Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия науки имеет своим основным предметом исследование общих закономерностей по производству, проверке и обоснованию научного знания на разных этапах истории развития общества.

Философия и методология научного знания.

Тема 1. Введение в предмет. Методологическая функция философии.

План:

1. Методологическая функция философии (интегративная, критическая, эвристическая). Гносеология, эпистемология, методология и философия науки: соотношение понятий.

2. Структура оснований научного знания и место в ней методологии. Объект и предмет методологии.

3. Предмет методологии. Основные методологические понятия.

 

Вопрос 1.Методологическая функция философии.Гносеология, философия науки, эпистемология и методологии: соотношение понятий.

М. Хайдеггер: «Наука ничего не может сказать сама о себе своими научными средствами; научное исследование направлено во вне, на предмет, и только в этой своей направленности остается научным. Поэтому вопрос «как возможна наука?» не может быть решен в рамках самой науки и ее средствами познания».

Гносеология – (от греч. gnosis – познание) исторически первый, фундаментальный раздел философии, в рамках которого осмысливаются познавательные отношения в системе «мир – человек». Занимается проблемами познаваемости мира и познавательных способностей человека.

Проблема научного познания составляет предмет философии науки. Важнейшие идеи и принципы философии науки начали формироваться еще в XVII веке, когда возникло экспериментальное естествознание, составившее основу классической науки.

Термин «философия науки» ввел Уильям Юэлл в 1840 г. (Англия). Но самостоятельной философской дисциплиной она стала лишь во второй половине XIX века. Важный вклад в ее становление внесли Г. Гельмгольц, Э. Мах, Ч. Пирс и др.

К предпосылкам дисциплинарного оформления философии науки можно отнести следующие факторы:

– наука превратилась в важную сферу общественной жизни;

– кризис механистического мировоззрения в результате революционных открытий в естествознании;

– стал осознаваться трагический для европейской цивилизации процесс расщепления культуры на научную и художественную и гуманитарную.

Чтобы определить место философии науки в общей системе дисциплин, изучающих те или иные аспекты научной деятельности, необходимо выявить те ее специфические особенности, которыми она отличается от других дисциплин. История науки – дескриптивная (описательная) дисциплина, которая занимается конкретным описанием различных открытий и изобретений в различных отраслях наук в разные периоды времени. Науковедение изучает формы организации науки, ее взаимодейстие с общественными структурами. Философия науки ставит своей главной целью исследование процесса познания в науке.

Философия науки имеет своим основным предметом исследование общих закономерностей по производству, проверке и обоснованию научного знания на разных этапах истории развития общества.

Философские основания науки составляют общие мировоззренческие установки, эвристические и регулятивные принципы, формирующиеся в рамках методологии и научного познания.

В рамках философии науки обычно выделяют эпистемологию и методологию науки. Эпистемология изучает структуру и рост научного знания, формы бытия науки.

Эпистемология о формах бытия науки:

– наука как особая сфера культуры;

– наука как социальный институт;

– наука как система научного знания;

– наука как познавательная деятельность.

Методология науки – вторая составная часть философии науки, которая изучает методы и способы познания, используемые как для построения и систематизации имеющегося научного знания, так и для получения нового знания. Выступая в качестве учения о методах, методология науки анализирует общие, частные и специальные методы науки. Общие методы применимы ко всем наукам и раскрывают отличительные особенности получения нового знания в науке, средства и способы его достижения на эмпирической и теоретической стадии исследования, нормы и критерии их использования, а также принципы проверки и обоснования полученного знания. Как особая область знания методология науки существует со второй половины XIX в.

 

Вопрос 2. Структура оснований научного знания и место в ней методологии. Объект и предмет методологии.

Современная философия науки предлагает следующую структуру науки как системы знаний и как познавательной деятельности:

1) основания науки;

2) эмпирический уровень научного знания;

3) теоретический уровень научного знания.

В свою очередь основания науки имеют собственную структуру, включающую следующие элементы:

– предпосылочное знание (включая научную картину мира);

– культура, обусловливающая идеалы и нормы исследований, критерии надежности, истинности результатов, а также оценку и отбор достижений науки;

– философия как методология: в силу рефлексивного характера философского знания выполняет функцию осмысления опыта развития науки и отбора и обоснования методологических оснований науки.

Объект методологии науки – наука как познавательная деятельность и система научных знаний.

Предмет методологии – средства и способы (методы) научного познания, включая:

– философские подходы и принципы (философские основания) науки;

– формы научного знания как единицы логико-методологического анализа (проблема, факт, гипотеза, теория, научно-исследовательская программа, парадигма);

– методологический арсенал науки и критерии научного знания.

Различают методологию научного исследования и методологию анализа существующего научного знания. Это разделение связано с двумя формами существования науки – как научной деятельности и как системы знания.

Соответственно и понятие методологии имеет два значения:

– система определенных правил, принципов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.);

– учение об этой системе, общая теория метода.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...