Философия науки имеет своим основным предметом исследование общих закономерностей по производству, проверке и обоснованию научного знания на разных этапах истории развития общества.
Философия и методология научного знания. Тема 1. Введение в предмет. Методологическая функция философии. План: 1. Методологическая функция философии (интегративная, критическая, эвристическая). Гносеология, эпистемология, методология и философия науки: соотношение понятий. 2. Структура оснований научного знания и место в ней методологии. Объект и предмет методологии. 3. Предмет методологии. Основные методологические понятия.
Вопрос 1.Методологическая функция философии.Гносеология, философия науки, эпистемология и методологии: соотношение понятий. М. Хайдеггер: «Наука ничего не может сказать сама о себе своими научными средствами; научное исследование направлено во вне, на предмет, и только в этой своей направленности остается научным. Поэтому вопрос «как возможна наука?» не может быть решен в рамках самой науки и ее средствами познания». Гносеология – (от греч. gnosis – познание) исторически первый, фундаментальный раздел философии, в рамках которого осмысливаются познавательные отношения в системе «мир – человек». Занимается проблемами познаваемости мира и познавательных способностей человека. Проблема научного познания составляет предмет философии науки. Важнейшие идеи и принципы философии науки начали формироваться еще в XVII веке, когда возникло экспериментальное естествознание, составившее основу классической науки. Термин «философия науки» ввел Уильям Юэлл в 1840 г. (Англия). Но самостоятельной философской дисциплиной она стала лишь во второй половине XIX века. Важный вклад в ее становление внесли Г. Гельмгольц, Э. Мах, Ч. Пирс и др. К предпосылкам дисциплинарного оформления философии науки можно отнести следующие факторы:
– наука превратилась в важную сферу общественной жизни; – кризис механистического мировоззрения в результате революционных открытий в естествознании; – стал осознаваться трагический для европейской цивилизации процесс расщепления культуры на научную и художественную и гуманитарную. Чтобы определить место философии науки в общей системе дисциплин, изучающих те или иные аспекты научной деятельности, необходимо выявить те ее специфические особенности, которыми она отличается от других дисциплин. История науки – дескриптивная (описательная) дисциплина, которая занимается конкретным описанием различных открытий и изобретений в различных отраслях наук в разные периоды времени. Науковедение изучает формы организации науки, ее взаимодейстие с общественными структурами. Философия науки ставит своей главной целью исследование процесса познания в науке. Философия науки имеет своим основным предметом исследование общих закономерностей по производству, проверке и обоснованию научного знания на разных этапах истории развития общества. Философские основания науки составляют общие мировоззренческие установки, эвристические и регулятивные принципы, формирующиеся в рамках методологии и научного познания. В рамках философии науки обычно выделяют эпистемологию и методологию науки. Эпистемология изучает структуру и рост научного знания, формы бытия науки. Эпистемология о формах бытия науки: – наука как особая сфера культуры; – наука как социальный институт; – наука как система научного знания; – наука как познавательная деятельность. Методология науки – вторая составная часть философии науки, которая изучает методы и способы познания, используемые как для построения и систематизации имеющегося научного знания, так и для получения нового знания. Выступая в качестве учения о методах, методология науки анализирует общие, частные и специальные методы науки. Общие методы применимы ко всем наукам и раскрывают отличительные особенности получения нового знания в науке, средства и способы его достижения на эмпирической и теоретической стадии исследования, нормы и критерии их использования, а также принципы проверки и обоснования полученного знания. Как особая область знания методология науки существует со второй половины XIX в.
Вопрос 2. Структура оснований научного знания и место в ней методологии. Объект и предмет методологии. Современная философия науки предлагает следующую структуру науки как системы знаний и как познавательной деятельности: 1) основания науки; 2) эмпирический уровень научного знания; 3) теоретический уровень научного знания. В свою очередь основания науки имеют собственную структуру, включающую следующие элементы: – предпосылочное знание (включая научную картину мира); – культура, обусловливающая идеалы и нормы исследований, критерии надежности, истинности результатов, а также оценку и отбор достижений науки; – философия как методология: в силу рефлексивного характера философского знания выполняет функцию осмысления опыта развития науки и отбора и обоснования методологических оснований науки. Объект методологии науки – наука как познавательная деятельность и система научных знаний. Предмет методологии – средства и способы (методы) научного познания, включая: – философские подходы и принципы (философские основания) науки; – формы научного знания как единицы логико-методологического анализа (проблема, факт, гипотеза, теория, научно-исследовательская программа, парадигма); – методологический арсенал науки и критерии научного знания. Различают методологию научного исследования и методологию анализа существующего научного знания. Это разделение связано с двумя формами существования науки – как научной деятельности и как системы знания. Соответственно и понятие методологии имеет два значения: – система определенных правил, принципов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); – учение об этой системе, общая теория метода.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|