Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История становления и развития науки (периоды, факторы влияния).




Сами слова «наука» и « ученый » вошли в употребление лишь в XVIII—XX веках, а до этого естествоиспытатели называли свое занятие «натуральной философией».

Наука – основная форма человеческого познания, которая воспроизводит содержание, отношение человеком существующей реальности.

Причины возникновения:

1) формирование субъектно-объектных отношений между человеком и природой, между человеком и окружающей его средой (уже в эпоху Палеолита человек создаёт первые орудия труда из камня и кости — топор, нож, скребло, копьё, лук, стрелы, овладевает огнём и строит примитивные жилища. В эпоху Мезолита человек плетёт сеть, делает лодку, занимается обработкой дерева, изобретает лучковое сверло. В период Неолита (до 3000 г. до н. э.) человек развивает гончарное ремесло, осваивает земледелие, занимается изготовлением глиняной посуды, использует мотыгу, серп, веретено, глиняные, бревенчатые, свайные постройки, овладевает металлами. Использует животных в качестве тягловой силы, изобретает колёсные повозки, гончарное колесо, парусник, меха. К началу первого тысячелетия до нашей эры появляются орудия труда из железа).

2) усложнение познавательной деятельности человека.

Предпосылки развития науки:

1.Формирование речи;

2.Развитие счёта;

3.Возникновение искусства;

4.Формирование письменности;

5.Формирование мировоззрения (миф);

6.Возникновение философии.

Функции науки:

1)культурно-мировозренческая.

2)наука – непосредственная сила общества,

3)наука – важная социальная сила общества.

Периодизация:

*Преднаука — зарождение науки в цивилизациях Древнего Востока: астрологии, доевклидова геометрия, грамоты, нумерологии.

*Античная наука — формирование первых научных теорий (атомизм) и составление первых научных трактатов в эпоху Античности: астрономия Птолемея, ботаника Теофраста, геометрия Евклида, физика Аристотеля, а также появление первых протонаучных сообществ в лице Академии.

*Средневековая магическая наука — формирование экспериментальной науки на примере алхимии Джабира.

*Научная революция и классическая наука — формирование науки в современном смысле в трудах Галилея, Ньютона,Линнея.

*Неоклассическая наука — наука эпохи кризиса классической рациональности: теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна, принцип неопределенности Гейзенберга, гипотеза Большого Взрыва, теория катастроф Рене Тома, фрактальная геометрия Мандельброта.

 

Возможна и такая классификация:

1) доклассический (ранняя античность, поиск абсолютной истины, наблюдение и размышление, метод аналогий)

2) классический ( XVI—XVII вв., появляется планирование экспериментов, введён принцип детерминизма, повышается значимость науки)

3) неклассический (конец XIX в, появление мощных научных теорий, например, теории относительности, поиск относительной истины, становится ясно, что принцип детерминизма не всегда применим, а экспериментатор оказывает влияние на поиск эксперимента)

4) постнеклассический (конец XX в., появляется синергетика, расширяется предметное поле познания, наука выходит за свои рамки и проникает в другие области, поиск целей науки).

 

Научное познание и его специфические признаки.

Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания, — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Оно имеет задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. Научное познание отвечает на вопросы не только КАК, но и ПОЧЕМУ событие протекает именно таким образом. Процесс научного познания носит творческий характер, он включает в себя и интуицию, и догадку, и вымысел, и здравый смысл. Ключом и в житейском и в научном познании явл-ся узнавание уже неизвестного.

Особенности научного познания.

1. Первая и основная задача научного познания - обнаружение объективных законов действительности - природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на существенные свойства предмета и их выражение в системе абстракций. Без этого не может быть науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений.
2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но не без участия живого созерцания. Активность субъекта - важнейшее условие и предпосылка научного познания. Но приоритет в нем отдается объективности. ОБЪЕКТИВНОСТЬ - характерная черта научного познания.
3. Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на практическую воплощенность. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: "Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать" - не только в настоящем, но и в будущем.
4. Научное познание в гносеологическом плане - это сложный, противоречивый процесс воспроизводства знаний, которые образуют целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке - естественном или, что более характерно, - искусственном (математическая символика, химические формулы и т.п.). Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала - важный показатель научности.
5. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое "научное оборудование". Кроме того, для науки в большей мере, чем других форм познания, характерно использование в исследованиях своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, кибернетический и другие общенаучные приемы и методы (об этом - ниже).
6. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем в нем немало гипотез, догадок, предположений.

 

Строение и динамика научного знания (эмпирический и теоретический уровни).

Сущность научного знания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных действий. Научное знание охватывает что-то отн-но простое, что можно обобщить, доказать, ввести в рамки законов, причинного объяснения.

В научном знании реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...