе «О развитии сельского хозяйства». Они уже начали реализовываться в

приоритетном национальном проекте «Развитие АПК», а с 2008 г. учтены в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.

В этих документах, казалось бы, все написано правильно, но как показывает практика, этого оказывается недостаточно для того, чтобы перейти к этапу ускоренного социально-экономического развития аграрного сектора.

Результаты реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» известны. Действительно, большинство намеченных показателей достигнуто, однако общий прирост производства не столь велик: дополнительно к сложившемуся в среднем за два предшествующих года он составил менее одного процентного пункта. Важность проекта заключается прежде всего в том, что он открыл «дверь», в том числе и в общественном сознании, для дальнейшего наращивания усилий по восстановлению и развитию АПК.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (МЭРТ РФ, март, 2008 г.) предполагает в качестве стратегической цели «достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан». Достижение этой цели предполагается обеспечить за счет перехода российской экономики «от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития».

В качестве целей государственной аграрной политики поставлены:

· обеспечение потребностей населения сельскохозяйственной продукцией и продовольствием за счет отечественного производства;

· устойчивое развитие сельских территорий, повышение уровня жизни сельского населения и сокращение его отставания от городского;

· повышение конкурентоспособности отечественного аграрного комплекса, эффективное импортозамещение на рынке животноводческой продукции и создание развитого экспортного потенциала (особенно в растениеводстве), позволяющего в перспективе занять устойчивые позиции на мировом аграрном рынке;

· улучшение и повышение продуктивности используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

С тем, чтобы сформулировать более конкретно целевые установки и направления их реализации, необходимо объективно оценить, на каком уровне развития находится сельское хозяйство России:

v по объему производства зерна – это 1962 г., мяса – 1966г., молока –1958 г.;

v соотношение оплаты труда в сельском хозяйстве и в целом по экономике страны во все годы было лучше, чем в пореформенный период.

Такое положение определяется системой экономических отношений, уровнем доходности, низкой престижностью сельскохозяйственного труда и многими другими известными факторами.

В чем же состоит основной вывод из анализа состояния аграрного сектора России?

На наш взгляд, это невозможность найти выход в инерционном подходе к функционированию сельского хозяйства. Недопустимо только «догонять», необходима модель «опережающего развития». Поэтому выделение приоритетов, на первый взгляд, правомерно, особенно в условиях недостатка ресурсов. Однако на современном этапе следует использовать прежде всего комплексный подход, так как глубина отставания и деградации настолько велика, что за счет отдельных, пусть важных направлений проблемы ускоренного развития АПК решить будет сложно. И еще: следует признать, что аграрный сектор не прошел восстановительный период, для завершения которого необходимы специфические, более «государственные» экономические рычаги, если поставлена цель ускорения экономического развития и обеспечения продовольственной безопасности страны.

Вывод

Главной причиной, препятствующей развитию аграрного сектора России, является то, что система государственного управления отраслью не сформировала благоприятные условия деятельности для сельхозтоваропроизводителей. Итоги реализации программы их экономического оздоровления свидетельствуют, что аграрный сектор России чутко реагирует на государственную финансовую и иную поддержку и способен развиваться динамично, стать конкурентоспособным. Это говорит о необходимости существенного повышения регулирующей роли государства в АПК России. Продолжать руководствоваться устаревшими взглядами на проблему формирования в России рыночных отношений, предполагающих минимизацию роли государства в экономике, представляет серьезную угрозу для страны.

Сложившаяся в аграрном секторе России ситуация требует принятия безотлагательных мер, направленных на его интенсивное развитие. Исследования дают основание полагать, что в обобщенном виде под экономическим оздоровлением следует понимать деятельность органов государственного и хозяйственного управления по повышению эффективности и обеспечению конкурентоспособности предприятия, отрасли. Финансовое же оздоровление является составной частью экономического оздоровления и направлено на решение более узкого круга задач, включая снижение кредиторской задолженности, увеличение величины чистых активов и др. Поэтому название ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» соответствует его содержанию. Для экономического оздоровления сельскохозяйственных организаций и аграрного сектора в целом необходимо решение широкого круга задач, в связи с чем в дополнение к названному закону приняты другие программные документы, направленные на развитие отрасли.

 

 

Список литературы

1. Петриков А.В., Сельскохозяйственная и аграрная политика в России: 1975-2005гг.//Россия в окружающем мире.-2007.

2. Петриков А.В., Современная аграрная политика России: от крайнего либерализма к структурному регулированию//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2007.-№1.

3. Серков А., Аграрная политика России в ХХI веке: вызовы и перспективы//Экономика сельского хозяйства России. -2008.-№7.

4. Фрадков П., Повышение конкурентного потенциала аграрного производства России//АПК: экономика, управление.-2006.-№8.

5. Зинченко А.П.// Аграрная политика – М.: «КолосС», -2004.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...