Первая была посвящена гражданскому праву. Во второй части содержались нормы государственного и уголовного права, а также нормы о положении сословии, о школах и Церкви.
По «Каролинам», ответственность наступала, как правило, при наличии вины - умысла или неосторожности. Применявшиеся методы установления виновности часто влекли за собой осуждение невиновного человека. Предусматривались обстоятельства, исключающие наказание, смягчающие обстоятельства, отягчающие вину обстоятельства. Различаются отдельные стадии совершения преступления, выделяется покушение на преступление. Основными видами наказания являются: смертная казнь, членовредительские наказания, позорящие наказания, изгнание, тюремное заключение, возмещение вреда и штраф. Смертная казнь могла быть применена за подавляющее большинство преступлений. В период раннего феодализма в Германии применялся обвинительный процесс (состязательный). Не было разделения гражданского и уголовного видов процесса. Основная форма рассмотрения уголовных дел - инквизиционный процесс. С XIII в. в княжествах развивается «земское право» - общие для всего свободного населения нормы, по которым оно судилось в судах административных подразделений княжеств (судах графской юрисдикции.). В земском праве получили развитие нормы гражданского, семейного и других, непубличных отраслей права. Император имел право высшей юрисдикции, повсеместно, (в любом месте его пребывания он имел право суда). Однако, поскольку император не мог быть повсеместно и судить все преступления во всякое время., он передавал князьям графские судебные полномочия. Правовой статус человека определялся его сословной принадлежностью. Значительное место в земском праве занимали вопросы семейных и наследственных правоотношений. Наказание стало рассматриваться как средство исправления преступника, в том числе с помощью принудительного труда.
В землях австрийской монархии «Каролину» сменила «Трезиана» - австрийский кодекс 1768 г. Земское право эпохи «Саксонского зерцала» предусматривало состязательный процесс по гражданским и уголовным делам. Для неявки в суд были только четыре законные причины: арест, болезнь, имперская служба и крестовый поход. По уголовным делам допускался также «Божий суд» в виде судебного поединка. 4. Период феодальной раздробленности. Сеньориальная монархия (IX—XIII вв.) После распада империи Карла Великого на ее западных территориях образуется государство, с X в. именуемое Францией. Если в истории Древнего Рима хорошо различима стадиальность целостной государственно-правовой системы, то в истории Франции выделяется стадиальность ее ранней фазы. Франция вначале представляла собой объединение слабо связанных, зачастую враждующих друг с другом феодальных владений. Права короля были ограничены или номинальны. Власть короля практически не распространялась за пределы его личных владений — королевского домена. Иммунитеты крупных феодалов (владения некоторых из них были большими, чем домен короля) позволяли им не допускать в свои владения чиновников центральной власти. Феодальная раздробленность объяснялась глубокими причинами, прежде всего отсутствием этнической общности населения, преобладанием в сознании частных интересов, а также господством натурального хозяйства, отсутствием общего рынка и слабостью экономических связей отдельных частей страны. Внук Карла Великого — Карл Лысый, которому после, раздела Франкского государства досталась Франция, предписал, "чтобы каждый свободный человек в нашем королевстве признавал над собой сеньора кого хочет — в нашем лице или в лице наших вассалов". Тем самым окончательно утверждалась система феодальной зависимости. Кьерсейским капитулярием (актом короля) 877 г. было установлено, что пожалованная земля не может быть отобрана у владельца. В результате было узаконено фактическое превращение бенефициев в феодалы, что означало одновременно и молчаливое признание самостоятельности феодалов в управлении своими владениями.
Государственный строй Франции в этот период характеризовался децентрализацией государственного управления. Отдельные части страны были слабо связаны в государственно-правовом отношении, а крупные феодалы обладали в своих владениях почти теми же правами, что и глава государства. Король формально считался верховным сеньором (сюзереном). Реальная власть короля была, однако, ничтожной — крупные феодалы не считали для себя обязательным подчиняться его решениям. В своем домене король обладал более или менее широкими правами (верховного суда, взимания подати и т. п.). Но даже здесь феодалы проявляли неповиновение, самостоятельно распоряжались собранными податями, творили суд над крестьянами и своими вассалами, имели отряды рыцарей. И в королевском домене вассальные обязанности феодалов перед королем не были четко определены. Первоначально короли избирались крупными феодалами. Чтобы сохранить за династией престол, короли еще при жизни стали возводить на него своих преемников. Постепенно полномочия короля расширялись, укреплялась его армия, финансовая база. Король стал осуществлять опеку над церковью и получать часть ее доходов. Уже с XII в. устанавливается правило, по которому высшие сановники церкви приносят королю присягу верности. Съезды феодалов (королевская или генеральная курия) первоначально играли определенную роль в политической и государственной жизни Франции. На них избирался король, решались общие для страны вопросы. Съезды феодалов созывались, однако, от случая к случаю и не имели реальных средств для выполнения своих решений, если последние противоречили интересам отдельных крупных феодалов и их группировок. Значение съездов со временем падает. Короли стали созывать их лишь в торжественных случаях, например для коронации своих преемников. Центральный аппарат управления начал складываться на основе дворцово-вотчинной системы, существовавшей во Франкском государстве. Советники и слуги короля, использовавшиеся также и для управления государством, начинают именоваться министериалами. Среди них выделяется канцлер, заведовавший королевской канцелярией. Создается королевский совет, который начинает комплектоваться из людей незнатного происхождения, послушных воле короля, имеющих соответствующую подготовку (юридическое образование или знакомых с финансовым делом). Часто это были горожане, лица духовного звания, мелкие рыцари.
Управление в королевском домене осуществлялось чиновниками — прево. Первоначально они управляли королевскими имениями в данном округе, но затем стали выполнять судебные и административные полномочия, командовать окружным ополчением. С ростом королевского домена несколько таких округов стали объединяться под управлением бальи. Суд на территории страны творили королевские чиновники, феодалы, церковь. Судебные полномочия короля первоначально распространялись лишь на территорию его домена, в других частях страны и в отдельных округах королевского домена ими обладали феодалы. Широкие судебные права принадлежали церкви. Церковным судам были подсудны не только священнослужители, но по ряду дел и миряне. Высшей судебной инстанцией в королевском домене был суд короля, а в других частях страны — суд крупных феодалов, в системе" церковных судов — суд пап и их уполномоченных. Армия. Военные силы государства составлялись из вооруженных отрядов феодалов. Большое значение в войске приобрели отряды тяжеловооруженных конных рыцарей. С XII в. феодалы все чаще стали освобождаться от военной обязанности, уплачивая королю денежное возмещение. В особых случаях для обороны страны созывалось всеобщее ополчение. Важным подспорьем феодального государства была церковь. Во Франции в ее. руках были сосредоточены огромные земельные богатства. Церковь оказывала решающее влияние на духовную жизнь страны. Она обладала мощной организацией, управляемой из одного центра, имела свое (каноническое) право, свою судебную систему и даже свои вооруженные отряды. В период феодальной раздробленности церковь выступала как самостоятельная политическая сила, во многом определявшая раздробленность страны. Одно время римские папы претендовали на высшую власть и даже на мировое господство.
Католическая религия призывала народ к терпению и покорности. Немаловажно ее значение как средства идеологического сплочения населения. Союз государства и церкви выражался, в частности, и в том, что церковь поставляла государственному аппарату кадры грамотных чиновников. Католическая церковь жестоко подавляла всякого рода отступления от ее вероучения. Для борьбы с ересями в XIII в. создается церковный орган следствия и суда — инквизиция. Здесь широко применялись пытки, расследование велось тайно и потому особенно часто сопровождалось произволом судей. В застенках инквизиции Италии, Испании, Франции и других стран погибали тысячи людей. Распространенным видом наказания было сожжение заживо. Инквизиция стала орудием террористического подавления антифеодальных, антикатолических, передовых политических и идеологических движений. Политическая раздробленность страны, слабость королевской власти перед могуществом крупных феодалов порождали стремление французских королей усилить свою власть. Это стремление совпадало с объективными тенденциями развития, требовавшими политической централизации страны. В стране возникли мощные общественные силы, поддерживавшие централизаторские устремления королей. Такими силами были города, церковь и мелкие феодалы. Города, превратившиеся в значительную экономическую силу и в большей части добившиеся самоуправления, были заинтересованы в преодолении раздробленности страны, которая препятствовала развитию торговли. Церковь стремилась укрепить свое положение союзом с королевской властью. Мелкие феодалы превращались в служилое дворянство, зависящее от короля. В союзе с этими общественными силами королевской власти удается постепенно сломить сопротивление феодальной аристократии, ослабленной антифеодальными выступлениями крестьян и бесконечными междоусобицами. Феодальная раздробленность начинает постепенно преодолеваться. Важным шагом на этом пути были реформы короля Людовика IX, проведенные в XIII в. Реформы Людовика IX были направлены на ослабление политического, военного и финансового могущества крупных феодалов. Людовик IX разделил королевскую курию на счетную и судебную (парламент) палаты, возложив на них финансовые и судебные функции. Реформа феодальной курии сопровождалась комплектованием состава палат слугами — министериала-ми короля и учеными-юристами (легистами). Министериалы и легисты активно выступали за укрепление королевской власти. Крупные феодалы отошли от повседневной работы в этих органах и созывались лишь на торжественные заседания.
Людовик IX поднял авторитет и значение королевского суда. В королевских судах были запрещены судебные поединки; было отменено правило, разрешавшее стороне, проигравшей дело, вызывать на поединок судью; вводилось право апелляции на решения низших судов и судов феодалов в высшую судебную инстанцию — судебную палату (парламент). Все это ограничивало судебную власть феодалов над населением своих владений. Ослаблению военного могущества крупных феодалов способствовала военная реформа. Людовик IX старался заменить феодальное ополчение наемным войском и городской милицией. Полностью это сделать ему не удалось, но наемники и городская милиция стали главной военной силой короля. Значение феодального ополчения, состоявшего из дружин феодалов, начало падать. Это позволило королю запретить войны между феодалами в королевском домене и установить "40 дней короля" в других областях страны — в течение этого срока поссорившиеся феодалы до начала военных действий должны были прибегнуть к посредничеству короля, который таким образом получил возможность вмешиваться в конфликты между вассалами, навязывать им свою волю. Увеличению доходов королевской казны и ограничению доходов крупных феодалов способствовала денежная реформа. Людовик IX выпустил монеты с высоким содержанием драгоценного металла, получившие хождение по всей стране и вытеснившие монеты, выпускавшиеся отдельными феодалами, с низким содержанием драгоценного металла. Обращение последних к тому же было ограничено пределами отдельного феодального владения. Реформа королевской курии, судебная, военная, денежная реформы Людовика IX привели к ослаблению политического, военного и финансового могущества феодальной аристократии и способствовали укреплению центральной власти — власти короля. Феодальная раздробленность государства постепенно уходит в прошлое. На смену ей пришла сословно-представительная монархия.
Сословно-представительная монархия (XIV—XVI вв.) Сословно-представительная монархия во Франции характеризуется прежде всего наличием развитых феодальных сословий и органа их представительства— Генеральных штатов. Переход к сословно-представительной монархии означал новый шаг на пути к централизации государства и ослаблению политического влияния феодальной аристократии. Он был вызван ростом духовной общности французского народа, укреплением экономических связей отдельных частей страны, образованием национального рынка. Централизация страны создала предпосылки для образования сословий в национальном масштабе. Высшими, привилегированными сословиями были духовенство и дворянство. Духовенство пользовалось значительными привилегиями и продолжало играть большую роль в политической жизни страны. В рассматриваемое время происходит, однако, подчинение церкви государству. Светские феодалы в своей основной массе постепенно превращались в служилое сословие — дворянство, пользовавшееся привилегией на занятие чиновничьих и военных должностей. К третьему, непривилегированному сословию относились только горожане и свободные крестьяне. На третье сословие ложилась вся тяжесть налогового бремени. Города, как центры ремесленного производства и торговли, приобретают важное культурное, экономическое и даже военное значение. К периоду сословной монархии городская жизнь достигает значительного развития. Население городов ведет длительную и упорную борьбу с феодалами за право свободно решать свои дела и не платить различного рода подати. С помощью денег, а иногда и силой оружия города добиваются независимости, после чего в них возникает самоуправление; они приобретают право иметь свой суд, свои вооруженные отряды. Органы городского управления в той или иной мере стали выборными. В городах развиваются цеховая и гильдейская организации. В борьбе против феодалов города в ряде случаев получали поддержку от короля. Со своей стороны горожане оказывали королю финансовую и военную помощь в борьбе с крупными феодалами. Развитие товарно-денежных отношений повлекло за собой с XIV в. массовое освобождение крепостных крестьян (сервов). Свободные крестьяне (вилланы) также стали относиться к третьему сословию. Переход к сословно-представительной монархии был осуществлен в начале XIV в., когда король Филипп IV для того, чтобы обеспечить себе поддержку сословий в конфликте с Римским Папой Бонифацием VIII, созвал (1302 г.) Генеральные штаты — орган сословного представительства. Генеральные штаты. В соответствии со сложившимся к тому времени сословным делением общества в Генеральных штатах были представлены дворянство, духовенство и так называемое третье сословие (практически верхушка горожан). Герцоги, графы, высшие сановники церкви получали от короля именные приглашения к участию в работе штатов и могли вместо себя посылать своих представителей. Часть депутатов третьего сословия назначалась королевскими чиновниками. Остальные депутаты от дворян, духовенства и горожан избирались по сословиям. Обсуждение и принятие решений осуществлялось раздельно по сословиям. Окончательное решение выносилось по большинству голосов сословий, каждое из которых имело один голос. Светские и церковные феодалы, таким образом, имели в Генеральных штатах очевидное преимущество, так как представленные в двух сословиях (дворянство и духовенство) обладали большинством голосов — двумя из трех. В то же время депутаты от третьего сословия, отражавшие интересы большинства населения, были в меньшинстве — имели лишь один голос. Генеральные штаты обсуждали наиболее важные вопросы общегосударственного значения. Они представляли королю наказы, составленные из наказов избирателей. Наиболее важным было право Генеральных штатов устанавливать налоги и предоставлять королю субсидии. Во время Столетней войны, когда король особенно нуждался в поддержке сословий, провозглашается "Великий мартовский ордонанс" (1357 г.), в котором не только фиксировался описанный выше порядок формирования и компетенция Генеральных штатов, но им позволялось осуществлять контроль за расходованием финансов. Ордонанс установил также регулярность созыва Генеральных штатов (три раза в год). Преодолев глубокий, переживаемый страной кризис, подавив сопротивление крупных феодалов и восстания горожан, используя сплочение народа в ходе Столетней войны, королевская власть решает, в основном, задачу политической централизации: серьезно укрепляет государственность и осуществляет переход к абсолютной монархии. В то время Генеральные штаты, ослабленные сословной замкнутостью, сохранявшимся сепаратизмом мест и не ставшие законодательным органом, начали сходить с политической арены. Король добивается от Генеральных штатов согласия на введение нескольких постоянных налогов. Наибольшее значение имело разрешение на сбор постоянного налога с доходов (тальи). Установление постоянных налогов, взимаемых помимо Генеральных штатов, укрепило самостоятельность короля в решении государственных дел и ослабило значение штатов. Все чаще вместо Генеральных штатов король созывает собрания нотаблей, т. е. знати, постановления которых не имели обязательной силы. В последний раз Генеральные штаты были созваны в 1614 г. и с тех пор не созывались в течение 175 лет до начала Французской революции в 1789 г. Суй. По мере политического объединения страны и централизации государственного управления важные изменения происходят в судебной области. Осуществление правосудия все более переходит в руки короля и его чиновников. Ограничиваются права церковных судов и судов феодалов. В то же время парижский парламент (прежде — судебная палата генеральной курии) становится высшей судебной инстанцией в стране. В рассматриваемый период парижский парламент приобретает и право регистрации правовых актов короля. Если парламент считал, что данный акт незаконен, он отказывался его регистрировать и акт не вступал в силу. Король, однако, мог добиться регистрации акта, явившись со своим двором на заседание парламента. Большее значение имело учреждение должности прокурора. Прокурор представлял в суде интересы короля, выступал обвинителем в судебных процессах. Армия. Столетняя война с Англией (1337—1453 гг.) показала неудовлетворительность комплектования армии из феодальных дружин. Изобретение огнестрельного оружия, использование артиллерии подорвали военное значение замков и тяжеловооруженных конных [рыцарей. В ходе войны активно велось формирование постоянной армии из наемников, в основном иностранцев (немцев и швейцарцев). Отряды иностранных наемников представляли для власти особую ценность, так как были более надежным средством подавления восстаний крестьян и городских низов. Сословно-представительная монархия стала политической формой, закрепившей образование сословий во Франции, их роль в государстве. Она была орудием политической централизации страны, объединила королевскую власть с церковью, служилым дворянством и горожанами. Важную роль сослов-но-представительная монархия сыграла и в решении внешнеполитических задач, прежде всего в успешном завершении Столетней войны с Англией. Усиление централизации страны благоприятно сказалось на развитии экономики Франции. Быстрый рост товарно-денежных отношений способствовал возникновению в недрах феодальной экономики элементов новых, в то время более прогрессивных, капиталистических производственных отношений. Централизация страны, формирование единой французской нации, зарождение капиталистических производственных отношений и экономическое усиление буржуазии — вот те условия, в которых осуществлялся переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|