Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современная экологическая ситуация и ее философское решение.




Современному миру для решения его сложнейших проблем нужны наука и техника, но не в меньшей мере он нуждается в философии для решения “вечных вопросов”. К таким вечным вопросам относится и вопрос о единстве человека и природы.

Смысл экологической проблемы – человек становится очень свободным в своем отношении к природе. Но эта свобода должна всегда находиться в зависимости от ответственности. Природа становится пространством для развития универсальных творческих связей человека, а значит экологическая потребность человека – и есть стремление развивать самого себя в сфере культурно-исторического изменения, т.е. отношение человека к природе связано с использованием тех средств, которые …???

 

Философия может помочь решению экологических проблем в различных направлениях, ибо она “ стимулирует формирования нового общественного сознания, ориентированного потребностью преодоления экологических противоречий, способствует преодолению ограниченности частных научных позиций, односторонности духовно-практических ориентаций человека в его отношениях с природой ”.

Можно выделить 3 круга проблем, которые философия связывает с современной критической экологической ситуацией.

Первый круг проблем связан с осознанием фундаментальности диалектического противоречия между человеком и природой и рассмотрением философских принципов, на основе которых это противоречие могло бы преодолеваться.

Второй круг проблем затрагивает вопросы познания взаимодействия человека и природы в плане субъект-объектного отношения.

Третий круг проблем — этико-эстетический. Он касается определенной нравственной и эстетической переоценки отношения к природной среде в плане формирования экологической этики, экологического сознания, эстетики природы, рассмотрения диалектики свободы и ответственности человека по отношению к природной среде. Конечно, выделение этих трех групп условно.

 

21. Образ человека в философии античности, средневековья и эпохи Возрождения.

Для философии античности и Древнего Востока человек в первую очередь есть фрагмент природы, сущность которого обусловлена безличностным мировым духом или разумом. Все существующее рассматривалось как единый и необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть, как «малая Вселенная. Он как бы погружен в этот Космос и живет по его законам. Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и таинственен, а нередко даже и враждебен человеку. Идеальное существование человека - это жить все же в согласии с этим миром, в чем и состоит подлинная мудрость.

Демокрит: Человек — это «малый мир», который обладает душой. Душа человека — это сочетание огневидных атомов. Человек произошел естественным путем из неживой природы — из те­плой грязи — без участия творца.

Эмпедокл: Человек и внешний мир состоят из одних и тех же элемен­тов, субъект и объект — качественно однородны, вследствие чего человек способен познать внешний мир.

Сократ: Сократ создал учение о человеке. В своем учении он подчеркивал, что мы не можем исследовать природу человека тем же путем, ка­ким мы раскрываем природу физических явлений.

Платон: обозначил тему взаимоотношений гражданина и государства, раскрыл социальные типы личности, определял человека, как воплощение бессмертной души.

Аристотель: особое внимание обратил на социальные качества человека, охарактеризовав его как «политическое животное» с разумной душой.

Философия Средневековья. В средневековой западной философии античный космоцентризм сменился христианским теоцентризмом. Это был радикальный сдвиг в общественном сознании, который сопровождался существенной "переоценкой ценностей". Если прежде человек рассматривался как частица космоса, то теперь он оценивался и соразмерялся через основоположения религии с идеей личного абсолютного Бога, который сообщает знание о себе в откровении.

Августин. Мир, природа и человек зависят от Творца. По мнению Августина, внутри у человека есть качества, которые аналогичны божественной Троице. Это — бытие, по­знание, любовь.

Фома Аквинский. Индивидуальность человека – личностное единство души и тела, именно душа обладает животворящей силой человеческого организма. Дуща – субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом. Именно через тело душа только и может образовывать то, что есть человек. Высказал тонкую и глубоко верную мысль: т.к некоторые люди имеют особенно тонко устроенные тела, души их имеют большую силу разумения. Личность, по Аквинату, есть «самое благородное» во всей разумной природе. Придерживался идеи бессмертия души.

Философия эпохи Возрождения. Взгляд на человека как на центр мироздания.

Николай Кузанский. Человек — это «малый мир», окружающая его природа — «большой мир», или «абсолютный минимум».

Якоб Бёме. Человек должен отказаться от реальной земной жизни и от личной деятельности. Он должен стремить­ся к тому, чтобы раствориться во всеобъемлющем, божествен­ном бытие.

Джордано Бруно.

22. Образ человека в философии Нового времени и в русской философии.

 

Для философии Нового времени человек полностью подчинен природе. Философы 17 в. утверждают право человека на свободу, счастье, развитие, и проявление своих способностей. Представление о свободе воли, считают рационалисты 17в., одно из самых живучих человеческих заблуждений.

Человек рассматривался как машина, "машина, которая состоит из костей и мяса"(Декарт), как существо, жизнедеятельность которого объяснима механическими законами. Правда, это существо обладает способностью мыслить: "мыслящая вещь, или вещь, которая умеет мыслить"(Декарт).

Гоббс. Человек - часть природы, функции которого принципиально сводимы к механическому движению, а законы разума - к законам математики.

Спиноза. Идеал человека – человек, который во всю руководствуется разумом.

Паскаль. Выделяет человека как «величие» и «ничтожество».

 

В русской философии человек был главной темой вопроса о смысле и целях истории. Первая в истории русской мысли систематическая философская разработка проблемы человека принадлежит Радищеву.

А.Н.Радищев. В трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии» он рассматривал «картину человека» под углом вписанности его в системе природных связей, подчеркивая способность человека видеть во всем (в себе тоже) присутствие Бога, при этом воспроизведя доказательства и в пользу смертности души, и в пользу бессмертия => 2 подхода к оценке этих противоречий.

1) Радищев признает существование души.

2)спор о смертности и бессмертии души – мучительный поиск, продолжающий вековую традицию в подходе к этому вопросу.

П.Я.Чаадаев. Человек- объективное единство 2х миров – физического и духовного, существо свободное, которое подчинено диалектике необходимости и свободы. Его идеал был чисто мистический — слияние человека с Богом, растворение в Божестве. Человечество, созданное Богом, должно вернуться в его лоно, победив материальную стихию. Построение царства Божия на земле изменит природу человека.

Славянофилы. Достижение целостности человека и обновление общ жизни усматривали в идее общины. Хомяков: Человек — ограниченное существо, наделенное рациональ­ной волей и нравственной свободой. Эта свобода означает сво­боду выбирать между любовью к Богу и себялюбием, другими словами, между праведностью и грехом.

Соловьев. Человек – вершина творения Бога. Общество – расширенная личность, а личность – сосредоточенное общество.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...