Смерть в посланиях апостола Павла
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Если сопоставить рассмотренную нами антропологию апостола Павла и его учение о смерти и воскресении, то для нас становится ясным, что смерть в понимании апостола есть прямое следствие греха, жизни в теле греховном, оторванном и не примиренным со своим Создателем (Рим.5:12): «Грех вошел в мир через одного человека, а с грехом - смерть, и таким образом, все стали смертными, потому что все согрешили». Конец греха - смерть, а жизнь в теле греха, не омытом крещением, происходит в похотях плоти и отрыве от Бога. Об этом прекрасно написано у Святителя Григория: «А раб удовольствий необходимые потребности делает путями страстей: вместо пищи ищет наслаждений чрева; одежде предпочитает украшения; полезному устройству жилищ - их многоценность; вместо чадорождения обращает взор к беззаконным и запрещенным удовольствиям. Потому-то, широкими вратами вошли в человеческую жизнь и любостяжание, и изнеженность, и гордость, и суетность и разного рода распутство». Грех порабощает человека и ведет к смерти (Рим.6:23): «Ибо возмездие за грех - смерть», но всегда есть возможность обратиться к Богу и принять дар Божий, который есть «жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.6:23). Каждому человеку дается возможность выбрать Бога и спасение. Здесь вновь стоит привести святоотеческую цитату, которая прекрасно описывает возможность различного выбора при равных условиях. Мы читаем у св. Николая Кавасилы: «И в том различие между праведными и злыми, которые в одних находились узах и тому же подлежали рабству, что одни с неудовольствием переносили оное порабощение и рабство и молились, чтобы разрушено было узилище и разрешились оные узы, и желали, чтобы глава тирана сокрушена была пленниками, а другим ничто настоящее не только ни казалось странным, но они еще утешались, находясь в рабстве. И в оные блаженные дни были подобные им, кои не приняли воссиявшего в них Солнца, и старались, сколько можно, погасить Его, делая все, что, по их мнению, могло уничтожить лучи Его. Потому одни освободились от рабства в аде, когда явился Царь, другие же остались в узах».
Если же человек принимает Бога через веру, дела любви и крещение, то для него жизнь становится наполненной смысла, и смерть теряет прежний ужас, так как приближает человека к победе над телом греха и облечением (одеянием) во Христа. Об этом прекрасно пишет апостол Павел (Фил.1:22): «Для меня жизнь - это Христос, и смерть - приобретение». Во Христе смерть побеждена и дар победы над смерть Христос дарует каждому верующему в Него и следующему за Ним (Рим.5:10): «Если мы, в прошлом враги Богу, примирились с Ним через смерть Его Сына, то тем более, примиренные, мы будем спасены Его жизнью!» Для человека, довольного своим телом греха, жизнь протекает в похотях плоти и ведет к смерти. Как было написано выше, от этого можно избавиться, приобщившись через крещение Христовой победе над смертью и верой в Него, ведущей к жизни в Духе. Что же происходит с телом при воскресении? Попытку дать на ответ на этот вопрос можно увидеть ниже.
Воскресение в посланиях ап. Павла
В воскресении, как пишет апостол Павел, тело греховное преобразится в тело духовное, не знающее смерти и греха: «Мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью» (2 Кор 5,4). В теле духовном человек уже не будет оторван от Бога, но сможет находиться в состоянии Богопознания: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор 13,12). Как при жизни в теле греха царствовала смерть, так в теле духовном будет царствовать благодать Божья (Рим.5:21): «Чтобы как грех царствовал и вел к смерти, так и благодать царствовала в праведности, ведущей к вечной жизни в Иисусе Христе, нашем Господе».
Уверенность в воскресении и победе над смертью во Христе - основание для правильного обращения со своим телом в нынешней жизни (1 Кор 6:14-15), ибо ни одно дело, сделанное здесь и сейчас в Господе и силою Духа, не пропадет в Божьем будущем (1 Кор 15:58). По воскресении тело уже не будет иметь греховных пороков, ведущих от Бога, ибо (Фил. 1:20): «возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью». Эту мысль хорошо выражает преподобный Максим Исповедник: «Непреложность произволения во Христе вновь вернула этому естеству через Воскресение бесстрастность, нетленность и бессмертие». Поняв, чем являлось воскресение в богословии апостола Павла и почему он так стремился ко встрече со Христом в смерти, можно перейти окончательным выводам.
Заключение Богословие смерти и воскресения в посланиях апостола Павла стоит на твердых библейских корнях и воплощает ветхозаветное эсхатологическое ожидание. Это есть надежда на будущее обновление всего творения Божия. «Вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце» (Ис 65. 17). Оторванное от Бога, живущее грехом и смерть, творение ex nihilo по природе снова погружается в ничто. Воскресением Христовым смерть побеждена, Бог желает воскресить человека в «теле духовном», чтобы придать творению совершенно новую форму существования, пронизанную Богом, живущую Им (1 Кор 13,12). Эта новая форма бытия будет за пределами зла и разрушения, пронизана славой Бога и причастна Его вечности. Грядущий век не просто вернет первое творение. Царствие Божие - не восстановление того, что было в начале. Оно завершает творение в совершенстве и новизне, приобщит падшего человека, при его желании, к жизни воскресшего Христа (как говори 6 глава послания к Римлянам: «Дар Божий - жизнь вечная во Христе, Господе нашем»). Ядром богословия смерти и воскресения Апостола Павла является остается сотериологическая христология, так что мотив спасения даже ослабляет представление о суде и наказании. «Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор 3,13-15). Как пишет Святитель Ириней Лионский: «Христос пришел не ради тех только, которые уверовали в Него, но для всех вообще людей, которые... желали видеть Христа и слышать Его голос. Посему всех таковых Он во втором пришествии Своем прежде воздвигнет... воскресит и поставит в Свое Царство».
Когда Апостол рассуждает о форме индивидуального посмертного существования, он стоит на твёрдой библейской позиции и вступает в резкую полемику с эллинистическими представлениями о бестелесной потусторонней жизни (см. выше анализ 5 главы послания второго послания к Коринфянам). Мир был сотворен благим, но неполным. Согласно богословию апостола Павла в воскресении тело человека станет телом совершенным, не знающим смерти, тления и страстей, облеченное в Славу Божию и ради этого человек должен быть готов «открыто прославлять Христа своим телом, будь то жизнью или смертью» (Фил.1:21). Истинную целостность, безгрешное, совершенное, пронизанное благодатью Божьей тело человек получает в телесно Воскресшем Господе, в «теле воскресения».
Список использованной литературы:
1. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. М.: Рос. Библейское о-во, 2009. - 1376 с. . Новый Завет. Псалтирь. Притчи: Современный русский перевод. М.: Рос. Библейское о-во, 2011. - 672 с. . Григорий Нисский. Творения, ч. VII. М.: Даниловский благовестник, 1995г. - 522 с. . Жила С. Прот. Руководство к изучению посланий святого апостола Павла и Апокалипсиса . Ивлиев И. архим. Церковь Божия как эсхатологическая реальность в мире . Ивлиев И. архим. Антропология в Новом Завете. . Ивлиев И. архим. Бессмертие в Библии . Ириней Лионский. Творения. Кн.4. СПб.: 1900 г, 420 с. . Максим Исповедник. Творения. Книга 2. Вопросо-ответы к Фалассию. М.: Мартис.1993г. - 425с. . Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе. М.: Изд. ПСТГУ, 1997 г. - 103с. . Осипов А. Проф. Посмертная жизнь души. М.: Даниловский благовестник, 2006 г. - 75с. . Том (Райт) Еп. Главная тайна Библии. Смерть и жизнь после смерти в христианстве. М.: Эксмо, 2009. - 384 с. . Уляхин В. Прот. Священное писание нового завета. Апостол. - М.: Изд. ПСТГУ, 2009. - 256 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|