Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава VII. Наркологическая помощь больным наркоманией




Статья 54. Наркологическая помощь больным наркоманией

1. Государство гарантирует больным наркоманией оказание наркологической помощи, которая включает обследование, консультирование, диагностику, лечение и медико-социальную реабилитацию.

2. Больным наркоманией наркологическая помощь оказывается по их просьбе или с их согласия, а больным наркоманией несовершеннолетним в возрасте до 16 лет наркологическая помощь оказывается без их согласия, но по просьбе или с согласия их родителей или законных представителей, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. (п. 2 в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 146-ФЗ)

3. Больным наркоманией, находящимся под медицинским наблюдением и продолжающим потреблять наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо уклоняющимся от лечения, а также лицам, осужденным за совершение преступлений и нуждающимся в лечении от наркомании, по решению суда назначаются принудительные меры медицинского характера, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

4. Больные наркоманией при оказании наркологической помощи пользуются правами пациентов в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Статья 55. Деятельность учреждений здравоохранения при оказании наркологической помощи больным наркоманией

1. Диагностика наркомании, обследование, консультирование и медико-социальная реабилитация больных наркоманией проводятся в учреждениях государственной, муниципальной или частной систем здравоохранения, получивших лицензию на указанный вид деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Лечение больных наркоманией проводится только в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения.

3. Приватизация и передача в доверительное управление учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения, оказывающих наркологическую помощь, запрещаются.

4. Для диагностики наркомании и лечения больных наркоманией применяются средства и методы, разрешенные федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Статья 56. Порядок медицинского наблюдения за больными наркоманией и учета больных наркоманией

Порядок медицинского наблюдения за больными наркоманией и учета больных наркоманией устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области юстиции. (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

 


Доклад патриарха Московского и всея Руси Кирилла на епархиальном собрании г. Москвы. Часть 2, 23 декабря 2009 г.

Социальная работа

Главная задача пастыря - вести людей на пути спасения, укрепляя их общей молитвой и совершая таинства, через которые Божественная благодать преображает человеческие сердца. Вместе с тем, как община веры, Церковь призвана внутри и вовне совершать то, чему научена Господом и Спасителем - дела милосердия.

Сегодня это служение Церкви осуществляется в больницах, тюрьмах, домах престарелых, детских домах, в работе с беспризорными детьми и лицами, оказавшимися на улице без средств к существованию.

В наше время у каждого прихода должна быть своя социальная специализация, диктуемая не личными предпочтениями настоятеля, а потребностями города, нуждами ближних. За каждым приходом следует закрепить какую-либо городскую больницу, в которую священник обязан приходить регулярно, а не только по вызову или приглашению.

К сожалению, сегодня многие из таковых вопросов остаются без внимания приходов. Назову лишь некоторые из них. Это помощь подросткам, вышедшим из колоний и специальных воспитательных заведений, а также поддержка забеременевших девочек-подростков, подвергающихся общественному осуждению и склоняемых к совершению абортов.

Согласно данным, предоставленным нам социальными структурами столицы, сегодня в нашем городе 123 центра социального обслуживания, шесть социальных приютов и шесть социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, восемь хосписов, восемь учреждений социальной помощи для бездомных граждан на 1477 мест, 156 отделений милосердия для лиц, находящихся на постельном режиме (а таких 4650 человек). На учете в комиссиях по делам несовершеннолетних стоит более 9 тыс. человек. Около 135 тысяч пенсионеров и инвалидов одиноки и нуждаются в уходе и помощи на дому.

В соответствии с имеющимися договоренностями в ближайшее время должен быть подписан договор между Московской Патриархией и Правительством города Москвы, регулирующий участие церковных структур в сфере помощи наименее защищенным группам наших сограждан.

Предлежащий нам фронт работы обширен, встает вопрос о подготовке специалистов, способных организовать на приходском уровне полноценную социальную работу. Очевидно, нам потребуется ввести должность социального работника в каждом приходе. Сейчас прорабатывается возможность создания специального центра подготовки таких кадров на базе одного из вузов Москвы.

Введение в штатные расписания приходов должностей социальных работников, кроме всего прочего, создает новые рабочие места в городе, что в условиях экономического кризиса имеет немаловажное значение.

Однако появление социальных работников на приходах не означает, что священнослужители могут самоустраниться от непростых социальных послушаний.

Тем более, что социальную работу нужно начинать внутри самого прихода, как это было в апостольские времена. Ведь многие из прихожан остро нуждаются в моральной или материальной поддержке. Именно на них, в первую очередь, должны обратить внимание духовенство и приходская социальная служба.

Знакомясь с расписанием московских храмов, я видел, что на некоторых приходах Божественная литургия совершается только по воскресеньям и праздничным дням. Следовательно, духовенство имеет время для несения послушания в иных сферах церковной жизни, в том числе, и в социальной.

К социальному служению необходимо активнее привлекать наше дьяконство. Напомню, что "диакон" с греческого переводится как "служитель". Полагаю, что успешный опыт неленостного служения диаконов в тюрьмах, больницах, домах престарелых может стать основанием для рекомендации на рукоположение в сан священника.

В сфере социальной работы наблюдается и дефицит финансов: отсутствует целостная система сбора средств для фонда "Милосердие" и других благотворительных церковных фондов. Представляется, что приходам необходимо активнее изыскивать возможности сотрудничества со светскими структурами и коммерческими организациями. Сейчас под социальные проекты выделяются гранты муниципальными, региональными и федеральными властями, а также крупным и средним бизнесом. Зачастую компании формируют специальные отделы по этому направлению. Важно уметь находить такие организации и устанавливать отношения с лицами, ответственными за принятие соответствующих решений. Придите к ним, расскажите о реальных нуждах, покажите конкретные планы и разумные, а не раздутые сметы. "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам" (Мф. 7, 7).

Взаимодействие с тюрьмами и СИЗО сегодня в основном сводится к традиционным формам попечения: богослужения, подарки к праздникам, катехизаторские беседы. А между тем объем работ здесь должен быть куда более значительным. Раздача подарков и посылок похвальна, но явно недостаточна, от нас требуется основательная катехизаторская работа и душепопечительская практика.

В связи с этим также следует сказать, что серьезная проблема при работе в тюрьмах - отсутствие доступа к подследственным. Довольно распространенная официальная причина отказа со стороны должностных лиц: "Батюшка, мы боимся за Вас и за Вашу жизнь". На это следует отвечать: "Это риски нашего служения. Многие профессии, в том числе, и служение священника, связаны сегодня с опасностями для здоровья и жизни, но возможность столкнуться с такими опасностями не должна приводить к отказу от выполнения своего долга".

О работе с молодежью

Молодая паства - предмет особой заботы Русской Православной Церкви. Наш с вами долг - противопоставлять натиску пропаганды нравственного релятивизма, всепроникающего гедонизма, моральной вседозволенности и культа личного успеха - проповедь образа Христа, слова Евангельской Истины.

Следует принять во внимание со всей серьезностью, что за последнее время молодежь изменилась хотя бы чисто демографически. Нынешние двадцатилетние, это люди совершенно другого поколения, выросшие в совершенно иной среде, нежели те, с кем начинали работать наши миссионеры десять и уж тем более пятнадцать лет назад, и это необходимо учитывать. Когда мы говорим, что знаем молодежь, а на самом деле знаем нынешних тридцатилетних - это лишь демонстрирует наше отставание. Говорят, что армия всегда готовится к предыдущей войне. Но миссионер не имеет права готовиться к работе с предыдущим поколением людей.

В Москве, крупнейшем мегаполисе страны, одним из характерных факторов является наличие молодежи в храмах. Это факт. В спальном районе, за воскресной службой - множество молодых людей. Мы сегодня реально испытываем дефицит храмов и опытных пастырей, а не прихожан. И если московский священник говорит, что к нему не ходит молодежь, сегодня это уже однозначно говорит о проблемах священника, а не молодежи.

Важно понимать, какая молодежь сегодня стремится в Церковь. В первую очередь это образованное студенчество, причем лучшая его часть, и ее уровню нужно соответствовать. Нужно быть готовым к ее вопросам, к ее позиции. Недостаточно сегодня просто придти к ректору вуза и договориться о показном мероприятии "для галочки" - те, кто потенциально готов войти в Церковь могут даже не придти на подобное собрание. А если придут - начнут задавать жесткие, серьезные вопросы. И в такой ситуации священник не имеет права не ответить или ответить примитивно.

Значит ли сказанное выше, что мы должны сосредоточиться лишь на элите молодого поколения? Нет. Понимая, что именно лучшие представители молодежи могут быть нашими союзниками, нельзя забывать и об остальных, в особенности о "проблемных социальных слоях".

Нельзя отворачиваться от таких явлений в молодежной среде, как экстремизм и антисоциальное поведение; нужно пытаться хотя бы дать им оценку, а в идеале постараться как-то им противодействовать.

Но для того, чтобы оценивать и противодействовать надо знать суть проблем. Нельзя, чтобы священник уподоблялся худшим из популистов, для которых все молодежные проблемы сводятся к наркомании и современной музыке. Социальные процессы в обществе, его текущее состояние на всех слоях и уровнях, вне зависимости от близости его представителей к храму - это наука и священник, проповедующий в этом обществе, должен ею владеть.

Наконец, особое внимание следует уделить молодежным организациям, их инициативе снизу. Увы, сегодня существует серьезная проблема социальной инертности в молодежной среде. Однако мы должны понимать, что решить эту проблему - серьезнейшая пастырская задача, которую не исправить одними только административными мерами. И уж тем более ее не преодолеть, если не давать развиваться сегодня тем росткам гражданского общества, которые демонстрирует молодежная инициатива.

Работая с детьми и юношеством, особый акцент надо делать на волонтерских проектах, привлекать молодых людей к социальной работе, приучать их к рутинному, повседневному, будничному добру.

Работа с молодежью должна предполагать не только проведение разовых мероприятий, но и строиться на постоянной системной основе. Важно также учитывать на практике несхожесть молодежных аудиторий, с рассудительностью подходить к вопросам работы с юношеством в зависимости от степени их воцерковленности, жизненных приоритетов, возрастных интересов, готовности участвовать в социально значимых проектах. Для каждой из таких групп необходимо продумывать свой план работы. При разработке такого подхода посоветовал бы учесть опыт московских молодежных православных организаций, обобщением которого уже озаботилась Комиссия по делам молодежи. Именно эта Комиссия и призвана помогать приходам и благочиниям решать задачи как теоретического, так и практического характера в сфере молодежного служения.

Ищите то, что интересно молодым. Работать с молодежью - это значит создавать благоприятные условия для юных талантов, формировать в подрастающем поколении осознание их востребованности и Церковью, и обществом.

Помимо вовлечения молодежи в богослужебную, образовательную или социальную работу прихода очень полезным, как показывает опыт, является организация кружков по интересам, занятия спортом, участие в приходских паломничествах.

Надо сказать, что современная структура прихода, когда штат храма состоит из священника, дьякона, регента и псаломщика, является наследием прошлого. Сегодня надо реагировать на современные потребности Церкви и вводить в штат прихода, как уже говорилось ранее, позицию социального работника, а также педагога-катехизатора и молодежного руководителя с полноценной заработной платой. Важно, чтобы за эти направления деятельности отвечал не активист-любитель на общественных началах, а профессионал. Поэтому наравне с подготовкой педагогов-катехизаторов, которая осуществляется в некоторых из наших церковных образовательных учреждениях, нам необходимо озаботиться и образованием церковных социальных работников, о чем уже упоминалось, а также приходских молодежных лидеров.

Если социальных работников готовят светские вузы, то с молодежными лидерами дела обстоят сложнее. Работать с молодым поколением на современном уровне у нас умеют немногие. Этому надо учиться, а учиться практически негде. Вот почему сейчас изучается проект создания Школы молодежных лидеров при Даниловом монастыре.

Что касается наших православных общеобразовательных школ, то в рамках деятельности Комиссии по делам православных общеобразовательных учебных заведений выявлены следующие основные задачи, решение которых необходимо для успешного функционирования системы православного общего среднего образования в Москве. Думаю, что эти выводы имеют значение не только для Первопрестольного града, но и для всей нашей Церкви.

(1) Разработка учебно-методических материалов и учебников по вероучительным дисциплинам для всех классов общеобразовательной школы и их внедрение в православных школах, гимназиях и лицеях. Ответственность за подготовку этих материалов лежит на Синодальном Отделе по религиозному образованию и катехизации.

(2) Определение церковно-юридического статуса православных общеобразовательных учебных заведений. Важно, чтобы учредителями всех школ, гимназий и лицеев, называющих себя православными, были либо Патриархия, как единственный учредитель, либо совместно с монастырями, приходами, общественными организациями или частными лицами, но непременно на условиях, когда Церковь имеет более 50%. Только так можно добиться ответственного наблюдения за учебным и воспитательным процессом, способным обеспечить соответствие данного учебного заведения определению "православное".

(3) Обеспечение православных средних общеобразовательных учебных заведений необходимыми помещениями, достаточными для организации учебно-воспитательного процесса.

Что касается воскресных школ, то здесь также предстоит большая работа по систематизации существующего учебно-методического материала и пособий. Но уже в настоящее время необходимо озаботиться увеличением количества таковых школ, повышением их образовательного уровня, изысканием дополнительных источников финансирования, улучшением бытовых условий.

Подытоживая ту часть своего доклада, которая посвящена работе с молодежью, хотел бы подчеркнуть, что работа с юношеством - это не только работа во имя будущего России и других государств на пространстве исторической Руси. Это и одна из эффективных форм вовлечения в церковную жизнь старшего поколения - родителей и учителей. Это форма катехизации современной семьи, это способ духовного преображения нашего народа.

 

http//www.patriarchia.ru/

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...