Вама Марга — путь множества дорог
Понятия Тантры и пути левой руки в последние годы использовались крайне некорректно, сделавшись относительно популярными особенно после так называемой сексуальной революции в 60-е годы 20-го века — настолько, что ими стали обозначать любое как бы метафизическое сношение. Эти упрощения получили такое распространение, что мы не можем не начать описывать Тантру и путь левой руки в рамках какого бы то ни было аутентичного контекста, не разобравшись вкратце с некоторыми, самыми живучими расхожими западными упрощениями. Нам даже попадались предприимчивые девочки по вызову, метящие попасть на рынок и рекламирующие себя как Последовательницы Тантры, адепты Тантрического Массажа и эксперты по Тантрическому Лэп-Дэнсу. Милые и приятные штучки, возможно, но считать, что они имеют к Тантре какое-нибудь отношение, кроме названия — смехотворно. Как мы увидим дальше, священные проститутки действительно издавна играют важную роль в тантрической традиции пути левой руки, однако их недавний выход на рынок предложения служит лишь тому, чтобы запутать и без них запутанный предмет. Таким же образом тантрическая формула «путь левой руки» была воспринята двумя противостоящими друг другу западными духовными субкультурами, возникшими приблизительно одновременно, когда в 1960-е годы шли поиски альтернативной религии. Наиболее широкое ее применение можно наблюдать у популистского движения нью-эйдж, среди множества сект которого водится уйма нео-тантристских учителей и групп, ассоциирующих себя с путем левой руки по той простой причине, что они практикуют сексуальные ритуалы. Тем не менее, хотя и допустимо связать собственно практики левой руки с нео-тантристами, связь будет во многих случаях исключительно поверхностной: как правило, базовые принципы, обозначенные в начале этой главы, игнорируются, а акцент делается на самых удобоваримых — и продаваемых — аспектах учения Вама Марга.
На противоположном полюсе стоят не столь многочисленные сообщества, составляющие современное нео-сатанистское движение и его ответвления, в массе своей относящие себя к пути левой руки. Вразрез с распространенным убеждением, практически ни одно из сатанистских обществ не использует даже рудименты сексуальной инициации пути левой руки в ходе своих исключительно умозрительных и, по большому счету, довольно формальных обрядов — лишая себя тем самым единственного определяющего признака пути левой руки любой вариации. Мы вернемся к «пути левой руки» нью-эйджа и «пути левой руки» сатанистов в одной из следующих глав, где будет рассматриваться заслуживающая любопытства значимость Вама Марги для западной культуры. Сейчас достаточно просто отметить их существование, ибо данные явления сегодняшнего дня внесли свой вклад в общую мешанину, не дающую Западу толком разобраться в том, что такое путь левой руки. Пока давайте отложим их в сторону и попробуем разгадать загадку концепций Вама Марги, пути левой руки, как они изначально толковались. Безбрежный океан кое-как сформулированных доктрин, подпадающих под концепцию индуизма — набор верований, где отсутствует объединяющая иерархия, свойственная большинству религий — послужил причиной того, что расплодилось множество сект, среди коих тантрический путь левой руки завоевал наибольшую известность за пределами Индии. Несмотря на то, что на Западе «тантра» — синоним слова «секс», эротические ритуалы в действительности составляют очень небольшую часть среди множества тантрических практик. В своей работе «Тантрическая традиция» признанный знаток Тантры Аджехананда Бхарати указывает, что лишь семь процентов тантрического материала носит сексуальный характер. Фактически сексуальная магия и эротический мистицизм попадают в сферу интересов лишь относительно малого числа адептов тантрического пути левой руки.
Заблуждение, что вся Тантра целиком и полностью сводится к мрачным сексуальным церемониям этой самой Вама Марги, господствовало в западном мире вплоть до 1914 года, когда Артур Авалон (сэр Джон Вудрофф) счел необходимым написать в своем введении к «Тантрататтве», что данный конкретный текст «может разочаровать тех, кто при упоминании о Тантре рассчитывает услышать о ритуалах с вином и женщинами, полуночном круге (Какра), черной магии на кремационных площадках и тому подобном». Конечно, мы обязательно посвятим немало внимания данным мало осмысленным мероприятиям. Но они составляют выбор исключительно меньшинства, посвятившего себя пути левой руки. Они не практикуются остальным, гораздо более многочисленным сообществом последователей тантрической традиции, относящейся преимущественно к пути правой руки. Дакшини Марга, сей куда более распространенный тантрический путь правой руки, является намного более социально признанным среди этих двух дорог, ибо отвергает физические сексуальные ритуалы и нарушение табу, что неотъемлемо присуще пути левой руки, используя в основном интеллектуальные и символические способы инициации. Кроме того, акцент пути правой руки на мужском принципе вступает в меньшие противоречия с патриархатом азиатских стран, где женщина традиционно играет подчиненную роль. Вама Марга, посвященная эротической инициации через женский принцип как одновременно вечной, спиритуальной сущности и физического, сексуального бытия, обычным индуистам и буддистам представляется куда большей ересью. Нельзя выделить одну-единственную исчерпывающую причину, по которой «путь левой руки» получил свое название; ответ распадается на несколько уровней физических, семантических и религиозных значений. Как и многие санскритские слова, вама переводится очень по-разному — есть как минимум четыре релевантных дефиниции, которые мы учитываем. Просто изучая различные пласты смыслов, вычитываемые из этого слова, мы можем вычленить основные принципы пути левой руки. И тогда сама формулировка Вама Марга предстанет кодированным магическим сообщением, символическим знаком или мантрой, раскрывающей свою суть магу, расшифровавшему ее содержание. То, что само словосочетание способно так много рассказать об уникальной методике инициации пути левой руки, можно отнести на счет его потенциальной жизнеспособности и привлекательности даже для ни разу не удосужившихся взглянуть, что же скрывается под его внешним покровом.
В первую очередь, давайте разберемся с двумя санскритскими словосочетаниями, имеющими при переводе устойчивый эквивалент «путь левой руки». Более старым из этих двух терминов является термин Вама Марга, буквально «левая сторона». (Относительно) более недавний термин Вама Кара значит просто «левый путь»; «руку», видимо, позже добавили западные интерпретаторы, хотя их толкование получило всеобщее признание даже в Индии. Вама Кара часто используется взаимозаменяемо с Вама Марга, хотя для ясности мы будем придерживаться исключительно последнего сочетания. Основной корень и там, и там — вама, что чаще всего переводится как «левый».
Темное направление
…берегись левого, культа Шакти. — Джеймс Джойс, «Улисс»
«Левосторонность» пути левой руки представляется настолько очевидной частью нашей темы, что часто упускается из виду или некритично принимается на веру. Но изредка нас спрашивают: «А все-таки, почему путь левой руки?» Подобно другим, на первый взгляд, простым вопросам, ответ на недоумение сложен. Поскольку нередко возникает вопрос, есть ли нечто общее между «левизной» Вама Марги и соответствующим политическим направлением, мы должны пояснить, что связи здесь никакой нет. Многочисленные специфические свидетельства левого направления можно проследить в древнейшей из дошедших до нас религиозно-магической символике древних шумеров Месопотамии, но, складывается впечатление, что это понятие было распространено почти повсеместно. Вот яркий пример: у древних шумеров постоянно говорится о «правом и левом», именно в таком порядке, поскольку считалось, что, упомянув сначала левое — привлечешь несчастье. В наше время эта идея сохранилась в виде таких поверий, что правый ботинок следует ставить перед левым. Месопотамские божества-защитники всегда изображались шагающими вперед с левой ноги — именно так лучше наступать на обитающих слева жутких тварей, которые населяют теневую сторону мира.
В шумерской традиции гадания правая сторона луны считалась добрым знаком, а левая — предзнаменованием зловещим. В этих древнейших цивилизациях, письменные памятники которых до нас дошли, жесты приветствия, благословения и приема пищи всегда делались правой рукой, ассоциируемой с чистотой; эта традиция сохраняется и в Индии. Индийская богиня Кали, самая темная манифестация Шакти, изображается многорукой, гневной и, чаще всего, совершающей ритуальное благословение правыми руками, в левых же она сжимает меч и отрубленные головы — так подчеркивается одновременно очищающая и наводящая ужас природа темной волны. Звучало немало спекуляций на тему, что древняя увязка правой стороны с добром, а левой со злом просто отражает тот факт, что большинство людей правши — примитивная уверенность в том, что типичное непременно должно быть добродетельным, тогда как необычное значит неправильное. Родители, у которых рождаются дети-левши, часто принимают меры, чтобы скорректировать данную аномалию, «исправить» ее. До сих пор люди стараются избегать пожатия левой рукой, даже те, кто, в общем-то, не страдает суевериями. Потому намеренно повернуть влево значит отклониться от того, что, может показаться, составляет для человека естественное направление, и искусить судьбу. Просто пойти налево, когда традиция велит нам ходить направо — самое первое нарушение табу, совершаемое на пути левой руки, отправная точка в освобождении от привычных человеческих убеждений. В символическом смысле соприкоснуться с влиянием чьей-либо «левой» силы значит вступить в контакт с теневой стороной бытия, которой боится большинство людей. Левый — это Другой, неизвестное, путь, следовать которым, по всеобщему убеждению, «неправильно», в отличие от протоптанной «правой» дороги. Во многих языках мира отражено такое неприятие левого. В современном английском языке слово left происходит от староанглийского lyft, т. е. «слабый» или «разбитый параличом» и, среди прочих малоприятных ассоциаций, связано со словом «прокаженный». Синонимом left было староанглийское слово winestra, что означало «более дружественный». Это слово — интересный пример магического употребления лексики. Эвфемистически называя «левое» «более дружественным», говорящий рассчитывал заклясть разрушительные силы левой стороны; по той же причине ревущего волка называют «псинкой».
Слово Sinister («темный»), заимствованное из латинского, разумеется, имеет гораздо больше смыслов — кроме буквальной «левизны», оно несет четко обозначенные негативные коннотации. Среди прочего, оно синонимично malefic («пагубный»). Это значение пришло из древнеримской эпохи, когда оракулы толковали явления, находившиеся на левой стороне (sinistrum), как неблагоприятные знаки. То, что было справа (dextrum: очевидна этимологическая связь с санскритским дакшина), считалось благоприятным знаком. Не вызывает сомнений, что древняя ассоциация слов «левый» (left) и «темный» (sinster) породила мнение о том, что путь левой руки — непременно зло. Итак, следует ли воспринимать путь левой руки как одну из сторон дихотомии, близнецом-негативом правого? Являются ли пути левой и правой руки на самом деле лишь различными потоками одной духовной реки? Некоторые историки, исследовавшие тантру, предполагают, что Вама Кара и Вама Марга изначально давали своим техникам более подробное описание, а не просто характеризовали их словом «левый». В них вкладывали некое значение, которое уже позднее повлекло за собой прочие интерпретации «левизны».
Шакти и Женский демонизм Пожалуй, гораздо больше, нежели знание о его темном направлении, для постижения пути левой руки дает тот факт, что второе значение слова вама — «женщина». Вама Марга, собственно говоря, означает «Путь Женщины». И действительно, Вама Марга стала известна как путь женщины задолго до того, как ее назвали левым путем в противоположность пути правой руки. Данное определение схватывает самую суть такого подхода к инициации, фокусирующегося прежде всего на Женском Демонизме Шакти во всех ее образах. Некоторые специалисты по тантре высказывают предположение, что сексуально-ориентированный путь левой руки был на самом деле первой тантрической школой, а путь правой руки развился как намного более поздний, выхолощенный и несексуальный вариант старой системы инициации. Некоторые древнейшие тантрические тексты, или тантры, о пути правой руки не упоминают вообще, а всю Тантру целиком описывают как путь женщины, Вама Кара. Потому многие учителя тантры продолжают называть всю тантрическую традицию путем левой руки. Эта идея получила распространение среди остальных историков по тантре благодаря выпущенной в 1982 году работе Н. Н. Бхаттачарайя «История тантрической религии». В поддержку его теории о первенстве сексуального пути левой руки относительно целомудренного пути правой руки говорит тот факт, что изначально слово «Каула» обозначало всю тантрическую школу, а также «Каула» — это название одной из старейших сексуальных общин левой руки, которая возникла в северной Индии. Как мы уже говорили, важнейшим для всех тантрических доктрин и практик — а для Вама Марги в особенности — является постижение Шакти, принципа космической женственности как центральной силы инициации; собственно слово это переводится как «сила». Шакти мыслится не как некая непознаваемая богиня, обитающая в далеких сферах или абстрактный философский архетип. Скорее она представляет собой божественную силу, обретающую воплощение в живой женщине. Для адептов пути левой руки женское тело есть храм божественной энергии, наполняющей жизнью зримую вселенную. Ее вульва или йони воспринимается как алтарь, место, где воспламеняющая энергия Шакти проявляется с наибольшей активностью. Однако манифестации этого женского принципа не ограничиваются телом биологической женщины. Тантрическое учение считает, что уровень личной силы и могущества, проявляющийся в том или ином индивиде, вне зависимости от пола, определяется объемом шакти, которым эта личность обладает. Более того, для адептов мужского пола важнейший аспект тантризма заключается в стремлении пробудить в себе спиритуальную женщину. В каком-то отношении, вся физическая вселенная эфемерной материи есть проявление Шакти. Соответственно, адепт пути левой руки не отрицает материальный мир, как это распространено в стандартных духовных практиках — материальный мир рассматривается именно как дорога к просветлению, и самый прямой путь по ней лежит через сексуальный культ шакти в образе живой женщины. Отталкиваясь от данной предпосылки, сексуальная тантра левой руки учит, что работа с непосредственно плотским наслаждением физического тела составляет главный инструмент инициации. Посвящаемые-мужчины настолько устремлены к Шакти, что в прямом смысле слова ищут путь к пробуждению ее в своем теле и психике. Адепт пути левой руки осознает, что женщины по природе своей наделены загадочным даром магии, прорицания и других черных искусств. Сходство между скандинавской традицией вольвы, женщины-оракула, и культом змеи у предсказательниц Древней Греции свидетельствует о том, что еще с архаичных времен магическая сила мыслилась как имеющая изначально-женскую природу. Потому мужчины-адепты пути левой руки жаждут обрести в себе часть этой женской сути; и данная практика не ограничивалась одной Индией. К примеру, едва ли не во всех культурах шаманы традиционно используют женскую символику, каковая должна помочь им в их визионерских странствиях; это прекрасное доказательство в пользу универсальности принципов пути левой руки.
Сфинкс; Франц фон Штук
Итальянский маг-философ Юлиус Эвола, самый компетентный из всех западных интерпретаторов пути левой руки двадцатого века, в главной своей работе «Метафизика пола» 1958 года анализирует универсальную природу женской магической силы, отмечая:
«…в Китае иероглиф ву, обозначавший человека, практиковавшего искусство магии в строгом «шаманском» смысле, первоначально относился лишь к женщинам. Техники, которыми пользовались ву, чтобы вступить в контакт со сверхчувственными силами, иногда носили аскетический, а иногда оргиастический характер; в последнем случае ву, по всей видимости, поначалу совершали свои церемонии обнаженными. Ву должна была обладать молодостью и пленительной красотой, это было условием ее участия в ритуалах; значение иероглифов яо и мьяо — «странный», «тревожащий», «загадочный» описывает качество и атрибуты ву».
Такое приравнивание древними китайцами женской силы одновременно к магическим и по природе своей «непостижимым» энергиям вселенной показывает, как архетип пути левой руки снова и снова проявляется в эзотерических традициях всего мира, совершенно друг другу не родственных. Узнав о том, как высоко путь левой руки чтит Женский Демонизм, кое-кто из наших читателей, зараженных вездесущими в наше время феминистскими славословиями, столь плотно окопавшимися в современной эзотерической мысли, может сделать ошибочный вывод, что второе название пути левой руки — Путь Женщины — позволяет интерпретировать его как подвид феминистского движения с духовными ловушками. Следует четко усвоить, что таинства эти не имеют ничего общего с политически-корректной концепцией Женщины, пропагандируемой основной массой феминистских доктрин, равно как древние принципы магии и инициации невозможно поставить на службу какой бы то ни было нынешней политической идеологии. Внушающая трепет темная богиня, плывущая по темному потоку, не имеет ничего общего с идеализированным образом кроткой и миролюбивой хранительницы домашнего очага, столь любезным сегодняшним феминисткам. Женщина Вама Марги не вписывается в воображаемую грезу феминистских псевдоисториков — утопию чудесного доисторического матриархата, где правят мудрые и миролюбивые женщины. Культ Шакти в концепции пути левой руки не является также и мистической идеей полного равенства мужчины и женщины — собственно говоря, путь левой руки базируется на глубоком убеждении в принципиальной разнице мужского и женского, что составляет центральную идею всякого аспекта практики Вама Марга. Но ни коим образом это не вопрос превосходства и второстепенности. Это просто убежденность в том, что мужское и женское начало представляют собой отдельные феномены. Акт сексуальной алхимии пути левой руки, порождающий спиритуального андрогина, основывается на сознательном соединении полярностей; подобная алхимия будет невозможной, если будет пытаться соединить принципиально одинаковые силы, как на том настаивает современная стратегия в отношении полов. Стоит лишь однажды увидеть многоликую Шакти в образе Кали с окровавленными губами, украшенную ожерельем из отсеченных человеческих голов и размахивающую смертоносным оружием, чтобы понять, что Женский Демонизм, постулируемый путем левой руки, имеет мало общего с девушкой с феминистского плаката. Еще в меньшей степени Она подходит как образец для подражания женщинам, принимающим подчиненные и привязывающие к дому роли традиционной жены/матери/дочери. Шакти обладает могучей силой в своих многочисленных образах, но будет ошибкой путать такого рода женскую энергию с «полноправием», как склонны выражаться феминистки; путь левой руки не поддается грубой политизации. На пути левой руки в первую очередь почитается темная сторона женского начала, в том числе в самом его крайнем проявлении (бхаирави) — созидательного разрушения. Кое-где говориться, к примеру, что Шакти способна вызывать ураганы, а они традиционно носят женские имена. Это неистовое качество можно трактовать как архаический образ свирепой охотницы, которая вся в крови от клыков и когтей, или же как более современный образ космических энергий разрушения, проявляющихся в момент атомного взрыва. Один из тантрических текстов описывает Кали как «сияющую светом десяти миллионов солнц, чей цвет черен, словно грозовая туча». Черный Свет, который стремятся постичь члены ряда еретических исламских сект Ирана, или Черное Пламя, о котором говорится в некоторых сегодняшних культах левой руки на Западе, можно уподобить темной стороне Кали-шакти — ее нередко представляют в виде черного всепожирающего огня. Европейские аналоги принципа бхаирави можно обнаружить в зловещих описаниях женских божеств, в изобилии встречающихся в древних скандинавских религиях. Крупнейший современный исследователь мифологии северных народов Хильда Эллис Дэвидсон дает иное представление о Валькириях или waelcyrge («выбирающие убитых»), весьма отличное от привычного романтического образа аккуратно причесанных светлокосых красавиц, напяливших старомодные шлемы. Дэвидсон рисует мрачную картину: растрепанные валькирии, мчащиеся через обагренные кровью поля по следам сражений, «ткут жуткий узор из оружия, внутренностей и черепов». Поразительное сходство с Кали. Лин Уэбстер Уайльд в работе «По следам женщин-воительниц» предлагает любопытное описание Шакти с женской точки зрения:
«Шакти… передает качества этой энергии: эротическая, неистощимая, пленительная, пугающая, чувственная, разрушительная — божественная женщина в действии… это активная энергия, и ее четко передают фигуры критской богини-змеи или статуи танцующей Парвати, которые вы можете увидеть в местном индийском ресторане. Это не плодовитая, сонная, мирная энергия земли-матери, столь любезная ее сентиментальным поклонникам. Это яркая, обжигающая жизненная энергия архетипической женщины, выражена ли она в божественной или в человеческой форме».
В связи с данным специфическим аспектом Женского Демонизма, постулируемым путем левой руки, существует распространенное заблуждение, которое следует прояснить, прежде чем углубляться в наше исследование. Многие из западных людей, практикующих сексуальную магию несерьезно, время от времени, могут по ошибке предположить, что ритуалы пути левой руки — это пережиток некогда повсеместно распространенного использования сексуальной энергии ради повышения плодородности земли или племени. Однако эти ритуалы плодородия, некогда распространенные в языческих культурах и зачастую принимавшие формы оргиастических празднеств, на самом деле не имеют ничего общего с особым видом сексуальности, который задействован в темной волне. Первое различие состоит в том, что такого рода общинная сексуальная магия предписывалась религиозными вождями как священная обязанность, как своего рода жертвоприношение личной эротической энергии на благо общины. Эрос пути левой руки полностью избегает социально-одобряемых «мероприятий», связанных с рождением, продолжением человеческого рода, материнством. Эти диктуемые природой силы воспроизводства сознательно перенаправляются на исключительно личную и нематериальную задачу индивидуальной самоинициации. Мировые религии всегда стремились свести сексуальные возможности женщины к данным ограниченным целям произведения потомства. Даже культ сексо-нанавистничества, например, в экзотерическом христианстве, допускает, что женская сексуальность, направленная лишь на рождение детей, ― здоровое и нравственное качество; при этом прочие проявления женского эротизма с негодованием признаются демоническими. Подавление и ослабление энергии шакти, ее нейтрализация через брак и материнство стоят в ряду тех уз, что последовательно разрушает путь левой руки. Некоторым женщинам, только начавшим постигать магические практики пути левой руки, приходится бороться с контекстом, определяющим их сексуальную личность как жену и мать, препятствующим культивации ими сексуальности темной волны, каковая необходима для постижения и практики Вама Марги. Богиня плодородия не играет никакой роли в культе Женского Демонизма пути левой руки. Да, Кали — это Темная Матерь. Но порождает она майю вселенной, а не только биологических младенцев. Творения Кали имеют принципиально магическую сущность, это не-природное культивирование сексуальной тени или ка, если воспользоваться понятийным аппаратом египетской магии. (Египтяне верили, что без силы сексуальной энергии, сосредоточенной в ка, мертвым нельзя выйти за пределы смертной жизни — эта идея перекликается с философией пути левой руки.) Женщина-инициатрикс темной волны персонифицирует потусторонний аспект Женщины, которым Мужчине не дано обладать, который он не может подчинить или постичь. Женщина, Обожествленная как блудница и девственница, менада и амазонка, валькирия и суккуб — таковы бесчисленные маски Женского Демонизма. Ее сексуальность, совершенно неукротимая, имеет завершенно-целостный и недосягаемый магический характер, она лишена примитивно-биологической похотливости Женщины как собственности, как рабыни кухни и детских пеленок. Это поклонение теневой стороне женского начала настолько значимо в пути левой руки, что читатель не мог не заметить, что мы ставим его главным критерием универсальной темной волны — без женщины просто не может быть самого пути левой руки. Подобно всем остальным истинным мистическим силам, чистая шакти-энергия, испускаемая женщиной-инициатрикс, не может сразу открыться адепту-мужчине на начальных этапах инициации. Нечто схожее с сокрушительной силой, которой награждает шакти Вама Марга, встречается и в других мифологических системах. Эллинистическая Медуза, женщина с головой, увитой змеями, чья энергия столь могущественна, что даже герою нельзя смотреть ей в глаза, представляет собой яркий пример радикальной манифестации Женского Демонизма. В этом смысле современным западным адептам-женщинам, возможно, будет сложно овладеть темной стороной своего женского начала, которая имеет ключевое значение для темной волны. Все эти определения Шакти могут показаться несколько абстрактными. На самом же деле, первоначальный контакт с ней устанавливается путем непосредственного сексуально-энергетического обмена с воплощенной в живом женском теле темной силой. Традиционная инициация пути левой руки всегда передается адепту-мужчине через ритуальное соитие с женщиной-наставницей, звеном в цепи посвященных женщин, несущих в себе жизненную силу темной богини. Подчеркивая важность методики передачи генитальной энергии, эзотерическая наука постулирует, что определенные силы, присущие лишь возбужденному женскому телу, содержатся в ее сексуальных флюидах. По могуществу, которое им приписывают, они сходны с «эликсиром мудрости», предметом поиска европейских алхимиков. Связан с этим материальным женским эликсиром, поглощаемым во время сакрального коитуса, более тонкий поток шакти, эманируемый экстатически гальванизированной нервной системой женщины. Этот вид эротической инициации, когда адепт-мужчина совокупляется с женщиной другой касты, нередко идет вразрез со строгой кастовой системой Индии, чем усиливается в буквальном смысле «отверженный» характер Вама Марги. Помимо этого нарушения индуистского социорелигиозного табу, само центральное положение женщины в практиках пути левой руки в индийской культуре обычно воспринимается как вопиющая гнусность. Люди Запада, привыкшие идеализировать повседневность индийской духовной жизни, вообразили себе, что раз в Индии сохранился культ женских богинь, значит, женское начало окружено там большим уважением, чем в нашей культуре. Это не так; женоненавистничество процветает на всех уровнях индийского общества. В некоторых сельских областях рождение девочки считается несчастьем и дурным предзнаменованием; нередки убийства новорожденных женского пола, поскольку они для семьи — бесполезный убыток. Практикуемое путем левой руки возвышение вечно презираемой женщины на уровень носительницы инициатической энергии воспринимается просто-напросто как кощунство. Это особенно верно в отношении общества, где наиболее почитаемые священные тексты отводят женщинам лишь самое подчиненное место, роль покорной супруги и инструмента продолжения рода. Тантрическое учение стало первым, осудившим ритуал Сати, предписывавший вдовам ритуально сжигать себя вместе с мертвым мужем, поскольку они якобы «нечисты». В противовес ведической традиции и индуистской ортодоксии, «Маханирвана-тантра» говорит: «жена не должна сжигать себя вместе с умершим мужем. Каждая женщина — твой образ. Ты скрыто пребываешь во всех женщинах мира. Та женщина, что в своем заблуждении взойдет на погребальный костер своего повелителя (мужа), отправляется в ад». К тому же из всех индийских религиозных сект одна тантра позволяет женщине быть духовным учителем или гуру. Как отметил по поводу Тантры один удивленный этим учением исламский средневековый автор, она «равно почитает оба пола и не делает различия между мужчиной и женщиной… эта секта называет женщин шакти (сила), и дурно обходиться с шакти — то есть, с женщиной — считается преступлением». Такое пронизывающее путь левой руки поклонение женщине, которое по понятным причинам не приветствуется в страдающей анти-женскими предрассудками восточной культуре, представляет собой полную противоположность женоненавистничеству, распространенному среди западных магов-мужчин, причем даже тех, кто заявляет о своей приверженности «пути левой руки».
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|