Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 4.Основные методологические понятия (программа, алгоритм, подход и метод).

В науке важно не просто найти решение, а методологически закрепить его. Это требование четко сформулировал Р. Декарт: для науки существенно не любое случайное решение, не «счастливая находка», а именно наилучшее решение на основе правильного метода. Поэтому стержнем научной деятельности является научный метод, в котором уже присутствуют механизмы самокоррекции научного поиска. В правильном исследовательском методе уже заложены истинностные критерии. Иначе говоря, истина выступает в качестве коррелята научного метода и его продукта (Ч. Пирс).

В число основных методологических понятий входят: подход, метод, программа и алгоритм.

Программа – это совокупность однозначных действий; соответственно, описание программы есть совокупность однозначных предписаний. Те или иные программы могут входить в состав метода (понятие «метод» шире, чем понятие «программа) как его наиболее четко определенные части.

Алгоритм – это тоже программа, но такая, которая неизбежно приводит к решению той или иной задачи, т.е. это заведомо успешная программа действий (другое название – методика). Иначе говоря, алгоритм – это гарантированная программа.

Метод, в отличие от алгоритма, не гарантирует достижения поставленной цели. При описании метода исследования не предполагается, что он обязан дать однозначный положительный результат; один и тот же метод может быть использован в разных условиях для решения разных проблем, и, наоборот, одна и та же проблема может решаться разными методами.

Подход – это менее разработанное в методологической литературе понятие. В целом, подход представляет собой категорию более общую, чем метод. Ядро подхода составляют те или иные теоретические положения, допущения или понятия. Подход выступает теоретическим основанием для более конкретных методологических предписаний.

По сравнению с методом подход – это менее оформленное образование. Поэтому понятие «подход» нередко употребляется в тех ситуациях, когда та или иная предметная область науки методологически еще несовершенна. В этом случае мы лишь ищем подходы к проблеме. Вполне возможна ситуация, когда уже обозначен подход, но еще нет четко проработанного метода.

Подход – это менее директивное методологическое образование. Как правило, подход заведомо имеет или предполагает альтернативы в виде других подходов. Поэтому понятие «подход» нередко употребляется в тех ситуациях, когда исключена сама возможность единственной методологии (например, в некоторых гуманитарных направлениях).

Подход – это более крупное методологическое образование. В рамках одного подхода может использоваться целая совокупность методов. Поэтому понятие «подход» нередко употребляется в тех ситуациях, когда исходная методологическая идея может быть реализована разнообразными методами. Например, может осуществляться поиск оптимального метода в рамках того или иного подхода.

Научный метод – это система приемов и регулятивных принципов, руководящая научным познанием и обеспечивающая получение нового знания.

Система научно-познавательных методов включает в себя достаточно разнородное семейство методологических форм: регулятивы, определенные устоявшиеся методы, алгоритмы (методики), различные общие подходы. Описать единый научный метод однозначно, как унифицированную совокупность достаточно определенных предписаний, невозможно. Хотя такие попытки предпринимались. Например, Ф. Бэкон утверждал, что наука – это регистрация фактов, восхождение от единичных данных к существенным генерализациям. Р. Декарт считал, что наука – это прежде всего обобщенно-математический метод мышления, умение оперировать отвлеченными идеями.

Эти и другие сходные с ними программы во многом базируются на несколько упрощенных представлениях о научной деятельности. Невозможность однозначно охарактеризовать научный метод связана со сложностью, многомерностью, полиструктурированностью такого явления, как научная деятельность. В настоящее время общепризнанным является тезис, что вообще не существует монолитной науки как некой единой истинной теории, непрерывно развивающейся и равномерно расширяющейся.

Наука – это деятельность изначально диалогическая и плюралистическая, несущая в себе альтернативы, конфликты теорий, столкновение точек зрения, апробацию подходов и поиск наилучших методов. Научный метод не является алгоритмом и не гарантирует в общем случае однозначного достижения поставленной цели, делает научную деятельность принципиально открытой для новых подходов и методологических проектов, корректируемой и самосовершенствующейся.

Научный метод как теория в действии. Критерии научного метода не предшествуют научной деятельности (как бы задаваемых ей априорно), а вырабатываются внутри самой научной деятельности. В современном понимании научного метода акцент перенесен с поиска его универсальных координат (как было до середины XIX в.), на его конкретное звено, связанное непосредственно с конкретными научными теориями. Так, в неопозитивизме метод и теория считались раздельными: универсальный научный метод применим к наличному эмпирическому материалу; это применение рождает теорию как продукт.

В настоящее время происходит сближение понятий «теория» и «метод». Усилена предметно-теоретическая составляющая научной деятельности, подчеркивается, что те или иные содержательные научные методы связаны с самой теорией, рождаются в ее контексте. Однако, хотя сферы теоретического и методологического знания пересекаются и взаимодействуют, они не могут быть отождествлены.

В то же время, хотя нет некоего универсального, единственного научного метода, научная деятельность всегда управляется текущими регулятивными принципами, методологическими стандартами. В различных науках всегда действует то или иное сформировавшееся реальное методологическое поле.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...