Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первая была посвящена гражданскому праву. Во второй части содержались нормы государственного и уголовного права, а также нормы о положении сословии, о школах и Церкви.

По «Каролинам», ответственность наступала, как правило, при наличии вины - умысла или неосто­рожности. Применявшиеся методы установления виновности часто влекли за собой осуждение неви­новного человека. Предусматривались обстоятельства, исключающие наказание, смягчающие обстоятельства, отягчающие вину обстоятельства.

Различаются отдельные стадии совершения пре­ступления, выделяется покушение на преступление.

Основными видами наказания являются: смертная казнь, членовредительские наказания, позорящие наказания, изгнание, тюремное заключение, возмещение вреда и штраф. Смертная казнь могла быть применена за подавляющее большинство пре­ступлений. В период раннего феодализма в Германии применялся обвинительный процесс (состязательный). Не было разделения гражданского и уголовного видов процесса. Основная форма рассмотрения уголовных дел - инквизиционный процесс. С XIII в. в княжествах развивается «земское право» - общие для всего свободного населения нормы, по которым оно суди­лось в судах административных подразделений кня­жеств (судах графской юрисдикции.). В земском пра­ве получили развитие нормы гражданского, семейного и других, непубличных отраслей права.

Император имел право высшей юрисдикции, повсеместно, (в любом месте его пребывания он имел право суда). Однако, поскольку император не мог быть повсеместно и судить все преступления во всякое время., он передавал князьям графские судебные полномочия. Правовой статус челове­ка определялся его сословной принадлежностью. Значительное место в земском праве занимали во­просы семейных и наследственных правоотношений. Наказание стало рассматриваться как средство исправления преступника, в том числе с помощью принудительного труда.

В землях австрийской монархии «Каролину» сме­нила «Трезиана» - австрийский кодекс 1768 г.

Земское право эпохи «Саксонского зерцала» пре­дусматривало состязательный процесс по граждан­ским и уголовным делам. Для неявки в суд были толь­ко четыре законные причины: арест, болезнь, имперская служба и крестовый поход.

По уголовным делам допускался также «Божий суд» в виде судебного поединка.

4.

Период феодальной раздробленности. Сеньориальная монархия (IX—XIII вв.)

После распада империи Карла Великого на ее западных территориях образуется государство, с X в. именуемое Фран­цией. Если в истории Древнего Рима хорошо различима ста­диальность целостной государственно-правовой системы, то в истории Франции выделяется стадиальность ее ранней фазы.

Франция вначале представляла собой объединение слабо связанных, зачастую враждующих друг с другом феодаль­ных владений. Права короля были ограничены или номинальны. Власть короля практически не распространялась за пре­делы его личных владений — королевского домена. Иммуни­теты крупных феодалов (владения некоторых из них были боль­шими, чем домен короля) позволяли им не допускать в свои владения чиновников центральной власти.

Феодальная раздробленность объяснялась глубокими при­чинами, прежде всего отсутствием этнической общности на­селения, преобладанием в сознании частных интересов, а так­же господством натурального хозяйства, отсутствием общего рынка и слабостью экономических связей отдельных частей страны.

Внук Карла Великого — Карл Лысый, которому после, раздела Франкского государства досталась Франция, предпи­сал, "чтобы каждый свободный человек в нашем королевстве признавал над собой сеньора кого хочет — в нашем лице или в лице наших вассалов". Тем самым окончательно утверждалась система феодальной зависимости. Кьерсейским капитулярием (актом короля) 877 г. было установлено, что пожалованная земля не может быть отобрана у владельца. В результате было узако­нено фактическое превращение бенефициев в феодалы, что означало одновременно и молчаливое признание самостоятель­ности феодалов в управлении своими владениями.

Государственный строй Франции в этот период характе­ризовался децентрализацией государственного управления. От­дельные части страны были слабо связаны в государственно-правовом отношении, а крупные феодалы обладали в своих владениях почти теми же правами, что и глава государства.

Король формально считался верховным сеньором (сюзе­реном). Реальная власть короля была, однако, ничтожной — крупные феодалы не считали для себя обязательным подчи­няться его решениям. В своем домене король обладал более или менее широкими правами (верховного суда, взимания по­дати и т. п.). Но даже здесь феодалы проявляли неповинове­ние, самостоятельно распоряжались собранными податями, творили суд над крестьянами и своими вассалами, имели от­ряды рыцарей. И в королевском домене вассальные обязанно­сти феодалов перед королем не были четко определены.

Первоначально короли избирались крупными феодалами. Чтобы сохранить за династией престол, короли еще при жизни стали возводить на него своих преемников. Постепенно полномочия короля расширялись, укреплялась его армия, финансовая база. Король стал осуществлять опеку над церко­вью и получать часть ее доходов. Уже с XII в. устанавливает­ся правило, по которому высшие сановники церкви приносят королю присягу верности.

Съезды феодалов (королевская или генеральная курия) первоначально играли определенную роль в политической и государственной жизни Франции. На них избирался король, решались общие для страны вопросы. Съезды феодалов созы­вались, однако, от случая к случаю и не имели реальных средств для выполнения своих решений, если последние про­тиворечили интересам отдельных крупных феодалов и их груп­пировок. Значение съездов со временем падает. Короли стали созывать их лишь в торжественных случаях, например для коронации своих преемников.

Центральный аппарат управления начал складываться на основе дворцово-вотчинной системы, существовавшей во Франк­ском государстве. Советники и слуги короля, использовавши­еся также и для управления государством, начинают имено­ваться министериалами. Среди них выделяется канцлер, заве­довавший королевской канцелярией. Создается королевский совет, который начинает комплектоваться из людей незнат­ного происхождения, послушных воле короля, имеющих со­ответствующую подготовку (юридическое образование или знакомых с финансовым делом). Часто это были горожане, лица духовного звания, мелкие рыцари.

Управление в королевском домене осуществлялось чи­новниками — прево. Первоначально они управляли королев­скими имениями в данном округе, но затем стали выполнять судебные и административные полномочия, командовать ок­ружным ополчением. С ростом королевского домена несколь­ко таких округов стали объединяться под управлением бальи.

Суд на территории страны творили королевские чиновни­ки, феодалы, церковь. Судебные полномочия короля первона­чально распространялись лишь на территорию его домена, в других частях страны и в отдельных округах королевского домена ими обладали феодалы. Широкие судебные права при­надлежали церкви. Церковным судам были подсудны не только священнослужители, но по ряду дел и миряне. Высшей судебной инстанцией в королевском домене был суд короля, а в других частях страны — суд крупных феодалов, в системе" церковных судов — суд пап и их уполномоченных.

Армия. Военные силы государства составлялись из воо­руженных отрядов феодалов. Большое значение в войске при­обрели отряды тяжеловооруженных конных рыцарей. С XII в. феодалы все чаще стали освобождаться от военной обязанно­сти, уплачивая королю денежное возмещение. В особых слу­чаях для обороны страны созывалось всеобщее ополчение.

Важным подспорьем феодального государства была цер­ковь. Во Франции в ее. руках были сосредоточены огромные земельные богатства. Церковь оказывала решающее влияние на духовную жизнь страны. Она обладала мощной организаци­ей, управляемой из одного центра, имела свое (каноничес­кое) право, свою судебную систему и даже свои вооружен­ные отряды. В период феодальной раздробленности церковь выступала как самостоятельная политическая сила, во мно­гом определявшая раздробленность страны. Одно время рим­ские папы претендовали на высшую власть и даже на миро­вое господство.

Католическая религия призывала народ к терпению и по­корности. Немаловажно ее значение как средства идеологи­ческого сплочения населения. Союз государства и церкви вы­ражался, в частности, и в том, что церковь поставляла госу­дарственному аппарату кадры грамотных чиновников.

Католическая церковь жестоко подавляла всякого рода отступления от ее вероучения. Для борьбы с ересями в XIII в. создается церковный орган следствия и суда — инквизиция. Здесь широко применялись пытки, расследование велось тай­но и потому особенно часто сопровождалось произволом судей. В застенках инквизиции Италии, Испании, Франции и других стран погибали тысячи людей. Распространенным видом нака­зания было сожжение заживо. Инквизиция стала орудием тер­рористического подавления антифеодальных, антикатоличе­ских, передовых политических и идеологических движений.

Политическая раздробленность страны, слабость королев­ской власти перед могуществом крупных феодалов порождали стремление французских королей усилить свою власть. Это стремление совпадало с объективными тенденциями разви­тия, требовавшими политической централизации страны.

В стране возникли мощные общественные силы, поддер­живавшие централизаторские устремления королей. Такими силами были города, церковь и мелкие феодалы. Города, пре­вратившиеся в значительную экономическую силу и в боль­шей части добившиеся самоуправления, были заинтересованы в преодолении раздробленности страны, которая препятство­вала развитию торговли. Церковь стремилась укрепить свое положение союзом с королевской властью. Мелкие феодалы превращались в служилое дворянство, зависящее от короля. В союзе с этими общественными силами королевской власти удается постепенно сломить сопротивление феодальной арис­тократии, ослабленной антифеодальными выступлениями кре­стьян и бесконечными междоусобицами. Феодальная раздроб­ленность начинает постепенно преодолеваться. Важным ша­гом на этом пути были реформы короля Людовика IX, проведенные в XIII в.

Реформы Людовика IX были направлены на ослабление политического, военного и финансового могущества крупных феодалов.

Людовик IX разделил королевскую курию на счетную и судебную (парламент) палаты, возложив на них финансовые и судебные функции. Реформа феодальной курии сопровожда­лась комплектованием состава палат слугами — министериала-ми короля и учеными-юристами (легистами). Министериалы и легисты активно выступали за укрепление королевской власти. Крупные феодалы отошли от повседневной работы в этих орга­нах и созывались лишь на торжественные заседания.

Людовик IX поднял авторитет и значение королевского суда. В королевских судах были запрещены судебные поедин­ки; было отменено правило, разрешавшее стороне, проиг­равшей дело, вызывать на поединок судью; вводилось право апелляции на решения низших судов и судов феодалов в выс­шую судебную инстанцию — судебную палату (парламент). Все это ограничивало судебную власть феодалов над населе­нием своих владений.

Ослаблению военного могущества крупных феодалов спо­собствовала военная реформа. Людовик IX старался заменить феодальное ополчение наемным войском и городской милици­ей. Полностью это сделать ему не удалось, но наемники и городская милиция стали главной военной силой короля. Зна­чение феодального ополчения, состоявшего из дружин фео­далов, начало падать. Это позволило королю запретить вой­ны между феодалами в королевском домене и установить "40 дней короля" в других областях страны — в течение это­го срока поссорившиеся феодалы до начала военных действий должны были прибегнуть к посредничеству короля, который таким образом получил возможность вмешиваться в конфлик­ты между вассалами, навязывать им свою волю.

Увеличению доходов королевской казны и ограничению доходов крупных феодалов способствовала денежная рефор­ма. Людовик IX выпустил монеты с высоким содержанием драгоценного металла, получившие хождение по всей стра­не и вытеснившие монеты, выпускавшиеся отдельными фео­далами, с низким содержанием драгоценного металла. Обра­щение последних к тому же было ограничено пределами от­дельного феодального владения.

Реформа королевской курии, судебная, военная, денеж­ная реформы Людовика IX привели к ослаблению политичес­кого, военного и финансового могущества феодальной арис­тократии и способствовали укреплению центральной власти — власти короля. Феодальная раздробленность государства по­степенно уходит в прошлое. На смену ей пришла сословно-представительная монархия.

 

Сословно-представительная монархия (XIV—XVI вв.)

Сословно-представительная монархия во Франции харак­теризуется прежде всего наличием развитых феодальных со­словий и органа их представительства— Генеральных штатов. Переход к сословно-представительной монархии означал но­вый шаг на пути к централизации государства и ослаблению политического влияния феодальной аристократии. Он был выз­ван ростом духовной общности французского народа, укреп­лением экономических связей отдельных частей страны, об­разованием национального рынка.

Централизация страны создала предпосылки для образо­вания сословий в национальном масштабе. Высшими, приви­легированными сословиями были духовенство и дворянство. Духовенство пользовалось значительными привилегиями и продолжало играть большую роль в политической жизни стра­ны. В рассматриваемое время происходит, однако, подчине­ние церкви государству. Светские феодалы в своей основной массе постепенно превращались в служилое сословие — дво­рянство, пользовавшееся привилегией на занятие чиновничь­их и военных должностей.

К третьему, непривилегированному сословию относились только горожане и свободные крестьяне. На третье сословие ложилась вся тяжесть налогового бремени.

Города, как центры ремесленного производства и торгов­ли, приобретают важное культурное, экономическое и даже военное значение. К периоду сословной монархии городская жизнь достигает значительного развития. Население городов ведет длительную и упорную борьбу с феодалами за право свободно решать свои дела и не платить различного рода подати. С помощью денег, а иногда и силой оружия города добиваются независимости, после чего в них возникает само­управление; они приобретают право иметь свой суд, свои во­оруженные отряды. Органы городского управления в той или иной мере стали выборными. В городах развиваются цеховая и гильдейская организации. В борьбе против феодалов города в ряде случаев получали поддержку от короля. Со своей сторо­ны горожане оказывали королю финансовую и военную по­мощь в борьбе с крупными феодалами.

Развитие товарно-денежных отношений повлекло за со­бой с XIV в. массовое освобождение крепостных крестьян (сервов). Свободные крестьяне (вилланы) также стали относиться к третьему сословию.

Переход к сословно-представительной монархии был осу­ществлен в начале XIV в., когда король Филипп IV для того, чтобы обеспечить себе поддержку сословий в конфликте с Римским Папой Бонифацием VIII, созвал (1302 г.) Генераль­ные штаты — орган сословного представительства.

Генеральные штаты. В соответствии со сложившимся к тому времени сословным делением общества в Генеральных штатах были представлены дворянство, духовенство и так называемое третье сословие (практически верхушка горожан). Герцоги, графы, высшие сановники церкви получали от коро­ля именные приглашения к участию в работе штатов и могли вместо себя посылать своих представителей. Часть депутатов третьего сословия назначалась королевскими чиновниками. Остальные депутаты от дворян, духовенства и горожан изби­рались по сословиям.

Обсуждение и принятие решений осуществлялось раз­дельно по сословиям. Окончательное решение выносилось по большинству голосов сословий, каждое из которых имело один голос. Светские и церковные феодалы, таким образом, имели в Генеральных штатах очевидное преимущество, так как представленные в двух сословиях (дворянство и духовенство) обладали большинством голосов — двумя из трех. В то же время депутаты от третьего сословия, отражавшие интересы большинства населения, были в меньшинстве — имели лишь один голос.

Генеральные штаты обсуждали наиболее важные вопро­сы общегосударственного значения. Они представляли коро­лю наказы, составленные из наказов избирателей. Наиболее важным было право Генеральных штатов устанавливать на­логи и предоставлять королю субсидии. Во время Столетней войны, когда король особенно нуждался в поддержке сословий, провозглашается "Великий мартовский ордонанс" (1357 г.), в котором не только фиксировался описанный выше порядок формирования и компетенция Генеральных штатов, но им по­зволялось осуществлять контроль за расходованием финансов. Ордонанс установил также регулярность созыва Генеральных штатов (три раза в год).

Преодолев глубокий, переживаемый страной кризис, по­давив сопротивление крупных феодалов и восстания горожан, используя сплочение народа в ходе Столетней войны, коро­левская власть решает, в основном, задачу политической цен­трализации: серьезно укрепляет государственность и осуще­ствляет переход к абсолютной монархии. В то время Гене­ральные штаты, ослабленные сословной замкнутостью, сохранявшимся сепаратизмом мест и не ставшие законода­тельным органом, начали сходить с политической арены.

Король добивается от Генеральных штатов согласия на введение нескольких постоянных налогов. Наибольшее значе­ние имело разрешение на сбор постоянного налога с доходов (тальи). Установление постоянных налогов, взимаемых поми­мо Генеральных штатов, укрепило самостоятельность короля в решении государственных дел и ослабило значение штатов. Все чаще вместо Генеральных штатов король созывает со­брания нотаблей, т. е. знати, постановления которых не име­ли обязательной силы. В последний раз Генеральные штаты были созваны в 1614 г. и с тех пор не созывались в течение 175 лет до начала Французской революции в 1789 г.

Суй. По мере политического объединения страны и цент­рализации государственного управления важные изменения происходят в судебной области. Осуществление правосудия все более переходит в руки короля и его чиновников. Ограни­чиваются права церковных судов и судов феодалов. В то же время парижский парламент (прежде — судебная палата ге­неральной курии) становится высшей судебной инстанцией в стране. В рассматриваемый период парижский парламент при­обретает и право регистрации правовых актов короля. Если парламент считал, что данный акт незаконен, он отказывал­ся его регистрировать и акт не вступал в силу. Король, одна­ко, мог добиться регистрации акта, явившись со своим дво­ром на заседание парламента.

Большее значение имело учреждение должности проку­рора. Прокурор представлял в суде интересы короля, высту­пал обвинителем в судебных процессах.

Армия. Столетняя война с Англией (1337—1453 гг.) пока­зала неудовлетворительность комплектования армии из фео­дальных дружин. Изобретение огнестрельного оружия, ис­пользование артиллерии подорвали военное значение замков и тяжеловооруженных конных [рыцарей. В ходе войны актив­но велось формирование постоянной армии из наемников, в основном иностранцев (немцев и швейцарцев). Отряды иност­ранных наемников представляли для власти особую ценность, так как были более надежным средством подавления восста­ний крестьян и городских низов.

Сословно-представительная монархия стала политической формой, закрепившей образование сословий во Франции, их роль в государстве. Она была орудием политической центра­лизации страны, объединила королевскую власть с церковью, служилым дворянством и горожанами. Важную роль сослов-но-представительная монархия сыграла и в решении внешне­политических задач, прежде всего в успешном завершении Столетней войны с Англией.

Усиление централизации страны благоприятно сказалось на развитии экономики Франции. Быстрый рост товарно-де­нежных отношений способствовал возникновению в недрах феодальной экономики элементов новых, в то время более прогрессивных, капиталистических производственных отно­шений. Централизация страны, формирование единой фран­цузской нации, зарождение капиталистических производствен­ных отношений и экономическое усиление буржуазии — вот те условия, в которых осуществлялся переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...