Органы дознания, их задачи и компетенция. Виды органов дознания. Начальник органа дознания. Дознаватель.
Дознание является вторым видом предварительного расследования. Его производство основывается на том же законодательстве, что и предварительное следствие, акты органов дознания, принятые в пределах их компетенции, имеют такое же юридическое значение, как и акты следователя. Вместе с тем, помимо выполнения общих с органами предварительного следствия обязанностей на органы дознания возлагается производство необходимых оперативно-розыскных мероприятий в целях обнаружения преступления и лиц, их совершивших. Эта деятельность не является дознанием, а относится к самостоятельной функции органов дознания, предусмотренной уголовно-процессуальным законодательством. Перечень органов дознания дан в ст. 117 УПК. К ним относятся: - полиция; - командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений - по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения; - органы Федеральной службы безопасности - по делам, отнесенным законом к их ведению; - начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов -по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений; - органы государственного пожарного надзора - по делам о пожарах и о нарушении противопожарных правил; - органы пограничной службы Российской Федерации - по делам о нарушении режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе Российской Федерации;
- капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой; - федеральные органы налоговой полиции - по делам, отнесенным законом к их ведению; - таможенные органы - по делам о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 188, 189, 190, 193 и 194 УК Российской Федерации. Уголовно-процессуальный закон различает две формы дознания: 1.дознание по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, 2.и дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно. В первом случае предварительное расследование, начатое органом дознания, состоит из производства неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления (осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей - ч. 1 ст. 119 УПК). О начале производства дознания по таким делам орган дознания в обязательном порядке должен немедленно уведомить надзирающего прокурора. Данную форму дознания закон ограничивает 10-дневным сроком со дня возбуждения уголовного дела, после чего дело немедленно направляется по подследственности следователю. По данной категории дел орган дознания после передачи дела по подследственности может производить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которомуне представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания продолжает принимать оперативно-розыскные меры для его установления и о результатах проделанной работы сообщает следователю.
Вторая форма дознания предполагает проведение расследования уголовного дела органом дознания в полном объеме, заканчивая его составлением обвинительного заключения или вынесением постановления о прекращении производства по делу. Уголовно-процессуальный закон устанавливает некоторые особенности, отличающие дознание от предварительного следствия: - срок проведения дознания - 1 месяц; - по окончании дознания материалы уголовного дела предъявляются для ознакомления только обвиняемому, другие участники процесса только уведомляются об окончании дознания; - обжалование органом дознания указаний прокурора, в отличие от жалобы следователя (ч. 2 ст. 127 УПК), во всех случаях не приостанавливает их исполнение. Органы дознания осуществляют следующие уголовно-процессуальные функции: - рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях (ст. 108-115 УПК); - дознание (ст. 118, 119 УПК); - досудебную подготовку материалов в протокольной форме (ст. 415 УПК); г производство следственных и розыскных действий по поручениям следователей; - оказание помощи следователям в проведении ими отдельных следственных действий (ст. 127 УПК). Дознание (в той или иной форме) по подавляющему большинству дел проводит милиция. В целом милиция является составной частью разветвленной системы органов Министерства внутренних дел. Милиция обязана принимать любые заявления и сообщения о преступлениях и разрешать их в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством. В то же время милиция не должна подменять другие органы дознания, к компетенции которых относится решение вопроса о возбуждении уголовного дела и производстве дознания о преступлении. Органам ФСБ Российской Федерации как органам дознания присущи те же полномочия, что и другим органам дознания, с той лишь разницей, что их компетенция в качестве органов дознания ограничивается производством по делам, подведомственным в соответствии со ст. 126 УПК следователям этого ведомства. Ответственность за решения и действия, относящиеся к компетенции органа дознания, должны нести как начальник органа дознания, так и лицо, производящее дознание.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|