Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понимание посмертной жизни Священном Писании




ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования состоит в том, что понимание богословия смерти и воскресения для христианина является вопросом сотериологическим, а значит, из области теории переходит в область практики христианской жизни. Стоит отметить, что решение заданной проблемы невозможно без верного понимания антропологии св. апостола Павла, а значит, в работе будет освящении и эта тема.

Степень разработанности проблемы. Святоотеческая мысль очень часто обращалась к вопросу о том, что такое смерть и воскресение для человека. Постановку проблемы мы находим и у ранних отцов (св. Ириней Лионский, Ерм в книге Пастырь, св. Иустин Философ), прекрасное развитие в богословии св. Григория Нисского и св. Максима Исповедника. В двадцатом веке наблюдается оживление интереса к вопросам эсхатологии и посмертной жизни. Интересный взгляд дает англиканский епископ Том Райт, А.И. Осипов в книге «Посмертная жизнь души» разбирает данный вопрос со многими ссылками на святоотеческие писания. Архимандрит Иануарий Ивлев ставит вопросы эсхатологии рядом с вопросами антропологии и освещает проблему в новом свете.

Объектом исследования являются послания св. апостола Павла.

Предметом исследования является Богословие смерти и воскресения в посланиях ап. Павла.

Цель исследования - понять, что такое для апостола Павла смерть и что такое для него воскресение в свете антропологии и сотериологии.

Для раскрытия данной цели предлагается рассмотреть несколько задач:

1) Обозначить основные подходы к посмертной жизни в древних религиях.

2) Посмотреть на библейский подход к теме смерти.

)   Предварительно рассмотреть антропологию по апостолу Павлу

)   Перейти рассмотрению отдельных фрагментов посланий апостола, где он рассуждает о смерти и воскресении.

)   Обозначить, что есть смерть для апостола Павла

)   Обозначить, что есть воскресение для апостола Павла

)   Сделать заключение.

Цели и задачи исследования обусловили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав по 3 параграфа соответственно, заключения и списка использованной литературы.

 


 

Глава 1

Понимание посмертной жизни в древних религиях

 

Вопрос о том, что будет с человеком после смерти всегда был одним из главных для людей. Почти каждая религия дает свой ответ, но, однако, можно проследить общие черты человеческого поиска и выделить главные подходы к заданному вопросу. Архимандрит Ианнурий Ивлев условно делит основные верования в существование после смерти на три группы:

. Учение о перевоплощении (метемпсихозе), характерное для мира Древней Индии.

. Пессимистический взгляд, согласно которому люди по природе смертны. Умирая, «они» попадают в подземный мир, по-гречески Аид. Там, собственно, уже не люди, а их тени, некие оттиски. Само слово «ад, аид» (греч. haides, а-идес) происходит от «а-wides», нечто «не-видимое», т.е. место, которое не видно, и из которого ничего не видно. О нем и сказать-то толком абсолютно нечего. Частичное и временное оживление этих теней возможно только магическим действием: либо кровавым жертвоприношением, либо спиритическим актом. Этот взгляд был характерен для Месопотамии и архаической Греции.

. Оптимистический взгляд, согласно которому люди по природе бессмертны. После смерти они сохраняют свое индивидуальное сознание. Переходя в иной мир, люди сначала подвергаются суду на «границе» двух миров. При этом:

а) либо бессмертие носит «материальные» свойства, то есть люди по ту сторону ведут существование, носящее земные, вполне материальные черты (Египет);

б) либо бессмертие носит «духовные» свойства, то есть люди существуют по ту сторону как идеальные, бестелесные существа («души») (Греция классического периода и эллинизм).

Кратко ознакомившись с подходом языческих религий к теме посмертного существования, стоит обозначить библейское понимание данного вопроса.

Понимание посмертной жизни Священном Писании

 

Согласно архимандриту Иануарию, Библия не знает единого учения о посмертном существовании. Отец Иануарий пишет: «Израильтяне заимствовали свои представления от окружающих народов. Учение о перевоплощении не характерно для Писания. Наиболее долго держалось представление об Аде (шеоле). Шеол - подземное царство мертвых. Подчеркиваю - именно мертвых, а не живых. Жизнь дает только Бог Духом Своим. Когда Дух отнимается, человек перестает быть живым и, собственно, перестает быть человеком. В шеоле обитают не люди, не их «души» («нефешим»), а их мертвые тени («нефаим»).

Библейский мир велик и неоднозначен. Анимизм проникал всю древнюю культуру и религию. Ясно только, что ничего подобного греческой «душе» каноническое Писание вплоть до эллинистических времен не знает. Шеол - не место пребывания душ (нефешим). Это надо усвоить четко.

«Редеет облако и уходит; так нисшедший в преисподнюю не выйдет, не возвратится более в дом свой, и место его не будет уже знать его» (Иов 7,9-10).

«Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву. Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем.… Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл 9,4-6.10).

Душа - жизнь. А шеол, т.е. могила, - место пребывания не живых, а мертвых. Эти мертвецы иногда могут подавать лишь некоторые признаки жизни, как в случае магических действий некромантии (1 Цар 28), строго запрещенной Законом. Мертвецы оставлены Богом, не знают Его (Пс 87,5-13), они - прах, персть, ничего живого в себе не имеющие (Быт 1,24-25; Пс 103,29; Сир 16,31). Соответственно, они не несут и никакой посмертной ответственности, как и животные:

«Участь сынов человеческих и участь животных - участь одна; как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом» (Еккл 3,19).

Даже после того, как было получено откровение о телесном воскресении, многие иудеи придерживались старой пессимистической точки зрения (саддукеи, а также многие иудеи нового времени).

Надежда на оживление (или воскресение) сосуществовала с отрицанием такового и нашла себе выражение уже в очень древних книгах Ветхого Завета (1 Цар 2,6; Пс 48,16; 72,23-24). Сказания о Енохе и об Илии также вселяли надежду, что шеол - не обязательная участь человека. Наиболее явственно эта надежда на возможную жизнь после смерти выражена у пророка Исаии (Ис 24-27). Эта часть книги Исаии относится большинством исследователей к IV веку до РХ. В середине II века до РХ вера в воскресение мертвых и в посмертное воздаяние становится уже очень распространенной (Дан 12,2-3; 2 Макк 7,9). Впервые поэтому за усопших начинают возноситься молитвы (2 Макк 12,39-45). В апокрифической литературе возникает образ «геенны огненной». Платоническое влияние эллинистического времени вносит в иудейство диаспоры понятие «бессмертия души» (Прем 3,1-8), что частично отражается и на поздних новозаветных писаниях с отголосками платонизма (Откр 6,9; Евр 12,23; возможно, Лк 34, 37-39). Однако, - и это следует подчеркнуть, - для Писания преимущественным и принципиальным является не мысль о «бессмертии души», которая, после смерти нагая, облекается в воскресении новым телом. Основная мысль, связанная с воскресением, - мысль не об оживлении и не о воплощении, а о новом Творении Божием».

Ознакомившись с основными интуициями темы смерти и воскресения в ветхозаветных книгах, стоит перейти к рассмотрению антропологии согласно апостолу Павлу. Это крайне важно, потому что если не понять кто таков человек, не понять его природу согласно Священному Писанию, то нельзя говорить о том, что будет с человеком после смерти и по воскресении.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...