Предмет и порядок изучения курса
Стр 1 из 76Следующая ⇒ Уральский государственный экономический университет В.В. Плещёв
Высокоуровневые методы Информатики и программирования. Delphi, C++ Builder, Visual C++ с примерами и упражнениями
Екатеринбург УДК 681.3.06 Допущен ББК 32.973 Министерством образования РФ П 38 в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по специальности «Прикладная информатика (по областям)» Рецензенты: Уральский институт бизнеса; математико‑механический факультет Уральского государственного университета им. А.M. Горького; кафедра информатики Курганского государственного университета
Плещёв В.В. П 38 Высокоуровневые методы информатики и программирования. Delphi, C++ Builder, Visual C++ с примерами и упражнениями: Учебник. 5‑е изд., испр. и доп. (допущен Минобразованием РФ) ‑ Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. – 344 с.
Учебник содержит компактное описание методов структурного и объектно-ориентированного программирования, основных средств языков программирования Delphi, C, C++ и их интегрированных сред быстрой разработки приложений Delphi, C++ Builder, Visual C++. Приводятся примеры программ, упражнения и контрольные вопросы. В качестве основных средств языков программирования рассмотрены операции, операторы, функции, компоненты, классы, объекты, их свойства, события, методы и процедуры ввода‑вывода данных, создания и использования файлов, баз данных и формирования форм, запросов, отчетов.
Рекомендовано студентам всех форм обучения по специальности «Прикладная информатика в экономике (по областям)», изучающим курсы «Методы структурного и объектно-ориентированного программирования», «Высокоуровневые методы информатики и программирования», «Информатика и программирование», «Базы данных», «Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий», «Основы алгоритмизации и языки программирования», «Визуальное и объектно‑ориентированное программирование» и др.
Оглавление Введение.............................................................................................. 13 Предмет и порядок изучения курса................................................................................. 13 Методы структурного программирования..................................................................... 15 Объектно-ориентированное программирование........................................................... 17 Сравнительный анализ объектно-ориентированных языков программирования..... 19 Глава 1. Язык программирования Delphi........................ 21 1.1. Типы данных............................................................................................................... 22 1.1.1. Константы............................................................................................................ 22 1.1.2. Переменные......................................................................................................... 23 1.1.3. Простые типы данных........................................................................................ 24 1.1.3.1. Целые типы.................................................................................................. 24 1.1.3.2. Вещественные типы.................................................................................... 24 1.1.3.3. Логические типы......................................................................................... 24
1.1.3.4. Символьные типы....................................................................................... 25 1.1.3.5. Тип дата ‑ время (TDateTime)..................................................................... 25 1.1.3.6. Перечисляемые типы.................................................................................. 25 1.1.3.7. Интервальные типы.................................................................................... 25 1.1.3.8. Порядковые типы........................................................................................ 26 1.1.4. Структурированные типы данных.................................................................... 26 1.1.4.1. Статические массивы.................................................................................. 26 1.1.4.2. Динамические массивы.............................................................................. 28 1.1.4.3. Записи........................................................................................................... 28 1.1.4.4. Множества.................................................................................................... 30 1.1.5. Типы строк........................................................................................................... 31 1.1.6. Универсальные типы - Variant........................................................................... 31 1.1.7. Массивы типа Variant......................................................................................... 32 1.1.8. Указатели............................................................................................................. 32 1.1.9. Процедурные типы............................................................................................. 33 1.1.10. Процедурные указатели................................................................................... 34 Вопросы для самопроверки и контроля..................................................................... 34 1.2. Операции..................................................................................................................... 34 1.2.1. Арифметические операции................................................................................ 34 1.2.2. Операции присвоения и сравнения.................................................................. 34 1.2.3. Логические операции......................................................................................... 34 1.2.4. Логические поразрядные операции.................................................................. 35 1.2.5. Операции со строками........................................................................................ 35 1.2.6. Операции над множествами.............................................................................. 35 1.2.7. Операции с указателями..................................................................................... 36 1.2.8. Порядок вычисления выражений...................................................................... 36 1.2.9. Преобразование типов........................................................................................ 36 Вопросы для самопроверки и контроля..................................................................... 36 1.3. Структура и этапы разработки проекта................................................................... 37 1.3.1. Структура проекта.............................................................................................. 37
1.3.1.1. Основные типы файлов.............................................................................. 37 1.3.1.2. Файлы ресурсов........................................................................................... 37 1.3.2. Программа............................................................................................................ 38 1.3.2.1. Структура программы................................................................................. 38 1.3.2.2. Структура головной программы проекта................................................. 38 1.3.3. Подпрограммы.................................................................................................... 39 1.3.3.1. Типы подпрограмм...................................................................................... 39 1.3.3.2. Процедуры и функции, определенные пользователем........................... 40 1.3.4. Модули................................................................................................................. 42 1.3.5. Компилятор.......................................................................................................... 43 1.3.5.1. Общее описание компилятора................................................................... 43 1.3.5.2. Основные директивы компилятора......................................................... 44 1.3.5.3. Директивы условной компиляции............................................................ 44 1.3.6. Этапы разработки проекта................................................................................. 45 1.3.6.1. Разработка интерфейса и программного кода.......................................... 45 1.3.6.2. Компиляция................................................................................................. 45 1.3.6.3. Cборка........................................................................................................... 45 1.3.6.4. Выполнение................................................................................................. 45 1.3.6.5. Выполнение консольного приложения и DOS‑программ...................... 46 1.3.7. Отладка................................................................................................................. 46 1.3.7.1. Максимальный контроль ошибок.............................................................. 46 1.3.7.2. Оптимизация кода программы.................................................................. 47 1.3.7.3. Пошаговое выполнение программы......................................................... 47 1.3.7.4. Протокол событий....................................................................................... 48 1.3.7.5. Просмотр и изменение значений............................................................... 48 1.3.7.6. Просмотр программного кода.................................................................... 50 1.3.7.7. Отладка внешних процессов...................................................................... 50
1.3.7.8. Отладка в машинных кодах....................................................................... 50 1.3.7.9. Инспектор отладки...................................................................................... 51 1.3.8. Редактор кода....................................................................................................... 51 Вопросы для самопроверки и контроля..................................................................... 51 1.4. Операторы................................................................................................................... 51 1.4.1. Общие сведения.................................................................................................. 51 1.4.2. Оператор присваивания..................................................................................... 52 1.4.3. Оператор безусловного перехода Goto............................................................. 52 1.4.4. Оператор вызова процедуры или функции..................................................... 52 1.4.5. Пустой оператор (;)........................................................................................... 52 1.4.6. Условный оператор If......................................................................................... 52 1.4.7. Оператор множественного выбора Case.......................................................... 52 1.4.8. Операторы цикла................................................................................................ 53 1.4.8.1. Счетный цикл For........................................................................................ 53 1.4.8.2. Цикл Repeat ‑ Until...................................................................................... 53 1.4.8.3. Цикл While................................................................................................... 54 1.4.9. Оператор присоединения имени ‑ With............................................................ 54 1.4.10. Вставка команд ассемблера.............................................................................. 54 Вопросы для самопроверки и контроля..................................................................... 55 1.5. Объектно‑ориентированное программирование.................................................... 55 1.5.1. Определение........................................................................................................ 55 1.5.2. Объявление класса и объекта............................................................................. 57 1.5.3. Динамическое создание и удаление объекта................................................... 57 1.5.4. Динамическое конструирование объектов...................................................... 58 1.5.5. Свойства............................................................................................................... 58 1.5.6. Методы................................................................................................................. 59 1.5.7. Конструкторы и деструкторы............................................................................ 60 1.5.8. События................................................................................................................ 60 Вопросы для самопроверки и контроля..................................................................... 61 1.6. Обработка исключительных ситуаций.................................................................... 61 1.6.1. Исключения......................................................................................................... 61 1.6.2. Иерархия классов исключений.......................................................................... 61 1.6.3. Свойства и конструкторы исключений............................................................ 63 1.6.4. Блок зачистки Try ‑ Finally ‑ End........................................................................ 64
1.6.5. Зачистка в разделе модуля Finalization.............................................................. 64 1.6.6. Блок обработки исключений Try ‑ Except ‑ End.............................................. 64 1.6.7. Искусственная генерация исключений............................................................ 65 1.6.8. Исключения EAbort и функция Abort.............................................................. 66 1.6.9. Создание нового типа исключения................................................................... 66 Вопросы для самопроверки и контроля..................................................................... 66 1.7. Основные стандартные функции и процедуры...................................................... 66 1.7.1. Математические функции.................................................................................. 67 1.7.2. Форматирование................................................................................................. 67 1.7.2.1. Строка форматирования............................................................................. 67 1.7.2.2. Функция форматирования Format............................................................. 68 1.7.3. Преобразование дат и времени.......................................................................... 68 1.7.4. Обработка строк с нулевым символом в конце............................................... 69 1.7.5. Обработка строк без нулевого символа в конце.............................................. 70 1.7.6. Диалоговые окна ввода и вывода сообщений................................................. 71 1.7.7. Воспроизведение звуков.................................................................................... 73 1.7.8. Запуск из приложения внешних программ...................................................... 74 1.7.9. Специальные процедуры и функции................................................................ 75 1.7.10. Сообщения Windows......................................................................................... 75 Вопросы для самопроверки и контроля..................................................................... 76 1.8. Файлы.......................................................................................................................... 76 1.8.1. Типы файлов........................................................................................................ 76 1.8.2. Файлы Паскаля.................................................................................................... 76 1.8.2.1. Любые файлы............................................................................................... 76 1.8.2.2. Типизированные файлы............................................................................. 77 1.8.2.3. Текстовые файлы........................................................................................ 78 1.8.2.4. Печать текста............................................................................................... 79 1.8.2.5. Нетипизированные файлы......................................................................... 79 1.8.3. Объектный подход к файлам............................................................................. 79 1.8.4. Файлы Windows.................................................................................................. 80 1.8.5. Обслуживание внешних файлов и каталогов.................................................. 81 Вопросы для самопроверки и контроля..................................................................... 83 1.9. Динамические структуры данных............................................................................ 83 1.9.1. Общие сведения.................................................................................................. 83 1.9.2. Процедуры и функции динамического распределения памяти..................... 84 1.9.3. Формирование стека........................................................................................... 84 1.9.4. Формирование очереди...................................................................................... 85 Вопросы для самопроверки и контроля..................................................................... 85 Глава 2. Среда разработки Delphi.......................................... 86 2.1. Общие сведения.......................................................................................................... 86 2.1.1. Окна...................................................................................................................... 86 2.1.2. Панели компонентов и их настройка............................................................... 88 2.1.3. Архив объектов (репозиторий).......................................................................... 88 2.1.4. Справочная система............................................................................................ 89 2.1.5. Характеристика компонентов........................................................................... 90 2.1.6. Размещение и настройка компонентов на форме............................................ 90 2.1.7. Свойства............................................................................................................... 92 2.1.7.1. Имя объекта.................................................................................................. 92 2.1.7.2. Внешний вид объекта................................................................................. 92 2.1.7.3. Размеры объекта.......................................................................................... 93 2.1.7.4. Местоположение объекта........................................................................... 93 2.1.7.5. Перемещение объекта................................................................................. 93 2.1.7.6. Доступ к объекту......................................................................................... 93 2.1.7.7. Значение объекта......................................................................................... 94 2.1.7.8. Меню............................................................................................................. 94 2.1.7.9. Вид указателя мыши................................................................................... 94 2.1.7.10. Справочная система.................................................................................. 94 2.1.7.11. Наследование родительских свойств...................................................... 95 2.1.8. События................................................................................................................ 95 2.1.8.1. Процедуры обработки событий................................................................. 95 2.1.8.2. Мышь............................................................................................................ 95 2.1.8.3. Клавиатура................................................................................................... 96 2.1.8.4. Перемещение объектов............................................................................... 96 2.1.8.5. Другие события........................................................................................... 97 2.1.9. Методы................................................................................................................. 97 2.2. Глобальные объекты................................................................................................... 98 2.2.1. Формы (Form)...................................................................................................... 98 2.2.1.1. Свойства....................................................................................................... 98 2.2.1.2. Методы......................................................................................................... 99 2.2.1.3. События...................................................................................................... 100 2.2.1.4. Некоторые приемы работы с формами................................................... 101 2.2.2. Приложение (Application)................................................................................. 102 2.2.2.1. Свойства..................................................................................................... 102 2.2.2.2. Методы....................................................................................................... 102 2.2.2.3. События...................................................................................................... 103 2.2.3. Экран (Screen).................................................................................................... 103 2.2.3.1. Свойства..................................................................................................... 103 2.2.3.2. Методы....................................................................................................... 104 2.2.3.3. События...................................................................................................... 104 2.2.4. Принтер (Printer)................................................................................................ 104 2.2.4.1. Свойства..................................................................................................... 104 2.2.4.2. Методы....................................................................................................... 104 2.2.5. Буфер обмена Windows (Clipboard)................................................................ 105 2.2.5.1. Свойства..................................................................................................... 105 2.2.5.2. Методы....................................................................................................... 105 2.2.6. Списки (TList).................................................................................................... 105 2.2.6.1. Свойства..................................................................................................... 105 2.2.6.2. Методы....................................................................................................... 105 2.2.6.3. Схема создания списка............................................................................. 106 2.2.7.Список строк и объектов (TStringList)............................................................. 106 2.2.7.1. Свойства..................................................................................................... 106 2.2.7.2. События...................................................................................................... 107 2.2.7.3. Методы....................................................................................................... 107 2.2.8. Графика.............................................................................................................. 107 2.2.8.1. Шрифт (TFont)................................................................................................ 107 2.2.8.2. Перо (TPen)..................................................................................................... 108 2.2.8.3. Кисть (TBrush)................................................................................................ 108 2.2.8.4. Канва, ее свойства и графические методы (TCanvas)................................ 108 2.2.8.5. Изображение (TGraphic, TPicture)................................................................. 110 2.2.8.6. Анимация........................................................................................................ 111 2.3. Основные компоненты............................................................................................ 111 2.3.1. Вывод текста...................................................................................................... 111 2.3.1.1. Текстовая надпись (Label)......................................................................... 111 2.3.1.2. Статическая текстовая надпись (StaticText)........................................... 112 2.3.1.3. Строка состояния (StatusBar)................................................................... 112 2.3.2. Ввод и редактирование данных...................................................................... 112 2.3.2.1. Одностроковый текст (Edit)..................................................................... 113 2.3.2.2. Одностроковый текст с маской (MaskEdit)............................................ 113 2.3.2.3. Многостроковый текст (Memo)............................................................... 114 2.3.2.4. Таблица строк (StringGrid)........................................................................ 114 2.3.2.5. Рисуемая таблица (DrawGrid).................................................................. 115 2.3.2.6. Многострочный редактор текста в формате RTF (RichEdit)................ 116 2.3.2.7. Дата и время (DateTimePicker).................................................................. 117 2.3.3. Списки................................................................................................................ 117 2.3.3.1. Простой список (ListBox)......................................................................... 118 2.3.3.2. Комбинированный список (ComboBox)................................................. 118 2.3.4. Командные кнопки........................................................................................... 119 2.3.4.1. Стандартная кнопка (Button)................................................................... 119 2.3.4.2. Кнопка с рисунком (BitBtn)..................................................................... 119 2.3.4.3. Кнопка быстрого доступа (SpeedButton)................................................ 120 2.3.4.4. Независимый переключатель (CheckBox).............................................. 120 2.3.4.5. Зависимый переключатель (RadioButton).............................................. 121 2.3.4.6. Кнопка‑счетчик (SpinButton)................................................................... 121 2.3.5. Контейнеры....................................................................................................... 121 2.3.5.1. Группа (GroupBox).................................................................................... 121 2.3.5.2. Группа радиокнопок (RadioGroup).......................................................... 121 2.3.5.3. Группа независимых переключателей (CheckListBox)......................... 122 2.3.5.4. Панель (Panel)............................................................................................ 122 2.3.5.5. Область прокрутки (ScrollBox)................................................................ 122 2.3.5.6. Фрейм (Frame)............................................................................................ 122 2.3.5.7. Разделители контейнеров (Splitter).......................................................... 123 2.3.5.8. Прокрутка страниц (PageScroller)............................................................ 123 2.3.6. Счетчики............................................................................................................ 123 2.3.6.1. Полоса прокрутки ‑ счетчик (ScrollBar).................................................. 124 2.3.6.2. Ползунок (TrackBar).................................................................................. 124 2.3.6.3. Счетчик (UpDown).................................................................................... 124 2.3.6.4. Редактируемое поле со счетчиком (SpinEdit)......................................... 125 2.3.6.5. Индикаторы процесса выполнения программы (ProgressBar, Gauge). 125 2.3.7. Графика.............................................................................................................. 125 2.3.7.1. Изображение (Image)................................................................................. 125 2.3.7.2. Список изображений (ImageList)............................................................. 126 2.3.7.3. Геометрическая фигура (Shape)............................................................... 126 2.3.7.4. Фаска (Bevel).............................................................................................. 126 2.3.7.5. Окно рисования (PaintBox)...................................................................... 126 2.3.7.6. Простая диаграмма (Gauge)...................................................................... 127 2.3.7.7. Диаграмма (Chart)...................................................................................... 127 2.3.8. Меню.................................................................................................................. 129 2.3.8.1. Главное меню (MainMenu)........................................................................ 130 2.3.8.2. Контекстное меню (PopupMenu).............................................................. 130 2.3.8.3. Программная настройка меню................................................................. 130 2.3.8.4. Горячие клавиши (HotKey)...................................................................... 130 2.3.8.5. Синхронизация объектов (ActionList)..................................................... 131 2.3.8.6. События приложения (ApplicationEvents).............................................. 131 2.3.9. Структурированные компоненты................................................................... 131 2.3.9.1. Панели инструментов (ToolBar).............................................................. 131 2.3.9.2. Панель управления (ControlBar).............................................................. 132 2.3.9.3. Расширенная панель управления (CoolBar)............................................ 132 2.3.9.4. Набор страниц (PageControl).................................................................... 133 2.3.9.5. Переключаемые страницы (TabControl).................................................. 133 2.3.9.6. Список элементов (ListView)................................................................... 134 2.3.9.7. Дерево элементов (TreeView)................................................................... 135 2.3.10. Системные компоненты................................................................................. 136 2.3.10.1. Таймер (Timer).......................................................................................... 136 2.3.10.2. Мультимедийный проигрыватель (MediaPlayer)................................. 136 2.3.10.3. Анимация AVI (Animation).................................................................... 136 2.3.11. Стандартные диалоги..................................................................................... 137 2.3.11.1. Открытие и сохранение файла (OpenDialog, SaveDialog)................... 137 2.3.11.2. Открытие и сохранение графического файла (OpenPictureDialog, SavePictureDialog) 138 2.3.11.3. Выбор шрифта (FontDialog).................................................................... 138 2.3.11.4. Выбор цвета (ColorDialog)...................................................................... 139 2.3.11.5. Настройка печати (PrintDialog).............................................................. 139 2.3.11.6. Настройка принтера (PrinterSetupDialog).............................................. 139 2.3.11.7. Поиск (FindDialog).................................................................................. 139 2.3.11.8. Поиск и замена (ReplaceDialog)............................................................. 139 2.3.11.9. Выбор диска (DriveComboBox).............................................................. 140 2.3.11.10. Выбор каталога (DirectoryListBox)...................................................... 140 Вопросы для самопроверки и контроля........................................................................ 140 Глава 3. Работа с базами данных....................................... 141 3.1. Основные понятия.................................................................................................... 141 3.2. Создание базы данных............................................................................................. 143 3.3. Создание модуля данных......................................................................................... 147 3.4. Компоненты доступа к данным (Data Access)....................................................... 148 3.4.1. Таблица (Table).................................................................................................. 148 3.4.2. Источник данных (DataSource)........................................................................ 149 3.4.3. Описание и доступ к полям записи базы данных......................................... 150 3.4.4. Компоненты работы с базой (Data Control).................................................... 151 3.5. Установка связей между таблицами...................................................................... 153 3.6. Установка полей соответствия (Lookup)................................................................ 154 3.7. Создание запросов.................................................................................................... 154 3.7.1. Визуальные средства........................................................................................ 155 3.7.2. Командные средства SQL................................................................................ 156 3.8. Основные операции с записями............................................................................. 159 3.9. Мастер форм.............................................................................................................. 163 3.10. Формирование отчетов средствами Quick Reports............................................. 163 3.10.1. Быстрый отчет (QuickRep)............................................................................. 163 3.10.2. Компоненты отчета......................................................................................... 165 3.10.3. Простой отчет.................................................................................................. 167 3.10.4. Отчет из нескольких таблиц с группировкой данных и итогами............. 168 3.10.5. Отчет типа «мастер/детальный».................................................................... 171 3.10.6. Составной отчет.............................................................................................. 173 3.11. Формирование отчетов средствами Rave Reports............................................... 173 3.11.1. Компоненты отчета......................................................................................... 173 3.11.2. Конструктор отчетов...................................................................................... 175 3.11.3. Компоненты панели инструментов.............................................................. 177 3.11.4. Отчет из нескольких таблиц с группировкой данных и итогами............. 179 3.12. Формирование отчетов средствами Fast Reports................................................ 183 3.12.1. Компоненты отчета......................................................................................... 183 3.12.2. Конструктор отчетов...................................................................................... 188 3.12.3. Компоненты панели инструментов.............................................................. 189 3.12.4. Отчет из нескольких таблиц с группировкой данных и итогами............ 189 3.13. Анализ данных cредствами многомерного куба Decision Cube........................ 194 3.14. Клиент‑серверные СУБД....................................................................................... 196 3.15. Доступ к данным по технологии ADO................................................................ 199 Вопросы для самопроверки и контроля........................................................................ 202 Глава 4. Взаимодействие приложений.......................... 203 4.1. Создание динамически подключаемых библиотек (DLL)................................... 203 4.2. Создание новых компонентов................................................................................ 204 4.3. Создание и установка ActiveX‑элементов............................................................. 206 4.4. Создание и установка пакетов................................................................................ 207 4.5. Использование пакетов............................................................................................ 207 4.6. Технология связывания и внедрения объектов (OLE)......................................... 208 4.7. Многопоточные приложения................................................................................. 208 4.8. Технология применения объектов COM, DCOM................................................. 211 4.9. Распределенные двухуровневые клиент‑серверные приложения...................... 213 4.9.1. Технология COM/DCOM с использованием сервера транзакций MTS...... 213 4.9.2. Технология CORBA.......................................................................................... 213 4.10. Распределенные многоуровневые приложения.................................................. 213 4.10.1. Технология MIDAS......................................................................................... 213 4.10.2. Создание сервера приложений доступа к базе данных............................. 214 4.10.3. Связь с сервером приложений по протоколу DCOM................................. 214 4.10.4. Связь с сервером приложений по протоколу Интернет TCP/IP................ 215 4.10.5. Связь с сервером приложений по протоколу HTTP.................................... 216 4.10.6. Основы разработки приложений Internet..................................................... 217 Глава 5. Дополнительные возможности...................... 225 5.1. Создание справочной системы............................................................................... 225 5.2. Обзор остальных возможностей............................................................................. 227 5.3. Формирование отчетов, диаграмм и анализа данных пакетом Crystal Reports. 227 5.4. Работа с Excel............................................................................................................ 228 5.5. Работа с Word............................................................................................................ 229 5.6. Основные отличия новых версий Delphi............................................................... 232 Глава 6. C++ Builder...................................................................... 236 6.1. Лексические структуры языка................................................................................. 237 6.1.1. Элементы........................................................................................................... 237 6.1.2. Константы.......................................................................................................... 238 6.1.3. Типы данных..................................................................................................... 239 6.1.4. Массивы............................................................................................................ 241 6.1.5. Структуры (записи)........................................................................................... 242 6.1.6. Объединения union............................................................................................ 242 6.1.7. Перечисления enum........................................................................................... 243 6.2. Основные возможности.......................................................................................... 243 6.2.1. Предпроцессор.................................................................................................. 243 6.2.2. Директива #Include........................................................................................... 243 6.2.3. Директива #define............................................................................................. 243 6.2.4. Функция вывод на терминал - Printf............................................................... 244 6.2.5. Функция ввод с клавиатуры - Scanf................................................................ 244 6.2.6. Функция Main в консольных приложениях................................................... 245 6.2.7. Функции............................................................................................................. 245 6.2.8. Классы памяти................................................................................................... 246 6.2.8.1. Автоматические переменные................................................................... 246 6.2.8.2. Регистровые переменные......................................................................... 247 6.2.8.3. Статические переменные и функции...................................................... 247 6.2.8.4. Внешние переменные............................................................................... 247 6.2.9. Операции........................................................................................................... 247 6.2.9.1. Арифметические операции...................................................................... 247 6.2.9.2. Операции отношения................................................................................ 247 6.2.9.3. Логические операции............................................................................... 248 6.2.9.4. Операции присваивания.......................................................................... 248 6.2.10. Операторы........................................................................................................ 249 6.2.10.1. Блоки и составные операторы............................................................... 249 6.2.10.2. Оператор возврата из функции ‑ return................................................. 249 6.2.10.3. Условный оператор ‑ if........................................................................... 249 6.2.10.4. Условная операция ‑?............................................................................. 249 6.2.10.5. Оператор выбора варианта ‑ switch....................................................... 249 6.2.10.6. Оператор безусловного перехода ‑ goto................................................ 250 6.2.10.7. Цикл с предусловием ‑ while................................................................. 250 6.2.10.8. Цикл с постусловием ‑ do while............................................................. 251 6.2.10.9. Итерационный цикл ‑ For....................................................................... 251 6.2.10.10. Пустой оператор.................................................................................... 253 6.3. Указатели................................................................................................................... 253 6.4. Функции, методы и макросы.................................................................................. 254 6.4.1. Математика........................................................................................................ 254 6.4.2. Обработка статистических данных................................................................. 256 6.4.3. Взаимное преобразование чисел и строк типа char....................................... 256 6.4.4. Взаимное преобразование чисел и строк типа AnsiString............................ 257 6.4.5. Преобразования дат и времени........................................................................ 258 6.4.6. Методы обработки строк типа AnsiString....................................................... 259 6.4.7. Функции обработки строк типа AnsiString.................................................... 260 6.4.8. Макросы обработки символов......................................................................... 261 6.4.9. Обработка строк с нулевым символом в конце............................................. 261 6.4.10. Управление каталогами и файлами на дисках............................................. 263 6.4.11. Диалоговые окна ввода и вывода сообщений............................................. 265 6.4.12. Воспроизведение звуков................................................................................ 266 6.4.13. Управление текущим процессом................................................................... 266 6.4.14. Запуск из приложения внешних программ.................................................. 266 6.5. Работа с файлами...................................................................................................... 267 6.5.1. Файлы в С.......................................................................................................... 267 6.5.2. Файлы в С++...................................................................................................... 270 6.5.3. Файлы в С++Builder.......................................................................................... 272 6.6. Объектно‑ориентированное программирование.................................................. 273 6.6.1. Создание классов и объектов........................................................................... 273 6.6.2. Виртуальные методы........................................................................................ 275 6.6.3. Дружественные функции................................................................................. 276 6.6.4. Шаблоны............................................................................................................ 276 6.6.5. Пространство имен........................................................................................... 276 6.6.6. Явные объявления конструкторов.................................................................. 277 6.6.7. Непостоянные объявления............................................................................... 277 6.6.8. Быстрый вызов функций -_fastcall.................................................................. 277 6.6.9. Блок обработки исключений try ‑ catch -_finally........................................... 277 Вопросы для самопроверки и контроля........................................................................ 278 Глава 7. Visual C++......................................................................... 280 7.1. Создание консольного приложения....................................................................... 280 7.2. Основные элементы управления............................................................................ 281 7.3. Списки....................................................................................................................... 284 7.4. Линейные регуляторы и индикаторы.................................................................... 285 Вопросы для самопроверки и контроля........................................................................ 285 Глава 8. Лабораторный практикум................................... 286 8.1. Примеры программирования задач........................................................................ 286 8.1.1. Игра «Угадай число» (Delphi).......................................................................... 286 8.1.2. Секундомер (Delphi).......................................................................................... 287 8.1.3. Бегущая строка (Delphi).................................................................................... 288 8.1.4. Рисование на экране (Delphi)........................................................................... 289 8.1.5. Тестирование по арифметике (Delphi)............................................................ 291 8.1.6. Игра «Морской бой» (Delphi).......................................................................... 294 8.1.7. Вывод диаграммы (
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|