Обязательный предварительный контроль конституционности законов
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Процессу формирования доверия граждан к законам, правовой системе государства, основанной на принципах и нормах Конституции, способствует осуществление Конституционным Судом с 2008 года обязательного предварительного конституционного контроля всех законов, принятых Палатой представителей Национального собрания и одобренных Советом Республики Национального собрания, до подписания данных законов Президентом Республики Беларусь. При проверке законов определяется конституционность норм исходя из конституционных ценностей, полноты механизма реализации конституционных прав граждан, действенности гарантий и защиты прав и свобод человека как высшей ценности и цели общества и государства. При этом Конституционный Суд обращает внимание на необходимость развития конституционных ценностей при регулировании конкретных правоотношений, недопустимость непропорционального ограничения прав граждан на законодательном уровне. Конституционный Суд, исходя из положений Конституции, ориентирует на правильное правопонимание конституционно-правового смысла норм законов в законотворческом и правоприменительном процессе. Все решения, принятые Конституционным Судом в порядке обязательного предварительного контроля конституционности законов, доводятся до сведения граждан с помощью средств массовой информации. Безусловно, это придает уверенности гражданам в конституционности норм законов, в определенной мере снижает потребность в последующем конституционном контроле и объективно уменьшает необходимость введения конституционной жалобы.
1.3 Обращения граждан в суд
Статья 60 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что каждому гражданину гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в установленные сроки.
Суды в Республике Беларусь призваны защищать от посягательств гарантированные Конституцией и актами законодательства Республики Беларусь личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования. (Кодекс Республики Беларусь "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь" от 29 июня 2006 г. № 139-З) Любой гражданин вправе обратиться в суд с заявлением о защите своего нарушенного права (например, в случае незаконного увольнения), о защите прав других граждан (взыскание алиментов на несовершеннолетнего ребенка, на нетрудоспособного супруга). Граждане вправе обжаловать незаконные действия должностных лиц (постановление начальника ГАИ, решение исполкома). Граждане вправе в судебном порядке разрешать личные споры, вытекающие из брачно-семейных отношений /расторжение брака, взыскание алиментов, раздел имущества, передача ребенка на воспитание/, жилищных отношений /выселение, вселение, раздел домовладения или квартиры/, трудовых отношений /восстановление на работе, взыскание заработной платы/ и т.п. В соответствии с действующим законодательством районные суды Республики Беларусь вправе рассматривать следующие категории дел: ■ По спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов, а также окружающей среды, если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин, за исключением случаев, когда актами законодательства разрешение таких споров отнесено к компетенции других судов или к ведению иных государственных органов, а также иных организаций;
■ По спорам юридических лиц в случаях, установленных ГПК и иными законодательными актами; ■ Возникающие из административно-правовых отношений: • по жалобам на действия избирательных комиссий в случаях, предусмотренных законом; • по жалобам на отказ органов записи актов гражданского состояния внести исправления или изменения в записи актов гражданского состояния; • по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении; • по жалобам на действия (бездействие) государственных органов и иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц, ущемляющих права граждан, а в случаях, предусмотренных актами законодательства, - и права юридических лиц; • по жалобам на решения Апелляционного совета патентной экспертизы при патентном органе; • иные дела, возникающие из административно-правовых отношений, в случаях, предусмотренных законом. ■ Особого производства: • о признании гражданина ограничено дееспособным или недееспособным, • об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным, • о признании движимой вещи бесхозной и признании права коммунальной собственности на недвижимую вещь, • о признании наследства выморочным, • о восстановлении прав по документам на предъявителя, • о принудительной госпитализации и лечении граждан. ■ Приказного производства: • требование основано на нотариально удостоверенной сделке, • требование основано на протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, совершенном нотариусом, • заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, но оно же связано с установлением материнства и (или) отцовства либо необходимостью привлечения третьих лиц, • заявлено требование о взыскании с граждан налогов, сборов в доход государства, • заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы • заявлено требование соответствующим органам о взыскании расходов по розыску ответчика или должника. Районные суды кроме гражданских и административных дел рассматривают уголовные дела.
Только суд обладает исключительным правом признавать лиц виновным и осуждать их за совершенные преступления.
Вопрос 2. Внесудебная система защиты прав человека в Республике Беларусь
Существует и внесудебная защита прав граждан: ■ профсоюзными, кооперативными и иными общественными объединениями граждан, ■ органами представительной и исполнительной государственной власти, управления, ■ прокуратуры, ■ внутренних дел, ■ контроля. Заслуживает особого внимания защита прав граждан на различных собраниях, являющихся прямой формой демократии. Желательно расширить правомочия собраний по месту жительства и в трудовых коллективах, передав их на рассмотрение письма, жалобы граждан, защиту и обеспечение их прав и свобод. В законах, положениях и уставах о государственных органах и общественных организациях следует более детально закрепить порядок защиты прав граждан. Жизнь богаче закона. Сегодня в Беларуси, например, активно действует «Товарищество по защите потребителей», которое оказывает помощь гражданам в возмещении ущерба в связи с пользованием ими некачественной продукцией или недобросовестными услугами. Это Товарищество оформляет и подает в суды иски в защиту прав потерпевших граждан. Внесудебной защитой является также конституционное право граждан обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов. Жалобы всегда связаны с нарушением прав граждан и, следовательно, решаться они должны компетентными органами по существу (а не путем отписок), без промедления и только на основе законов (а не ведомственных инструкций и телефонных указаний либо просьб). Основным документов, который регулирует обращение граждан с жалобами в государственные органы, является Закон РБ «Об обращениях граждан и юридических лиц» от 18 июля 2011 г. № 300-З Необходимо добиться стабильности порядка в разрешении конфликтов граждан с государственными органами и администрациями предприятий, устранив из жизни не присущие нашему обществу забастовки, демонстрации и митинги. Многочасовые митинги, на которых присутствующие не слышат друг друга, а выступающие нередко проявляют горячность и нетерпимость, не могут быть формой защиты прав граждан.
Прокуратура – это государственный орган, который осуществляет общий надзор за соблюдением прав человека. В отличие от других государственных органов, которые контролируют соблюдение прав лишь в отдельной сфере, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законодательства во всех сферах и на всей территории Республики Беларусь. При установлении нарушений закона прокурор в соответствии с Законом РБ «О прокуратуре Республики Беларусь» от 8 мая 2007 г. № 220-З может: ─ опротестовать постановление по делам об административных правонарушениях, если оно противоречит закону; ─ требовать устранения нарушений закона, причин нарушений и способствующих им условий; ─ официально предупреждать должностных лиц, граждан о недопустимости нарушения ими требований закона; ─ в установленном порядке решать вопрос о привлечении нарушителей закона к уголовной или административной ответственности; ─ предъявлять в суды иски и заявления в защиту прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций и т.д. Еще одним полномочием органов прокуратуры является возбуждение уголовных дел. В случае, если в отношении граждан совершены противоправные деяния, которые они расценивают как преступление, граждане вправе обратиться в прокуратуру с требованием возбудить уголовное дело. В течение трех суток прокуратура должна принять решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в его возбуждении, а при необходимости проверки достаточности наличия или отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела решение должно быть принято не позднее десяти суток. В случае невозможности принятия решения в указанные сроки, этот срок может продлеваться прокурором от одного до трех месяцев. Парламентские комиссии по правам человека. Как в нижней (Палата представителей), так и в верхней (Совет Республики) палатах парламента есть постоянные комиссии, которые занимаются вопросами защиты прав человека. Так, в Палате представителей есть комиссия по правам человека и национальным отношениям, а в Совете Республики – по социальной политике и правам человека. Однако необходимо заметить, что эти комиссии не обладают большими полномочиями. Они не имеют возможности непосредственно восстановить нарушенное право. Они обобщают информацию о нарушениях прав человека, а также информируют соответствующие государственные органы об этих фактах.
Парламентские комиссии дают заключения на принимаемые парламентом законы и постановления, которые касаются прав человека, а также участвуют в разработке нормативных правовых актов, которые регулируют вопросы защиты прав человека. Поэтому обращение в эти комиссии особенно целесообразно в тех случаях, когда граждане хотят изменить законодательство в той или иной области. В таком случае они письменно сообщают об этом в парламентские комиссии: тогда есть вероятность, что комиссии рассмотрят предложения гражданина на своем заседании и разработают соответствующий нормативный правовой акт. Деятельность общественных объединений. Общественное объединение – это добровольное формирование граждан, которое они образовали на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, экономических, социальных и культурных прав. Законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях» от 4 октября 1994 г. № 3254-XІІ (в редакции Закона РБ от 19 июля 2005 г. № 36-З (с изм. и доп.) им предоставлено право представлять и защищать права и законные интересы своих членов в государственных, хозяйственных и общественных органах и организациях. Общественные объединения – это структуры, не зависимые от государства. Поэтому они не имеют возможности непосредственно защищать нарушенные права граждан. Однако в общественных объединениях, как правило, работают специалисты, которые могут помочь гражданам в сложившейся ситуации: рассказать, как и куда необходимо обращаться за защитой нарушенного права. В том случае, когда имеют место неоднократные нарушения прав граждан со стороны определенных лиц или государственных органов, общественные объединения также имеют возможность обращаться в государственные органы с обращением о необходимости прекращения подобных действий. Некоторые общественные объединения специально создаются для защиты нарушенных прав граждан. Это, например, общественные объединения по защите прав потребителей. Ответственность за нарушение порядка обращения граждан. Должностное лицо государственного органа, виновное в неправомерном отказе в рассмотрении обращения, и нарушении сроков рассмотрения обращения, принятии решения, противоречащего закону, разглашении сведений, несет ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Так, в соответствии со ст. 167 7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З (с изм. и доп.) неправомерный отказ в рассмотрении обращений граждан, нарушение без уважительных причин срока их рассмотрения, принятие решения, противоречащего законодательству, а также невыполнение принятых в связи с обращением решений влекут наложение штрафа на должностных лиц в размере от двух до пяти базовых величин. Кроме этого, если в результате обращения в государственный орган были нарушены права граждан, они также имеют право требовать компенсации имущественного ущерба и материального возмещения морального вреда от государственных органов, должностные лица которых допустили нарушение прав и свобод граждан при рассмотрении их обращений. Споры о возмещении гражданам материального ущерба и морального вреда разрешаются в судебном порядке. Если гражданин не согласен с тем ответом, который он получил на свое обращение в государственный орган, он вправе обжаловать его в вышестоящем органе или суде.
Вопрос 3. Государственная политика в области защиты материнства и детства
Система охраны материнства и детства включает правовые, организационные, медицинские и социальные аспекты, обеспечивающие реализацию и защиту прав женщин на репродуктивное здоровье, планирование семьи и прав подрастающего поколения. Создание государством условий для реализации этого права является основой национальной безопасности. Развитие системы охраны детства в Республике Беларусь, кроме совершенствования её медицинской составляющей, в значительной мере связано с оптимизацией системы социальных пособий и льгот семьям, беременным женщинам и женщинам, воспитывающим детей, детям и другим категориям граждан, участвующим в воспитании детей. Оптимизация системы льгот создала реальные предпосылки серьёзного реформирования системы государственной адресной социальной помощи. Соответственно, становлению системы всесторонней защиты прав ребенка способствовало принятие ряда нормативно-правовых актов, которыми урегулированы система профилактики безнадзорности среди несовершеннолетних, социальной защиты детей сиротской категории, государственной защиты детей, находящихся в социально опасном положении, обучение детей с особенностями психофизического развития и др. В частности, для выполнения задач, определенных Декретом Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» от 24.11.2006 г. № 18, разработаны ряд нормативно-правовых актов и план мероприятий по реализации основных положений Декрета. Так, Министерством здравоохранения приняты приказы «Об утверждении плана мероприятий по выполнению комплекса мер по дальнейшей реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18» от 27.07.2008 г. № 661; «О принятии мер по выполнению Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18» от 21.11.2008 г. №1063 и др. Во исполнение распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь от 19.04.2010 г. № 56р создана межведомственная комиссия, осуществляющая постоянный мониторинг ситуации на местах по выполнению Декрета № 18. Таким образом, в республике сформирован адресный механизм поддержки семьи, который, с одной стороны, гарантирует предоставление материальной помощи, а с другой, не позволяет родителям избежать ответственности за воспитание и содержание детей; создана система ранней профилактики социального сиротства, позволяющая своевременно и комплексно (на межведомственном уровне) определить конкретные проблемы конкретной семьи и обеспечить адекватную адресную материальную, социальную, педагогическую и психологическую помощь в сохранении семьи для ребенка, а также определить границы ответственности всех государственных органов в работе с семьей. Анализ проблемы правового обеспечения материнства и детства в разных странах свидетельствует, что для стран, добившихся наибольших успехов в организации системы охраны материнства и детства, характерны, во-первых, полная интеграция элементов системы охраны материнства и детства и планирования семьи, сбалансированность их обеспечения, финансирования и управления с созданием соответствующей нормативно-правовой базы. И в нашей республике вопросы охраны материнства и детства, защиты прав и законных интересов детей в семье и обществе, рождение и воспитание ребенка, выполнение родительских обязанностей рассматриваются как важнейшие социально значимые и определяются на самом высоком законодательном уровне. Этой проблеме посвящены двенадцать Указов и Декрет Президента Республики Беларусь, а также шестнадцать Законов Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о браке и семье» и ряд других нормативно правовых актов. Важнейшим документом, определяющим задачи законодательства о браке и семье, является Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9.07.1999 г. № 278-З. В соответствии со статьей 1 Кодекса основными задачами законодательства о браке и семье Республики Беларусь являются: • укрепление семьи в Республике Беларусь как естественной и основной ячейки общества на принципах общечеловеческой морали, недопущение ослабления и разрушения семейных связей; • построение семейных отношений на добровольном брачном союзе женщины и мужчины, равенстве прав супругов в семье, на взаимной любви, уважении и взаимопомощи всех членов семьи; • установление прав детей и обеспечение их приоритета; • установление прав и обязанностей супругов, родителей и других членов семьи в соответствии с положениями Конституции Республики Беларусь, нормами международного права; • охрана материнства и отцовства, прав и законных интересов детей, обеспечение благоприятных условий для развития и становления каждого ребенка. Следует добавить, что в качестве действенного механизма реализации прав ребенка, кроме совершенствования национальных законодательств, созданных с учетом основных международных принципов, выступают международные организации, оказывающие медицинскую, гуманитарную и консультативную помощь. В частности, в Республике Беларусь с 1994 года действует представительство Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), которое в рамках сотрудничества с Правительством страны и неправительственными организациями, поддерживает проекты и программы, касающиеся детей, включая оказание консультативной и гуманитарной помощи. Например, совместно с ЮНИСЕФ в республике реализуются мероприятия ряда программ по защите материнства и детства: «Здоровье и развитие детей раннего возраста», «Предупреждение заболеваний, связанных с дефицитом йода в Республике Беларусь», «Развитие психосоциальной помощи детям раннего возраста», «Профилактика передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку» и др. Охрана здоровья женщин и детей имеет важное медико-социальное значение, как для современного этапа развития общества, так и для будущего страны. Здоровье ребенка находится в прямой зависимости от состояния здоровья матери, ее физической и нравственной готовности к рождению ребенка. Поэтому защита материнства и детства стала одной из основных задач государственной политики, важной составляющей здравоохранения, имеющей особое значение в формировании здоровья нации. На протяжении всей истории существования службы материнства и детства ее основными задачами остаются профилактическая направленность, снижение материнской и детской заболеваемости и смертности. Охрана репродуктивного здоровья населения, создание условий для рождения здоровых детей, предупреждение инвалидности, сокращение младенческой, детской и материнской смертности в стране имеют особую общественную значимость и стали критериями эффективности деятельности органов управления и организаций здравоохранения. В последние годы в республике немало сделано для повышения уровня социальной и медицинской защищенности матери и ребёнка. Для защиты и расширения прав матери и ребенка, в интересах семьи, успешно продолжается реформирование национального законодательства. Охрана здоровья женщин и детей в республике гарантирована: ● Конституцией Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 г. и 17.10.2004 г.). ● Законам Республики Беларусь «О здравоохранении» от 18.06.1993 г. № 2435-XII (в редакции Закона РБ от 11.01. 2002 г. № 91-З), с изм. и доп.; ● Законом Республики Беларусь «О правах ребенка» от 19.11.1993 г. № 2570-XII (в редакции Закона РБ от 25.10.2000 г. № 440-З), с изм. и доп.; ● Кодексом Республики Беларусь о браке и семье от 9.07.1999 г. № 278-З; ● другими нормативными правовыми актами. Законом Республики Беларусь «О правах ребенка» определено, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на охрану и укрепление здоровья. Всем детям предоставляется бесплатная медицинская помощь, включающая профилактику, диагностику, лечение заболеваний и медицинскую реабилитацию. Государством созданы условия, позволяющие женщинам сочетать труд с беременностью и материнством, обеспечивается правовая защита, материальная и моральная поддержка материнства, охрана труда. С 19 июля 2012 г. вступил в силу Закон РБ «О вспомогательных репродуктивных технологиях» от 7.01.2012 г. № 341-З, который в целях комплексного решения вопросов применения вспомогательных репродуктивных технологий, основанных на современных тенденциях, предусматривает принципиально новые подходы правового регулирования. С 1 ноября 2004 года начал функционировать Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя», который стал головным учреждением республики в области акушерства и гинекологии, неонтологии, педиатрии и медицинской генетики. Объединение учреждений науки и практического здравоохранения расширило возможность научных исследований и позволило повысить доступность для населения республики специализированной медицинской помощи, ускорило внедрение в практику здравоохранения собственных разработок, а также достижений отечественной и зарубежной науки. Указом Президента Республики Беларусь "О льготном обеспечении лекарственными средствами отдельных категорий граждан"от 22.03.2012 года №139 предоставлено право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами детей в возрасте до трех лет. Республика Беларусь относится к странам с низким уровнем младенческой и детской смертности. Устойчивой тенденцией является снижение младенческой смертности в течение ряда лет. Оценивая правовое регулирование общественных отношений в сфере охраны материнства и детства через призму законодательства о здравоохранении можно констатировать, что нормативно-правовая база в республике является основой формирования системы реализации и защиты прав женщин и детей на охрану своего здоровья и сохранения государственного характера оказания высококвалифицированной медицинской помощи, отвечает приоритетным направлениям, обеспечивает результативность, гарантирует доступность, высокое качество и эффективность оказания медицинской помощи, реализует запросы организаций и граждан, и убедительно выглядит на общеевропейском и международном уровне.
Вопрос 4. Органы и учреждения, осуществляющие защиту прав ребенка в Республике Беларусь
В соответствии со ст. 3 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» от 19.11.1993 г. № 2570-XII, защита прав и законных интересов ребенка обеспечивается: ■ комиссиями по делам несовершеннолетних, ■ органами опеки и попечительства, ■ прокуратурой, ■ судом, ■ иными организациями, уполномоченными на то законодательством Республики Беларусь, которые в своей деятельности руководствуются приоритетом защиты прав и законных интересов детей. Государственные органы поддерживают деятельность общественных объединений и иных некоммерческих организаций, содействующих защите и реализации прав и законных интересов ребенка. Координация деятельности государственных и негосударственных организаций по реализации настоящего Закона осуществляется Министерством образования Республики Беларусь. Основной задачей органа охраны детства является: 1) защита прав и интересов детей, защита прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей 2) социально-педагогическая и психологическая помощь детям-инвалидам, детям с недостатками умственного или физического развития, детям, оставшимся в неблагоприятных условиях 3) осуществление представительства по защите прав и интересов детей.
■ Комиссия по делам несовершеннолетних:
Правовой основой образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних является «Положение о порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних», утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения о порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних» от 10 декабря 2003 г. № 1599. Данное Положение разработано в соответствии с: ─ Законом Республики Беларусь «О правах ребенка» от 19.11.1993 г. № 2570-XII (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., № 33, ст. 430; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 103, 2/215), ─ Законом Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31.05.2003 года № 200-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 64, 2/949), ─ Законом Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» от 10.11. 2008 г № 453-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 277, 2/1549) ─ иными актами законодательства. Положением предусмотрено образование и деятельность комиссий по делам несовершеннолетних трёх уровней: ● комиссия по делам несовершеннолетних при Совете Министров Республики Беларусь; ● комиссии по делам несовершеннолетних облисполкомов, Минского горисполкома; ● комиссии по делам несовершеннолетних райисполкомов, горисполкомов, администраций районов в городах. Комиссия по делам несовершеннолетних при Совете Министров Республики Беларусь решает следующие задачи: ─ анализирует причины и условия возникновения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; ─ принимает предусмотренные законодательством меры по координации деятельности государственных органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; ─ организует разработку комплексных республиканских мероприятий (программ) по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, а также контролирует реализацию этих мероприятий; ─ принимает участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; ─ организует обучение представителей органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; ─ осуществляет иные функции, определенные в актах законодательства. Комиссии по делам несовершеннолетних облисполкомов, Минского горисполкома решает следующие задачи: ─ принимает меры, предусмотренные законодательством, по координации деятельности государственных органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; ─ разрабатывает комплексные мероприятия (программы) по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, защите прав и законных интересов несовершеннолетних в области, г. Минске, а также осуществляет контроль за их реализацией; ─ принимает участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; ─ анализирует, координирует и контролирует деятельность комиссий по делам несовершеннолетних райисполкомов, горисполкомов, администраций районов в городах; ─ обобщает и распространяет положительный опыт работы государственных органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказывает им организационно-методическую помощь; ─ вносит на рассмотрение облисполкома, Минского горисполкома вопросы состояния воспитательной и профилактической работы государственных органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; ─ осуществляет иные функции, определенные в актах законодательства. Комиссии по делам несовершеннолетних райисполкомов, горисполкомов, администраций районов в городах решают следующие задачи: ─ принимает предусмотренные законодательством меры по координации деятельности государственных органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в районе (городе); ─ вносит на рассмотрение соответствующих райисполкома, горисполкома, администрации района в городе вопросы состояния воспитательной и профилактической работы с несовершеннолетними; ─ принимает меры по защите, восстановлению и реализации прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий возникновения безнадзорности, беспризорности, совершения несовершеннолетними правонарушений; ─ оказывает помощь в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных, специальных лечебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, а также осуществляет иные предусмотренные законодательством функции по оказанию социальной помощи несовершеннолетним; ─ дает согласие на досрочное по инициативе учреждения образования прекращение образовательных отношений с несовершеннолетним обучающимся, осваивающим содержание одного из видов образовательных программ общего среднего образования и не освоившим содержание образовательной программы базового образования; ─ применяет меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей, опекунов или попечителей, иных лиц в случаях и порядке, предусмотренных законодательством; ─ вносит на рассмотрение соответствующих райисполкома, горисполкома, администрации района в городе вопросы состояния воспитательной и профилактической работы с несовершеннолетними; ─ ведет учет материалов, рассмотренных на своих заседаниях; ─ работает по планам (комплексным программам), утверждаемым на заседаниях такой комиссии; ─ осуществляет иные функции, определенные в Законе Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и иных актах законодательства. Заседание соответствующей комиссии по делам несовершеннолетних райисполкома, горисполкома, администрации района в городе проводится не реже одного раза в месяц. На такое заседание приглашаются несовершеннолетний, его родители, опекуны (попечители), прокурор, представители государственных органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также представители других организаций, граждане. В соответствии с законодательством решение комиссии по делам несовершеннолетних райисполкома, горисполкома, администрации района в городе для исполнения в пределах компетенции направляется прокурору, а также в государственные органы, учреждения и иные организации, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, другие организации и гражданам. Решение данной комиссии обязательно для исполнения всеми государственными органами, учреждениями и иными организациями, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, другими организациями, гражданами. Комиссия по делам несовершеннолетних райисполкома, горисполкома, администрации района в городе в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних вправе: ─ признать ребенка нуждающимся в государственной защите или отклонить ходатайство о признании ребенка нуждающимся в государственной защите; ─ принять решение об отобрании ребенка у родителей (единственного родителя); ─ установить ребенку статус детей, оставшихся без попечения родителей; ─ поместить ребенка на государственное обеспечение; ─ возвратить ребенка родителям, если причины, послужившие основанием для отобрания ребенка, отпали; ─ обратиться в суд с иском о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав или заявлением о направлении несовершеннолетнего в специальные учебно-воспитательные или специальные лечебно-воспитательные учреждения; ─ дать согласие на досрочное прекращение образовательных отношений с несовершеннолетним и принять меры по его дальнейшему жизнеустройству либо отказать в досрочном прекращении образовательных отношений; ─ привлечь гражданина (с его согласия), имеющего педагогическое образование или опыт работы с несовершеннолетними, для оказания помощи родителям, опекуну (попечителю) в воспитании несовершеннолетних, указанных в абзацах шестом–семнадцатом части первой статьи 5 Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; ─ ограничиться обсуждением материала; ─
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|