Социализация и воспитание в семье.
Социализация в семье происходит по двум параллельным направлениям: в процессе целенаправленного воспитания (семейное воспитание); в ходе социального научения, то есть непроизвольного (стихийного) усвоения социального опыта в условиях семьи. С одной стороны, социальное научение в семье происходит в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями, сестрами и другими родственниками; с другой — оно осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия членов семьи между собой. Семейное воспитание — это сложная система, складывающаяся в условиях конкретной семьи и осуществляемая силами родителей и родственников. На характер семейного воспитания влияют следующие факторы: наследственность, а также состояние здоровья детей и родителей; материально-экономическая обеспеченность семьи; социальное положение и уклад жизни в семье; структура семьи и ее количественный состав; место проживания и жилищные условия семьи; отношения в семье к ребенку и другие факторы. Задачи семейного воспитания: ü создать благоприятные условия для развития ребенка; ü стать социально-экономической и психологической защитой для развития ребенка; ü передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим; ü научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; ü воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я». Основные направления семейного воспитания: Физическое воспитание — основано на здоровом образе жизни в семье и включает правильную организацию распорядка дня, занятия физкультурой и спортом, закаливание организма и т.д.
Интеллектуальное воспитание — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, в развитии их познавательных интересов, склонностей, способностей. Нравственное воспитание — где на первый план вы ступает воспитание непреходящих моральных ценностей: любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства и долга. Эстетическое воспитание — призвано развивать художественные таланты и дарования детей или, как минимум, формировать представления о прекрасном. Трудовое воспитание — закладывает основу будущей праведной и достойной жизни детей, ибо жизненный путь человека, не приученного трудиться, заканчивается, как правило, плохо. Условия успешного воспитания в семье. ü Атмосфера любви и взаимного уважения. Человек, лишенный такой атмосферы не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. ü Наличие высоконравственного воспитателя, который учит ребенка быть правдивым, стремиться к тому, чтобы слово не расходилось с делом. ü Регулярный и радостный общественно-полезный труд. Наблюдая за работой взрослых, ребенок начинает сам ими тировать ее в игре, затем включается в процесс труда как помощник и, наконец, как самостоятельный исполнитель. ü Исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребенка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя, азартных игр и т.д. ü Гармоническое развитие всех способностей ребенка: слушание сказок, музыки и песен должно сменяться физическими упражнениями, подвижными играми, работой в саду. ü Соблюдение принципа постепенности и последовательности. По мере роста и развития ребенка задания должны становиться все более сложными и трудными. Но они должны быть посильными, иначе ребенок потеряет к ним интерес, появится лень.
ü Ограждение ребенка от контактов с безнравственными людьми. Взрослые, которые любят ребенка и желают ему до бра, должны строго контролировать каждый свой шаг, что бы не послужить примером безнравственного поведения.
РОДИТЕЛЬСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ. Стереотип, по мнению психологов, – это «относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека, события, явления и т.п.), складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе». Стереотипы несут в себе как позитивное, так и негативное содержание. Положительными функциями стереотипа являются следующие: 1) позволяет быстрее адаптироваться; 2) ускоряет процесс познания; 3) является первичным основанием для ориентировки в окружающем.
Отрицательные функции стереотипа: 1) искажает информацию; 2) сдерживает проявление и развитие индивидуальности; 3) препятствует развитию творческих способностей; 4) является барьером в общении между людьми.
В семейной жизни и в воспитании детей многие также придерживаются определенных стереотипов, которые могут даже передаваться из поколения в поколение. Эти стереотипы могут относиться как к мышлению, так и к поведению родителей. Наиболее распространенными стереотипами мышления являются: 1. полярное мышление; люди склонны к преувеличению или преуменьшению значения происходящих событий на свою жизнь. Часто крайние характеристики этого стереотипа свойственны беременным женщинам. Полярное мышление вредно. Дело в том, что крайности – это необъективность, которая приводит к ошибочным решениям, неадекватности в поведении и к отрицательным эмоциям.
2. чрезмерное обобщение; проявляется в выводах на основании единичного факта, которое распространяется в дальнейшем на все похожие ситуации без разбора. Ребенок упал на улице, заболел – «Я плохая мать!». Такая установка искажает действительность и парализует активность. Чтобы разрушить данный стереотип, необходимо сначала осознать его, а затем замечать в себе, как в матери (в отце) позитивные стороны и хвалить себя.
3. избирательное восприятие; выражается в концентрации внимания на определенных аспектах ситуации, фактах, которые кажутся существенными, и пренебрежением других, кажущихся неважными. Объясняется это склонностью человека отвергать любые утверждения, которые противоречат его убеждениям.
4. безосновательные выводы; строятся на основе недостаточного количества объективной информации. Недостающая информация замещается собственными домыслами и предположениями, не подтвержденными какими-либо аргументами, а выводы объясняются только тем, что «я так думаю» или «мне так кажется», и не более того. Так, мы делаем выводы о поступках других на основе собственных воззрений, предполагая, что они имеют такие же ценности, такие же убеждения, такие же взгляды на мир, такие же потребности, как и мы.
5. категоризация; это «психический процесс отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы, сенсорные и перцептивные эталоны, социальные стереотипы, стереотипы поведения и т.п.».
6. необоснованные ожидания. Ожидания приводят к двум видам эмоций: 1) если человек ожидает событий, оцениваемых им положительно, то возникает надежда; 2) если отрицательно, то разочарование, возмущение, безнадежность, отчаяние.
Таким образом, стереотипы в жизни людей помогают им быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, однако препятствуют развитию личности, творчеству и затрудняют процесс коммуникации. Родительские стереотипы сдерживают личностное развитие самого родителя и его ребенка. Первым шагом к преодолению стереотипных форм мышления и поведения является их выявление и осознание. Сам же процесс «ломки стереотипов» довольно долгий и медленный, однако необходим, т.к. позволит человеку принять себя самого и собственного ребенка таким, каков он есть на самом деле.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|