Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Знаменитые саванты-аутисты




Саванты - это люди, обладающие исключительными способностями. Некоторые из них известны всему миру.

· Джеймс Гарфилд - Говорят, что двадцатый президент Соединенных Штатов мог писать обеими руками одновременно: правой - по-латыни, а левой - по-древнегречески.

· Леонардо да Винчи - Его стремление к совершенству порой становилось навязчивой идеей. Утверждают, что он потратил целых двенадцать лет, чтобы написать губы Моны Лизы.

Конечно, здесь названы имена лишь немногих из известных людей, чье поведение характеризуется аутистическими чертами. Чем больше мы узнаем об этом состоянии психики, тем больше аутистов мы можем распознать среди знаменитостей.

В науке немало ярких ученых, которые вплотную подошли к аутизму, не переступив грань патологии, - Ньютон, Эйнштейн, Дарвин, Больцман, Планк, Менделеев, Карно, Эренфест, Шредингер и многие другие. Эйнштейн и Ньютон - ярчайшие примеры. Эйнштейн в детском возрасте держался вне сверстников. До 7 лет до навязчивости повторял одни и те же предложения. Однако он всю жизнь сохранял благоговейное удивление, испытанное им в 5-летнем возрасте от компаса и в 12-летнем - от геометрии. Не мог вписаться в каноны обучения и карьеры. Ненавидел зубрежку и в 15 лет выбыл из школы. Политехнический институт закончил, но вызвал такую враждебность профессоров, что научную работу в нем продолжить не смог. Только через 2 года нашел постоянную работу. К науке она отношения не имела - патентное бюро в Берне. Именно там чиновник выполнил работы по специальной теории относительности.

На протяжении всей жизни Эйнштейн не умел обеспечивать себе средства к существованию общепринятым путем. Для аутичных личностей это не редкость. Научные результаты смогли закрепить только те из них, кому повезло в материальном плане. Питер Митчелл, автор одного из самых значимых открытий ХХ века - электрического объяснения энергетики жизни, что привело к Нобелевской премии, сумел закончить работу и опубликовать ее на свои средства только потому, что неожиданно получил наследство.

Такие характерные для аутичных личностей признаки, как увлеченность работой вплоть до забывчивости о еде, затруднение в бытовом общении, чтение лекций перед пустой аудиторией, проявлялись у Ньютона. Он вообще с трудом говорил, в 50 лет у него случился нервный срыв. Подобные черты стали штампом при характеристике в художественной литературе персонажей-ученых. Вспомните страну лапутян у Свифта или Паганеля у Жюля Верна.

Совершенно не обязательно, чтобы талантливый ученый имел до старости вид вундеркинда-шизофреника в коротких штанишках. Он может быть душой общества, активным организатором - его аутизм реализуется только в части объема и глубины как логических, так и иррациональных взаимосвязей в работе мозга. Кстати, в зрелом возрасте у Эйнштейна признаки аутизма ослабли. У него появились близкие друзья. Он выступал перед разными аудиториями, в том числе и на политические темы. Однако большинство его работ сделаны без соавторов, у него не было прямых учеников. Не сложилась его жизнь с первой женой Милевой Марич.

Примеров разного сочетания признаков аутизма и научных талантов в истории немало. Выраженный аутизм - болезнь, которая называется "синдром Аспергера". При упоминаниях об аутизме ученых, имена которых составляют гордость науки, имеют в виду увеличение способностей мозга к обработке информации. Профессор Д. Поспелов подчеркивает, что логика для мозга человека в онтогенезе (развитии особи) и в филогенезе (эволюции вида) появляется поздно. Казалось, гениальность - это способность к более глубокой и полной логической обработке информации. Но потомки ценят Ньютона и Эйнштейна за другое. Их результаты невозможно получить логическим развитием прежних теорий. Они создали новые аксиомы, главная особенность которых - в невозможности их логического доказательства. Аутизм, увеличивающий способности к логической обработке информации, становится источником гениальности, которая разрывает бесконечное логическое пережевывание известного. Гениальность ассоциируется с созданием такого нового, которое недоказуемо логически.

Компьютеры при логической обработке информации в миллиарды раз эффективнее мозга человека. Но логика принципиально ограничена в возможностях создавать новое. Неизбежно компьютерные системы замыкаются на себя - "заболевают аутизмом". Физиологические особенности аутизма (и результаты "аутизма компьютеров") отражают принципы логики. Математик Гёдель доказал: существуют истинные утверждения, недоказуемые логически. Одна из формулировок теоремы Гёделя говорит о возможности бесконечно длинных логических доказательств. Это и есть аутизм в тех случаях, когда он не связан с патологией. Рост быстродействия компьютеров увеличивает возможности логической обработки информации. Для них возникает аналогичное замыкание логики на саму себя. В результате при любой скорости и мощности компьютеров лимитирующим звеном познания природы все равно остается человек и его мозг.

Приходится слышать, что были другие ученые, кто написал уравнения теории относительности одновременно с Эйнштейном. Однако никто не спорил о приоритете. Дело в том, что они не хотели и боялись взять на себя ответственность за изменение аксиоматики (что сделал Эйнштейн). Подобная история была с Альфредом Уоллесом, который написал работу, очень близкую к знаменитой книге Дарвина о происхождении видов. Кстати, Уоллес признавал приоритет Дарвина.

Теорему Гёделя часто трактуют как доказательство невозможности познания природы человеком. Это ошибка. Наоборот, существование логически недоказуемых утверждений означает, что мозг человека всегда способен найти принципиально новые решения. Какие бы трудности ни накапливались в науке, всегда согласно теореме Гёделя существует принципиально новое решение проблем. Это гарантирует отсутствие тупикового предела в познании природы мозгом человека.

Нобелевский лауреат Д. Эдельман 15 лет назад создал вычислительные машины, работающие по принципам дарвиновского естественного отбора. Сегодня выпускают даже "дарвиновские чипы". Принцип машины - воспроизведение интуиции человека. Однако, как и при отборе в эволюции видов Дарвина, в машине обязательна заданная извне цель обработки информации. Поэтому в создании новых аксиом машина Эдельмана не может заменить интуицию человека.

Известный российский генетик Владимир Эфроимсон писал о том, что в истории от первобытных племен всегда существовал культ нестандартных людей. Диапазон: от альтруистов до крайних форм - юродивых и дурачков. Аутичные личности, не переходящие пределов патологии, обладают большими возможностями к интуитивным находкам в познании природы. Кстати, персонаж Дастина Хоффмана в "Человеке дождя" в итоге нашел себя за карточным столом, где проявил недюжинные математические способности.

· Ким Пик – прототип героя известного фильма «Человек дождя» - признанный гений с синдромом Саванта (частный случай аутизма). Способности Пика поражают воображение. Уже в три года странный гений умел мгновенно извлекать кубический корень и перемножать трехзначные числа с десятичными дробями. В 53 года он знал наизусть более 7 тысяч книг, причем особую слабость питал к справочникам и статистическим таблицам. Прочитанную книгу он возвращал на полку в перевернутом виде или ставил ее вверх ногами. Ежедневно он по нескольку часов грыз гранит науки в библиотеке своего родного Солт-Лейк-Сити. По объему и глубине своих познаний в точных и естественных науках Ким Пик мог заткнуть за пояс любого профессора, чем активно пользовались американские университеты. Когда савант своим монотонным голосом читал без подготовки лекцию по любой теме, в аудиториях яблоку негде упасть. Ученые заметили, что с годами многие способности Кима Пика стали еще острее. Отец Кима считает, что сын с годами сильно изменился. Он перестал бояться скопления людей, стал иногда шутить, читать художественную литературу, в частности, книги Стивена Кинга. Причем, он вполне отличал правду от вымысла. В 1996 году отец Кима Фрэнк Пик выпустил книгу "Настоящий Человек дождя"

· Молодой американец Мэтт Сэведж - музыкальный савант. Обладая абсолютным слухом, он в состоянии запомнить сложное симфоническое произведение, лишь один раз услышав его, а по звуку работающего автомобильного мотора определить марку машины и даже степень износа двигателя. В возрасте 6 лет Сэведж доводил до белого каления своего учителя музыки, пытаясь исправлять «ошибки» в произведениях Моцарта и Шуберта. В конце концов, педагог заявил своему подопечному: на бессмертные шедевры не посягай, лучше пиши собственную музыку без ошибок. Так Сэведж и поступил; к настоящему моменту в его послужном списке уже пять джазовых альбомов.

· Еще один английский аутист, Кристофер Тейлор, умудрился в совершенстве выучить 30 языков, читая иностранные газеты в местном пабе.

· Выпускник МФТИ доктор Ружейников – программист и ведущий научный сотрудник Шеффилдского университета. В свободное время консультирует пивоварни в средней Англии, так как держит в уме десятки рецептов пива. При этом говорит о себе: "Когда я читаю рассказ, мне трудно понять намерения героев. В беседе по телефону я часто не уверен, моя ли очередь говорить."

· Лесли Лемке - музыкант. Родился в 1952-м с глаукомой и повреждением мозга. Мальчику удалили глаза. Родная мать отказалась от него, и ребенка усыновила медсестра Мэй Лемке. Уже в раннем детстве Лесли демонстрировал способность полностью запоминать разговоры. В 14 лет Мэй впервые услышала, как он играет на фортепиано, воспроизводя мелодию, которая недавно звучала по телевизору. Вскоре Лесли уже выступал с концертами, и не только в США, но и в Скандинавии, и Японии. Он не только исполняет, но и сочиняет музыку, несмотря на отсутствие музыкального образования.

· Американской аутистке Саре Миллер удалось занять президентское кресло девелоперской компании Nova Systems, a Петер Леви был одним из основателей Accent Technologies. Из душевных излияний Сары Миллер можно узнать, как выглядит мир саванта-компьютерщика изнутри. "Я могу мыслить исключительно в рамках бинарной компьютерной логики, - говорит Миллер, - только черное и белое, ноль и единица, никаких полутонов. Именно поэтому многообразие нюансов чувств и эмоций других людей повергает меня в ужас. Зачастую я ловлю себя на мысли, что даже думаю на языках программирования". Для работы с компьютерами такое мышление просто идеально подходит; Сара Миллер способна отловить "баг" в программе, лишь бросив беглый взгляд на программный код. Однако на деловых встречах ее неизменно сопровождает личный психолог, помогающий "переводить" слова бизнес-партнеров с общечеловеческого языка на причудливый бинарный язык аутиста.

· Джеймс Генри Пуллен известен как Гений Ирлсвудского приюта. Пуллен родился в Лондоне в 1835-м глухим, почти немым и умственно отсталым. К 7 годам он выучил одно-единственное слово - искаженное "мама". В приюте, где поощряли ремесла, Джеймс стал выдающимся плотником и краснодеревщиком. Если ему требовался какой-либо инструмент, он с легкостью изготавливал его сам. Однажды по описанию в газете нарисовал осаду Севастополя в Крымской войне. Творчеством аутиста интересовались члены британской королевской семьи. Главный шедевр Пуллена-- модель корабля "Грейт Истерн". Он работал над кораблем 7 лет, выточив все детали, включавшие 5585 заклепок, 13 шлюпок и миниатюрную мебель салонов. В центре мастерской аутиста находился большой манекен; иногда мастер сидел внутри, управляя им. После смерти Пуллена (в 1914-м) мастерская стала музеем.

· Донна Уильямс (родилась в 1963 году) - художница и автор австралийских бестселлеров. Ее первая книга называлась "Никто из Ниоткуда: необычная автобиография девочки-аутиста". В детстве Донне долго не могли поставить правильный диагноз: ее считали глухой. Девочка ни на чем не могла сосредоточиться, не могла ответить на прямой вопрос и, как она написала позже, воспринимала мир хаосом звуков и цветов. Сейчас Донна - успешный человек, она замужем за программистом, продолжает писать книги и занимается созданием сайта для аутистов.

· Темпл Гранден (родилась в 1947 году) - доктор философии, профессор, писательница, автор книги "Перевод с языка животных". Самая известная после Кима Пика аутистка в мире. Делом жизни Гранден стало облегчение страданий животных. 90% скота в США и Канаде перед забоем проходят через загоны, сконструированные по советам Гранден так, что перед смертью животные не испытывают страха и ужаса. Благодаря Гранден, в подробностях описавшей свое состояние, мир больных аутизмом стал более понятным здоровым людям.

Психолого-педагогические приемы коррекционной работы
с аутичными детьми

 

Наши исследования посвящены детям, страдающим ранним детским аутизмом (РДА). Аутизм - это глубокое первазивное (т.е. охватывающее все стороны психики) нарушение психического развития, имеющее генетический или экзогенный характер и препятствующее нормальному формированию личности ребенка. Нарушение затрагивает все стороны психики и вызывает асинхронное развитие психических функций.
Мозг аутиста иначе, чем у здорового человека, обрабатывает поступающую в него информацию. Из-за изначально пониженного психического тонуса, визуальной, слуховой, тактильной гиперчувствительности и т.д. у ребенка возникают трудности в переработке сенсорной информации. Способности аутичных детей к пониманию и интерпретации окружающих событий ограничены. Трудности в понимании социального поведения других людей и как следствие в общении с ними, возникающие с раннего детства искажают ход психического развития ребенка, препятствуют его социальной адаптации. Как следствие у ребенка появляются аутистические установки, или погружение в мир личных переживаний, потеря контакта с окружающей средой. Таким образом, аутизм и расстройства аутистического спектра являются механизмом ухода от пугающей реальности, от трудностей взаимодействия с ней.
Исследования ученых показывают, что частота встречаемости аутизма составляет от 5 до 20 случаев на 10 тысяч детей, т.е. по распространенности РДА занимает четвертое место среди различных видов хронических нервно-психических патологий. Однако актуальность проблемы раннего детского аутизма обусловлена не только высокой частотой данной патологии развития, но и большим процентом инвалидов детства. Без своевременной диагностики и адекватной коррекционной работы значительная часть аутичных детей становится не обучаемой и не приспособленной к жизни в обществе.
Дети, страдающие аутизмом, нуждаются в постоянной психолого-педагогической поддержке. Как показывает отечественный и зарубежный опыт при проведении ранней диагностической работы и своевременном начале коррекции возможно достижение положительных результатов. Большинство детей удается подготовить к обучению и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний.
Детский аутизм в значительной мере отличается от других психопатологий детского возраста, и поэтому нуждается в разработке специальных коррекционных программ. В данном контексте очевидна необходимость поиска путей осуществления психолого-педагогической поддержки, связанной с выявлением особых личностных и образовательных потребностей аутичных детей и с поиском путей коррекции их развития.
Работа специалистов опирается на знание физических, психических, личностных, поведенческих особенностей, а также строится с учетом специфики становления психических процессов у аутичных детей.
Совместные коррекционные усилия родителей, медиков, педагогов и психологов основываются на принципах безусловно положительного отношения к ребенку, а также адаптации окружения, пространства и видов совместной деятельности к его особенностям. В зависимости от уровня развития нервной системы, знаний и умений аутичного ребенка, характера его пристрастий и интересов для него создается индивидуальная программа.
Специальные методы обучения и воспитания позволяют преодолеть или ослабить порог эмоционального отчуждения ребенка и строить совместную деятельность в русле трех основных направлений:

1. установление эмоционального контакта и выработка продуктивных форм взаимодействия;

2. построение на их основе программы социально-бытовой адаптации, а также систематическая работа с родителями, обучение их эффективному лечебно-педагогическому поведению в домашних условиях;

3. подготовка к школе, включающая освоение им новой социальной роли ученика, элементарных навыков письма, счета, чтения, работу по развитию внимания, памяти, воображения, общей и тонкой моторики, выявление и развитие творческих способностей детей, развитие речи и коммуникативных навыков.

Комплексная коррекционно-развивающая программа и психологическое сопровождение личности выступает как продуктивное условие развития личности аутичного ребенка, если осуществляется:

1. работа с культурными посредниками, т.е. педагогами, психологами и родителями, с целью понимания и принятия ими особенностей ребенка;

2. создание блоков упражнений, развивающих произвольные стороны психических функций, а также рефлексивные способности, самоконтроль и самосознание;

3. создание символических опор для осуществления детьми самоконтроля и освоения ими социально-бытовых навыков.

Таким образом, родители, медики, педагоги, психологи, работающие с аутичными детьми, играют роль своеобразного моста между ребенком и окружающим его миром. И то, каким будет этот мост: узким или широким, прочным или шатким, - во многом зависит от нас взрослых. От того насколько мы сможем понять, а главное принять осоенности личности аутичного ребенка, от того сможем ли мы объединить наши усилия, скоординировать действия различных специалистов для создания единой программы медико-психолого-педагогической поддержки зависит благополучие многих детей…

 

Жог М

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...