Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кундалини — Лики Огненной Змеи




На сексуальном уровне высший акт обратного действия в инициации пути левой руки для тантристов мужского пола состоит в пробуждении богини Шакти в собственном теле, т. е. психосексуальном превращении, позволяющем ему самому стать богиней. Одна тантрическая поговорка утверждает: «К чему мне посторонняя женщина? Женщина уже есть внутри меня». Идущий по пути Вама Марга стремится стать существом противоположного пола, создав этим цельного андрогина, принимая участие в образующем космос слиянии Шакти и Шивы внутри своего сознания. Одно из почитаемых в тантризме воплощений Шивы известно под именем Арданирисвара; этот образ бога рисуется в виде андрогина, левая сторона тела которого наделена женскими половыми признаками, правая — мужскими. (На Западе таинственный двуполый эгрегор Бафомет символизирует тот же принцип). Маг пути левой руки приходит к осознанию, что демон, обитающий в физическом организме, на самом же деле, есть его (ее) вторая сексуальная половина. В Кундалини, где богиня-хранительница является человеческому сознанию в образе женщины-змеи, часто можно усмотреть и услышать оживший Женский Демонизм.

Пожалуй, человеку западной культуры, впервые прикоснувшемуся к традиции темной волны и воспринявшему ее идею о спиритуальной субстанции противоположного пола внутри собственного тела и психики, проще всего понять ее с помощью концепции anima и animus, которая стала известна благодаря работам швейцарского психолога Карла Юнга. В «Развитии личности» Юнг писал: «Каждый мужчина носит в себе вечный образ женщины, не какой-либо конкретной женщины, но определенный женский образ. Этот образ, в сущности, бессознателен; он представляет собой наследственный фактор изначального происхождения, запечатленный в живой органической системе человека, отпечаток или архетип всего наследственного опыта женщин, хранилище всех отпечатков, когда-либо запечатленных женщиной».

Такой образ, названный Юнгом анима, мужчина бессознательно переносит на известных ему женщин; точно так же женщина проецирует на мужчин внутренний мужской анимус. По предложенной Юнгом теории, личностная целостность достигается лишь при том условии, что внутреннее альтер-эго противоположного пола — для этой психической реальности Юнг предложил изобретенный им термин «контрасексуальный» — полностью интегрируется с эго; как правило, это происходит в сновидениях. Если рассуждать в терминах доктрины Вама Марга, анима представляет собой сокровенную внутреннюю шакти, источник магической силы адепта-мужчины, а также психическую экстернализацию шакти на сексуальную инициатрикс. Женская анима как сверхъестественная жизненная энергия не аналогична алхимической Анима Мунди, которая мыслится как реальное земное существо — мировая душа в образе духа женского пола, объективно напоминающая шакти из традиции пути левой руки.

Ричард Нолл в биографии Юнга «Арийский Христос» приходит к выводу, что за образом вполне земного психолога скрывался, впрочем, скрывался — не вполне точное слово, сексуальный маг, проповедовавший в созданном им учении сексуально-магическую полигамию. Среди прочего, психолог всю свою жизнь считал себя учеником немецкого поэта Гёте, чье вполне укладывающееся в концепцию пути левой руки преклонение перед Ewigweibliche (Вечной женственностью) в поэме «Фауст» не могло не повлиять на весьма «фаустовского» доктора Юнга. Несомненно, Юнг, хотя и считал себя ученым, разрабатывал свою философию эзотерического пола, корнями глубоко уходящую в алхимию, гностицизм и германскую традицию сексуальной магии. Его анима и анимус несут на себе отпечаток древнескандинавской традиции seithr (в основе своей сексуальной) — экстатического шаманизма, перекликающегося с путем левой руки. Ее ритуалы были связаны с использованием женской энергетики богини Фрейи, также известной как Фригг. Присутствующие в имени «Фрейя/Фригг» коннотации с сексуальностью сегодня находят свое отражение в английском слове «frigging», являющемся англо-саксонским эвфемизмом «fucking».

В siethr маг входит в состояние измененного сознания, дабы обрести своего двойника в образе сверхъестественного существа, называемого fyligya или «fetch» (призрак). Сторонники юнговских теорий, выросших из той же индоевропейской культурной матрицы, что и seithr, вполне могут поставить знак равенства между анима и демоническим двойником-женщиной у мага-мужчины; так же и адепты-женщины, имевшие опыт общения со своим двойником-мужчиной, могут назвать последнего анимус. (fyligya иногда является магу в анималистических образах, близких к тотемным животным сибирских шаманских традиций и визионерских ритуалов североамериканских индейцев.)

В традиции Вама Марга пробуждение внутреннего двойника противоположного пола наиболее эффективно достигается посредством Кундалини, изменения направленности естественных процессов, когда тонкая энергия, которая, как принято считать, в дремлющем состоянии сосредоточена в основании позвоночника, пробуждается и, словно змея, начинает подниматься по позвоночному столбу. Адепты пути левой руки чаще всего активизируют в своем организме змеиную энергию с помощью сексуальных ритуалов, проводимых вместе с партнером противоположного пола. Во время майтхуны, или сексуального ритуала, ощущения от физической передачи кундалини от одного партнера к другому сравнимы по силе с электрическим шоком. И действительно, испытавшие движение потока темной силы кундалини от представителя одного пола к партнеру противоположного, говорят, что метафора «электрический разряд» отлично описывает такую вполне ощутимую передачу энергии.

Как и в случае с электричеством, если энергия Кундалини была активизирована и доведена до максимума, ею крайне трудно управлять, и потенциально опасные действия, связанные с контролем над ней, дают возможность столкнуться с истинной реальностью. Именно самый драматичный из всех физических процессов позволяет посвящаемому адепту прийти к состоянию пробуждения.

Известно, что такой грозящий гибелью опыт приводил к необратимой психической деградации тех, кто пытался его осуществить. Такой риск очень удачно сравнивают с опасностью, угрожающей тому, кто тревожит кобру, спящую в своей норе: как говорится, Кундалини «пробуждается от сна подобно змее, когда касаешься ее палкой, она шипит и принимает боевую стойку». То, что должно двигаться вниз, адепт силой воли заставляет двигаться вверх. Кундалини, что дословно означает «Та, что Скрыта», — это понимаемое в буквальном смысле присутствие спящей богини внутри тела каждого из людей. С помощью упражнений, регулирующих дыхание, или пранаямы, совмещенных с ритуальным половым актом, женские/лунные и мужские/солнечные энергетические потоки сливаются воедино, что ведет к оргазменной вспышке света, озаряющего осознание и активирующего дремлющую энергию.

Кундалини, сосредоточенная в муладхара-чакре, где пребывает Шакти, поднимается из этой точки, проходит через чакры (круги), расположенные вдоль позвоночного столба, чтобы соединиться с Шивой, пребывающим в сахасара-чакре. В коронарной чакре энергия кундалини раскрывает чакру аджна, иначе — третий глаз, орган тонкого тела, расходящийся от зоны пинеальной железы грубого тела. Тогда посвящаемый впервые получает возможность видеть. Считается, что женская сила кундалини, как и сама майя, гипнотизирует человека и делает его рабом нереального, пока спит в зоне основания позвоночника, и лишь поднимаясь вверх, становится пробуждающей энергией.

Спиритуальное соитие Шакти и Шивы внутри тела через упражнения кундалини-йоги повторяет сексуальный акт мужчины и женщины, которые следуют по пути левой руки. В терминах западной магии кундалини можно истолковать как акт заклинания, призывание богини внутри собственного тела мага. Как и во всех практиках йоги, не столь уж редко такое упражнение служит для развития магических способностей или сиддхи, в особенности — сиддхи, имеющих отношение к женскому началу, к примеру, обостренной интуиции или ясновидения. На архетипическом уровне сознания змея, символизирующая кундалини, является мистическим соединением мужских и женских образов, двуполое создание, вызывающее характерные фаллические ассоциации с выпрямившейся змеей, источающей животворную слюну, и одновременно несущее в себе идею женского принципа, поскольку по поверью, в змее скрыта богиня.

Отголоски древнего санскритского слова кундалини встречаются в ряде индоевропейских языков. Старое англо-саксонское «cunt» <вульва> и современное английское «cunning» <искусство, умение> — вот лишь два примера из многих. Другой пример — Кундри, зловещая колдунья из саги о Граале и Парcифале. Дикарку Кундри сравнивают с «дьяволицей» и «адской розой», о ней говорится, что она обучалась ворожбе в «далекой Аравии» — намек на персидское происхождение легенды. Ее отношения со злым волшебником Клингзором носят несомненно инициатический характер; она — темная кундалини-шакти Клингзора, экстернализированная анима. С помощью Кундри Клингзор надеется обмануть наивно-глуповатого Парсифаля и завладеть Граалем, вечным символом Женского Демонизма. Миннезингер Вольфрам фон Эшенбах наполнил свою поэму экзотическими образами, многие их них так или иначе связаны с культом Женского Демонизма, которым пропитана традиция трубадуров.

Кундалини, понимаемая как сокровенная женская энергия, практически идентична германской богине Хольде, чье имя аналогично переводится «Та, Что Скрыта». Эта языческая богиня вошла в христианскую традицию, превратившись в средневековой Германии в Фрау Холле, сексуального демона в обличье растрепанной простоволосой женщины, которая наделена многими атрибутами индийской Кали или месопотамской Лилит.

Восхождение Кундалини, открывающее третий глаз в верхней чакре, в западном контексте нередко сравнивалось с сияющим изумрудом, выпавшим из венца Люцифера во время его мифической Небесной Битвы. По предложенной фон Эшенбахом трактовке легенды о Парсифале, утерянный Люцифером изумруд, в конце концов, превратился в Грааль, предмет поиска западных адептов. Святой Грааль, неиссякаемая чаша изобилия, мудрости и вечной молодости, которую веками искали европейские маги, представляет собой десексуализированный, но недвусмысленный символ йони Шакти. История о Граале и Парсифале содержит характерную мифическую символику, соединяющую европейский и индоарийский культ вагины. Обретение во время инициации драгоценного камня из венца Люцифера в форме Грааля — таинственного символа безграничной женской мудрости — можно трактовать как аналог пробуждения Кундалини.

Современные искажения идеи Кундалини, придуманные в контексте движения нью-эйдж, нередко низводят эту практику до тривиальных способов увеличения нормальных энергетических уровней или их активизации. Вполне безвредное времяпрепровождение для заскучавших домохозяек. Все это хорошо и замечательно. Но подобные упрощения западной культуры, как и многочисленные новейшие вариации техник пути левой руки, не несут в себе ни грамма смысла. Пробуждение Кундалини с помощью сексуальных ритуалов или чего иного, на самом своем глубоком уровне представляет собой инициатический опыт, способный перевернуть привычный мир.

Сходные с Кундалини концепции встречаются в самых разных эзотерических традициях мира, что свидетельствует о том, что тантризм — не более чем локальное осмысление некоего универсального явления. Размышления о феномене кундалини появились в западной герметической литературе задолго до того, как знание о пути левой руки попало в Европу. Змей Кадуцей — хорошо известный символ змеевидной женской сексуальной энергии в герметизме и алхимии. Более конкретно — Гихтель, ученик немецкого мистика Якоба Бёме, писал в 1696 году в своем трактате «Teosophia Practica» («Практическая теософия») о несущем просветление «змеевидном огне», локализованном в основании позвоночника. Такого рода замечания европейцев о змееподобной расширяющей сознание неизвестной энергии, каковая находится в человеческом теле, показывают, что опыт активизации кундалини был известен далеко за пределами Индии. В описании Гихтеля этот позвоночный огонь принимает форму могучего дракона. Дракон как хранитель тайной женской мудрости есть мифический символ, встречающийся помимо европейского фольклора в месопотамской легенде о богине Тиамат, на основе которой позднее сложилась библейское предание о драконе Левиафане, чудовище из «Откровения».

 

 

Грех. Франц фон Штук.

 

Тантрическая символика изображает Кундалини в виде змеи, открывающей секретное, потенциально опасное знание. Аналогичную символику мы находим в еретической интерпретации гностиков мифа о змее в райском саду. Змей, считающийся у ортодоксальных христиан Дьяволом, понимался некоторыми гностиками как божественная София, принявшая форму змеи, дабы даровать людям бессмертие и возможность «быть как боги».

Часть позвоночника, расположенная над тазовой костью, где, как считалось, прячется огненная змея кундалини, в современном английском языке называется secrum <крестец>, производным от латинского слова os sacra («священная кость»). В экзотерическом смысле соседство крестца с гениталиями позволяло приписать ему сакральный статус. Однако, в до-римской культуре нет свидетельств в пользу гипотезы, что крестец считался местом сосредоточения силы, сходной с кундалини.

В древнеегипетском культе Сета — неистового бога-«аутсайдера», знаменитого своей ненасытной сексуальностью и тем, что иногда он принимал женское обличье — встречаются упоминания о том, что область спины, особенно позвоночный столб, считается зоной, которой управляет Сет. Египтолог-мистик Иша де Любич описал «силу Сета» как «активную силу огня, чей канал — позвоночный столб… поэтому говорят, что спина принадлежит Сету». Аналогичным образом змей урей, изображенный в боевой стойке на короне равных богам египетских фараонов, практически неотличим от гораздо позднее появившихся индийских изображений проснувшейся огненной змеи Кундалини, поднимающейся из верхней чакры адепта.

В пользу подобных египетских свидетельств о том, что на африканском континенте знали, что такое Кундалини, говорят факты из жизни современных!кунгов, племени, населяющего пустыню Калахари («!» в слове «!Кунг» произносится щелчком языка). Живущие охотой и собирательством!кунги описывают некий механизм экстатического транса, достигаемого, как правило, в ритуальном танце, поразительно напоминающем индийскую тантрическую модель кундалини; хотя, насколько известно, эти две культуры никогда не соприкасались.

В древней Греции оргиастический культ бога вина Диониса, зародившийся на Крите, содержит массу сходной с Кундалини символики, что дает нам еще одно доказательство некогда повсеместной распространенности в дохристианской Европе традиции Женского Демонизма. Главное божество преимущественно женского дионисийского культа было двуполым. Дионис, по природе своей родившийся мальчиком, магическим образом трансформировался в женщину, став в итоге богом, сочетающим в себе оба пола — его история отражает фазы Кундалини. Рожденного с счастливой «женской» отметиной в виде рогов на голове (своей формой символизирующих матку и «женский» лунный серп, позднее демонизированный в рога Дьявола) и изображаемого с короной из архетипических, напоминающих Кундалини, змей, ребенка-Диониса разорвали титаны и сварили в котле.

Богиня Рея, которую иногда представляли в образе близкого к Кундалини дракона, оживила его, превратив в девочку, и воспитала. От этого он получает змееподобную силу шакти женского принципа, хотя исступленное поклонение менад его не трогает в сексуальном плане. Гибель Диониса с последующим воскрешением в пограничном двуполом образе перекликается с концепциями кундалини, когда посвящаемый разрывает себя на части психически, дабы вернуться в мир богиней; в равной мере эта легенда близка к инициатическому испытанию шамана, который магически «умирает» для того, чтобы обрести женскую магическую силу. В дионисийском культе принимали участие в основном женщины, возвращавшиеся в дикое состояние через сексуальную вседозволенность. В контексте насквозь патриархальной культуры классической Греции подобное поведение части женщин, как правило, считалось антиобщественным нарушением установленной роли женщины как покорной домохозяйки.

Рея, превратившая своим колдовством Диониса из мужчины в женщину, в Малой Азии носила имя богини Кибелы — темной лунной богини, последователи которой подвергали себя ритуальной кастрации в состоянии измененного сознания в момент экстатических инициатических обрядов. Это радикальное средство служило той же цели, что и кундалини, то есть пробуждению женской магической силы в адепте-мужчине. Ритуальная кастрация была обязательным этапом посвящения в жрецы Кибелы; после оскопления новые служители облачались в женскую одежду и приучались носить длинные, как у женщин, волосы в знак их внутреннего изменения.

Современный рассудок могут шокировать столь экстремальные процедуры. Однако же, обет безбрачия католического духовенства, по сути — та же инициатическая кастрация, дающая им власть отправлять магические обряды пресуществления, точно так же двусмысленное облачение, которое католические священники надевают после посвящения, перекликается с древними шаманскими знаками обретения женской магической силы. Католики признают существование Женского Демонизма, поэтому сурово подавляют именно те сексуальные энергии, которые сознательно активизирует путь левой руки; с эзотерической точки зрения, маг может увидеть, что за этим скрывается знание основ приобщения к шакти.

Полный анализ всех, подчас досадно непоследовательных, трактовок Кундалини, какие только существуют, уведет нас слишком далеко от поставленной нами задачи дать описание основ сексуальной инициации пути левой руки. Более того, ни одна книга не способна привести к достаточному пониманию кундалини. Постичь это явление возможно лишь своим физическим телом. Это лучше, чем пытаться понять, что это такое, читая соответствующий текст и воспринимая его строго рациональным левым полушарием мозга. Как всегда, когда речь заходит о сверхрациональных явлениях, тот, кто претендует на это, сам испытал, как разворачивается огненная змея, и возвращается с противоречивыми «отчетами» о том, каким способом это было проделано, и какие были результаты.

На одном полюсе стоят поучения некоторых тантристов о том, что сексуальное наслаждение есть единственный и самый главный механизм постижения кундалини, в то время как последователи пути правой руки настаивают на том, что разбудить кундалини можно исключительно через жесткое воздержание. Согласно традиционным учениям, энергия кундалини содержится в семени, а оно, в прямом смысле слова, превращается в оджа, огненный эликсир, поступающий из гениталий в позвоночный столб, потом в мозг, откуда, как утверждается, питает все тело жизненной силой. Прошедшие такую инициацию и испытавшие перерождение через кундалини женщины по вполне понятным психологическим причинам отрицают связанную со спермой теорию. Другие отдают предпочтение менее «буквалистской» школе, где энергетика, о которой идет речь, описывается как абсолютно не имеющие отношения к физическому телу манифестации тела тонкого (или эфирного).

Чакры, энергетические центры, через которые, как принято считать, движется вверх энергия кундалини, являются другим краеугольным камнем споров. Многие из сегодняшних последователей кундалини-йоги придерживаются мнения, что чакры — не более чем субъективные символы, не имеющие под собой физической реальности, в то время как более консервативные адепты настаивают на их совершенной объективности. Как правило, существование системы чакр более или менее признается всеми, но одни секты выделяют их всего шесть, другие — целых тринадцать.

Сверхъестественные слуховые эффекты, нередко сопровождающие опыт пробуждения Кундалини, подчас воспринимаются как божественная музыка. Грохот цимбал и колокольчиков, режущие слух звуки флейты, бесконечное монотонное гудение часто сравнивают с жужжанием пчелиного роя: это всего лишь несколько примеров акустических ощущений, сопровождающих движение развернувшейся змеи.

Пробуждение Кундалини может привести к измененному состоянию сознания, сопровождаемому ощущением счастья, но все же бывает, что признаки ее проявления на физическом уровне пугают неподготовленного человека. Нередко ощущение Кундалини сопровождается симптомами вроде чувства жестокой лихорадки, особого «дрожания» в области живота и сердца, подчас люди испытывают странный зуд в конечностях. Непроизвольные подергивания, трудности с дыханием, иллюзорное ощущение увеличения тела, словно растешь — вот что, по свидетельствам, сопровождает фазы трансформации. Возможны головная и прочие физиологические боли. Когда Кундалини поднимается, все чувства обостряются до болезненности.

Однако испытавшие пробуждение Кундалини чаще всего сообщают о физическом чувстве — иногда причиняющем боль, иногда радость — обжигающего электрического тока, текущего по спине. О таком, ни на что не похожем, ощущении в позвоночнике говорят даже те, кто до этого не знал о тантрической метафоре, об «огненной змее». Пандит Гопи Кришна в своей классической работе «Кундалини: путь к высшим формам сознания» дает следующий отчет о своем опыте спонтанного пробуждения кундалини:

 

 

«Вдруг вместе с ревом, подобном реву водопада, я ощутил поток жидкого света, входящий в мой головной мозг через спинной… Свечение становилось все ярче и ярче, грохот усиливался… [Я] почувствовал, как покидаю свое тело, полностью одетое свечением… в сознании мелькает, что я становлюсь шире, меня окружают волны света… тело, которое обычно является всегда присутствующим объектом восприятия, как мне показалось, начало отдаляться, пока я совершенно не утратил всякое о нем представление… Я весь теперь был одно сплошное сознание…»

 

 

Ощущение того, как женская энергия кундалини поднимается по позвоночнику или, если вам угодно, раскрывает чакры, обычно сопровождается очищающим чувством снятия эмоциональных блокировок — чувством освобождения. Подобно сильнейшему генитальному оргазму, «ментальный оргазм» кундалини, бывает, вызывает у посвящаемого неконтролируемый смех или плач, когда происходит отбрасывание ненужных аспектов личности. Подобный опыт может показаться неотличимым от западных концепций безумия, нередко многих практиков-одиночек он заставляет усомниться в здравии собственного рассудка. Это одна из причин, почему мы рекомендуем каждому, всерьез заинтересованному в прохождении именно этого способа инициации, проводить данную процедуру под руководством учителя, уже проходившего ритуал.

Часто звучат сообщения о следующем побочном эффекте кундалини: подчас она вызывает острейшее ощущение духовного смятения. Именно из-за него эта практика считается опасной для психики. Гопи Кришна описывает такие пугающие состояния измененного сознания, особенно ярко они проявляются у тех, кому кундалини является неожиданно, без предупреждения или подготовки, как «Черная Кундалини». Он делает запись о своем мучительном опыте такого неожиданного и непостижимого вихря, об испытании, запомнившемся ему «затянувшимся кошмаром», о случившемся без воздействия наркотических средств сдвига сознания, которое многим на Западе покажется худшим из возможных «бэд-трипов»:

 

 

«Чувство ужаса перед сверхъестественным… неожиданное отвращение к работе и беседе, и, как неизбежный результат, поскольку у меня не осталось ничего, что могло бы меня занять, время повисло на мне тяжелым грузом, усугубляя и без того обезумевший рассудок. Ночи были еще страшнее. Я не мог выносить света у себя в комнате… Стоило мне закрыть глаза, как я оказывался глядящим в странный круг света, где кружился вихрь сияющих потоков, стремительно двигаясь из стороны в сторону. Зрелище было увлекательным и в тоже время жутким, оно наполняло меня сверхъестественным ужасом, от которого подчас стыл мозг в костях».

 

 

Традиционно считается, что кундалини лучится из свадхиштхана-чакры, которую Тантра описывает как сексуальный центр человеческого тела, расположенный прямо над гениталиями. Физиологический ли это факт или нет, однако еще одним из известных эффектов кундалини является его мощное воздействие на человеческую сексуальность. Воздействие это может варьироваться от сильнейшего сексуального всплеска, включая спонтанный оргазм, до резкого спада эротического желания. В своем изложении опыта Кундалини в 1974 году в книге «Игры сознания» свами Муктананда рассказывает об эротической травме, полученной им в момент пробуждения этой энергии: «Любовь и упоение, испытываемые мной в медитации, полностью покинули меня… Их сменило острейшее сексуальное желание… Я не мог думать ни о чем, кроме секса!.. Все мое тело кипело от похоти, и я не могу описать, как страдали мои половые органы…»

Едва эта страсть поутихла, Муктананда сделал вывод: «Когда раскрывается чакра свадхиштхана, сексуальное желание крайне обостряется, но происходит это таким образом, что если можно направить поток сексуальных флюидов вверх, садхака навсегда избавляется от похоти». Эта интерпретация, следует уточнить, дается последователем пути правой руки; адепт пути левой руки не обязан соглашаться с убежденностью Свами в том, что сексуальная страсть есть негативная энергия, которую надо разрушать. Пандит Гопи Кришна, несмотря на то, что был далек от пути левой руки, придерживается не столь осуждающего взгляда на сексуальное воздействие Кундалини, и задает риторический вопрос: «Неужели создатель… столь обделен умом, что сотворил человека таким образом, что сексуальное желание является наиболее сильным его импульсом, сопровождаемым столь острым наслаждением, а потом повелел не следовать ему?» Напротив, он утверждает, что «невероятно восторженным чувством», связанным с подъемом Кундалини, «природа побуждает совершить усилие, направленное на преодоление себя, подобно тому, как оргазм побуждает совершать акт размножения».

Невзирая на эти глубокие физиологические трансформации, материалисты, отрицающие существование кундалини, возражают, что это, в лучшем случае, субъективные психические переживания, не имеющие собой физической основы. Доктор Ли Саннелла, один из немногих западных медиков, всерьез изучавших клиническую природу кундалини, заключил, что этот процесс сложным образом связан с сексуальным функционированием организма, заметив одновременно, что это никак не проявляется у людей, достигших окончательной половой зрелости. Его теория совпадает с нашим собственным убеждением, что инициатический эффект эротических манипуляций пути левой руки может быть активизирован лишь в том теле, которое полностью сложилось сексуально.

Наш краткий обзор некоторых принципов Кундалини иллюстрирует, как тантрическая концепция сексуальных полярностей работает не только в сексуальном контакте с другими людьми, но и как внутренний процесс самотрансформации. Кундалини — это hieros gamos, или божественная свадьба, разыгрываемая внутри микрокосма тела, подобно тому, как практики пути левой руки восславляют мистическое соединение Шивы и Шакти, осуществленное через плотское слияние сексуальных полюсов двух физических тел.

Потуги прояснить противоречия кундалини с помощью традиционного научного подхода, в конечном счете, бесплодны, ибо такой анализ не способен проникнуть вглубь внутреннего mysterium, таинства, наполняющего данное инициатическое испытание. Древние формулировки о пробуждении спящей змеи, либо внутренней богини, намного глубже затрагивают мифические, сверхчеловеческие слои сознания, где, собственно, и происходит инициация. Создание спиритуального андрогина, составляющее цель кундалини, изначально не поддается логике, равно как и все сознательные обратные действия пути левой руки, магические акты, нацеленные на то, чтоб вызвать сбои в навязанном социумом причинно-следственном мышлении и «перепрограммировать» новую реальность.

Одним из вариантов Кундалини, который завоевывает все новых сторонников среди сексуальных магов Запада, является манипулирование энергией, открытое китайскими даосами и известное под названием микрокосмической орбиты. Вместо того, чтоб заставлять спящую телесную энергию устремляться вверх по позвоночнику, а оттуда — в область головы, как в индийской Кундалини, китайская микрокосмическая орбита нацеливает на создание замкнутого круга, опоясывающего тело, по которому энергия будет направляться в зону солнечного сплетения. Поскольку авторы мало экспериментировали с данной методикой, ограничимся замечанием, что микрокосмическая орбита, по всей видимости, представляет собой в равной мере ценную технику оперирования с циркуляциями сексуальной энергии, хотя и не относится собственно к пути левой руки.

 

 

Нарушение табу

Тесно связано с путем левой руки Випарита-карами нарушение табу в широком смысле. Слово «табу» происходит от полинезийского тапу, означающего «запрещенный» или «отмеченный». В контексте священного ритуала это одна из центральных методик, составляющих всю инициацию пути левой руки. Хотя путь левой руки — сложившаяся традиция, эта традиция, как ни парадоксально, базируется на систематичном разрушении традиций. Разрушая привычные, автоматические модели мышления, преступая через запрет, садхака левой руки ищет освобождения и просветления, производя трансформацию сознания до божественного уровня. Сексуальный маг всегда приходит к открытию, что нарушение табу дает доступ к блокированным энергиям и ведет к их мощному выплеску.

Здесь надо оговориться, что ваши табу — не обязательно наши, и наоборот. То, что запрещено одной из эпох или культур, среди людей какого-либо класса или уровня образования, в ином контексте не вызовет даже секундного замешательства. Фактически, табу, господствующее в культуре А, будет совершенно нормативным и даже обязательным в культуре В.

Достаточно вспомнить гомосексуальные церемонии посвящения для достигших половой зрелости мальчиков, по сей день являющиеся обязательным религиозным обрядом на некоторых тихоокеанских островах. Сексуальные действия, обладающие сакральным статусом в этом регионе, на Западе считаются уголовным преступлением. Во многих исламских странах действует табу на употребление алкоголя, курить же гашиш, запрещенный почти во всех западных государствах, вполне приемлемо. Пищевые табу — из разряда самых строгих. В ряде азиатских стран собачье мясо считается деликатесом, при том, что на Западе мало кто рискнет нарушить запрет на него. А чтобы читатель на сей счет не воротил нос, напомним ему, что западный обычай есть говядину многим индусам покажется вопиющим оскорблением, поскольку коровы для них — священные животные. Установленный папами запрет для католиков употреблять мясную пищу по пятницам в память о мертвой плоти Христа сегодня особо не работает, однако служит хорошим примером религиозных/социальных пищевых ограничений.

В различных племенах по всему миру табуированной считается женщина во время месячных, общине предписано избегать ее; даже на «цивилизованном» Западе относительно распространенное негласное табу велит мужчине избегать секса с менструирующей женщиной. Однако ритуальное употребление в пищу менструальной крови имеет значение в ряде тантрических сект пути левой руки. По ведийским законам индусам, которые относятся к так называемым пашу, по традиции разрешено заниматься сексом — даже с женой (женами) — всего раз в месяц в период с четвертого или пятого дня по пятнадцатый после месячных. Все остальное время им предписано воздерживаться от половых контактов. Вира пути левой руки имеет право нарушать этот запрет, поскольку он ритуально порвал с обычаем и стремится превратить себя в божественную сущность, находясь вне человеческих законов и норм.

Смерть окружена мириадами табу, которые варьируются от культуры к культуре. По некоторым религиозным обычаям, важнейшим из запретов является запрет демонстрировать фотографии усопшего в течение установленного периода времени. В восточной культуре не позволяется выставлять не набальзамированный труп. Запад предпочитает созерцать реальность физической смерти в отстраненной безопасности, которую ему обеспечивает предварительная санитарная обработка тела в морге.

В нашем кратком перечне табу мы не упомянули так называемые сексуальные «перверсии» и «отклонения» — источник наслаждения для одних и объект невыразимой антипатии для других. Такого явления как «нормальная сексуальность» не только не существует в природе; определения нормального практически всегда ограничиваются рамками конкретной культуры, отторгающей явления, не вписывающиеся в местную реальность. Например, на Западе большинство склонно считать моногамию нормальным состоянием человеческих отношений. На самом же деле, как сообщает Мервин Коннер в работе «Взъерошенное крыло», моногамия является нормой лишь в 16 % из приблизительно 849 человеческих сообществ, известных этнографической науке. Гораздо шире распространена полигамия, представляющая собой нормальную модель семьи в 83 % сообществ. (Полиандрия, брак одной женщины с несколькими мужчинами, присутствует в оставшемся одном проценте сообществ из 849.)

Во многих уголках мира, среди малообеспеченных семей, довольствующихся однокомнатным жильем, более чем естественным считается заниматься сексом в присутствии родителей, братьев, сестер и детей. Представителям западного евро-американского среднего класса секс в такой публичной обстановке покажется немыслимым и недопустимым, как о том свидетельствует абсурдная теория Фрейда о том, что у малышей, случайно подсмотревших, как совокупляются их родители, формируется «детская травма».

Когда речь заходит о свойственном пути левой руки нарушении эротических табу, большое разнообразие видов «нормального» сексуального поведения делает невозможным выделить конкретный механизм преодоления запрета в контексте современного Запада. Вам необходимо достаточно хорошо знать самого себя, дабы решить, насколько далеко вы способны зайти в сферы, превосходящие ваше нынешнее бытие. В конечном итоге, как и в случае с сознательной инверсией в Випарита-Карами, каждый маг (вне зависимости от пола) должен сам установить собственный запретный предел, который он будет преодолевать. Как и в случае с вышеприведенными примерами табу, не сам по себе запрет обладает магической силой. Скорее, источник потенциальной энергии кроется в индивидуальной психологической системе ценностей, подвергшейся воздействию такого рода трансгрессии.

Чтобы до конца разобраться с тем смыслом, какое имеет нарушение табу в практиках пути левой руки в Индии, надо обсудить кое-что касательно значения концепций грязи и чистоты в индуизме. Бесконечное множество действий грозит запачкать правоверного индуса, существующего в жестких рамках, запрещающих есть, вступать в брак или просто общаться с представителями прочих каст — это пример лишь нескольких из неисчислимого количества поступков, о которых говорится, что они кого-то могут запачкать. Запутанность и неумолимость таких законов не поддается описанию, они регулируют каждый из возможных аспектов жизни ортодоксальных индусов, в особенности — элитной касты брахманов, стоящей на вершине иерархии.

Адепт пути левой руки сознательно идет на «нечистые» поступки, вознося их до уровня священного ритуала, преодолевая тем самым божественные законы. Мужчина или женщина, низвергнувшие положенные богами ограничения, с неизбежностью становятся равными богам. Даже сейчас, в социальном хаосе времени и культуры Кали-юги, когда ушли четкие представления о духовной нечистоте, известные на субконтиненте, все же остались способы преодоления установленных ру<

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...