Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль семьи в становлении личности ребенка.




ФОРМЫ, ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА СЕМЬИ.

Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы

личности, является семья, как социальный воспитательный коллектив.

Социальные функции семьи отражают характер общественных

потребностей в её жизнедеятельности как социального института, а также индивидуальные потребности членов семейной группы. К таким социальным функциям, по мнению Н.И. Шевандрина, относятся:

1. Воспитательная функция. Состоит в удовлетворении

потребностей в отцовстве, материнстве, в воспитании детей и самореализации в детях. По отношению к обществу эта функция, реализуемая семьей, обеспечивает социализацию подрастающего поколения.

2. Хозяйственная функция. Заключается в удовлетворении

материальных потребностей семьи.

3. Эмоциональная функция. Рализуется в удовлетворении

потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Эта функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействует сохранению их психического здоровья.

4. Функция духовного общения. Проявляется в удовлетворении

потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении и играет важную роль в духовном развитии членов общества.

5. Функция первичного социального контроля. Обеспечивает

выполнение социальных норм членов семьи. Это касается пожилых людей, детей и тех членов семьи, которые страдают каким-либо физическим недугом.

6. Социально-эротическая функция. Воплощается в удовлетворении

сексуально­эротических потребностей членов семьи. Семья в этом смысле осуществляет регулирование сексуально-эротической направленности поведения членов семьи, а также обеспечивает биологическое воспроизводство общества.

Структура семьи – это состав семьи и число ее членов, а также

совокупность их взаимоотношений. В понятие «структура семьи» входят: 1) состав семьи; 2) системы разных уровней (вся семья в целом, подсистема родителей, детская подсистема, индивидуальные подсистемы); 3) основные параметры (сплоченность, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура семьи); 4) характер структурных проблем (межпоколенные коалиции, реверсия иерархии, тип несбалансированности семейной структуры).

1. Структурный состав:

• полная семья (есть мать и отец); • неполная семья (есть только мать или отец); • искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

2. Функциональные особенности:

• гармоничная семья; • дисгармоничная семья.

Стадии развития семьи в истории человечества:

- кровнородственная семья – первая форма семьи, следующая за состоянием промискуитета и предполагающая брачные отношения между родными и оллатеральными (побочными, двоюродными) братьями и сестрами, но запрещающая браки между родителями и детьми;

- пуналуальная семья, основывающаяся на групповом браке нескольких сестер с общими мужьями или нескольких братьев с общими женами;

- парная, или синдиасмическая, семья основывалась на добровольном союзе сторон, один мужчина проживал с одной женщиной;

- патриархальная, т.е. полигамная, семья; (многоженство)

- моногамная семья современного вида.

В зависимости от состава семьи:

- нуклеарная – родители и дети (наиболее распространенный тип);

- расширенная – родители, дети и другие родственники;

- полная – участие обоих родителей

- неполная – один из родителей отсутствует;

 

- Неолокальные (семья размещается на новой территории)

- Патрилокальные (жена приходит в семью мужа)

- Матрилокальные (муж приходит в семью жены)

- Матрифокальные (отец не живет в семье, поэтому семья состоит из взрослых женщин с маленькими детьми)

- Авункулокальные (маленькие дети живут со своими матерями, но после достижения зрелости, они уходят жить в дом брата матери)

- Амбилокальные (нет строгой привязки к порождающей семье)

- Натолокальные (и муж, и жена остаются жить в семьях своих родителей)

 

РОЛЬ СЕМЬИ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.

Важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего по­коления. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье: определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития. В истории родительства все более явной становится тенденция возрастания значения института семьи.

Главными задачами семьи являются формирование первой

социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте, базового доверия к миру и привязанности в младенчестве: Формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудниче­ство и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении са­мостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; созда­ние условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении

одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Можно выделить три стиля семейного воспитания: - демократический - авторитарный - попустительский (либеральный).

При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль "согласия".

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль "подавления".

При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

 

Ребёнок видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

 

М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

 

СТРУКТУРА РОДИТЕЛЬСТВА.

Родительство (материнство и отцовство) является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека. Качество этих проявлений, их социально-психологические и педагогические последствия имеют непреходящее значение. Характер родительства отражается на качестве потомства, обеспечивает личное счастье человека и его бессмертие. Можно утверждать, что будущее общества - это сегодняшнее состояние родительства.

Родительство входит как относительно самостоятельная система в систему семьи. Цель родительства – рождение и воспитание детей.

Родительство включает в себя материнство и отцовство, но рассматривается шире их простой совокупности. Отдельные проблемы материнства достаточно разработаны в современной психологии, отцовство практически не изучено. Не разработаны способы целенаправленного формирования осознанного родительства. Во многом это связано с тем, что родительство – это феномен, трудно поддающийся формализации.

Родительство формируется под влиянием различных социальных и биологических факторов и в свою очередь определяет состояние общества.

Наиболее изучено родительство с точки зрения репродуктивных установок и репродуктивного поведения личности. Чаще всего отмечается их зависимость от родительской семьи.

Родительство описывается понятиями «ответственность», «доверие», «готовность». Понятие «ответственность» связано с определённой тревогой, беспокойством за судьбу ребёнка.

Возникновение ответственности может проявляться в разное время: задолго до появления ребёнка, во время беременности и родов, сразу после рождения, некоторое время спустя. Иногда чувство ответственности за ребёнка появляется у супругов не синхронно. Содержание, вкладываемое в понятие «ответственность» у мужчин и женщин также разное.

Также с родительством связано понятие «доверие». Родительство предполагает наличие представлений и ожиданий не только по отношению к ребёнку, но и к супругу. Обычно рождению ребёнка предшествует осмысление доверия по отношению к реальному или предполагаемому супругу. Доверие исходит из двух основных элементов: предвидения и сопоставления реального родительского поведения со своими ожиданиями и идеалами. Доверие к супругу означает, что большинство вариантов его поведения устраивают, а также то, что в любой ситуации можно рассчитывать на его поддержку и помощь. Родительство – это не просто осознание себя матерью или отцом, а родителями, делегирование части ответственности супругу.

Понятие «готовность к родительству» предполагает как оценку собственной готовности стать родителем, принять на себя ответственность за жизнь и благополучие другого человека, но и оценка готовности своего партнёра. Переход от брачных отношений к семье – высшая степень доверия своему супругу.

Ответственность, доверие и готовность могут оказаться мнимыми, не отвечать представлениям и ожиданиям партнёра. Это может стать источником конфликтов. С появлением ребёнка происходит соотнесение предполагаемого положения вещей с реальным.

Родительство как интегральное образование личности включает:

ü Семейные ценности (ценностные ориентации супругов)

ü Родительские установки и ожидания

ü Родительское отношение

ü Родительские чувства

ü Родительские позиции

ü Родительская ответственность.

ü Стиль семейного воспитания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...