Аффлюэнца. Существование, видение, красота и… достоинство
Аффлюэнца
«Больше телевидения – меньше счастья. Поэтому выключите телевизор и включите счастье»
Норвегия Рейдульф Г. Ваттен
Норвегия является одной из ведущих мировых держав по добыче нефти и газа, страной с завидным валовым национальным продуктом и колоссальным пенсионным фондом. Но Рейдульф Г. Ваттен отметил, что исследования различных наций во всем мире также показывают, что норвежское общество, вероятно, страдает «аффлюэнцей», тем самым иллюстрируя парадокс счастья – слабую связь между счастьем, уровнем богатства и доходов. Счастье основывается на более чем нефти и газе.
Существование, видение, красота и… достоинство
Человек экономический предлагает только неполную картину человеческого существа. Используя данные Норвежского мониторинга (НМ), Оттар Хеллевик, политолог из Университета Осло, представил нам некоторые любопытные свидетельства о других аспектах норвежской жизни и общества в последние годы. НМ является уникальной базой данных как с точки зрения ее методологического подхода (серия двухгодичных интервью), так и численности выборки (2200–4000 интервью). НМ охватывает период с 1985 по 2007 г. и рассматривает ряд аспектов, в том числе счастье, политическое поведение, ценностные ориентации и т. д. Показатели характерны для населения в возрасте 15 лет и старше. В период 1985–2007 гг. имело место заметное увеличение уровней дохода и материального благополучия в Норвегии. Тем не менее никаких параллелей с повышением уровня счастья не наблюдалось. Казалось бы, тенденция отдавать приоритет доходам и материальным благам к концу прошлого тысячелетия оказала негативное влияние на счастье, хотя было отмечено небольшое увеличение показателей в период 2001–2007 гг. Другие важные результаты и выводы включают в себя следующее:
✓ Нет связи между счастьем и местом, где живут люди, будь то в большом городе, маленьком городке или сельской местности. ✓ Политические ценности также имеют меньшее значение. ✓ Уровень образования и другие типичные факторы образа жизни, такие как курение или распитие алкогольных напитков, не прибавляют счастья. ✓ Современные материалистические факторы, такие как пассивное потребление телевидения, имеют побочные эффекты. Чем больше времени норвежцы проводят перед телевизионным экраном, тем менее они счастливы. ✓ Некоторые аспекты экономической ситуации, в которой находится человек, повышают уровень счастья, хотя и не фактический уровень самого дохода, а скорее, субъективную удовлетворенность от него. ✓ Увеличение счастья связано с удовлетворенностью от личного здоровья и физической формы. ✓ Факторы отношений в аспектах бытия и сознания имеют решающее значение: удовлетворение от семейных отношений и отношений с друзьями и соседями является ключевым критерием для счастья. ✓ Наслаждение от работы важнее сущности и/или важности этой работы. ✓ Удовлетворение уровнем социально-экономического равенства, доверия к политическим институтам и к другим людям и существование ключевых социальных институтов имеют важнейшее значение. ✓ Экзистенциальные факторы, такие как религия и религиозная активность, положительно связаны с уровнем счастья: чем выше уровень активности, тем выше уровень счастья. ✓ Умеренная физическая нагрузка и наслаждение от природного окружения способствуют счастью. ✓ Чем выше наш уровень активного участия в эстетических и культурных мероприятиях (концерты, художественные выставки, музеи, театр, опера), тем счастливее мы становимся.
✓ Наши ценности также связаны с нашим счастьем. НМ наблюдал интересные изменения, преобладавшие в норвежском обществе в течение последних пяти лет. В то время как материальные ценности приводят к уменьшению счастья, идеалистические ценности увеличивают счастье независимо от возраста, пола, социального класса и экономического статуса. В частности, показатели, которые охватывают социально-эмоциональные отношения – быть рядом с другими людьми, очень важны. ✓ Аналогичным образом альтруизм, нематериалистический подход к жизни, самореализация и уважение к закону положительно связаны со счастьем.
Эти значения дают веские основания предполагать, что счастье и качество жизни связаны с такими основными психологическими потребностями, как эмоциональная и социальная привязанности. Близкие личные отношения, способность наслаждаться природой и красотой, возможность «свободно дышать», иметь социальные, экономические и культурные возможности для пожизненного развития своего человеческого потенциала являются важными. Тем не менее, чтобы добиться успеха в этом развитии потенциала, еще один фактор должен быть добавлен в список – человеческое достоинство. Американский философ Марта Нуссбаум наиболее решительно отстаивает эту точку зрения. Она описывает десять элементов, необходимых для человеческого достоинства: жизнь, здоровье, физическая неприкосновенность, возможность развития человеческих чувств, возможность мышления и воображения, эмоции, практическое мышление, привязанность к другим людям и другим живым существам, самоуважение, способность развлекаться и способность влиять на политику страны и свое окружение. Я убежден, что наш потенциал для счастья и улучшения качества жизни не может быть полностью разработан без ориентации на человеческое достоинство и его большего уважения в обществе.
Выводы: ✓ В богатой стране больший приоритет доходам и материальным благам имеет негативное влияние на счастье. Бытие и собственные представления о жизни являются более важными. ✓ Нематериальные ценности тесно связаны со счастьем: красота, уверенность, доверие, социально-эмоциональные отношения и т. д.
✓ Счастье не может быть достигнуто без уважения человеческого достоинства.
Рейдульф Г. Ваттен – профессор общей психологии в Отделе здравоохранения и общественных наук и психологии Университетского колледжа Лиллехаммера (Норвегия). Его основные интересы сосредоточены на исследовании качества жизни, личности, психологии здоровья, психобиологии и визуального восприятия. Кроме того, он получает удовольствие от рыбалки, охоты и классической музыки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|