Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образование и сопровождение людей, страдающих аутизмом: практические примеры




Аутичность

Аутичность - нарушения контактов с внешним миром, уход от реальности в мир собственных переживаний.

То есть внутренняя реальность кажется такому человеку реальней внешней, и эмоциональная жизнь нередко тоже представляет источник проблем и ненужных раздражений, так что есть стремление обойти ее как и внешний мир.

Родители аутичного ребенка с большим страхом смотрят в будущее под названием «школа». Как их особенный ребенок будет справляться со школьным режимом, выполнением заданий и прочими дежурными вещами обязательными и такими простыми для обычного школьника. Для этих опасений имеются серьезные основания.

Дети с ранним аутизмом, в силу своих индивидуальных особенностей, зачастую сталкиваются с определенными учебными трудностями. Обобщенное описание некоторых из них приводится ниже.

Мотивация детей с ранним аутизмом отличается от привычной мотивации обычных детей.

Похвала и порицание в общепринятом понимании при обучении детей аутистов малоэффективны.

Частая отвлекаемость требует создания на первых порах специальной структурированной обстановки с минимизацией слуховых и визуальных помех.

Трудность понимания абстрактных понятий. Эти понятия нужно вводить постепенно от простого к сложному. Часто аутисты воспринимают все буквально.

Слабая способность обучения через наблюдение. Усвоение элементарных навыков может потребовать большой концентрации внимания.

Повторяющееся поведение, самостимуляция (раскачивание, хлопание в ладоши и т.д.) отнимают значительное время занятия.

Это далеко неполный перечень возможных проблем, возникающих у аутичного ребенка в процессе обучения.

На первый взгляд эти трудности кажутся непреодолимыми. Но сегодня существуют программы, успешно применяемые зарубежом, по подготовке аутичного ребенка к учебному процессу. Главное не упустить время.

Ещё лет 20 назад нам, среднестатистическим жителям Украины, даже слово это было незнакомо. Что мы, даже эскулапы удивлённо поднимали брови. Но всё течёт, всё меняется.

Благодаря СМИ, художественным фильмам, осталось мало тех, кто не слышал этот термин хотя бы раз. Услышав, задавался вопросом: «Аутизм? Что это?» Хорошо, если получал вразумительный ответ.

Часто ссылаются на фильм «Человек дождя» с Дастином Хоффманом в главной роли, создавшем трогательный образ чудаковатого гения. Хвала его создателям. Если бы не этот фильм, многие бы так и пребывали в полном неведении о проблеме, которая стоит очень остро. Разумеется этого не ощущают те, кого она не коснулась на прямую.

С целью проведения разьяснительной работы среди населения, отвечаю на вопрос: «Аутизм-что это?»

Исторические справки опускаем. Медицинским языком Аутизм – это всепроникающее расстройство, проявляющееся в нарушении развития практически всех сторон психики: когнитивной и аффективной сферы, сенсорики и моторики, внимания, памяти, речи, мышления.

Родители аутичного ребёнка в полной мере сознают важность своевременной диагностики аутизма у ребёнка, собственно как и любого другого заболевания. Чем раньше проведена диагностика раннего детского аутизма и получен квалифицированный диагноз, чем раньше родители выйдут из состояния ступора (возможно помогут советы родителям аутичного ребёнка), тем раньше приступят к корекционной работе с аутичным ребёнком.

Ура!!! Американскими учеными из Калифорнийского университета в Сан-Диего разработан экспресс-метод диагностики раннего детского аутизма.

В ходе исследования ученые изучили данные опросов родителей приблизительно 10500 малышей в возрасте одного года. Вопросы затрагивали вербальные контакты и другие формы общения, свойственные детям этого возраста: распознавание объектов, восприятие жестов, мимики, звуков, слов и т.д.

По результатам опроса у 184 малышей были обнаружены отклонения. Эти детки регулярно, каждые 6 месяцев, до 3-х летнего возраста проходили осмотр в центре изучения аутизма. В результате у 133 детей из обследуемой группы были подтверждены отклонения в развитии, выявленные в ходе тестирования.

Немаловажно, прохождение теста у родителей отняло 5 минут. Диагностическая ценность теста – 75%.

Все детки, у которых были выявлены симптомы аутизма или задержка развития, получили лечение, начиная с 19 месячного возраста.

Пусть не скоро, но все же повезет родителям, получившим возможность диагностики раннего детского аутизма у малышей, посредством теста.

У многих детей с аутизмом развиваются моторные (двигательные) стереотипии очень рано. Моторная стереотипия – это повтояющееся движение какой-либо части тела человека. Моторную стереотипию иногда сложно отличить от тика (непроизвольное, спазматическое сокращение мускула или группы мускулов, частично находящееся под волевым контролем).

Маленькие дети с аутизмом чаще всего потряхивают или вращают рукой, машут руками. Это наиболее типичная стереотипия аутичных детей раннего возраста. Одну из рук ребёнок может держать с растопыренными пальчиками близко к лицу напротив глаз. Рука может то приближаться, то отдаляться, при этом ребёнок будет смотреть сквозь пальцы, как будто завороженный производимым световым эффектом.

Некоторым аутистам могут быть свойственны голосовые стереотипии: бесконечное повторение определённых звуков, слов или или одних и тех же вопросов.

Для многих аутистов важно соблюдение строгого распорядка и ежедневное выполнение одних и тех же ритуалов. Прежде чем зайти в ванную, для того чтоб умыться или принять душ, они могут 10 раз входить и выходить из неё. Или, например, утреннему одеванию может обязательно предшествать вращение вокруг себя. Или для выхода из дома может использоваться окно вместо двери.

Как помочь ребёнку с аутизмом ориентироваться в простых бытовых ситуациях? Как решать проблему обучения и социальной адаптации? Откуда брать время, силы и деньги на борьбу с врагом под названием детский аутизм?Проще говоря, в какой детсад отдать ребёнка, где найти знающего специалиста, как подготовить малыша к школе и как найти ту школу, которая согласится принять ребенка с детским аутизмом.

Это проблемы родителей детей с диагнозом детский аутизм на всем постсоветском пространстве.

Поскольку государственных программ медицинской и педагогической помощи аутичным детям, на данный момент, пока нет, каждая семья решает эти вопросы для себя сама. Основной источник информации – Интернет.

Сегодня есть возможность познакомиться с методами лечения аутизма, успешно применяемыми зарубежом. Мы с белой завистью читаем истории исцеления и маленьких побед счастливых родителей. Воодушевляемся, ищем возможности применения зарубежных методик к своим детям, боремся с сомнениями, преодолеваем скептицизм медиков и «доброжелателей».

А главное верим – детский аутизм победим.

Психологическая помощь при аутизме (замкнутости, уходе в себя)

Понятие «аутизм» (от греч. auto - сам) означает погружение, уход в себя. Аутизм проявляется с детства и ещё недавно считалось, что аутичный ребёнок никогда не сможет нормально жить и развиваться. Сегодня проблемы аутизма привлекают должное внимание практической психологии. Такой интерес вызван с одной стороны достижениями в области его изучения, а с другой - неотложностью и сложностью практических проблем психотерапии и психологической коррекции данного явления. Остро стоит и вопрос о ранней диагностике, поскольку один из десяти детей, получающих диагноз умственной отсталости, на самом деле страдает аутизмом.

Аутизм - психическое расстройство, возникающее вследствие нарушения развития мозга. Это загадочное и малоизученное явление характеризуется отклонениями в социальном взаимодействии и общении, а также ограниченным, повторяющимся поведением. Несмотря на то, что аутизм имеет широкий спектр проявлений, основные симптомы являются общими. Это желание уйти от контакта, экстремальное одиночество, стремление к навязчивым стереотипным и ритуальным формам поведения. Отмечается также необычное речевое развитие, а в некоторых случаях возможно полное отсутствие речи, вычурность движений, неадекватная реакция на сенсорные, воздействующие на органы чувств, раздражители. Однако, наиболее ярко проявляются собственно аутизм – замкнутость и уход в себя, погружение в мир собственных переживаний, не доступный для других. Даже очень близкие люди не подозревают насколько фантастичным и в тоже время реальным может быть этот мир.

Изначально аутизм рассматривался как проявление шизофрении и научные исследования были ориентированы на психопатологию. Особое внимание уделялось характеристикам аутичных людей, их странному, хаотичному поведению. Постепенно возобладала точка зрения, что аутичные люди, конечно, имеют набор специфических расстройств, но многое из их поведения может рассматриваться в рамках нормального развития. И медики, и психологи во всём мире начинают приходить к выводу, что аутисты тоже могут научиться радоваться жизни и стать полноценными членами общества. Более того они способны дать социуму возможность уйти от ортодоксальных стандартов и креативно развиваться. Подтверждением этого является то, что психологи считают аутистами таких известных личностей как Александр Пушкин, Альберт Эйнштейн, Агата Кристи, Билл Гейтс, Стивен Спилберг и многие другие.

К признакам аутизма относят:

  • отсутствие или ослабленное проявление интереса к людям
  • скрытые и явные дефекты речи
  • отказ от личных местоимений
  • отношение к себе как к наблюдаемому объекту со стороны самого себя
  • неадекватная привязанность к неодушевленным предметам
  • амбивалентность аффекта (удовольствие и страх одновременно)
  • склонность к ритуализации поведения и стереотипным действиям
  • отсутствие контакта глаз в общении с близкими людьми
  • повышенная агрессивность, нервозность и эмоциональная неуравновешенность
  • необоснованные страхи (фобии)
  • настораживающая нестандартность мышления
  • постоянное погружённое состояние в свой виртуальный мир
  • болезненное переключение с виртуальной в реальную действительность

Аутизм является проявлением врождённой или приобретенной дисфункции мозга в системах, отвечающих за восприятие внешних стимулов и заставляющих обострённо реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие. Нейрофизиология и нейропсихология объясняют это следующими причинами:

  • снижена активность лобных долей, которые отвечают за интеллект, сознание, инициативу (в результате избирательно понижается познавательная активность, отсутствует интерес к окружающей действительности и к людям, выражена отрешённость)
  • лобные доли перестают контролировать и направлять все остальные зоны головного мозга - речевые, моторные, зрительные и др. (в результате большинство действий становятся не осознанными, стереотипными, ни на что не направленными и многократно повторяются)
  • без контроля лобных долей, все остальные зоны головного мозга в дальнейшем задерживаются в развитии и развиваются не равномерно (в результате одновременно присутствуют сложные и простые навыки, например: примитивная речь и одновременно сложные глубокие фразы; самые простые представления о жизни и глобальные философские рассуждения о Вселенной)
  • наблюдаются нарушения в работе мозолистого тела в центральной части мозга, которое объединяет оба полушария и обеспечивает синхронное взаимодействие всех отделов, отвечающих за отдельные функции (в результате даже во взрослом состоянии человек относится к себе и к окружающей среде как ребёнок)
  • расстроенное функционирование мозга приводит к спонтанным нестандартным проявлениям и умозаключениям (в результате проявляется гениальность и примитивность индивида одновременно)

Психогенетика объясняет рассмотренные дисфункции мозга, влекущие за собой аутичность психогенетическими, тонкоплановыми энергоинформационными причинами:

  • искажение и нарушение раскрытия психогенетических программ формирования мозга в период эмбрионального развития
  • искажение тонкополевого голограммного каркаса, психоэнергетической матрицы развития белковых структур мозга в постэмбриональный период
  • приобретённые психогенетические изменения вследствие воздействия различных негативных излучений (например, повышенный радиоактивный фон и другие)
  • закрепление мутаций на психогенетическом уровне

Учитывая всё вышесказанное, наш психологический центр обращает особое внимание на психокоррекцию психогенетических аномалий. Для разработки индивидуального комплекса решения проблем аутичного характера первоначально проводится консультация психолога и детальное изучение симптомов. Наша психологическая помощь при аутизме осуществляется с применением универсальной психотехнологии, которая позволяет устранять психогенетические причины данного явления. Она даёт возможность решать и другие сложные проблемы, которые сопровождают аутистов.

"Аутичность (от греческого - "сам") - обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний". Такое определение аутизма дано в психологическом словаре. Этот термин, впервые введенный швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером, обозначает целый комплекс психических и поведенческих расстройств. Обычно выделяют три основные области, в которых аутизм проявляется особенно ярко: речь и коммуникация; социальное взаимодействие; воображение, эмоциональная сфера. В качестве основных симптомов аутизма называют трудности в общении и социализации, неспособность установления эмоциональных связей, нарушение речевого развития, однако следует отметить, что для аутизма характерно аномальное развитие всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, восприятия, моторики, внимания, памяти, речи. Несмотря на общность нарушений в психической сфере, аутизм проявляется в разных формах. В книге О. С. Никольской, Е. Р. Баенской, М. М. Либлинг "Аутичный ребенок: пути помощи" (М., 1997) приведены примеры различных подходов к классификации аутичных детей. Так, английский исследователь доктор Л. Винг разделила таких детей по их возможностям вступления в социальный контакт на "одиноких" (не вовлекающихся в общение), "пассивных" и "активных-но-нелепых". По ее мнению, прогноз социальной адаптации наиболее благоприятен для группы "пассивных" детей. Авторы книги предлагают в качестве основания классификации вырабатываемые аутичными детьми способы взаимодействия с миром и защиты от него и выделяют четыре основных формы проявления аутизма. 1. Полная отрешенность от происходящего. Дети с этой формой аутизма демонстрируют в раннем возрасте наибольший дискомфорт и нарушение активности, которые затем преодолевают, выстроив радикальную компенсаторную защиту: они полностью отказываются от активных контактов с внешним миром. Такие дети не откликаются на просьбы и ничего не просят сами, у них не формируется целенаправленное поведение. Они не используют речь, мимику и жесты. Это наиболее глубокая форма аутизма, проявляющаяся в полной отрешенности от происходящего вокруг. 2. Активное отвержение. Дети этой группы более активны и менее ранимы в контактах со средой, однако для них характерно неприятие большей части мира. Для таких детей важно строгое соблюдение сложившегося жесткого жизненного стереотипа, определенных ритуалов. Их должна окружать привычная обстановка, поэтому наиболее остро их проблемы проявляются с возрастом, когда становится необходимым выйти за границы домашней жизни, общаться с новыми людьми. У них наблюдается множество двигательных стереотипов. Они могут пользоваться речью, однако их речевое развитие специфично: они усваивают, прежде всего, речевые штампы, жестко связывая их с конкретной ситуацией. Для них характерен рубленый телеграфный стиль. 3. Захваченность аутистическими интересами. Дети этой группы отличаются конфликтностью, неумением учитывать интересы другого, поглощенностью одними и теми же занятиями и интересами. Это очень "речевые" дети, они обладают большим словарным запасом, однако они говорят сложными, "книжными" фразами, их речь производит неестественно взрослое впечатление. Несмотря на интеллектуальную одаренность, у них нарушено мышление, они не чувствуют подтекста ситуации, им трудно воспринять одновременно несколько смысловых линий в происходящем. 4. Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Центральная проблема детей этой группы - недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми. Для этих детей характерны трудности в усвоении двигательных навыков, их речь бедна и грамматична, они могут теряться в простейших социальных ситуациях. Это наиболее легкий вариант аутизма. По статистике, глубокий аутизм встречается только у одного ребенка из тысячи. В повседневной практике, в детском саду или в школе, мы, как правило, сталкиваемся с детьми, имеющими лишь отдельные аутистические признаки. Среди мальчиков аутизм встречается в 4-5 раз чаще, чем среди девочек. Причины возникновения аутизма в настоящее время до конца не исследованы. Большинство авторов относят к ним нарушения внутриутробного развития и истощающие болезни раннего детства. У аутичных детей чаще обычного наблюдаются мозговые дисфункции, проявляются нарушения биохимического обмена. Аутизм нередко сочетается с другими психическими расстройствами. Портрет аутичного ребенка. Симптомы аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизни ребенка. У аутичных детей нарушается "комплекс оживления", характерный для нормального развивающихся младенцев. Такой ребенок слабо реагирует на свет, на звук погремушки. Гораздо позднее своих сверстников он начинает узнавать мать. Но, даже узнав ее, он не тянется к ней, не улыбается, не реагирует на ее уход. Для него характерен отсутствующий, неподвижный взгляд "мимо", "сквозь" человека, он не откликается на свое имя. Внимание аутичного ребенка может неожиданно и надолго привлечь какой-либо яркий предмет, однако также неожиданно ребенок может панически испугаться любого предмета: портрета на стене, собственных пальчиков. У такого младенца часто наблюдаются двигательные стереотипы: он может часами раскачиваться в коляске или в кроватке, однообразно размахивать руками, длительное время издавать одни и те же звуки. И в более старшем возрасте аутичные дети кажутся отрешенными, безразличными к окружающему. Зачастую они избегают прямого (глаза в глаза) взгляда, и даже если смотрят на человека в упор, то просто разглядывают отдельные части лица или детали одежды. Такие дети обычно стремятся уйти от контактов с окружающими людьми. Существует мнение, что у них отсутствует желание общаться, в отличие от тревожных детей, которые хотят и ждут контактов, но по какой-либо причине боятся вступить в общение. От коллективной игры аутичные дети отказываются, предпочитая индивидуальную игру в уединении. Причем они могут одержимо годами играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки. Например, 5-летний мальчик на просьбы взрослых нарисовать дерево, человечка, машинку долго и сосредоточенно работал карандашом, и всякий раз, закончив рисунок, говорил: "Лестница!" У некоторых детей игра отсутствует вовсе, и развитие задерживается на стадии элементарного манипулирования каким-либо предметом. Аутичным детям свойственны стереотипные механические движения и действия. Например, ребенок может вместо умывания многократно поворачивать ручку крана то в одну, то в другую сторону или бесконечно включать и выключать свет. Иногда он подолгу совершает бесцельные однотипные движения телом: раскачивается, размахивает рукой, палкой или ударяет по мячу. В нашей практике ученик 2-го класса Андрюша М. в течение всего урока просто открывал и закрывал тетрадь, не слушая объяснений учителя и не выполняя заданий. Дети с нарушениями в общении любят придерживаться определенных ритуалов, и малейшие изменения в их жизни или в режиме могут стать для них травмирующим фактором. Результатом таких изменений бывает "уход в себя" либо вспышка агрессии, выражающаяся в жестоком обращении с близкими, со сверстниками, животными, в стремлении крушить и ломать все кругом. Довольно часто наблюдаются вспышки самоагрессии, возникающей при малейшей неудаче. Причем находящиеся рядом взрослые часто не понимают причины взрыва ребенка, они, имея навык общения с обычными детьми, не всегда придают значения "пустякам", которые так важны для аутичного ребенка. Пример. 4-летний Жора, собираясь вместе с другими детьми средней группы детского сада на прогулку, вдруг пронзительно закричал. Он бился в истерике, расшвыривал вокруг себя вещи, катался по полу. После каждой попытки взрослых, оказавшихся рядом и пытавшихся помочь ему, он с новой силой принимался визжать и биться головой об пол. Когда все дети ушли на прогулку, а у Жоры уже, видимо, не осталось сил, он немного успокоился. Опытный воспитатель стал "на ощупь" искать причину срыва. Глядя ему в глаза, начал перечислять все возможные детали, которые могли расстроить Жору. Воспитатель называл одну причину за другой, но мальчик оставался безучастным. Однако через какое-то время удалось привлечь его внимание: он оживился, когда воспитатель стал поправлять ему гольфы. Затем равнодушно, не сопротивляясь, но и без радости, он согласился идти на прогулку. Подобная реакция аутичного ребенка может возникнуть на новую одежду, надетую мамой, на перестановку мебели, на присутствие незнакомого человека, на звук телевизора, на незнакомую мелодию, гул пылесоса. Аутизму не всегда сопутствует снижение интеллекта. Практический (не связанный с речью) интеллект может даже превышать возрастную норму. Так, например, Даня К. (6 лет), отказавшись отвечать на какие-либо вопросы психолога при обследовании по методике Векслера, задания на определение невербального интеллекта ("Складывание фигур", "Лабиринт", "Последовательные картинки") выполнил блестяще и с явным желанием. Аутичные дети часто успешно работают с головоломками, кубиками, мозаиками, и эту склонность необходимо использовать для налаживания контактов с ними. Иногда таким детям доставляет удовольствие коллекционировать разные предметы: камушки, бумажки, палочки. Аутисты могут быть парциально одаренными и проявлять успешность в отдельных областях: обладать абсолютным музыкальным слухом, отлично играть в шахматы, рисовать, считать. В любимом многими американском фильме "Человек дождя" актер Дастин Хоффман мастерски изобразил аутиста Реймонда, который блестяще отгадывал цифровые комбинации в казино. Для аутичных детей свойственно отставание в развитии речи (хотя изредка встречаются и противоположные случаи). Важно отметить, что этот недостаток они даже и не пытаются компенсировать жестами, мимикой, в отличие от детей с задержкой речевого развития, но без нарушения общения. Если особых отклонений в развитии речи нет, ребенок все равно не использует ее в полной мере как средство коммуникации, ему трудно поддерживать разговор с другими людьми. Часто его речь представляет серию монологов, а в диалоговой речи (если она сформирована) присутствуют эхолалии (бессмысленные, необдуманные повторения услышанных фраз). Если аутичный ребенок и владеет фразовой речью, в ней, как правило, отсутствует местоимение "Я". Понятие "Я" чуждо этим детям. Они говорят о себе во 2-м или в 3-м лице, как делают это окружающие по отношению к ним. Кроме того, их речи характерна фотографичность, неосмысленность. Поскольку механическая память у таких детей, как правило, хорошо развита, они надолго запоминают отдельные высказывания, иногда очень умные, взрослые, не соответствующие возрасту и уровню развития. Не вдумываясь в смысл, они автоматически повторяют понравившиеся им фразы, приводя в восторг и умиление родителей, уверенных в связи с этим в исключительной одаренности своего ребенка. Аутичные дети, как правило, ни к кому не обращаются с прямыми вопросами, уклоняются от прямых ответов на вопросы, обращенные к ним (часто они их даже не слышат). У них могут быть нарушены интонация, ритм речи, они неверно ставят ударения в словах. Научить их говорить правильно довольно трудно, так как они не осознают необходимости этого. Не воспринимая своего "Я", не чувствуя своего тела, его границ, дети с нарушением общения испытывают и определенные трудности при формировании навыков самообслуживания. Как правило, они позже других детей научаются одеваться, раздеваться, употреблять по назначению горшок. Причем многократный показ одного и того же действия не приводит к желаемому результату: ребенок не осваивает его. К. С. Лебединская считает, что без своевременной диагностики и медико-педагогической помощи значительная часть этих детей становится необучаемой и не приспособленной к жизни вообще. И наоборот, при раннем выявлении нарушения и своевременно проведенной коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко - и развить их потенциальные способности. Как выявить аутичного ребенка. Аутизм - это медицинский диагноз, и конечно же, ставить его имеет право только специалист. Поскольку зачастую аутичный ребенок обладает целым комплексом характерных поведенческих особенностей, то первоочередная задача - определить, какое же нарушение является ведущим в каждом конкретном случае. Ведь проводить коррекцию всех нарушений одновременно невозможно. Однако диагностика нарушений часто вызывает затруднения даже у специалистов. Возможно, это связано с очень широким спектром проявлений аутизма, возможно - с недостаточной изученностью причин этого заболевания. И до тех пор, пока ученые не определят более точно, отчего возникает данный недуг, каждый раз при выявлении аутизма у детей, а значит, и при составлении коррекционной программы для каждого ребенка, будут возникать проблемы. У нас еще мало опыта такой работы, поскольку на практике мы обычно встречаемся лишь с детьми, обладающими отдельными чертами аутизма. Однако перечисленные трудности не освобождают нас от выполнения сложной работы по выявлению аутичного ребенка в группе детского сада или в классе. Безусловно, диагноз должен ставить только врач. Задача же педагога - выявить такого ребенка, помочь ему адаптироваться в детском коллективе и направить к специалистам. В нашей практике были случаи, когда сравнительно "благополучные" аутичные дети попадали к врачу только перед поступлением в школу. Если бы педагоги заметили проблемы этих детей раньше и посоветовали родителям обратиться к специалистам, наверное, адаптация ребенка к школьному обучению проходила бы более гладко. Поскольку в арсенале педагога, к сожалению, почти нет специальных разработок по выявлению аутичных детей, то лучшим помощником в такой работе будет личный опыт общения с детьми, терпение и умение наблюдать. Основные направления работы по выявлению симптомов аутизма у ребенка помогут определить данные, приведенные в Таблице 1. Сравнительная характеристика развития нормальных и аутичных детей заимствована из книги бельгийских психологов К. Гилберта и Т. Питерса. Однако, на наш взгляд, эти данные не должны восприниматься слишком буквально. Это всего лишь схема, содержащая определенные ориентиры работы с детьми. Таблица 1. Сравнительная характеристика развития детей в норме и при аутизме Развитие речи
Возраст в месяцах Нормальное развитие Развитие при аутизме
  Произношение гласных звуков, гуление.
  "Диалоги" в виде издавания гласных звуков, поворачивание в сторону родителей. Появление согласных. Плач тяжело интерпретировать.
  Различные интонации в гулении, включая интонации вопроса. Повторы слогов: ба-ба-ба, ма-ма-ма. Появляются указывающие жесты. Ограниченное или необычное гуление (визги или крики). Не имитируют визги, жесты, выражения.
  Появление первых слов. Использование лексики с интонацией, похожей на предложение. Игра с использованием гласных звуков. Использует жесты и вокализацию для привлечения внимания, указывания объектов и для просьб. Могут появиться первые слова, но часто не используются со значением. Частый громкий крик, остающийся трудным для интерпретации.
  Словарный запас 3-50 слов. Начинает составлять словосочетания из 2 слов. Перенесение значений слов (напр., папа - обращение ко всем мужчинам). Использование языка для комментариев, просьб и при совершении действий. Старается привлечь внимание людей. Возможны частые эхолалия и имитация.
  Сочетания от 3 до 5 слов ("телеграфная речь"). Задает простые вопросы (напр.: "Где папа?", "Идти?"). Использование слова это сопровождается указывающими жестами. Называет себя по имени, но не как "я". Может кратко повторить высказывания. Не может поддержать тему разговора. Речь сфокусирована на настоящее время и место. Обычно словарный запас менее 15 слов. Слова появляются, затем исчезают. Жесты не развиваются; присутствует несколько указывающих на объект жестов.
  Словарный запас около 100 слов. Многие грамматические морфемы (мн.ч., прош. вр., предлоги и др.) используются должным образом. Эхолалическое повторение редкое. Возрастает использование речи для обозначения "там" и "тогда". Задает много вопросов, главным образом для продолжения разговора, а не для получения информации. Комбинации слов встречаются редко. Может повторять фразы, эхолалия, но использование языка не творческое. Плохие ритм, интонация. Бедная артикуляция примерно у половины говорящих детей. У половины или более детей речь не осмысленная (без осознавания значений). Берет родителей за руку и ведет к объекту, подходит к месту его привычного расположения и ждет пока ему дадут предмет.
  Использует комплексные структуры предложения. Может поддерживать тему разговора и добавлять новую информацию. Спрашивает объяснения высказываний. Приспосабливает уровень речи в зависимости от слушателя (напр., упрощает для двухлетнего слушателя). Может творчески создать несколько комбинаций из 2-3 слов. Эхолалия остается: может использоваться при коммуникации. Копирует ведущих ТВ-передач. Произносит просьбы.
  Использует большой комплекс речевых структур. В основном владеет грамматическими структурами. Способен оценивать предложения как грамматические/неграммматические структуры и делать исправления. Развивает понимание шуток и сарказмов, узнает вербальные двусмысленности. Рост способности приспособления речи в зависимости от слушателя. Нет понимания или выражения абстрактных концепций (времени). Не может поддерживать разговор. Неправильно использует высказывания. Присутствует эхолалия. Редко задает вопросы; если они появляются, то носят повторяющийся характер. Нарушены тон и ритм речи.

Развитие общения и игры

Возраст в месяцах Нормальное развитие Развитие при аутизме
  Поворачивает голову и глаза на звук. Улыбается при общении. -
  Протягивает руки в ожидании, когда его возьмут на руки. Повторяет действия, имитируя взрослого. Менее активен, требователен, чем ребенок с нормальным развитием. Некоторые дети очень возбудимы. Слабый зрительный контакт. Нет ответных социальный проявлений.
  Отличает родителей от незнакомых людей. Игры типа "Дай и возьми" с обменом предметами со взрослыми. Игры в прятки ("ку-ку") и др. сходные по сценарию. Показывает объекты взрослым. Машет рукой на прощание. Плачет или ползет за мамой после того, как она уходит из комнаты. Ребенка трудно успокоить, если он огорчен. Около 1/3 детей чрезмерно замкнуты и могут активно отвергать взаимодействие. Около 1/3 детей любят внимание, но мало выражают интерес к другим.
  Ребенок чаще инициирует игры. Ведущая в той же мере, как и отвечающая роль при взаимодействии. Возрастает зрительный контакт со взрослыми во время игр с игрушками. Контакты обычно уменьшаются, как только ребенок начинает ходить, ползать. Не волнуется при разлуке с матерью.
  Появляется что-то похожее на игру: показывает, предлагает, берет игрушки. Игра с самим собой или параллельная являются более типичными.
  Появляются эпизоды, похожие на игру. При активной деятельности проявляется деятельность, похожая на игровую (напр., игры типа "Догони и дотронься" в большей степени, чем общая игра с игрушками). Обычно отличает родителей от других, но большой привязанности не выражает. Может обнять, поцеловать, но делает это автоматически, если его кто-то попросит. Не различает взрослых (кроме родителей). Могут иметь место сильные фобии. Предпочитают быть в одиночестве.
  Обучается взаимодействию со сверстниками. Эпизоды поддержания взаимоотношений со сверстниками. Часто ссорится со сверстниками. Любит помогать родителям в ведении домашнего хозяйства. Любит смешить других. Хочет сделать что-то хорошее родителям. Не допускает к себе других детей. Чрезмерно возбудим. Не понимает значания наказания.
  Распределяет роли со сверстниками в социо-драматической игре. Предпочитает друзей по игре. Взаимодействует со сверстниками вербально, иногда физически. Исключает нежелательных детей из игры. Не способен понять правила игры.

Развитие воображения

Возраст в месяцах Нормальное развитие Развитие при аутизме
  Недифференцированные действия с одним объектом. -
  Действия дифференцированы в соответствии с характеристиками объектов. Использование 2 объектов в комбинации (такое их использование не является социально приемлемым). Повторяющиеся движения доминируют в деятельности во время бодрствования
  Социально приемлемые действия с объектами (функциональное использование объектов). Использует 2 или более объектов.
  Частые символические действия (воображает разговор по телефону, процесс питья и т.д.). Игра связана с каждодневным распорядком дня ребенка. Активная роль в деятельности, похожей на игру.
  Часто использует правила игры применительно к куклам, игрушечным животным, взрослым (напр., кормит куклу). Выполняет действия, похожие на неограниченную собственную деятельность (воображает, что гладит белье). Развиваются несколько последовательных воображаемых действий (накормить куклу, укачать ее и уложить в постель). Воображаемая игра приводится в движение с помощью игровых предметов. Небольшая любознательность/исследование окружающей среды. Необычное использование игрушек и расположение объектов по линии.
  Перепланировка символической игры, объявление о попытке и поиске нужных предметов. Замена одного объекта другим (напр., кубиком заменяется машина). Объекты воспринимаются как имеющие независимую деятельность (напр., куклы поднимают свою собственную кружку). Часто произносит названия объектов. Не владеет символической игрой. Продолжительные повторяющиеся движения покачавания, кружения, походка на носках и т.п. Долгий взгляд на свет и т.д. Многие обладают хорошими способностями в зрительных/моторных манипуляциях, таких как в головоломке "Собери картинку из частей".
  Социодраматическая игра — творческая игра с двумя или более детьми. Использование пантомимы для представления предмета, в котором нуждается (напр., воображает наливание из несуществующего чайника). Темы реальной жизни и фантазии могут
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...