Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Косвенный (опосредованный) доступ





Вопросы: 1. Судебная защита прав и свобод личности в стране.

              2. Внесудебная система защиты прав человека в Республике Беларусь.

              3. Государственная политика в области защиты материнства и детства.

              4. Органы и учреждения, осуществляющие защиту прав ребенка в Республике

                  Беларусь.

 

 

Вопрос 1. Судебная защита прав и свобод личности в стране

      

  1.1 Обеспечение права граждан на судебную защиту

 

Этот принцип нашел свое закрепление в Международном пакте о гражданских и политических правах. Так, в статье 14 Пакта установлено: «Каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».

Эти положения нашли свое подтверждение и в статье 60 Конституции Республики Беларусь: «Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки». Суд является авторитетной, независимой, государственной властью. Именно такой высокий статус позволяет ему обеспечивать защиту прав и свобод граждан.

В действующем уголовно-процессуальном законодательстве рассматриваемый принцип получил существенное развитие. Так, жалобы на применение органом дознания, следователем меры пресечения в виде заключения под стражу, а равно на продление срока содержания под стражей могут быть поданы в суд лицом, содержащимся под стражей, его защитником либо законным представителем. Раньше такие жалобы подавались вышестоящему прокурору. В суд обжалуется и незаконное прекращение уголовного дела.

Принципиальным является и такое положение: если гражданин не нашел защиты своих прав и законных интересов в судебных инстанциях Республики Беларусь, он может обратиться в международные органы. Это право закреплено в статье 61 Конституции: «Каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.



На основании действующих правовых и нормативных актов можно заключить следующее: каждый гражданин имеет право на судебную защиту. Этим правом могут пользоваться не только граждане Республики Беларусь, но и иностранные граждане и лица без гражданства.

 

1.2 Обращение граждан в Конституционный Суд РБ

Право на судебную защиту в Республике Беларусь закреплено на конституционном уровне: статьей 60 Конституции каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом. В Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей реализация конституционной гарантии на судебную защиту определена в качестве важнейшей задачи судов.

Конституционный Суд Республики Беларусь как орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, обеспечивая верховенство Конституции и ее непосредственное действие, своей деятельностью, во-первых, защищает конституционные права и свободы граждан, во-вторых, обеспечивает полноту реализации конституционного права каждого на судебную защиту.

 Конституционная жалоба

Способы реализации прав граждан на судебную защиту посредством конституционной юстиции имеют различия в разных государствах с учетом особенностей правовой системы страны, национальных традиций и других факторов.

Наиболее распространенным видом доступа граждан к конституционному правосудию является конституционная жалоба. При этом особое значение для эффективного рассмотрения конституционных жалоб граждан имеют так называемые фильтры, с помощью которых конституционный суд освобождается от перегруженности, вызванной необходимостью рассмотрения не входящих в его компетенцию обращений, сосредоточивает свое внимание на проблемах конституционности нормативных правовых актов. Такими «фильтрами» для определения юрисдикции суда, как правило, выступают сотрудники секретариатов судов, группы судей или судья единолично.

Косвенный (опосредованный) доступ

Другой подход заключается в использовании внесудебных «фильтров». Ими выступают органы и лица, к которым поступает обращение гражданина до его поступления в конституционный суд. Такой способ доступа граждан к конституционному правосудию является косвенным, или опосредованным, и осуществляется в двух основных формах:

в порядке преюдициального производства

через омбудсмена

В правовой системе Республики Беларусь механизм преюдициального запроса закреплен в статье 112 Конституции, согласно которой если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, то он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным.

Институт омбудсмена в Республике Беларусь пока не учрежден. Вместе с тем в правовой системе Республики Беларусь предусмотрена особая форма косвенного доступа граждан к конституционному правосудию – через субъектов, уполномоченных обращаться с предложениями о проверке конституционности нормативных правовых актов в Конституционный Суд. Согласно статье 116 Конституции к таким субъектам относятся:

• Президент Республики Беларусь,

• обе палаты Национального Собрания – Палата представителей и Совет Республики,

•  Верховный Суд,

•  Высший Хозяйственный Суд,

• Совет Министров.

В соответствии со статьей 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судейот 29 июня 2006 г. № 139-З (с изм. и доп.) граждане обращаются с инициативой о проверке конституционности нормативного правового акта к органам и лицам, обладающим правом внесения в Конституционный Суд предложений о проверке конституционности акта. По своей юридической природе такое право граждан представляет собой косвенный доступ к конституционному правосудию, то есть право обратиться в орган конституционного контроля в опосредованной форме.

В условиях отсутствия права граждан на подачу конституционной жалобы непосредственно в Конституционный Суд необходимо установить четкую правовую регламентацию косвенного доступа через уполномоченных субъектов. Такая процедура позволит более эффективно реализовывать инициативы граждан и организаций о проверке конституционности нормативных правовых актов.

В регламентах Совета Министров, Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания, обладающих правом вносить предложения в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативных правовых актов, не был определен порядок рассмотрения таких обращений граждан.

В своих решениях от 26 марта 2009 г. Конституционный Суд указал на пробелы в правовом регулировании порядка рассмотрения подобных обращений. В августе 2009 года во исполнение решения Конституционного Суда Совет Министров дополнил свой Регламент отдельной главой, в которой определил порядок рассмотрения вопросов о внесении предложений в Конституционный Суд.

Что касается регламентов обеих палат Национального собрания, то в них установлен определенный порядок обращения в Конституционный Суд с предложением проверки нормативных правовых актов в порядке последующего конституционного контроля, но в отношении обращений граждан, инициирующих проверку конституционности акта, этот вопрос пока не урегулирован в полной мере.

В настоящее время разрабатывается проект Закона «О конституционном судопроизводстве», в котором предусмотрена правовая регламентация порядка реализации уполномоченными органами инициативных обращений. В частности, предложено закрепить положение о том, что граждане, не обладающие правом непосредственного внесения предложений о проверке конституционности нормативных правовых актов в Конституционный Суд, направляя инициативное обращение уполномоченным органам, должны указать конкретные нормативные правовые акты либо отдельные положения этих актов, подлежащие проверке на предмет их конституционности, а также привести обоснование. Уполномоченный орган осуществляет предварительное рассмотрение поставленных вопросов в соответствии со своей компетенцией и принимает решение о возможности внесения предложения в Конституционный Суд.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.